М.А. Болгова, (Аспирант, преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» )
А.А. Федулин, (Д.ист.н., профессор, ректор ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»)
О.Н. Краснова, (К.пол.н., доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»)
Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ 2016
|
|||||
Современный университет можно рассматривать как корпорацию, которой характерны заинтересованность и ориентации в отношении целевой аудитории. Данное сопоставление предполагает упорядоченную структуру, разнонаправленность интересов образовательных организаций высшего образования, исследование их поведения в конкурентной среде высшего образования. Для эффективного развития и существования на рынке образовательных услуг университеты должны соответствовать основным векторам развития государственной политики в сфере высшего образования:
На наш взгляд, ключевой вектор трансформации образования состоит в разработке адаптивной системы управлении университетом, что соответствует способности университета быстро реагировать на происходящие изменения и вносить коррективы в информационную политику. Ввиду множества рисков и неопределенностей, системного кризиса в глобальном социуме руководство университетов старается внедрять новые информационные стратегии для поддержания своей конкурентоспособности. Конкурентоспособность любой организации неразрывно связана с информационной составляющей. Количество информации возрастает и по объему и по масштабу, что соответствует новым потребностям общества. В основу берутся знания, которые включают в себя различные сферы, такие как образование, культура, система коммуникаций, процессы изменений и т.д. К основным характеристикам современного общества можно отнести проявление силы, материальные ресурсы и знания (информация). Знания способствуют активному развитию трансформационных процессов, которые охватывают все сферы жизни. Изменения человеческих взаимодействий приводит к модификации указанных характеристик. Самыми устойчивыми и адаптированными, на наш взгляд, являются знания, которые определяют любые коммуникации и взаимодействия. Информация предполагает не только предоставление новых знаний и фактов, но и манипулятивный аспект того или иного размещаемого контента. Любая информация может обрести нужную направленность с помощью регулировки следующих факторов: способ и форма подачи, наличие пропаганды, увеличение развлекательного материала. Мы можем сделать вывод о намеренном искажении информации различными социальными группами для реализации собственных интересов и задач. Информационная политика выражается не подачей информации о том или ином событии, а управлением коммуникативными потоками. Основная цель – формирование конкретного общественного мнения, выражение позиций заказчика. Сфера образования – одна из тех социальных сфер, которая находится между государством и представителями рынка. Участники данных групп способствовали формированию независимых институтов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам, и обладающих определенной независимостью от растущего влияния капитализма. Государство в данной ситуации выступает гарантом сохранения и функционирования данных сфер общественной жизни вне рыночных отношений. Вышеперечисленные тенденции приводят к необходимости для любых образовательных организаций формировать определенные сообщения по основным каналам коммуникации, иначе они окажутся вне общественных отношений. Актуальным становится привлечение специалистов, обладающих определенными навыками и умениями в области работы с информацией, формирование отдельных структур, отвечающих за информационную политику университета в целом. Можно выделить основные факторы, необходимые для создания информационной политики в образовательных организациях. Первый фактор подразумевает наличие источника информации – коммуникатора (заказчик), который обладает определенными имиджевыми ресурсами и репутационным капиталом, а также навыками и умениями в области публичных выступлений (внешний вид, вербальная и невербальная составляющие). Второй фактор – непосредственно сообщение (контент) содержащее заранее обработанную (с точки зрения воздействия) информацию. Третий фактор – каналы коммуникации. Преимущественное положение занимают наиболее востребованные конечным потребителем с точки зрения удобства и рейтинговой составляющей. Следующим элементом становится соотнесенность смысла сообщения и необходимого канала (затронута важность аудиального, визуального и др. компонентов). Четвертый фактор – конечный потребитель. Социологические и маркетинговые службы выявляют ключевые характеристики аудитории (демографические, психологические, социальные и др.). Пятый фактор – обратная связь – эффект коммуникации, позволяющий отслеживать результативность использования отобранных факторов (оратор, сообщение, канал, потребительский профиль). Для любого вуза становится очевидной необходимость налаживать процесс и развивать инструменты взаимодействия с внешней средой через формирование и оптимизацию информационной политики. Необходимо удовлетворять информационные запросы и нужды аудитории, в качестве которой для университета выступает как само сообщество с его образовательными потребностями и запросами, так и корпоративные заказчики и потребители образовательных услуг в лице предприятий и организаций, и, конечно, государство на всех его структурных уровнях. Текущее положение образовательной системы, вынуждает руководство университетов принимать активное участие в постоянном мониторинге изменений, происходящих на образовательном пространстве. Их цель заключается в оптимизации управленческих процессов на различных структурных уровнях учреждения; эффективном внедрении различных методик, направленные на взаимодействие с абитуриентами и их родственниками; росте качества и доступности высшего образования. Выявление и исследование характеристик, влияющих на увеличения степени информированности основных целевых аудиторий вуза, остается наиболее важной задачей на данном этапе как один из уровней конкурентоспособности университета. Данная цель особенно актуальна в виду наличия следующих условий. К первому можно отнести наличие большого количества альтернатив с точки зрения образовательных программ, что, безусловно, влияет на рост конкуренции среди университетов. Вторым является изучение вопросов информированности как важное направление исследований в связи со снижением доступности высшего образования. Рост спроса на высшее образование сопровождается значительным увеличением его стоимости, Необходимо отметить значительный рост влияния информационного фактора, способствующего выбору университета в качестве образовательного учреждения, партнера и реализации других форм сотрудничества, поэтому становится очевидным необходимость выявления эффективных инструментов и каналов коммуникации. Третье условие определено проблемами, связанными с трудоустройством студентов и выпускников университета по направлению обучения. Данный факт может указывать на незначительную информированность абитуриентов и студентов, касательно тенденций развития регионального и общероссийского рынка труда, непродуманном решении, связанным с выбором специальности. Четвертым условием можно обозначить психологическую составляющую, влияющую на приоритетность выбора того или иного вуза. Она проявляется в страхе неудачи при поступлении, что в основе своей обусловлено низкой информированностью абитуриента об условиях поступления и дальнейшем сопровождении обучении. Одним из важных конкурентных преимуществ вуза является количество студентов (как российских, так и иностранных), обучающихся по его специальностям, что непосредственно влияет на финансовое состояние и репутацию университета. Поэтому необходимо уделить значительное внимание особенностям, характеризующим процесс выбора учебного заведения абитуриентами. Информационную политику неразрывно можно сопоставить с общей маркетинговой стратегией образовательной организации и соответственно как часть стратегии развития университета в целом. Важность информационной деятельности университета увеличивается в связи с ограниченностью государственного финансирования, внедрение стратегии автономности и независимости университета. На сегодняшний день необходимо отметить рост потребительского отношения к высшему образованию у родителей и студентов. В силу этого на выбор образовательной организации высшего образования большое влияние оказывают следующие составляющие: узнаваемый бренд, хорошая реклама, современный сайт, престиж среди абитуриентов и работодателей, известные имена и т.п. В то же время даже четко продуманная информационная политика не может оставаться стабильной и требует постоянной корректировки и обновлений с учетом внешних изменений и роста рынка коммуникаций. Разработка информационной политики, как и любого маркетингового продукта, несет свое начала с определения целевой аудитории, выявления их потребностей и с учетом конечной ответной реакции. Таким образом, структуру контактной аудитории, можно зафиксировать следующим образом: потребители, покупатели, профессорско-преподавательский состав, работники образовательной организации высшего образования, выпускники, местная общественность (город, регион), широкая общественность (страна), государственные органы, работодатели и поставщики. Ввиду роста информатизации общества потребители начинают прекращать различать образовательные услуги разных вузов с точки зрения качества или уникальности их характеристик. Наряду с товарной конкуренцией формируется понятие информационной конкуренции, битва за привлечение внимания ключевых аудиторий, наиболее важных целевых сегментов рынка. Предлагается выделить два уровня информационных коммуникаций: 1. уровень общей коммуникации, в рамках которого разрабатывается информационная политика университета, определяются стратегическая установка и базовые инструменты осуществления коммуникаций. Организация и управление информационным процессом на этом уровне возлагаются на высшее руководство, то есть ректора, которому подчиняется отдел внешних связей (пресс-служба); Информационные коммуникации необходимы для привлечения абитуриентов, удобства работы студентов и преподавателей, привлечения профессионального сообщества, развития межвузовского взаимодействия. Для выполнения данных функций используют, в первую очередь, официальный сайт, в соответствии с требованиями Приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации». Отдельного рассмотрения требует работа в социальных сетях, основная целевая аудитория которых молодежь и для них актуально получать большую часть информации из сети интернет. Поэтому необходимо тщательно налаживать коммуникации именно в социальных сетях в силу своего удобства и быстрого доступа к нужной информации с помощью хештэгов. Университеты заводят официальные страницы «В контакте», «Facebook». Грамотно оформленная и выстроенная группа создает благоприятное впечатление у тех, кто впервые зайдет на ее страницу, а поддерживаемая постоянная активность усилит его. Ключевыми позициями в ведении группы или сообщества можно считать:
Руководство вузов играет огромную роль в информационном пространстве университета, публикуясь в общедоступных журналах и газетах, выступая на телевидении. Ректора на сегодняшний день активно используют «Instagram», выкладывая каждый день в сеть фотографии с посещаемых мероприятия. Здесь в первую очередь повышается имидж руководителя образовательной организации, а также активно поддерживается коммуникативная цепочка «студент-руководство». Кроме стратегически важных для вуза функций, информационная политика должна приходить на помощь при оптимизации сети образовательных организаций высшего образования, которая реализуется с помощью создания опорных университетов, а также путем объединения наиболее опытных и крепких университетов в университет, способный конкурировать на мировом рынке. Все участники образовательного процесса в данной ситуации находятся в состоянии социальной напряженности, что может стабилизировать правильная информационная политика, начиная с официального сайта, заканчивая средствами массовой информации. Здесь важен профессионализм пресс-службы и правильная подача информации со всех точек зрения и перспектив как для восприятия, так и для положительных сторон, как студентами и родителями, так и преподавателями, административно-управленческим составом. Проблема информированности в сфере высшего образования не является новой, но в последние годы она привлекает все большее внимание исследоватетелей и разработчиков информационной политики. Основой данной проблемы является приоритетный выбор потребителя образовательных услуг в пользу той или иной образовательной организации высшего образования. Информированность в свою очередь делает выбор потребителя осознанным и управляемым с позиции вуза. Новости российских университетов подробно освещаются в СМИ, в основном ссылаются на официальный сайт, как основной источник информации. По этой тематике найдено значительное количество статей, в основном они касаются организации мероприятий, связанных с учебной и внеучебной деятельностью. Вузы являются инициаторами значительного количества событий: семинары, конференции, рабочие встречи с учеными, политиками, работниками культуры, делегациями. В рамках возможного сотрудничества обсуждаются следующие вопросы: создание общих исследовательских центров, ведение совместных проектов, организация стажировок студентов. Данное направление обусловлено необходимостью интеграции в мировое образовательное сообщество. К негативным событиям, освещаемым в СМИ, можно отнести описание фактов коррупции в вузах, а также различных скандалов. В связи со сложностью и многогранностью современной среды для поддержания конкурентоспособности образовательной организации, необходима постоянная работа по повышению имиджа. На наш взгляд, информационная политика – один из основных инструментов позиционирования образовательных организаций высшего образования, а также предоставления информации в «правильном ракурсе». Социальные сети — это идеальное место для привлечения и удержания целевой аудитории, а сообщества и группы в них - отличный инструмент повышения имиджа и поддержания конкурентоспособности, который не требует особых усилий и затрат. Грамотно оформленная и выстроенная группа позволит:
|
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © М.А. Болгова, А.А. Федулин, О.Н. Краснова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |