Н.П. Бакулин, (Преподаватель, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России)
Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ 2016
|
|||||
Введение Анализ служебных проверок дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами, столкновениями оперативно-служебного транспорта ДПС [1] показывает что «чувство» габарита транспортного средства слабо развито у инспекторов ДПС, управляющих оперативно-служебным переднеприводным транспортом. Результаты тестирования уровня сформированности навыков маневрирования оперативно-служебным транспортным средством в ограниченном пространстве у сотрудников-водителей ДПС МВД России также выявили необходимость в разработке методики совершенствования формирования «чувства» габарита автомобиля. На службу в МВД сотрудник ДПС приходит уже, как правило, владея водительским удостоверением, отучившись в автошколе. Между тем методика подготовки «кандидата в водители» в автошколах ориентирована на массовую габаритную подготовку водителя с минимальной допустимым скоростным режимом в условиях автодрома. Однако оперативная ситуация требует от водителя-сотрудника ДПС умений и навыков скоростного точного и безошибочного маневра оперативно-служебного транспортного средства в условиях ограниченного пространства без ущерба автомобилям и окружающим предметам. Противоречия Актуальность разработки эффективной методики формирования навыков маневрирования транспортным средством в ограниченном пространстве у сотрудников – водителей ОВД обусловлена наличием следующих противоречий:
Данные противоречия и определяют актуальность исследования эффективных средств и методов формирования навыков маневрирования транспортным средством в ограниченном пространстве у сотрудников – водителей оперативно-служебных автомашин ДПС. Объектом исследования являются приемы и правила управления переднеприводным оперативно-служебным транспортным средством у сотрудников дорожно-патрульной службы. Предмет исследования – приемы и правила управления переднеприводным оперативно-служебным транспортным средством в ограниченном пространстве. Цель исследования – разработать методику совершенствования управления сотрудниками дорожно-патрульной службы переднеприводным оперативно-служебным транспортным средством в ограниченном пространстве. Гипотезой исследования являлось предположение о том, что использование динамической автомобильной полосы препятствий позволит повысить эффективность методики совершенствования у сотрудников дорожно-патрульной службы приемов и правил управления переднеприводным оперативно-служебным транспортным средством в ограниченном пространстве и снизит вероятность ДТП, совершаемых сотрудниками. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы решались следующие задачи: 1. Исследование научно-методической литературы по вопросам обучения вождению транспортных средств, нормативно-правовой базы, регламентирующей учебный процесс профессионального обучения сотрудников ОВД, а также и практического опыта вождения в экстремальной ситуации. 2. Выявление основных условий и факторов формирования навыка маневрирования транспортным средством в ограниченном пространстве. 3.Анализ результатов тестирования уровня сформированности навыков маневрирования транспортным средством в ограниченном пространстве в ходе эксперимента Условиями формирования навыков управления транспортным средством, в частности – навыком маневрирования в ограниченном пространстве будет являться развитие у водителя чувства габарита оперативно-служебного транспортного средства.[3] Это достигается следующими компонентами: тренировка точного глазомера водителя в движении, построения траектории движения с расчетом безопасности, своевременное внесение коррекции в траекторию автомобиля, многократный уровень контроля за фазами въездом (проезда) в двух вариантах: в широком плане - ориентирование положения автомобиля относительно опасной близости объектов, в узком плане-посредством контроля качества маневра через зеркала заднего вида, в заключительной фазе маневра-оценка безопасной дистанции и интервала перед остановкой. Использование автомобильной динамической полосы препятствий позволяет выполнить эти условия формирования навыков управления транспортным средством в связи с постоянным изменением условий выполнения упражнений заключающихся в перемещении: контрольных точек старта, стартового створа, промежуточной точки остановки, точки финиша, створа торможения, гарантирующие изменение дистанции и условий выполнения упражнений (изменение угла наклона начала движения), скоростных параметров, условий интенсивности торможения-разгона, скорость воздействия на рулевое колесо. Комплекс габаритной подготовки состоит из подготовительных, основных и контрольных упражнений. Для реализации вышеназванных компонентов в динамической полосе препятствий были разработаны следующие упражнения:
С целью обоснования эффективности авторской методики обучения сотрудников – водителей ОВД управлению транспортным средством, основанной на использовании динамической схемы ограничительных препятствий при выполнении упражнений маневрирования в ограниченном пространстве проводился педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент был организован на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России г. Тюмень, Тюменской области в период с сентября 2015 г по апрель 2016 г. В исследовании участвовали 40 слушателей мужского пола категорий: «Инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД», «полицейские (водители) ОМОН», «полицейские (водители) ГНР ППСП» в возрасте 20-39 лет, имеющие водительский стаж от 1 – 20 лет. Сотрудники были разделены на 2 группы: 1 – контрольную и 1 –экспериментальную, по 20 сотрудников в каждой группе. Количество слушателей в каждой группе строго ограничено требованием плана наполняемости по организации учебного процесса в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России на 2015-2016 гг. Контрольная группа занимались по программе переподготовки водителей категории транспортных средств категории «В», оборудованных специальными устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, предусмотренной учебным планом Тюменского института повышения квалификации МВД России. Экспериментальная группа занимались по аналогичной учебной программе, с внесенными изменениями в методике автодромной подготовки. Для формирования навыка маневрирования в ограниченном пространстве использовалась автомобильная динамическая полоса препятствий. Использование данной схемы позволяло изменять условия выполнения упражнения, создавать различные варианты. Для определения уровня сформированности навыков маневрирования в ограниченном пространстве у слушателей, представителей экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента проводилось тестирование. Для тестирования использовались четыре упражнения. Упражнение «Скоростная змейка симметричная передним ходом с элементом экстренного комбинированного торможения рабочим тормозом в финишном створе». выполнялось на оборудованном автополигоне с асфальтовым покрытием. Задача для испытуемых заключалась в максимально быстром преодолении дистанции 100 м. Выбор автомашины: автомашина ВАЗ 2114 (переднеприводная). Длина дистанции 100 метров. Расстояние для экстренного трогания и разгона 15 метров, шаг разметки 25 метров. Испытуемым предоставлялись две попытки выполнения упражнения. Учитывалось лучшее время прохождения дистанции. Упражнение «Скоростной квадрат с элементами: ассиметричная змейка задним ходом с экстренным ступенчатым торможением рабочим тормозом в финишном створе» выполнялось на оборудованном автополигоне с асфальтовым покрытием. Тест предназначен для оценки техники маневрирования, знания приемов управления автомобилем задним ходом. Задача для испытуемых заключалась в максимально быстром преодолении дистанции 100 м по змейке и 200 метров по прямолинейному движение задним ходом. Длина дистанции змейкой – 100 метров. Расстояние для экстренного трогания и разгона - 15 метров, шаг разметки – 25 метров. Схема движения напоминала правильный четырехугольник с сторонами 2х100 метров и 2х50 метров по одной длинной стороне которого расположена змейка, а вдоль остальных расположена прямая трасса с тремя поворотами по 90 градусов. Испытуемым предоставлялись две попытки выполнения упражнения. Учитывалось лучшее время прохождения дистанции. Упражнение «Управление в заносе на дуге поворота в габаритном коридоре 3,75 метра «Эллипс» выполнялось на оборудованном автополигоне принадлежащим ООО «Автомобилист» с асфальтовым покрытием. Задача для испытуемых заключалась в том, чтобы выстроить автомашину у стартовой линии, произвести разгон в стартовом створе, и, набрав скорость въехать в габаритный круг, начать движение вперед по часовой стрелке в габаритном круге. При достижении полных 3-х кругов, водитель должен был направить автомобиль в финишный створ для торможения; выполнить плавное торможение и остановку автомобиля; поставить автомобиль на стояночный тормоз и выключает зажигание. Испытуемым предоставлялись две попытки выполнения упражнения. Учитывалось лучшее время прохождения дистанции. Упражнение «Управление автомобилем в условиях ограниченного пространства задним ходом по сложной траектории» представляет собой скоростное движение задним ходом в габаритном коридоре 2,6 метра с преодолением поворотов, прохождения по дуге и выхода из дуги левого и правого поворота. Задача для испытуемых заключалась в том, чтобы выстроить автомашину у стартовой линии, в максимально быстром темпе преодолеть дистанцию 500 метров задним ходом в коридоре движения 2,6 метра. Дистанция включала в себя преодоление различных поворотов и отрезка движения по прямой (3 отрезка по 100 метров и 1 отрезок по 50 метров) 2 дуги различно конфигурации левого и правого поворота. Испытуемым предоставлялись две попытки выполнения упражнения. Учитывалось лучшее время прохождения дистанции. С целью количественного анализа педагогических явлений использовались методы математической статистики. Достоверность различий определялась по t - критерию Стьюдента. Математический анализ цифровых данных был просчитан при помощи Excel 2007. |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
© Н.П. Бакулин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |