В.Н. Копица, (Соискатель, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет)
Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ 2016
|
|||||
Каковы же основные принципы, на которых может базироваться обучение грамматике студентов первого курса СПО?
1. понимание обучающимися практических правил, направляющих овладение навыками;
а) обучающиеся должны оперировать не только предложениями, но и группами слов, словами и грамматическими частями слов;
Для этого надо: а) на родном языке формулировать правила, выражать грамматические значения;
Критерии, как отбора, так и распределения полностью подчинены основному постулату теории - грамматика как компонент речевой деятельности. В них учтены также особенности и трудности развития навыков. К трудностям навыков относятся в частности такие характеристики, как сложность систем действия, новизна по сравнению с родным языком передаваемых значений. Трудности навыков обусловлены также и тем, развертываются ли действия на уровне слова, конструкции или предложения. Чем мельче единица, тем более трудоемким является процесс овладения репродуктивным навыком. Обучение грамматике основано также на принципе суггетивности. Данное понятие определяется как постоянный коммуникативный фактор, который через воздействие на подсознание может создавать условие, способствующее максимальному раскрытию функциональных резервных возможностей личности. Психологическая обоснованность сочетания и единства сознательного и подсознательного начала в современной методике не вызывает сомнений. Можно утверждать, что этот подход особенно важен в обучении грамматике, поскольку здесь существенна как выработка динамических стереотипов, так и рациональное осознание структур. Принцип суггетивности предполагает обучение грамматике в условиях эмоционального подъема и снятия напряжения. Активизируя резервные возможности обучающегося, позволяет усваивать грамматику быстро и надежно на основе речевой деятельности. Успешное овладение грамматикой обеспечивается также созданием полисенсорной среды: использование графических, вербальных, невербальных и игровых средств, кинетики, музыки и цвета. Полисенсорная среда не только обеспечивает восприятие информации по разным каналам, но и позволяет с студентам с различным уровнем интеллекта успешно овладевать грамматическими знаниями, навыками и умениями. Психологической основой суггетивности и полисенсорности является дидактический принцип двуплановости (термин Лозанова). Двуплановость предполагает организацию обучения таким образом, что воздействие на сознание и подсознание осуществляется одновременно. Преподаватель, ставя перед обучаемыми выраженную коммуникативную задачу, преследует при этом учебную (в нашем случае грамматическую) цель, не осознаваемую обучающимися. Следовательно, в процессе обучения ставятся и решаются не только прямые, осуществляемые обучающимися цели, направленные на организацию иноязычного общения, но и косвенные, не осознаваемые обучающимися цели, относящиеся к плану преподавателя определяющие содержание, дозировку и разноуровневую отработку языковых (в частности грамматических) явлений изучаемого языка. Активизируя сферу подсознательного наряду с сознательным восприятием грамматических явлений, двуплановое обучение значительно расширяет возможности интеллекта в памяти обучаемых, которые становятся практически неограниченными. Двуплановый подход дает преподавателю возможность успешно управлять непроизвольным вниманием и памятью обучающихся (наряду с произвольным вниманием), что в свою очередь позволяет обучаемым усваивать больше объема грамматического материала в контексте устно-речевого общения за сравнительно короткий срок. Каким же образом активизируется сфера подсознательного, обеспечивающая легкое и быстрое усвоение больших объемов учебного материала? Прежде всего этот эффект достигается при помощи полисенсорной среды, которая способствует созданию положительной эмоциональной психологической атмосферы обучения. К средствам, обеспечивающим действия двуплановости, относятся также:
Успешное обучение грамматическому строю языка требует также соблюдения принципа чередования синтетической и аналитической деятельности. Особая роль отводится первому этапу синтеза, на котором обеспечивается “формирование коммуникативного ядра» (Г.А.Китайгородская). В дальнейшем обучение концентрированности грамматического материала снижается. Новый материал, который теперь поступает в меньших дозах, тем не менее, способствует более успешной коммуникации и расширяет экспрессивные возможности обучающихся. Наблюдаемый при этом “эффект снежного кома» (т.е. лавинообразного нарастания коммуникативных явлений) осуществляется параллельно с систематизацией грамматических знаний. Движение от синтеза к анализу, таким образом, сопровождается движением от частных форм к системе. Доминантная роль синтеза обуславливает принцип ситуативности при подаче грамматического материала. Данный принцип можно отнести к традиционным. Смысл ситуативного подхода к обучению грамматике состоит в том, что учебный текст строится на ситуациях, в которых оправдано использование какого-либо грамматического явления иностранного языка, например, та или иная видовременная форма, конструкции с неличными формами глагола или модальные глаголы. Это же принцип используется и в системе коммуникативных заданий на разных этапах активизации учебных материалов. Особое значение в обучении грамматике приобретает принцип функциональности. Суть его состоит в том, что в процессе обучения преодолевается разрыв между парадигматикой и прагматикой языка, т.е. элементы языковой структуры рассматриваются и оцениваются с точки зрения их полезности в речевой деятельности. Руководствуясь принципом функциональности, составители программ определяют круг грамматических явлений, осваиваемых на первой и последующих стадиях обучения. Принцип функциональности позволяет организовать грамматический материал таким образом, что обучаемый вооружается разнообразными средствами для выражения того или иного коммуникативного замысла. Обучение грамматике осуществляется с осознаваемой коррекцией на частность грамматических явлений в речи. От обучающегося требуется, например, свободное владение такими видовременными формами, как Present, Past, Future Continuous; Present, Past, Future Indefinite и Present, Past, Future Perfect. Вероятно, меньшее внимание можно уделить таким формам, как Future Continuous и Future Perfect. Столь же редкие формы как Future Perfect Continuous могут быть исключены из обучения на первом курсе Далее хотелось бы проанализировать, как предлагается обучать грамматической стороне речи в различных УМК, используемых мною в работе. Чрезвычайный интерес, как учебное пособие, вызывает книга М.А.Колпакчи “Дружеские встречи с английским языком”. В книге в форме дружеской беседы с читателями изложены важнейшие разделы грамматического строя английского языка. Популярность и занимательность изложения делают пособие доступным всем, кто изучает английский язык. Английская грамматика представлена автором как живой мир, как сцена, на которой разыгрываются трагические и комические пьесы, своеобразные персонажи которых - глаголы, существительные, местоимения, артикли. Вся книга является свободным, живым, “душа в душу” собеседованием о языке. И эта доверительная легкость устанавливает между автором и читателем новый тип связей прямых и обратных—не “обычно-учебниковый”, а “занимательно - или увлекательно-учебный”, почти исследовательский. В качестве примеров для иллюстрации тех или иных грамматических явлений автор использует отрывки из произведений классиков английской и американской литературы. Автор отбрасывает все те разделы английской грамматики, которые, по ее многолетним наблюдениям, не представляют затруднений для обучающихся. Зато тем скрупулезнее исследует она все, что согласно ее педагогическому опыту, обучающийся должен усвоить для овладения практикой английской речи. По словам автора “выбор учебного пособия - вопрос вкуса”. В этой книге привлекают две особенности:
|
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
© В.Н. Копица, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |