VIP Studio ИНФО Деятельность общественных объединений Республики Беларусь на мировой арене в 2000-е гг.
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Е.П. Гросс,  (Мл. научный сотрудник, отдел всеобщей истории и международных отношений, Институт истории Национальной академии наук Беларуси)

Серия «Гуманитарные науки» # 2-ФЕВРАЛЬ  2016

Общественные объединения

    В 2000-е гг. общественные объединения Республики Беларусь поддерживали международные контакты в различных сферах, таких как гуманитарная деятельность, экология, спорт и туризм, поддержка молодежи и ветеранов и др.

Ключевые слова: Общественные объединения, международное сотрудничество, Беларусь, гуманитарная деятельность, туризм.

 

В  сотрудничестве с государственными учреждениями и зарубежными партнерами общественные объединения Республики Беларусь в 2000-е гг. участвовали в решении социальных проблем отдельных категорий граждан, улучшении экологического состояния окружающей среды, установлении гендерного равенства, гражданском воспитании молодежи, сохранении культурной идентичности национальных меньшинств и др., а также содействовали укреплению позиций Республики Беларусь на мировой арене.

В 2000-е гг. за общественными объединениями был закреплен статус активного участника жизни страны, оказывающего влияние на развитие социально-экономической и культурной сферы, вносящего вклад в реализацию внешнеполитических интересов Республики Беларусь.

Статус общественного объединения как одного из субъектов обеспечения национальной безопасности был определен в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. и 9 ноября 2010 г. Согласно им к основным национальным интересам в политической сфере относятся достижение сбалансированности политических интересов граждан, общественных объединений и государства, общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики Беларусь; развитие гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей [11].

В основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., принятых Вторым Всебелорусским народным собранием (18 мая 2001 г.) было отмечено, что дальнейшее развитие получат механизмы участия общественных организаций (профессиональных, молодежных, женских религиозных и др.) в процессе обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития, благодаря чему конституционные права граждан на решение политических, экономических и социальных проблем получат дальнейшее развитие и обогащение [7, с. 254–255].

14 ноября 2005 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь». В соответствии с ним к сферам реализации внешней политики Республики Беларусь относились гуманитарное сотрудничество и международное сотрудничество в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма и охраны окружающей среды [13]. Данные положения нашли отражение в практике международного взаимодействия общественных объединений Республики Беларусь.

В 2000-е гг. в Беларуси увеличилось количество общественных объединений. Так, если в 1999 г. было зарегистрировано 1326 организаций, то в 2010 г. их было уже 2325 [15]. Количественный рост организаций в данный период происходил за счет местных общественных объединений.

В 2000-е гг. общественные объединения активно занимались гуманитарной деятельностью, т. е. деятельностью по получению от зарубежных партнеров иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, товаров и услуг для реализации благотворительных, культурно-просветительских, образовательных, социальных и других проектов и программ на территории Республики Беларусь, а также организацией оздоровления и отдыха детей за рубежом.

Основными группами детей, отправляемыми на оздоровление, являлись дети, проживающие на загрязненной территории, дети, отселенные из зон радиоактивного загрязнения, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети, находящиеся на государственной форме опеке, дети, находящиеся на частной форме опеке и дети-инвалиды.

Основными странами, где дети проходили оздоровление, были Италия, Испания, Ирландия, Голландия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Франция, Швейцария, Швеция, Лихтенштейн. Оздоровление детей осуществлялось в таких формах, как в семье и на стационарных базах. При этом в основном дети проживали в семьях. К примеру, в 2006 г. в семьях отдыхало 40837 детей, а на стационарных базах – 3128.

По сведениям Министерства образования Республики Беларусь в период с 2007–2010 гг. 139.496 детей прошли оздоровление за рубежом. Более подробные сведения представлены в таблице:

 

 
Год

 
Количество общественных организаций
(из них
общественные объединения)

 
Оздоровлено
детей
(общественные организации/
из них
общественные объединения)

 
Оздоровлено детей (иные учреждения)

 
Всего оздоровлено детей

1

2007

99 (83)

39.588 / 37.916

4.108

43.696

2

2008

97 (81)

34.749 / 33.340

3.352

38.101

3

2009

83 (76)

26.807 / 26.185

1.857

28.664

4

2010

74 (67)

26.852 / 26.354

2.183

29.035

Составлено автором по материалам текущего архива Министерства образования Республики Беларусь [20].

К указанным в таблице общественным организациям, помимо непосредственно общественных объединений, относились учреждения образования, религиозные организации, коммерческие структуры и некоторые государственные учреждения. К иным учреждениям относились районные отделы образования. Как видно из таблицы основной объем работы по отправке детей за рубеж на оздоровление в 2000-е гг. осуществлялся общественными объединениями. При этом больше всего детей отправляли такие организации, как Международное общественное объединение (МОО) «Помощь детям Чернобыля» (более 3.500 детей ежегодно), Общественное объединение (ОО)«Дерево жизни» (около 3.500 детей ежегодно), Международное общественное благотворительное объединение «Независимая помощь детям» (более 2.500 детей ежегодно), МОО « Планета детей» (около 2.500 детей ежегодно) и др.

Наблюдается постепенное уменьшение количества детей, уезжающих на оздоровление. Причины этому видятся в мировом финансовом кризисе 2008 г. и связанным с ним снижением получаемой гуманитарной помощи. Кроме того влияние оказало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2008 № 555 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 февраля 2004 г. № 98 «Об организации оздоровления детей за рубежом, осуществляемого на основе иностранной безвозмездной помощи», который устанавливал, что направление организованных групп детей на оздоровление за рубеж должно осуществляется в рамках заключенных с иностранными государствами межправительственных договоров, и процессом принятия этих договоров [14].

Молодежные, женские и ветеранские организации при сотрудничестве с зарубежными партнерами и государственной поддержке в 2000-е гг. выступали участниками и организаторами культурных, образовательных и благотворительных программ, направленных на сближение и духовное развитие молодежи, улучшение положения женщин и поддержку ветеранов.

В 2000-е гг. в Республике Беларусь особое значение придавалось развитию молодежного движения, которое являлось главным ресурсом в реализации молодежной политики государства. Международные молодежные обмены, тренинги, конференции образовательные семинары, культурные фестивали и мастер-классы, партнерская работа с общественными объединениями зарубежных стран, выставки, концерты, учебные визиты и другие формы работы молодежных общественных объединений Республики Беларусь в 2000-е гг. оказывали социальную помощь и поддержку в организации свободного времени и дополнительного образования молодых людей, способствовали консолидации молодежи, гражданскому воспитанию и формированию высокой культуры межгосударственного и межличностного общения.

В 2000-е гг. крупнейшими женскими общественными объединениями Беларуси (ОО «Белорусский союз женщин», ОО «Женское Независимое Демократическое Движение», МОО «Гендерные перспективы», ОО «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин») была продолжена деятельность по активизации международного сотрудничества с целью актуализации проблем женщин, достижения гендерного равенства и борьбы с торговлей людьми. Международные контакты способствовали не только продвижению в решении некоторых социальных проблем, но также позволили перенять опыт экспертов, и применить наработки зарубежных общественных организаций в вопросах улучшения положения женщин.

Организации ветеранов ставили своей целью не только помощь ветеранам в решении их социально-экономических вопросов и культурного развития, но также вели деятельность по вовлечению ветеранов, обладающих большим жизненным, боевым, трудовым опытом и потенциалом, в работу по патриотическому воспитанию молодежи, формированию у нее высокой нравственной, духовной и гражданской позиции. Деятельность этих объединений предусматривала широкие международные контакты. В г. Минске благодаря поддержке Министерства внутренних дел Республики Беларусь, исполнительного комитета СНГ, других государственных структур состоялась первая встреча руководителей ветеранских организаций 12 стран СНГ, Балтии и Польши. Плодотворный обмен опытом послужил импульсом к развитию дружеских связей ветеранов. В 2010 г. в Беларуси было зарегистрировано МОО «Международная лига ветеранов». Эта организация была призвана объединить усилия ветеранов Великой Отечественной войны и других войн для решения указанных выше вопросов.

Участие общественных объединений Республики Беларусь в международных проектах в области экологии, спорта и туризма в 2000–2010 гг. содействовало включению Беларуси в глобальное экологическое движение и привлечению иностранной финансовой и технической помощи для улучшения экологической обстановки в стране; оказывало положительное влияние на физическое состояние населения и популяризацию здорового образа жизни; способствовало распространению информации о туристических возможностях Беларуси.

Белорусские общественные объединения занимались активной информационной деятельностью в области экотуризма, принимали участие в регулировании, планировании и координации экотуризма в Беларуси, устанавливали и развивали международные контакты. Среди основных направлений международного сотрудничества организаций, способствующих развитию экологического туризма в Беларуси в 2000-е гг., следует назвать следующие:
  1. Содействие развитию международного сотрудничества в области экотуризма. Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне» являлось членом престижных международных организаций: Международного общества экотуризма, Европейского центра эко- и агротуризма, Европейской федерации аграрного и сельского туризма, движения «Медленная еда», Международной профессиональной ассоциации владельцев усадеб [2, с. 19]. При содействии общественных объединений «Отдых в деревне» и «Агро- и экотуризм» было реализовано более 20 международных проектов в области агроэкотуризма и устойчивого развития.
  2. Продвижение услуг экотуризма в сельской местности на туристском рынке за границей. В октябре 2003 г. при содействии ОО «Агро- и экотуризм» состоялась презентация агроэкотуризма Беларуси на Первом европейском конгрессе сельского туризма в Испании (октябрь 2003 г.). В мае 2007 г. были представлены экотуристские возможности Беларуси на Всемирном конгрессе по экотуризму в г. Осло (Норвегия). Кроме того, организацией было обеспечено активное участие Беларуси на международных семинарах, форумах, выставках, проводилась организация рекламных туров по сельским усадьбам Беларуси [16].

Развитие сельского туризма оказывало помощь белорусской деревне и содействовало развитию положительного имиджа Беларуси, малоизвестной пока на мировом туристском рынке.

2000-е гг. стали для общественных объединений Республики Беларусь периодом укрепление их статуса как активного участника социально-экономической и культурной жизни общества, вносящего весомый вклад в реализацию внешнеполитических интересов страны. Международное сотрудничество общественных организаций было направлено не только на достижение поставленных уставных задач, таких как улучшение социально-экономического положения отдельных категорий населения, экологической обстановки и др., но также способствовало популяризации культурного наследия Республики Беларусь и укреплению положительного имиджа государства на мировой арене.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бизнес в агро- и экотуризме: пособие / под общ. ред. А. И. Тарасенка. – Минск : Четыре четверти, 2014. – 380 с.
2. За сильную и процветающую Беларусь : Материалы Второго Всебелорусского народного собрания, 18 мая 2001 г. / Редкол.: В. П. Заметалин [и др.]. – Минск : Беларусь, 2001. – 261 с.
3. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 [Электронный ресурс]. // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2014.
4. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. №60-З [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2014.
5. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 февраля 2004 г. № 98: Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2008 № 555 [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2014.
6. О государственной регистрации общественных объединений, фондов в 2010 году [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minjust.by/ru/site_menu/news/?id=743. – Дата доступа: 18.04.2014.
7. Роль общественных институтов в развитии экотуризма Беларуси [Электронный ресурс] // Экотуризм в Республике Беларусь. – Режим доступа: http://www.padaroze.ru/rol-obshchestvennykh-institutov-v-razvitii-ekoturizma-belarusi. – Дата доступа: 01.06.2015.
8. Текущий архив Министерства образования Республики Беларусь.
 



© 
Е.П. Гросс, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru