viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Г.В. Палаткина,  (Д.п.н., профессор, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия, Астрахань)

В.А. Гутман,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия, Астрахань)

Н.М. Коннова,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия, Астрахань)

Р.А. Фитерман,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия, Астрахан)

А.А. Шаронов,  (Аспирант, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия, Астрахань)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2017

Патриотизм
В данной статье раскрыты основные подходы к трактовке понятий активность, патриотизм и патриотическая активность подростков; выявлена сущность данных понятий и их основные характеристики в современных российских условиях.
Актуальность статьи состоит в том, что в современном мире, в котором происходит модернизация России, а также усиливаются глобальные проблемы, выявляется проблема стабильности общества, развитие страны в дальнейшем. В этой связи необходимо развитие патриотической активности подростков как важного качества для взаимодействия в политической, экономической и социальной сфере.

Ключевые слова: Патриотизм, активность, патриотическая активность подростков, подростковый возраст, формирование, общество, личность, качества личности, Отечество, воспитание.

 

Сегодня существует объективная потребность общества и государства в сознательных и активных гражданах и патриотах, в связи с этим возрастает значение исследования патриотической активности подростков.

Патриотическую активность можно определить как особую динамическую, необходимую в нужное время, актуальную  энергетическую деятельность, которая в своей целостности, обусловлена системными связями содержательных и сущностных характеристик, включает социально-политический и нравственный принцип, социальную-нравственную ценность, патриотическую позицию, такую как любовь и преданность к Родине, своему народу, культуре, гордость за нее, формирует духовно-нравственную основу личности, которая проявляется в самореализации на благо Отечества, привязанности к родной земле, в общественной деятельности. Патриотическая активность выступает главным критерием, определяющим ценность и цельность личности в государстве. От патриотической активности (воплощенной в активной жизненной позиции) зависят отношения и к себе, и к другим людям, обществу и государству.

Основным признаком патриотической активности можно выделить интенсивную деятельность молодежи, которая включает:

  • осуществление субъектом деятельности разнообразных ее видов и готовность на высоком уровне к достижению определенной цели;
  • ценностное отношение к обществу, государству, личности;
  • потребность в высоких духовных, моральных и культурных ценностях и их дальнейшем развитии;
  • уважение к закону, нормам общественной жизни;
  • позитивное отношение к работе, необходимость работать на благо общества и государства;
  • социально-политический и моральный принцип, который выражает чувство любви к Родине;
  • готовность охранять интересы Родины;
  • активная деятельность, самореализации на благо Отечества.

Развитие данных качеств можно проследить в подростковом возрасте. Данный период наиболее благоприятный в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него патриотической активности. Соответственно необходимо определить понятие подросткового возраста.

Подростковый возраст — это период развития детей от 11— 12 до 15 лет, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма [29]. В данный период проходит как физическое созревание человека, так и интенсивное формирование человека, динамичный рост моральных и интеллектуальных сил [1]. Подростковый возраст обозначается переходным, в соответствии с тем, что он характеризуется переходом от статуса ребенка к взрослому. Подростковый период завершается в 16 лет трансформацией подростка в юношу или девушку.

Также стоит отметить, что в данные годы подросток становится зрелым в плане полового созревания, однако физическое и духовное развитие далеко от окончательного, и оно наступает на 3-4 года позже [1].

Подростковый возраст характеризуется следующими признаками:

    Первая особенность - резкое ухудшение поведения. Это проявляется в стремлении действовать вопреки воле взрослых, упрямство, драчливость [2].

    Второй признак поведения подростка заключается в противоречивых тенденциях. С этой характеристикой связаны и противоречивые эмоциональные состояния, испытываемые подростком, которые выражаются в психологическом стрессе, беспокойстве, страхе, одиночестве и т.д. [3].

Согласно А. Е. Личко основной характеристикой поведения в подростковом периоде является реакция эмансипации, то есть проявление желания ограничить со стороны родителей и взрослых влияние и контроль. Подросток стремится не только противостоять взрослым, он хочет стать равным им, что, конечно, трудно при экономической и социальной зависимости [3].

Наряду с реакцией эмансипации А. Е. Личко выделяет в качестве специфической реакции создание подростковой группы со своими сверстниками, что является обратной стороной первого. Эта реакция соответствует эмоциональным потребностям подростков [3].

И, наконец, важно иметь в виду особый характер подростков, в частности, выражение в этом возрасте так называемого акцентуации характера [4].

Этот период характеризуется развитием кризиса, сам кризис может происходить по-разному. Характер и содержание кризиса, определяются тем, какие острые противоречия есть в социальном положение подростка. Если кризис смягчается в результате превентивных действий учителей, родителей и других взрослых, подросток и родители могут не заметить никакого кризиса.

Причины такого существенного изменения в поведении и личности подростка в связи с так называемыми «задачами развития», наиболее четко сформулированной Р. Хавигурстом. К ним относятся:

  1. подросток адаптируется к изменениям в физическом состоянии, учится принимать и эффективно использовать свое тело;
  2. достижение зрелых отношений с противоположным полом;
  3. развитие интеллектуальных способностей;
  4. разработка набора ценностей, в соответствии с которым поведение строится;
  5. достижение социально ответственного поведения;
  6. выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности;
  7. достижения экономической независимости [4].

В старшем подростковом возрасте, согласно Е. В. Черкесовой [5], основной ценностной характеристикой для подростков являются качественные социальные связи микросоциума: одноклассников, друзей, коллег, но не родителей.

Основой для формирования ценностей и качественных характеристик личности являются знания. В этом возрасте, студенты проходят стадию самоопределения: личной, гражданской, профессиональной.

Таким образом, подростковый возраст характеризуется,  с одной стороны формирующимся психологическими и социальными предпосылками для формирования патриотизма, так как стремление к идентичности может быть условием формирования патриотизма; вместе с этим, на процесс идентичности влияет окружающие подростка сверстники и СМИ, что не всегда положительно.

Соответственно, подростковый возраст можно отметить как сензитивный, что означает  наиболее чувствительный, период для формирования самосознания, Я-концепции личности, в частности национального самосознания и патриотизма, а также патриотической активности. В связи с учетом данной возрастной группы патриотическая активность может выполнять следующие функции:

  • Информационная — достижение образовательного эффекта, на основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитании;
  • Интегрирующая — обеспечивает наиболее эффективный процесс отбора и усвоения в качестве единого целого знаний и умений, приобретенных подростками из различных источников, сведений, опыта;
  • Развивающе-воспитателъная — содействует активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности, патриотизма, гражданского и воинского долга;
  • Мотивационно-мобилизационная функция – формирует ценности патриотизма, активизирует его  для общественно-полезной деятельности;
  • Коррекционная — корректирует поведение подростка, развивает рефлексию.

На основе данного анализа понятий можно вывести понятие патриотическая активность подростков. Патриотическая активность подростков это как особую динамическую, необходимую в нужное время, актуальную  энергетическую деятельность подростков, которая в своей целостности, обусловлена системными связями содержательных и сущностных характеристик, включает социально-политический и нравственный принцип, социально-нравственную ценность, патриотическую позицию, такую как любовь и преданность к Родине, своему народу, культуре, гордость за нее, формирует духовно-нравственную основу личности, которая проявляется в самореализации на благо Отечества, привязанности к родной земле, в общественной деятельности. Патриотическая активность выступает главным критерием, определяющим ценность и цельность личности подростка в государстве. От патриотической активности (воплощенной в активной жизненной позиции) зависят отношения и к себе, и к другим людям, обществу и государству.

В целях развития патриотической активности подростков в Астраханском Государственном Университете проводились  занятия для студентов, чтобы помочь во взаимодействии с подростками развития ценностей патриотизма. Для этого была разработана программа «Развитие патриотической активности подростков». Её цель – подготовить студентов к профессиональному участию в патриотическом воспитании подростков. Задачами данной программы являются:

  • ознакомить студентов с нормативно-правовой  базой патриотического воспитания;
  • привлечь студентов к участию в гражданском и патриотическом воспитании подростков;
  • развитие готовности представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

Основное содержание программы состояло из лекций по темам:

  • основные направления политики государства применительно к гражданско-патриотическому воспитанию;
  • истоки и сущность российского патриотизма;
  • технологии формирования и развития патриотизма у подростков.
  • организовывать и планировать работу с подростками в молодёжных сообществах, объединениях, организациях;

Также проводились практические занятия по овладению следующими навыками:

  • навыками организации молодёжных мероприятий;
  • навыками ясно и аргументировано формулировать мысли в устной и письменной формах;
  • навыками взаимодействия с молодёжными СМИ.

Программа включает 7 занятий, которые целесообразно проводить 2 раза в неделю. Каждое занятие представляет собой смысловой раздел, посвященный формированию патриотической активности. Сложность, многогранность, разноуровневость компонентов формирования патриотической активности подразумевает длительную и пролонгированную во времени работу. Это определяется необходимостью воздействия на такие устойчивые личностные образования, как ценностно-смысловая система, мировоззрение, усвоение знаний, навыков, умений и пр.

В рамках данной программы было проведено занятие по развитию лидерских качеств. Её целью было создание условий для раскрытия лидерского потенциала, освоения активного стиля общения, умения убеждать. Были использованы следующие методы на данном занятии:

  1. Оргдиалог – это оригинальная форма синергии, интеллектуального взаимодействия, развития способностей и овладения учебной и научной информацией;
  2. Дискуссия – данный метод предполагает работу в группах, учащиеся будут учиться аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
  3. Иллюстративный и демонстрационный метод – использование наглядных методов обучения, которые в методике направлены на подкрепление метода лекции посредством использования электронной доски и других современных технических средств.
  4. Практический метод – обучающимися будут использоваться современные программные средства для решения образовательных задач. Метод направлен на развитие чувства ответственности за проделанную работу.

Техническое оснащение занятия:

  • аннотация с указанием основных понятий и явлений, с которыми будет работать группа;
  • методические материалы к занятию;
  • флип-чарты, фломастеры, видеопроектор.

Продолжительность занятия: 3 часа, с перерывом 10 минут. Занятие проходило по следующим этапам:

Введение, инструктирование: информация, предоставляемая участникам для того, чтобы ознакомить их с условиями работы, планами, выполнением конкретных заданий и упражнений.

Содержательный элемент: проведение социально-писхологической игры, упражнения.

Обсуждение переживаний, вызванных упражнением: выражение эмоций и чувств, появившихся в ходе выполнения работы, приобретение эмоционального опыта и его трансформация.

Акцентирование и рефлексия ключевых моментов обучения: выделение наиболее важных содержательных моментов, формулировка выводов, выбор рациональных путей самоопределния.

Проведен также опрос студентов Астраханского Государственного Университета среди 1-3 курсов  опрошено в возрасте от 17-20 лет. Данный опрос проводился до занятий и по окончании программы. В ходе исследования было выяснено, что уровень информированности о  патриотической активности по высился с 30% до 73%. У большей части студентов было сформировано позитивное отношение к Отечеству (90%), к людям (98%), к обществу (90%). Данное исследование свидетельствует о положительной динамике формирования патриотической активности.

Изучение проблем патриотической активности подростков позволяет определить способы и методы исследования данной возрастной группой, что дает возможность повысить патриотическую активность у подростков в России, что положительно скажется на обществе и государстве.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Психологические особенности младшего школьника [Текст] / Крутецкий, В.А. // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.М.Семенюк. - 2003. -С.322-325. - С. М., 2003
2. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр.соч.: В 6 т. - М, 1984. - Т. 4. - С. 6-37.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. —Санкт-Петербург: Речь, 2010.— 256с.
5. Черкесова Е.В. Патриотизм и гражданственность в понимании современных подростков. // Педагогическое образование в России, 2012. №5 С.227-230


©  Г.В. Палаткина, В.А. Гутман, Н.М. Коннова, Р.А. Фитерман, А.А. Шаронов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru