viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Л.А. Амирова,  (Д.п.н., профессор, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы)

Т.А. Чудинова,  (Аспирант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы)

Серия «Гуманитарные науки» # АВГУСТ  2017

Профессиональная устойчивость
Статья посвящена проблеме исследования феномена профессиональной устойчивости личности в системе подготовки кадров для правоохранительных органов. Определяется значение профессиональной устойчивости личности в аспекте профессионально-служебной деятельности.

Ключевые слова: Профессиональная устойчивость, правоохранительные органы, профессиональная мобильность, самоорганизация, саморегуляция.

 

На фоне активного развития проблем профессиональной и личностной мобильности профессиональная устойчивость как важнейшая характеристика личности в последние годы становится актуальным предметом исследований в системе наук о человеке. Интерес к данному феномену объясняется с одной стороны, тем, что логика научных рассуждений требует рассмотрения альтернативного феномена относительно профессиональной мобильности. С другой стороны, устойчивость как стержневое образование личности предполагает постоянство ее психического склада, что является, несомненно, ценным в целом для рынка труда и для системы правоохранительных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел. Как социально-педагогический и социально-психологический феномен устойчивость понимается очень широко и является предметом исследований философии, антропологии, социологии, психологии личности, социальной психологии, психологии труда, профессиональной педагогики и других наук.

Анализ смыслового понимания устойчивости мы проводили по монографическим и словарным источникам, изучение которых позволило нам сделать вывод, не противоречащий логике общих рассуждений о смысловой дихотомии мобильности-устойчивости. Если мобильность понимается как способность к изменению, перемещению, передвижению, то устойчивость чаще всего связывается по смыслу со способностью сохранять форму, положение, содержание, то есть со стабильностью, неизменностью. В различных словарях и справочниках понятие «устойчивость» рассмотрено подробно, имеется аналитическая представленность семантического и лингвистического толка. Наиболее часто при описании феномена устойчивости прибегают к таким характеристикам, как твердый, стойкий, надежный, не поддающийся влияниям, не подверженный колебаниям, постоянный,  стабильный, то есть устойчивость чаще всего связывается по смыслу со способностью сохранять форму, положение, содержание, то есть со стабильностью, неизменностью. Здесь приводим лишь определение, заимствованное нами из Большого толкового психологического словаря, в котором понятие «устойчивый» рассматривается как характеристика индивида, поведение которого является относительно надежным и последовательным [4, с.403]. Для наших рассуждений характеристика «последовательность» особо важна, так последовательность   действий человека  мы предлагаем использовать в качестве одного из показателей устойчивости его деятельности, в том числе профессиональной.

Принимая все вышеуказанные определения, считаем важным отметить, что в социальном смысле устойчивость, как характеристика личности и ее поведения относительна. С одной стороны, способность достаточно продолжительно сохранять постоянство и стабильность может меняться по отношению к разным объектам, с другой - свойство личности, характеризующееся как устойчивое, мы рассматриваем как проявляющееся в определенном континууме (от определенной отметки до другой определенной отметки). Человек есть динамическая система и в процессе жизненного функционирования не может не изменять собственных целей, стратегий, тактик и характеристик своих действий. Однако эти изменения не должны и не могут противоречить жизненной позиции личности в смысле ее отношения к миру, которая одновременно составляет сущность личностной деятельности, в том числе профессиональной. Особо отметим, что устойчивость не есть ригидность психических процессов и механизмов, скорее всего она должна быть понята как соразмерность и постоянство жизненных принципов, целей, доминирующих ценностей, способов личностных проявлений и позиций, тактики поведения человека в условиях жизненных ситуаций. При таком понимании устойчивости возможно констатировать качество выполнения жизненных и профессиональных задач.

Подтверждение нашим рассуждениям мы находим в трудах психологов, которые устойчивость   связывают с направленностью личности. Несмотря на то, что в структуре направленности устойчивость как отдельная структурная единица отсутствует, она может выступать как обобщенная целостная характеристика направленности. Так, Л.И. Божович полагала, что в основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво-доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют состояние мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивают наивысшую устойчивость личности [3].

С мотивационной сферой человека теснейшим образом связана его система ценностей (аксиосфера). Ценностный компонент направленности личности представлен в свою очередь ценностными ориентациями человека и усвоенными им нравственными основами деятельности – долг, честь, ответственность, убеждения. Единство компонентов направленности личности, продуцирующее стратегию поведения и деятельности человека, детерминирует проявление поведения и специфической жизненной позиции в смысле ее отношения к миру. Именно поэтому понятие устойчивость мы рассматриваем как комплексную характеристику личности в ряду таких   характеристик, как мобильность, креативность и др. В соответствии с вышесказанным считаем важным отметить, что методологической опорой для рассмотрения сущности структуры и содержательного наполнения понятия устойчивость, логично использовать дефиницию ценностно-смысловой конструкт, предложенный Дж.Келли, и использованный в качестве основания при разработке концепции о развитии профессиональной мобильности личности Л.А.Амировой [1]. Механическое понятие конструкт к описанию психолого-педагогических явлений впервые применил Дж. Келли, рассматривая тот способ интерпретации явлений, организации и понимании событий, которые присущи субъекту. С помощью личностного конструкта человек воспринимает, дифференцирует, осознает и объясняет явления и события окружающего мира, строит личностные отношение к миру, создает определенный тип поведения, конструирует взаимоотношения с другими людьми и социальными системами. Методологически емкое, и одновременно конкретное понятие ценностно-смысловой конструкт обеспечивает основу понимания устойчивости как интегративно-личностного качества.

В области профессиональной деятельности устойчивость, кроме таких характеристик, как эффективность, надежность и стабильность профессиональных действий приобретает такие характеристики, как активность самоорганизации и способность к саморегуляции. На самоорганизацию как основу устойчивости указывали К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.А.Амирова, В.Э.Чудновский. При этом в трудах К.А.Абульхановой-Славской мы находим рассуждения о том, что саморегуляция социально обусловлена. Считаем важным подчеркнуть, что, мы рассматриваем профессиональную устойчивость не как проявление ригидности и не как пассивно-приспособительную деятельность человека, а как адекватное с элементами творчества проявление собственной профессиональной позиции, опирающейся на собственную направленность.

Согласованность с нашими умозаключениями мы находим у В.Э. Чудновского, труды которого положены в основу работ целого ряда исследователей, занимающихся проблемами устойчивости личности. В трудах автора сделаны акценты на профессиональные интересы и идеалы, идеи, мотивы, отдаленные ориентации.

Проблему профессиональной устойчивости впервые в научный оборот в сфере психологии ввел К.К. Платонов, который рассматривал указанную профессиональную характеристику как свойство личности, в котором проявляется интенсивность, действенность и устойчивость профессиональной направленности [12]. Позже профессиональную устойчивость рассматривали как свойство личности, проявляющееся в длительности, успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью как совокупность профессиональной направленности и профессионального самосознания.

 Отдельным аспектам проблемы устойчивости посвящено значительное количество исследований.  Нравственной устойчивости личности посвящены работы Е.В.Семеновой, И.Б.Свеженцовой, Е.И.Зыкиной, С.Н.Тихомирова, В.Э.Чудновского, эмоциональную устойчивость изучали О.А.Казакова, Л.Ф. Малыгина, В.Е.Медведева, В.В.Метелицкий. Морально-психологическая устойчивость исследовалась М.А.Сибирко, Э.Т.Хайрулловой. Дифференциация взглядов на устойчивость как характеристику личности не решает проблему ее комплексного характера, но предоставляет нам «пищу для размышлений» применительно к решению проблемы профессиональной устойчивости в системе подготовки кадров для правоохранительных органов.

Сама система подготовки кадров для правоохранительных органов имеет свою историю и собственную специфику. Особенно значимы проявления  личностной устойчивости в условиях экстремальных ситуаций.

Устойчивость как особый компонент профессионально-психологической подготовленности юриста, сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения эффективности и качества решения задач рассматривается В.Я.Кикотем. Автор разработал методику повышения устойчивости сотрудников к умственным трудностям решения экстремальных задач, развития находчивости, сообразительности, боевой смекалки, быстроты реакции, боевой инициативы, бдительности сотрудников. В основу заложено проведение внезапных тревог, поручение неожиданных заданий, на подготовку которых нет времени; создание условий на занятиях, когда обстановка не полностью ясна (информации о ней или излишне много - не ясно, что важно, а что не важно, что учитывать, а что не надо, или недостаточно); часть информации противоречива, неточна, устарела, а действовать надо; постановка учебных задач, имеющих несколько вариантов решений и действий, при решении которых выбирать надо что-то одно, при этом действовать быстро, обоснованно, в нервной обстановке; введение на практических занятиях внезапных и резких усложнений на фоне достаточно длительно сохраняющейся относительно спокойной, ровной по своим трудностям обстановки; ограничение времени на оценку обстановки, проходящих в ней перемен и принятие решений в этих условиях; многократное введение всяких проявлений внезапности (неожиданных распоряжений, потери связи, ошибок взаимодействующих сотрудников и групп, отказов на запросы, действий преступника и др.); длительное поддержание максимального темпа действий и перемен в обстановке. [13, с.472]. Такая характеристика подготовленности, которую автор   называет «привычкой к непривычному», является наиважнейшим критерием для формирования и развития профессиональной устойчивости сотрудника органов внутренних дел и рассматривается нами как ее интеллектульно-психологический компонент.

Внимание к феномену «профессиональная устойчивость» в сфере военного дела и правоохранительной деятельности обращались Е.М. Николаева, А.Г.Локтионов, В.И.Светличный, В.В.Метелицкий и др. Ведущее представление у названных авторов относительно профессиональной устойчивости  было связано с  комплексом профессионально-педагогических знаний и умений, ценностно-целевых и эмоционально-волевых качеств личности, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность на протяжении длительного времени, сохраняя работоспособность и интерес к этой деятельности, обеспечивающее принятие будущей военно-профессиональной деятельности в качестве субъективно-развивающей. Необходимыми факторами формирования профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД России  предлагалось считать психоэмоциональная устойчивость, удовлетворенность трудом и выбранной профессией, уровень сформированности всех компонентов профессиональной деятельности, уровень сформированности военно-профессиональной направленности, позитивная мотивация, уровень сформированности профессионально важных личностных качеств [8,9,10,15].

Сходные рассуждения мы находим у Е.В.Василенко, в трудах которого раскрывается профессионально-психологическая устойчивость будущих сотрудников ОВД как интегративное качество личности, обеспечивающее стабильную эффективность деятельности в сложных стрессогенных условиях, адаптивный тип поведения в профессиональных экстремальных ситуациях, позволяющий не только эффективно выполнять служебные задачи, сохраняя при этом психическое здоровье, но и детерминирующий актуализацию и развитие ресурсов личности в соответствии со спецификой требований конкретной ситуации и профессиональной деятельности [5].

Обобщая монографические и диссертационные материалы, отмечаем, что при рассмотрении проблемы устойчивости авторы обращают особое внимание на два, на первый взгляд, взаимоисключающих момента, описанные в работе  В.Э.Чудновского [17, с.54].

1. Устойчивость личности как способность человека сохранять свои позиции и противостоять воздействиям, противоречащим его личностным установкам, этот момент назвал оборонительным и описал его, как противодействие сопротивление разрушению ведущих мотивов и установок.

2. Устойчивость личности как способность человека реализовывать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение; этот момент в работах В.Э. Чудновского назван наступательным.

Взаимоисключение указанных характеристик устойчивости заключается в том, что, с одной стороны личность стремится сохранить собственную целостность, проявляя стабильность и неизменность позиций; с другой – личность проявляет стремление к преобразованию, развитию внешних обстоятельств и собственного поведения. Полагаем, что данные способности являются не столько взаимоисключающими, сколько дополняющими друг друга, так как ведущей целью, как на сознательном, так и бессознательном уровне остается цель сохранения целостности и конкретной жизненной позиции, даже если для этого приходится частично изменить стратегию и тактику собственного поведения.

Обобщая вышесказанное, отмечаем, что сущность устойчивости заключается в стремлении личности сохранить целостность и вектор собственной направленности, в смысловом отношении – это есть способность сохранять форму, положение, содержание.

Детерминация устойчивости как интегративно-личностного качества также продолжает оставаться в центре научных интересов педагогов и психологов. В качестве ведущих детерминант в разное время и разными учеными были предложены такие как:

  • субъективность, как способность проявлять относительную независимость от внешних условий, влиять на их ход и интенсивность в соответствии с собственными целями  (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.М. Розин) [14].
  • направленность, содержащая в себе активность личности и тенденции ее проявления (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн);
  • нравственность, как ценностно-смысловой ориентир бытия человека в обществе людей и мира вещей (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович);
  • особенности темперамента как комплекс психофизиологических свойств индивида (К.К. Платонов).

Принимая во внимание рассмотренный в научных исследованиях детерминант устойчивости полагаем, что данный список следует дополнить таким детерминантом, как субъектность – полагающая себя причинность индивида в его взаимоотношениях с миром. В.А.Петровский рассматривает личность как субъект самого себя, своего существования в мире, носитель идеи «Я» как причины себя [11].

Будучи сложным комплексным феноменом, устойчивость, в каком бы контексте она не изучалась, прежде всего наполняется психологическим содержанием. В истории развития психологии изучение таких аспектов личности, как тревожность, агрессивность, самооценка, локализация контроля, социальная жизненная и религиозная ориентация и другие личностные образования рассматривались через призму устойчивости.

Проявление и влияние психологической устойчивости личности в ее профессиональной деятельности отражается не только в виде успешности решения трудовых задач, но и в виде самоотношения личности к себе, как к профессионалу. Переживание личностью отношения к самому себе, ее самооценка, уровень удовлетворенностью жизнью и качеством ее самореализации в свою очередь оказывает влияние на уровень и степень ее профессиональной устойчивости. Таким образом, налицо процесс самодетерминации – проявленная профессиональная устойчивость детерминирует  саму себя. Подтверждение нашей мысли мы находим у А.М. Столяренко, который, рассматривая общую экстремальную устойчивость личности утверждал, что устойчивость человека повышается по мере накопления опыта преодоления различного вида трудностей и предлагал в качестве средств формирования данного качества использовать словесно-образное моделирование, имитации ситуации, моделирование противоборства, нагрузок, напряжений и др. [16], а также М.П. Коробейникова, который полагал, что для повышения эмоционально-волевой устойчивости каждого воина надо еще в мирное время периодически предъявлять ему более полный объем тех раздражителей и сверхраздражителей, с которыми он может столкнуться в боевой обстановке [6, с.15].

Изучение данной проблемы в контексте комплексного исследования профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России принадлежит перу В.А.Кучера, который разработал теоретико-методологическую концепцию формирования профессиональной устойчивости в образовательной среде современного военного института МВД России. Можно согласиться с мнением автора в о том, что профессиональная устойчивость определяется как интегральная характеристика отношений в системе «человек-профессия-общество», проявляющаяся как определенная система индивидных, субъективных и личностных свойств офицера как человека и профессионала, и определяющая возможности и желание данного человека выполнять профессиональную деятельность и осуществлять личностную самореализацию в рамках данной профессии.

Индивидный уровень профессиональной устойчивости офицера внутренних войск МВД России включает в себя следующие группы свойств - физическая сила, соматическое здоровье, психическое здоровье, физическая и соматическая устойчивость, нервно-психическая устойчивость в обычных условиях деятельности  и в экстремальных условиях. Субъективный уровень профессиональной устойчивости включает в себя такие компетентности, как административно-служебная, служебно-боевая, воспитательно-педагогическая, организационно-управленческая, социально-правовая и общественно-политическая, административно-хозяйственная, а также коммуникативная устойчивость, профессиональная стрессоустойчивость, дисциплинарно-исполнительская устойчивость. Личный уровень профессиональной устойчивости офицера автор определяет следующими интегральными свойствами личности: профессиональная направленность личности, ценностно-мотивационная основа профессиональной деятельности, профессиональная идентичность, удовлетворенность трудом, толерантность [7].

В этом плане можно утверждать, что профессиональная устойчивость сотрудника органов внутренних дел характеризуется определенными свойствами личности, которые адекватны особенностям профессиональной деятельности и проявляются в системе профессиональных служебных отношений.

Анализ указанных трудов показывает, что структура и содержательная наполненность рассматриваемого понятия во многом определяется спецификой конкретной профессиональной области. Ведущие идеи исследования заключаются в том, что формирование и развитие профессиональной устойчивости сотрудника органов внутренних дел требует системной организации всей жизнедеятельности курсанта (слушателя), включая коррекцию его «Я – концепции» на протяжении всего времени обучения, воспитания и развития в ВУЗе. Данная система необходимо включает в себя координацию усилий всех структурных подразделений образовательной организации и элементов ведомственного взаимодействия по формированию ценностно-смысловых ориентиров профессиональной устойчивости личности.

А.В. Барабанщиков, обращает внимание на решающую роль в формировании психологической устойчивости у воинов принадлежит офицеру, который постоянно оценивает уровень ее развития у каждого подчиненного – в начале службы – чтобы определить задачи по психологической закалке; в последующем – для контроля за ходом ее становления и внесения необходимых поправок в практику воспитательной работы; при постановке боевой задачи – для того, чтобы быть уверенным, что воин с ней успешно справится [2,с.117].

При различиях в подходах к пониманию сущности и структуры феномена «устойчивости личности» [7,8,13], считаем необходимым определить его значение в  аспекте профессиональной деятельности. Таким образом профессиональная устойчивость :

  • обеспечивает возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения эффективности и качества решения задач;
  • оказывает непосредственное влияние на личностную самореализацию в рамках профессии;
  • позволяет поддерживать равновесное состояние в профессиональной среде и преодолению профессиональных деформаций;
  • способствует развитию ценностного отношения к себе, другим людям, будущей профессиональной деятельности;
  • выступает решающим фактором  для продолжительной и успешной службы в органах внутренних дел.

Таким образом, под профессиональной устойчивостью сотрудника органов внутренних дел мы понимаем интегративно-личностное качество, предполагающее стремление к личностной самоорганизации и профессиональному саморазвитию, которое характеризуется готовностью к стабильному и эффективному выполнению профессиональных задач в условиях оперативно-служебной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. – Уфа: Восточный университет, 2006. – 460 с.
2. Барабанщиков А.В. и др. Основы военной психологии и педагогики: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2115 «Нач. воен. обучение и физ. воспитание»/ А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко; Под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Просвещение, 1988. – 271 с.: ил.
3. Божович Л.И. Устойчивость личности. Процесс и условия ее формирования./Л.И. Божович. - М.: Работник просвещения. 1966.
4. Большой толковый психологический словарь Т.2 (П-Я); Пер. с англ./ Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001.
5. Василенко Е.В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям: автореферат дисс. канд. психол. наук/ ГОУ ВПО Северо-Кавказский государственный технический университет, Ставрополь, 2008.
6. Коробейников М.П. Современный бой и проблемы психологии. М., Воениздат, 1972.
7. Кучер В.А. Формирование профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД РФ в образовательной среде современного военного института: дисс. докт. пед. наук/ ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет». Владикавказ, 2012. 424 с.
8. Локтионов А.Г. Педагогическое сопровождение формирования личностно профессиональной устойчивости курсанта военного ВУЗа: автореферат дисс. канд. пед. наук/ ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет». Ставрополь, 2008.
9. Метелицкий В.В. Формирование психоэмоцианальной устойчивости курсантов военного института внутренних войск МВД России к экстремальным условиям профессиональной деятельности: автореферат дисс. канд. пед. наук/ ФГКВОУ ВПО Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, Санкт-Петербург, 2015.
10. Николаева Е.М. Методика развития профессиональной устойчивости у сотрудников ГПС МЧС России к эффективному выполнению служебно-боевых задач: автореферат дисс. канд. пед. наук/ Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. Санкт-Петербург, 2010.
11. Петровский В.А. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
12. Платонов К.К. Структура развития личности. М., 1986.
13. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России юрид. профиля / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 512 с.
14. Розин В.М. Философия субъективности. – М.: АПКиППРО, 2011. – 380 с.
15. Светличный В.И. Развитие профессиональной устойчивости у будущих офицеров в военно-образовательных учреждениях профессионального образования внутренних войск МВД России: дисс. канд. пед. наук: 130001./В.И Светличный. – Владикавказ., 1998. – 272с.
16. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для Вузов./ А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ – ДИАНА, 2002. - 600с.
17. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. – М: Педагогика, 1981.- 208с.


©  Л.А. Амирова, Т.А. Чудинова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru