Н.С. Воротникова, (К.ист.н., доцент Вологодского государственного университета)
Серия «Гуманитарные науки» # ИЮЛЬ 2016
|
|||||
Современная педагогическая наука проявляет заметный интерес к изучению истории образования. В контексте разработки этой темы на региональном уровне закономерно внимание исследователей к истории сельского образования на территории отдельно взятой губернии, которое дополняет картину общественной жизни дореволюционной провинции. При подготовке статьи в основном использовались источники, впервые вводимые в научный оборот, которые дали возможность раскрыть как общие закономерности, так и региональную специфику данной темы. Такие законодательных акты, как «Положения о народных училищах» 1864 и 1874 гг., «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», законы «О земских учреждениях», «О дополнительном ассигновании на нужды начального народного образования…», «О всеобщем обучении в Вологодской губернии», которые опубликованы в Полном собрании законов Российской империи, Сборниках постановлений по Министерству народного просвещения (далее – МНП) и Сборниках распоряжений по МНП [69; 77; 78; 81], регламентируют развитие учреждений начального образования на общероссийском уровне. Записки и проекты решений по вопросам народного образования и материалы их обсуждения, исходящие от центральных и местных органов, извлечены из фондов Российского государственного исторического архива (далее РГИА): Департамента народного просвещения (ф. 733) и Канцелярии министра земледелия (ф. 381). Эти материалы раскрывают процесс выработки тех или иных законов или административных распоряжений. К подзаконным актам относятся ведомственные постановления, инструкции для директоров и инспекторов народных училищ, правила, исходящие от министерства или от управления Санкт-Петербургским учебным округом, а также циркуляры, разъясняющие законодательные акты или административные распоряжения министерств и учебной администрации. Документы, регламентирующие деятельность народных школ на локальном уровне содержатся в фондах Вологодской губернской земской управы Государственного архива Вологодской области (далее – ГАВО, ф. 34), Вологодского губернского отдела народного образования (ГАВО, ф. 111), дирекции народных училищ (ГАВО, ф. 438), Вологодской духовной консистории (ГАВО, ф. 496). Эти документы отражают выполнение правительственных решений на территории губернии, формирование системы народного образования на местах, характер взаимодействия администраторов разных уровней и направления их деятельности. Делопроизводственная документация освещает деятельность местных органов власти в сфере начального образования. В исследовании использовался комплекс организационно-распорядительных документов – циркуляры, доклады и постановления уездных земств Вологодской губернии по вопросам народного образования. С целью источниковедческого анализа изучены документы, содержащиеся в фонде Вологодской губернской земской управы (ГАВО, Ф. 34), сборниках постановлений по народному образованию уездных земских собраний Вологодской губернии и сборниках постановлений по МНП, в которых имеются циркуляры, разъясняющие законодательные акты или административные распоряжения МНП, губернской и уездной учебных администраций. Протокольная документация представлена протоколами уездных и губернских земских собраний, журналами очередных и чрезвычайных собраний земских учреждений, журналами уездных заседаний училищных советов. Этот вид документации находится в фондах Губернского статистического комитета (ГАВО, ф. 17), Вологодского епархиального училищного совета (ГАВО, ф. 465), описей по делам Канцелярии Дирекции училищ Вологодской губернии (ГАВО, ф. 871). Эти документы позволяют выявить роль органов самоуправления в развитии народного образования. В них нашли отражение вопросы, связанные с учебным процессом, религиозно-нравственным воспитанием учащихся, организацией внешкольного образования, материальной поддержкой учебных заведений. К отчетной документации относится более 200 отчетов и докладных записок, представленных в фондах ГАВО – Дирекции народных училищ Вологодской губернии (ф. 438), Губернского статистического комитета (ф. 17), в публикациях газеты «Вологодские губернские ведомости» о школах различного типа. В сборниках постановлений по МНП содержится информация о школах ведомства МНП. В фондах ГАВО Вологодского губернского земского собрания (ф. 33), Вологодской губернской земской управы (ф. 34), Грязовецкой (ф. 49) и Кадниковской (ф. 50) уездных земских управ о земских школах. Сведения о церковно-приходских школах отражены в опубликованных кратких отчетах Вологодской епархии о деятельности церковно-приходских школ, фондах ГАВО Вологодского епархиального училищного Совета (ф. 465), Вологодской духовной консистории (ф. 496). Отчеты разных лиц (инспекторов, заведующих отделами, школьных наблюдателей) по школам различных ведомств включают описание состояния народных школ, докладные записки о нехватке средств на содержание учебных заведений, рапорты чиновников разных уровней. Эти документы позволяют оценить роль органов местного самоуправления и церкви в деле народного образования, определить взгляды земских деятелей и церковнослужителей на учебный процесс, религиозно-нравственное, трудовое воспитание учащихся, организацию внешкольного образования в губернии, показывают отношение крестьянского населения к делу просвещения. Учетная документация представлена личными делами учителей, содержащихся в фондах Дирекции народных училищ Вологодской губернии (ГАВО, ф. 438), Вологодской духовной консистории (ГАВО, ф. 496). Данная группа источников позволяет изучить социальный облик учителей, кадровую динамику. Официальная переписка чиновников разных уровней (попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, директора народных училищ Вологодской губернии) с учителями народных школ (их рапорты, донесения, прошения, жалобы) отложилась в фонде дирекции народных училищ (ГАВО, ф. 438). В документах фондов Вологодского епархиального училищного совета (ГАВО, ф. 465) и Вологодской духовной консистории (ГАВО, ф. 496) представлена деловая переписка между Министерством народного просвещения и Канцелярией Синода, стенографические отчеты заседаний епархиальных училищных советов. Документы демонстрируют, каким образом правительство контролировало деятельность народных училищ и учительские кадры, дают возможность представить реальное состояние народного образования на местах, в конкретном уезде и школе. Надо отметить, что формы официальной переписки не были строго утвержденными и менялись со временем, поэтому информативность такого рода документов различна. Ходатайства об ассигновании дополнительных пособий на нужды образования в Вологодской губернии (на приобретение учебников, писчих принадлежностей, наем помещений, помощь нуждающимся учащимся, организацию ночлежных приютов для детей из отдаленных деревень) содержит фонд Департамента народного просвещения (РГИА, ф. 733) и опубликованные журналы уездных земских собраний. В журналах Тотемского уездного собрания за 1887 г. находятся ходатайства сельских обществ о выделении пособия со стороны земства на открытие и содержание церковно-приходских школ, о ремонте и расширении земских школ, назначении денежных сумм на покупку книг для подарков заканчивающим курс обучения в сельских училищах и ряд вопросов по отдельным школам Тотемского уезда [38; 58; 66]. Материалы государственной статистики отражают информацию о количестве школ, учащихся, объеме работы земских учреждений в области начального образования. Данная группа источников представлена опубликованными статистическими сведениями в сборниках, издаваемых Вологодским губернским статистическим комитетом [83; 84], текущей школьной статистикой Вологодского губернского земства [12], в памятных книжках Вологодской губернии [63], в обозрениях по народному образованию в уездах, например в сравнительно-статистическом обозрении «Вологодский сборник» [28; 87], ежегодниках по Вологодской губернии [53; 56], ежегодных обзорах по Вологодской губернии о состоянии учебного дела [59; 60], однодневной переписью начальных школ 1911 года [61], в которых представлены сведения о количестве начальных школ в Вологде, количестве учителей, средней зарплате, общем количестве учащихся в школах, средствах, выделяемых на содержание начальных школ, и многими другими источниками. В «Памятных книжках для Вологодской губернии» за 1860 г. содержится материал о развитии народного образования в губернии на протяжении XVIII – первой половины XIX в., рассматриваются вопросы управления училищами, изменения в курсах обучения и др. [25]. За 1865 и 1866 гг. приводятся статистические списки сельских училищ и школ в Вологодской губернии с указанием должности учителей, их заработной платы, содержания школ и количества учащихся за 1865–1866 учебный год [82]. За 1892 г. приводится статистический очерк учебно-образовательного дела в губернии [39]. Статья о народном образовании в «Ежегоднике Вологодской губернии» содержит сведения за 1908–1913 гг. о количестве различных учебных заведений в губернии, в том числе о начальных училищах [53]. А. Иванов изложил результаты деятельности Вологодского земства по народному образованию в Вологодском уезде за 1870–1879 учебные года [28]. Анализируя деятельность вологодского земства в области народного образования, большинство авторов сходилось во мнении, что деятельность эта не имела определенной программы и была недостаточно активной в первый период существования земств (в 1860-х – начале 1870-х гг.). Лишь в середине 1870-х – начале 1880-х гг. земство стало открывать новые школы, проявлять заботу об учителях (их заработной плате, повышении образовательного уровня), содействовать внешкольному образованию народа (работе народных библиотек). В сборнике «Сведения по отдельным школам Вологодской губернии» содержатся данные о количестве школ по каждому уезду, находившихся в ведении Министерства народного просвещения: министерских и земских училищ, церковно-приходских школ, школ грамоты. Приводится табличный материал о разряде и названии училища, территории расположения, расстоянии школы от уездного города, почтового отделения, волостного правления, приходской церкви, ближайшей организованной школы, годе ее основания, характеристике помещения, которое занимала школа, и количестве классных комнат, квартир учителей, количестве руководств, учебников и книг для внеклассного чтения учащихся, сведениях о законоучителях, преподавателях и учащихся, преподаваемых предметах, материально-финансовой составляющей за 1898–1899 учебный год [79]. Интересным представляется очерк М.И. Успенского, который, находясь в течение месяца (с августа по сентябрь 1913 г.) в командировке в Тотемском, Устюгском, Никольском, Сольвычегодском, Яренском и Устьсысольском уездах для ревизии местных учебных заведений, составил краткую характеристику расположения и состояния образования на территории данных уездов [86]. П. Полиевктов представил сравнительные таблицы всех учебных заведений, городских и сельских училищ ведомства Министерства народного просвещения по Вологодской губернии с указанием места их нахождения и числа учащихся в них на основе статистических сведений однодневной переписи училищ 20-го марта 1880 г., указал число учебных заведений и учащихся в них по городам и уездам Вологодской губернии за 1879–1880 г., проследил материально-финансовую составляющую по народному образованию [60]. Работа директора народных училищ С. Лосева «О низших учебных заведениях Вологодской губернии за 1911 год» содержит статистические сведения в форме таблиц и схем о числе школ и учащихся [45]. Подробно рассмотрены причины не посещаемости учебных заведений, санитарно-гигиеническое состояние школ. Сведения приведены по каждому уезду Вологодской губернии. Н. Бунаков использует новые материалы для определения уровня народного образования в Вологодской губернии, пытаясь на основании полученных статистическом комитетом данных дать не только сведения о числе школ и учащихся по уездам, но и точное описание каждой существующей школы с обозначением ее местонахождения, года открытия, числа учащихся, имен преподавателей, платы, которую они получают, и стоимости содержания школы. В дополнение к рассмотренным материалам содержатся сведения для характеристики степени образованности жителей Вологодской губернии: 1. о публичных библиотеках; Неопубликованные статистические материалы представлены фондом ГАВО «Вологодская губернская земская управа» [18] и рядом фондов уездных земских управ [19; 20; 21; 22], в которых содержатся сводные таблицы о числе школ, учеников в них, доли учащихся по отношению к общему числу детей. Указанные ежегодные отчеты-анкеты помогают выявить динамику развития школ и учащихся в них детей. В фонде ГАВО «Губернский статистический комитет» представлены решения, принимавшиеся на заседаниях Вологодского губернского статистического комитета по вопросам образования: отчеты о содержании училищ и сельских школ, ведомости о сельских школах, отчеты о расходовании денежных сумм, полагающихся на содержание учебных заведений, резолюции губернатора с поручением проверить и дать пояснения по отдельным вопросам обучения и многие другие вопросы [17, л. 1–55]. Периодическая печать представлена в центральных изданиях, как ведомственных (Журнал Министерства народного просвещения, «Учитель», «Русская школа», «Народная школа», «Наблюдатель», «Народное образование», «Вестник воспитания и образования»), так и частных («Мир Божий», «Женское образование», «Вестник Европы»). Они носят иллюстративный характер, но позволяют восстановить картину обсуждения в печати той или иной проблемы, представить мнения современников и их реакцию на происходящие события. В периодике встречаются материалы разного жанра: официальные отчеты и сообщения, биографии учителей, описания школьных праздников, краткие исторические хроники отдельных школ, размышления специалистов о проведении реформы школы, впечатления наблюдателей от посещения учебных заведений и т. д. Интерес представляют дискуссии, развернувшиеся на страницах газет и журналов в конце XIX – начале XX в. по вопросам школьной реформы. Проблемы введения всеобщего начального обучения, материального и правового положения народных учителей, привлечения женщин к работе в сельских начальных школах – вот ряд насущных вопросов, которые поднимались в периодической печати того времени. Участниками этих диспутов становились государственные и общественные деятели, народные учителя, родители, выпускники народных школ, т.е. все те, кто действительно был неравнодушен к судьбе народной школы. Периодические издания были не только ареной дискуссий, но и служили методическим пособием для народных учителей в деле организации учебного дела на местах. Подобные сведения содержатся в периодической печати центральных светских изданий Санкт-Петербурга: «Журнале Министерства народного просвещения» [7], выходившего в 1803–1917 гг., статьи по педагогике и народному образованию отражены в журналах «Народное образование» [30], «Вестник воспитания» [31; 52], «Русская школа» (1880–1917 гг.) [1; 85], «Библиотекарь» [27], «Русский начальный учитель» [49; 64; 80; 88], «Русская мысль» [29], «Семья и школа» [65], «Народная школа» (1892–1917 гг.) [34], «Народный учитель» [54], «Русский учитель» [76], материалы которых дополнили сведения, послужившие основой проведения сравнительного анализа общегосударственных и региональных процессов в области народного образования. Особую ценность в периодических изданиях Вологодской губернии представляет газетная хроника, дающая возможность воссоздать по небольшим конкретным публикациям довольно полную картину вопросов, стоявших перед разными типами начальных школ в различные периоды развития. Газетная хроника помогает узнать, как относились к школе различные слои населения, что волновало учащихся, родителей, преподавателей. В хронике представлено материальное положение школ, их нужды, отдельные происшествия. Поэтому «Вологодские губернские ведомости» [13], «Известия Вологодского губернского совета» [32], «Вологодский листок» [62], «Северный край» [35; 36; 55] и журнал «Вологодские епархиальные ведомости» [14; 72], издававшиеся в Вологде, являются весьма информативными источниками. Газета «Вологодские губернские ведомости» как официальный печатный орган содержала разнообразную информацию об открытии учебных заведений в Вологодской губернии, о пожертвованиях отдельных лиц на дело народного образования и иные сведения. В 1858–1866 гг. в «Вологодских губернских ведомостях» были помещены статьи по различным вопросам народного образования: замечания по проекту «Положения о народных училищах», о распространении грамотности, о воскресных школах, о женском образовании и др. В этих статьях высказывались требования об улучшении содержания образования, об отмене телесных наказаний в школах, делались робкие критические замечания в адрес местной администрации и духовенства [13; 37]. В журнале «Вологодские епархиальные ведомости» опубликованы отчеты о нуждах и положении церковных школ, отчеты о педагогических курсах. В газете «Северный край» содержатся отчеты о начальном образовании в Вологодской губернии. С началом обсуждения проблемы введения всеобщего начального обучения в первые годы XX в. в губернской периодике появляются статьи, отражающие реальное состояние учреждений народного образования. Авторами обзоров были преимущественно инспектора народных училищ, которые не только давали конкретную информацию о положении на местах, но и высказывали мнения о проблемах организации всеобщего обучения: проблеме привлечения девочек в школу, большой разбросанности селений в губернии, об организации ночлежных приютов. Газетные публикации этого периода нельзя в полной мере считать исследованиями, поскольку для них характерно фактическое изложение событий без научного анализа. Особую ценность представляют материалы анкетных обследований, которые проводились в 1880–1890-х гг. А.С. Пругавиным, Н.А. Рубакиным, и собранные Этнографическим бюро князя В.Н. Тенишева в 1899–1900 гг. сведения о материальном и духовном быте крестьян, в том числе и о начальном образовании в деревне [75]. Авторы ответов на вопросы анкет прекрасно знали жизнь, быт, нравы, духовные запросы деревни, ими были учителя, земские служащие, местные краеведы, представители приходского духовенства и даже сами крестьяне. Поэтому их суждения и оценки представляют большую ценность для исследования уровня грамотности русского крестьянства и отношения к начальному образованию в вологодской деревне в конце XIX в. Из источников личного происхождения мы можем почерпнуть сведения об отношении учителей к своей деятельности, к детям, к односельчанам, обнаружить внутреннюю мотивацию многолетнего служения многих из них в глухой провинции или, наоборот, бегства от неразрешимых проблем. Часть из них была опубликована в начале XX в. отдельными изданиями, а частично публиковались в периодике того времени. В исследовании использованы дневники и воспоминания государственных деятелей [16; 26], представителей либеральной профессуры, отражающие формы участия научной интеллигенции в организации школ [71], мемуары и дневники народных учителей [15; 50; 51; 74]. В воспоминаниях авторы отразили свое восприятие народной школы, финансовых, бытовых, психологических, профессиональных проблем учителей [7; 10; 11; 40; 41; 42; 43; 46; 47; 48]. Для понимания специфики начального образования в вологодской деревне особенно важны записки сельских учителей, заметки окружных инспекторов в воспоминаниях и путевых записках [2; 4; 33; 45; 86; 87], труды и воспоминания учителей [8; 57; 68; 70; 73]. Н. Бунаковым описывается крестьянский труд, быт и место сельской школы в жизни населения вологодской деревни в 1891 г. [9]. В его мемуарах «Записки: Моя жизнь» приводятся личные воспоминания о годах обучения в начальной школе [8]. А.Н. Куломзина рассматривает вопросы доступности начального образования в России, давая обзор и Вологодской губернии [44]. Из воспоминаний о процессе обучения в начальной школе следует привести записки Е. Грязнова, который наглядно демонстрирует образ жизни деревенского школьника: условия жизни, места обучения, свободное времяпрепровождение, питание, одежду, обувь и др. [23]. Деятельность Вологодского губернского земства в отношении народного образования с 1870 по 1889 г. рассматривается Х.И. Пахолковым [24]. Неизвестный автор статьи в журнале «Вестник воспитания» приводит данные о различных типах сельских школ Вологодской губернии за 1870 год, характеризует процесс становления земских школ, сравнивает их соотношение с церковно-приходскими, анализирует преподавательский состав, приходит к выводу о превосходстве земских школ над церковно-приходскими [31]. С.А. Непеин дает характеристику учительского персонала сельских школ Вологодской губернии [57]. Роль учителя в сельской школе рассматривались П.В. Андреевым [2] и Н.П. Богдановым-Бельским [5]. Священник С. Непеин вспоминает о 25-летнем учительском труде своей сельской наставницы М.Е. Смирновой, которая вела активную деятельность по устройству начального образования в Грязовецком уезде Вологодской губернии в селе Плосково [57]. Проблемы церковно-приходских школ излагаются в очерке о об их развитии в Санкт-Петербургском учебном округе, куда входила Вологодская губерния, за период с 1884 по 1909 г. [33]. И.С. Бачалдин анализирует процесс обучения в церковно-приходских школах [4], А. Подволоцкий дает краткое описание одной из первых церковно-приходских школ – Троицко-Орловской [67]. Ряд авторов приводят описание школ по уездам. В работе В.А. Пшеницына дана характеристика народного образования за 1911–1912 учебный год [73], однако только на территории Вологодского уезда рассматриваются количество училищ, занимаемые ими помещения, преподавательский и ученический состав, система управления, учебная и врачебно-санитарная часть, ремесленное, профессиональное и внешкольное образование. А. Машкин рассматривает народное образование в г. Никольске Вологодской губернии и его уезде за 1904–1909 гг. и такие его составляющие, как школьное и внешкольное образование в уезде, учительский персонал, народное образование в городе [49]. Учитель села Устье Кадниковского уезда Вологодской губернии В.Е. Шуйский дает характеристику процесса образования в школах села Устье в 1860–1870-х гг., анализирует деятельность Шиловского земского училища Кадниковского земства: его расположение, учебные пособия, применяемые воспитательные средства для обучения, проводившиеся ревизии, а также отношение населения к училищу [88]. Учитель А. Баракшин, направленный в 1887 г. в Угронгскую земскую школу Вельского уезда с трехлетним курсом обучения, описывает становление школы, контингент учащихся, складывающиеся взаимоотношения и трудности, с которыми сталкивался учитель [3]. Подводя итоги обзору источников, необходимо отметить, что большинству из них присущи такие достоинства, как большая информативность, широкое использование статистических материалов, постановка проблем методики и теории народного образования. Особое значение имеют источники личного происхождения. Высокая ценность дневников, воспоминаний и переписки в рамках настоящего исследования обусловлена их максимальной приближенностью к жизни населения, отражением специфики конкретной местности. На основе имеющихся источников представляется возможным воссоздать историю развития начального образования в вологодской деревне во второй половине XIX – начале XX в. |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Н.С. Воротникова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |