viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Г.С. Папазян,  (Аспирант, Сочинский государственный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2017

Волонтерство; личность; обучение; развитие; личностный и профессиональный рост
    В развитых зарубежных странах активно используются возможности волонтерства в решении социальных задач, планируются и оцениваются его социально-экономические эффекты, свидетельствующие, что волонтерство вносит значимый вклад в социально-экономическое развитие стран. Широко используется за рубежом и педагогический потенциал волонтерства: в учебные планы включен «волонтерский семестр», реализуется программа «Добровольный социальный год» и др. В России вклад волонтерства в развитие страны, а также в профессиональное становление и личностное развитие ее граждан практически не изучался, статистически не учитывался и использовался недостаточно. Несколько изменило ситуацию проведение в России Зимних Олимпийских игр 2014 года и ряда других мега-событий (внимание государственных органов обратилось к учету и анализу показателей волонтерства, деятельности волонтерских организаций, создано много новых волонтерских организаций, волонтерством охвачена значимая часть российской молодежи), однако образовательно-воспитательные и личностно-развивающие эффекты волонтерства практически не изучены и используются недостаточно. В большинстве случаев обучающиеся понимают свое участие в волонтерских проектах как общественную деятельность, гражданский долг, возможность приобрести новые знакомства, воочию увидеть интересные события. При этом студенты практически не рассматривают волонтерство как значимый шаг к успешному профессиональному становлению, трудоустройству, карьере, как средство самореализации, личностного и профессионального развития. По этой причине мы обратились к изучению потенциала волонтерства в актуализации личностного и профессионального роста обучающихся.

Ключевые слова: Волонтерство; личность; обучение; развитие; личностный и профессиональный рост, потенциал волонтерства как средства личностного и профессионального роста.

 

Oтличительной чертой развитого общества является наличие такого феномена, как волонтерство (добровольчество) – безвозмездная деятельность на благо других людей, общества в целом.

Волонтерство включает целый ряд традиционных форм взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Сегодня волонтерство в масштабах отдельных стран и на международном уровне стало значимым феноменом, одним из наиболее распространенных видов деятельности в мире. Институт добровольчества распространен во многих странах мира, становясь все более значимым ресурсом развития различных сфер общества.

Выполненный анализ научной литературы и статистических документов позволяет заключить, что волонтерство дает четыре основных вида эффектов:

  • социальные, связанные с решением задач существования и развития общества;
  • экономические – косвенный вклад в экономическое развитие страны;
  • образовательно-воспитательные (педагогические) – содействие воспитанию и обучению, самообразованию граждан;
  • личностно-развивающие – решение индивидуальных психологических проблем личности, стимулирование ее развития.

Среди личностно-развивающих эффектов волонтерства следует отметить:

  • решение индивидуально-личностных проблем (чувство вины, одиночество, зависимость и т.д.);
  • обнаружение новых смыслов жизни, деятельности;
  • стимулирование к саморазвитию, личностному росту;
  • создание «плацдарма» для карьерного, профессионального роста;
  • расширение возможностей для самоутверждения;
  • предоставление условий для самореализации, раскрытия личностного потенциала;
  • возможности для овладения новыми знаниями, умениями, навыками, компетенциями;
  • побуждение к социальной активности, взаимодействию с другими людьми, к социально полезной деятельности.

Концепция добровольчества как взаимного несимметричного обмена предполагает, что доброволец, помогая другим, производя других как членов общества, производит и себя, и интегрирующие социальные отношения, и тем самым повышает социальный капитал сообщества.[2]

Волонтерство как общественное движение открывает подрастающему поколению перспективу проявить свои социальные и культурные особенности, выстраивать социальные отношения, развивать и находить применение своим моральным, духовным качествам, получать новые навыки, а также оказывать помощь в этом другим, находить поддержку, друзей, чувствовать свою необходимость и пользу. Тот факт, что у молодежи еще нет, как у большинства взрослых людей, устоявшихся интересов, объясняет, в определенной степени, характер потенциала и социальных возможностей молодого поколения. [4]

    Педагогический потенциал волонтерского движения проявляется в четырех основных сферах: воспитание и самовоспитание; обучение и самообучение; социализация и самосоциализация; профессиональное становление.

Важной составляющей педагогического потенциала волонтерства выступают его возможности как средства профессионального и личностного роста обучающихся. Выполненный анализ научной теории и практики организации волонтерской деятельности позволил определить такие возможности:

  • волонтерская деятельность, связанная с получаемой профессией, реализацией трудовых функций, способствует формированию необходимых профессиональных компетенций обучающегося. Так, обучающие по направлениям подготовки «Сервис», «Туризм», «Гостиничное дело» имеют возможность совершенствовать профессиональные компетенции в процессе выполнения следующих функций: «Обслуживание мероприятий», «Протокол», «Кейтиринг», «Аккредитация», «Лингвистические услуги», «Протокол», «Размещение», «Сервисы для зрителей», «Управление волонтерами» и др.;
  • гуманитарный характер волонтерской деятельности (ее содержание связано с общением, взаимодействием с другими людьми, оказанием им различных видов помощи) дает возможность более успешной социализации, развития коммуникативных навыков, совершенствования способности взаимодействовать с людьми, гуманитаризации профессиональной деятельности, принятия духовно-нравственных ценностей, связанных с принесением блага обществу в целом и конкретным людям;
  • свойственный многим видам волонтерской деятельности более высокий уровень непредсказуемости, импровизированности, динамичности способствует развитию стрессоустойчивости, способности к оперативному реагированию в новых ситуациях, креативности;
  • участие в волонтерском движении предоставляет обучающимся возможность овладеть новыми социальными и профессиональными ролями, новыми видами деятельности;
  • безоплатный характер волонтерского труда позволяет скорректировать систему жизненных ценностей и установок волонтера в сторону духовно-нравственных, а не материальных ценностей («Деньги – не главное, главное – результат, принесение пользы людям и получение от этого удовлетворения»);
  • командный характер большинства видов волонтерской деятельности развивает метапредметные, универсальные компетенции, умения социального взаимодействия, работы в команде и организации командной работы;
  • волонтерская деятельность в силу своего разнообразия, необходимости овладевать новыми знаниями, умениями, навыками в процессе труда, без предварительной подготовки позволяет обучающемуся испытать себя, самоутвердиться, а также обнаружить свои достоинства и недостатки, личностный потенциал, возможности, развивает навыки самообучения;
  • междисциплинарный характер многих волонтерских проектов, участие в их реализации студентов разных направлений подготовки позволяет обучающимся овладеть компетенциями не только своей профессии, но и ряда других, смежных с ней;
  • высокая динамичность требований к подготовке волонтеров для участия в разных волонтерских проектах создает условия для их высокой конкурентоспособности, адекватного реагирования на изменение требований рынка труда, в частности, потребности в специалистах, которые не только владеют конкретной профессией, а обладают некими комплексами компетенций, могут быстро овладеть новыми, чтобы затем комбинировать их для  успешного выполнения новых видов профессиональной деятельности;[1]
  • высокие возможности волонтерской деятельности в формировании актуальных метакомпетенций: работа в команде, проектная деятельность, социальное взаимодействие, коммуникация, социальная активность, креативность и др.;
  • общение в процессе волонтерской деятельности с представителями разных культур развивает коммуникативную и поликультурную компетенции, побуждает к саморазвитию, самопроектированию этих компетенций;
  • предъявляемые волонтеру в процессе его деятельности образцы деятельности других (тим-лидеров, других волонтеров) выступают стимулом личностного и профессионального роста;
  • социальная направленность волонтерской деятельности развивает социальную активность;
  • волонтерская деятельность дает ее субъекту новые смыслы жизни (реализовывать себя, помогать другим), новые мотивы деятельности, дает образцы преодоления жизненных трудностей в лице адресатов волонтерской помощи, что способствует продуктивному решению личностью собственных психологических проблем (одиночество, неудовлетворенность жизнью, собой, завышенные требования к окружающим, потеря смысла жизни и др.).

Описанный потенциал волонтерства как средства личностного и профессионального роста актуализируется при соблюдении определенных принципов и создании условий для его актуализации. Проведенный анализ позволил выделить такие принципы и условия:

В качестве условий актуализации потенциала волонтерства как средства личностного и профессионального роста обучающихся мы выделяем:

  • обеспечение добровольности включения обучающихся в волонтерскую деятельность;
  • отказ от авторитарного и использование демократического стиля педагогического вмешательства и проведения молодежной политики;
  • создание в образовательном учреждении добровольческих объединений обучающихся различной направленности (в т.ч. профессиональной);
  • развитие уникальной и притягательной субкультуры образованных групп добровольцев (формирование оригинальных традиций, атрибутики и символики, ритуалов, фольклора и т.п.);
  • наполнение личностно значимыми смыслами педагогического взаимодействия преподавателей и обучающихся и обучающихся друг с другом в процессе волонтерской деятельности;
  • содействие самореализации обучающихся в процессе подготовки к добровольческой деятельности и ее осуществления;
  • подбор и выдвижение лидеров из среды обучающихся;
  • обеспечение активного взаимодействия добровольцев с другими участниками волонтерской деятельности;
  • учет организаторами волонтерской деятельности особенностей молодежной субкультуры;
  • вовлечение обучающихся в разработку и реализацию волонтерских проектов, которые приносят реальную пользу обществу;
  • реализация комплекса методов стимулирования обучающихся: «деятельность добровольцев должна получать определенный отклик как у руководителей вуза и волонтерского центра, так и у тех, с кем работают добровольцы. Непременными условиями выступают гласность, система поощрений, пропаганда личного опыта добровольцев, проведение специальных мероприятий общественного признания»; [3]
  • реализация событийного подхода к организации волонтерских мероприятий, когда каждое такое мероприятие имеет для обучающегося особый смысл и позволяет приобрести более содержательный и качественный социальный опыт;
  • расширение числа реализуемых в образовательном учреждении направлений волонтерской деятельности, соотнесение их с содержанием образовательных программ;
  • вовлечение обучающихся в новые для них виды добровольческой деятельности, требующие овладения новыми знаниями, умениями, навыками, компетенциями;
  • предоставление обучающимся свободы выбора вида и направления волонтерской деятельности;
  • обеспечение взаимосвязи содержания волонтерской деятельности и содержания учебных предметов (дисциплин);
  • создание и разрешение обучающимися в процессе волонтерской деятельности проблемных ситуаций;
  • предварительная подготовка обучающихся к волонтерской деятельности (тренинги, обучающие семинары, программы дополнительного образования и т.д.);
  • реализация модульных программ дополнительного образования для волонтеров, позволяющих им приобрести новые компетенции, необходимые для участия в интересующих их видах волонтерской деятельности (например, программы по изучению иностранных языков, тренинги общения, работы в команде, программы экологического, олимпийского образования и др.);
  • привлечение к реализации таких программ самих обучающихся-волонтеров;
  • организация конкурсов волонтерских проектов обучающихся;
  • вовлечение обучающихся  в научно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением различных аспектов волонтерства и разработкой инновационных технологий ее организации (через грантоискательство, выполнение финансируемых НИР, организацию студенческих научно-практических конференций, конкурсов научно-исследовательских работ, деятельность студенческих научных обществ и научных кружков, расширение  тематики курсовых и дипломных работ и др.).
  • признание социальной важности осуществляемой обучающимися волонтерской  деятельности на уровне государства и общества, а также руководства образовательного учреждения, волонтерского центра и на уровне отдельных педагогов;
  • целенаправленное педагогическое сопровождение добровольческой деятельности, ориентированное на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников; [3]
  • реализация долгосрочных социально-педагогических проектов, ориентированных на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума; [3]
  • интеграция целей, содержания, педагогического инструментария обучения и профессиональной подготовки и волонтерской деятельности;
  • отбор обучающихся для реализации волонтерских проектов с учетом их профессиональной направленности (овладеваемой образовательной программы);
  • предоставление руководством образовательных учреждений рекомендательных писем будущим работодателям – социальным партнерам с описанием реализованных волонтером проектов;
  • использование технологий совокупной оценки волонтерских достижений обучающихся (портфолио).

Сформулируем  принципы актуализации потенциала волонтерства как средства личностного и профессионального роста обучающихся:

    Принцип интеграции социальных и педагогических целей волонтерства – волонтерская деятельность должна организовываться таким образом, чтобы она приносила пользу не только обществу, но и самому волонтеру и способствовала развитию его личности.

    Принцип соответствия личным жизненным ценностям волонтера – В современном российском обществе волонтерство – это некая модная тенденция. С социальных позиций нельзя сказать, что это плохо, ведь неважно, каковы мотивы помощи, главное – то, что помощь оказана. Однако с педагогических позицийучастие в добровольческой деятельности должно быть не вынужденной мерой, не следствием принуждения, не следованием моде, не подражанием другим, а велением сердца, души, органичным выражением системы жизненных ценностей и мировоззрения личности, ее гражданского призвания.

    Принцип непротиворечивости целей волонтерской деятельности – должны быть соотнесены цели волонтерской деятельности по отношению к обществу и к личности волонтера, а также цели организаторов (заказчиков) волонтерской деятельности и самих волонтеров, т.е. цели организаторов должны быть приняты каждым волонтером.

    Принцип диалектичности – в практической деятельности добровольцу приходится разрешать следующие противоречия: внутренние / внешние стимулы, моральное / материальное поощрение, ориентация на решение проблем / на моральное удовлетворение, профессионализм / любительство, стихийность / организованность.[2]  Например, студент-волонтер стоит перед выбором: служение людям или эффективная учеба в вузе, ответственность перед семьей; альтруизм или разумный эгоизм; полноценный отдых или волонтерская деятельность; профессиональная или зачастую неквалифицированная добровольческая деятельность? Важно, чтобы эти противоречия были осознаны волонтером, разрешены и послужили движущей силой развития его личности.

    Принцип активности личности волонтера – на всех этапах волонтерской деятельности (принятие решения о необходимости участия в такой деятельности, выбор вида добровольческой активности, волонтерской организации, команды и т.д.) волонтеру должна быть предоставлена свобода выбора. Волонтерская деятельность не должна носить добровольно-принудительного характера, отказ от участия в ней не должен сопровождаться угрозами снижения оценки и т.д. Понятно, что школьники и зачастую студенты могут быть не готовы к осознанному выбору: в таком случае организаторы волонтерской деятельности могут высветить достоинства и недостатки различных видов волонтерской деятельности, их перспективы, дать совет, но ни в коем случае не навязывать свое мнение.

    Принцип гуманизма – уважения личности волонтера, его интересов, потребностей, мнения и т.д.

    Принцип обеспечения воспитательного воздействия волонтерской деятельности в коллективе и через коллектив – для реализации этого принципа необходимо в волонтерской группе сформировать актив, через который действовать для привлечения новых волонтеров, а также для коррекции действий членов волонтерской группы.

    Принцип опоры на положительное – заключается в том, чтобы при педагогическом воздействии на волонтера ставить цель обнаруживать и развивать его положительные качества, а не бороться с отрицательными.

Таким образом, участие в волонтерской деятельности обладает высоким потенциалом личностного и профессионального роста обучающихся. Для его реализации необходимо создать необходимые условия и разработать соответствующее учебно-методическое обеспечение.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Атлас новых профессий 2,0 /Под ред. П. Лукши. – М.: Олимп-бизнес, 2016. – 288 с.
2. Итоговый содержательный отчет по проекту «Потенциал развития волонтерского движения в молодежной среде как элемент антикризисного развития: сравнительное изучение Самарской области и Краснодарского края», выполненному Краснодарским краевым общественным фондом «Независимый аналитический центр «Социум–Регион»
3. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: Автореф. дисс д.п.н. 13.00.01. – Елец, 2011.
4. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества //Теория и практика общественного развития. – 2012. - № 11 [Электронный ресурс] //Режим доступа http://www.teoria-practica.ru


©  Г.С. Папазян, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru