VIP Studio ИНФО Личность младшего школьника: условия развития интеллектуальных способностей в этнокультурной среде
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.Х. Яхьяева,  (Аспирант, Чеченский государственный педагогический университет)

И.В. Мусханова,  (Доктор педагогических наук, профессор, Чеченский государственный педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ  2015

Личность

В данной статье актуализируется проблема развития интеллектуальных способностей младших школьников. Анализируются условия развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной среде . Отмечается, что формирование мировосприятия младших школьников происходит через усвоение этнокультурных ценностей. В статье выделяются факторы развития интеллектуальных способностей младших школьников, среди которых доминирующими являются: семья, этнокультурная среда, язык обучения. Рассматривается игра как один из методов интеллектуального развития личности младших школьников. Подчёркивается, что интеллектуальное развитие младших школьников занимает особое место и в педагогической культуре чеченцев.

Ключевые слова: Личность, интеллектуальный потенциал, этнокультурная среда, язык обучение, младший школьный возраст, игра, семья, мышление, условия, развитие.

Современный научный дискурс характеризуется актуализацией проблем, связанных с формированием и развитием личности. Особое место в психолого-педагогической полемике занимают вопросы интеллектуального развития в этнокультурной среде. Это связано в первую очередь с тем, что современный этап развития образовательной мысли выдвигает требования к поиску новых педагогических подходов, направленных на развитие у подрастающего поколения высокого уровня культуры межнационального общения, воспитания этнокультурной личности, осознающей значимость общечеловеческих ценностей, способной к толерантности и поликультурному общению. Естественно, формирование этнокультурной личности происходит в контексте этнокультурной среды, через вхождение личности в определенные культурные и социально-экономические условия. В психолого-педагогической науке накоплен определенный теоретический и практический опыт этнокультурного образования детей. Однако в отечественной науке, на наш взгляд недостаточно освещена проблема развития интеллектуальных способностей личности младших школьника в этнокультурной среде. В связи с чем в данной статье нами предпринята попытка анализа указанной проблемы.

Этнокультурная среда определяется как психолого-педагогическое условие развития личности младшего школьника. Определение «этнокультурная среда», состоит из двух дефиниций «этнокультура» и «среда». Дефиниция «этнокультура» появилась в педагогической науке на рубеже XX-XXI вв. и стала применяться как речевое сокращение понятия «этническая культура». Дефиниция «среда» своим появлением обязана известным советским педагогам С.Т. Щацкому, П.П. Блонскому, А.С. Макаренко, которые в 20-30 гг. XX века использовали понятия «педагогика среды», «общественная среда ребенка», «окружающая среда».[3]. Данные исследователи считали, что объектом воздействия педагога должен быть не столько ребенок или его качества, а условия, среда, межличностное общение, деятельность. Развитие личности ребенка непосредственно связано с тем, в какой среде он находится, в какие взаимоотношения он вступает с данной средой, какие изменения происходят в этой среде и как они отражаются на его развитии.

Под этнокультурной средой нами понимается естественная, комфортная, рационально-организованная обстановка, насыщенная материалами этнографического содержания (музейные экспонаты, предметы старины в доме, национальные костюмы и т.д.). Причем такого рода обстановка создается дома, в семье, в школе, и делается это с целью непрерывного процесса интеллектуального развития в этнокультурной среде.

Младший школьный возраст – особый период в жизни детей, в котором закладывается фундамент личности, обогащается интеллектуальный потенциал. Возникают новообразования во всех сферах развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Младший школьный возраст связан с переходом к школьному обучению и создает предпосылки для развития интеллектуального потенциала личности детей. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике ребенка, констатируют о необозримых вероятностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Как известно, ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится – учебная деятельность, в процессе которой ребенок приобщается к знаниям, к универсальным учебным действиям, к этнокультурной среде. В реализации учебной деятельности ребенок овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (наука, искусство, нравственность). В школьном обучении предметом усвоения становятся научные понятия, теоретические знания, что и определяет развивающий характер учебной деятельности. Развитие личности младшего школьника в этнокультурной среде происходит в системе взаимоотношений с родителями, учителями и сверстниками. Фундаментальную роль в становлении личности ребенка играет семья. От отношения родителей к ребенку зависит формирование личностных черт. Согласно утверждениям Э. Эриксона, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Развитие личности происходит ступенчато, переход от одной стадии к другой зависит от готовности личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Э. Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности. В школьном возрасте, согласно, Э. Эриксону в зависимости от влияния родителей происходит формирование либо трудолюбия, либо неполноценности. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине. Общеизвестно, что главными социализаторами для растущей личности, в семье выступают родители. В зависимости от социокультурного контекста происходит не только усвоение интеллектуального опыта, но и развитие личностно-эмоциональной сферы ребенка.

В младшем школьном возрасте авторитетной личностью для ребенка является учитель. В высказываниях педагога младший школьник улавливает его позицию и оценку. Оценка со стороны педагога формирует такие качества личности как самовыражение, уверенность в себе, или неверие в свои силы и возможности. Личность и педагогическое искусство учителя имеют высокое значение для личностного и интеллектуального развития детей, поведение детей, их знания, образ мыслей испытывают большое влияние со стороны учителя. В период  младшего школьного возраста огромное значение приобретает общение со сверстниками. Происходит интенсивное установление дружеских контактов. На этом возрастном этапе приобретаются навыки социального взаимодействия с группой сверстников, ребенок учится налаживать коммуникативный контакт с ровесниками.  Интеллектуальное развитие младших школьников определяется характером информации, которую они получают в школе, совокупностью знаний, умений и умственных действий. Педагогами – учеными было доказано, что уровень мыслительной деятельности определяется содержанием знаний и умений, который учитель формирует у детей в процессе обучения. [2]

В педагогике уровень интеллектуального развития является основной базой для усвоения универсальных учебных действий. Гуревич, Горбачева[1]указывали, что признаком интеллектуального развития следует считать направленность, избирательность по отношению к различным областям теории и практики, что проявляется в развитии различных видов мышления (лингвистического, естественного, математического). Как известно, основу интеллектуального развития личности младшего школьника в процессе обучения в школе составляют следующие методологические характеристики: ученик как субъект деятельности, игровая деятельность, обучение во взаимодействии, обучение как творчество способствующее раскрытию личности, интенсификация обучения. Приоритетными интеллектуальными условиями на уроке русского языка являются также творчество, поощрение оригинальных высказываний младших школьников, позволяющие им адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся  информационном поле. Модернизация педагогического образования выдвигает новые требования к подготовке и развитию личности школьника. В связи, с чем перед учителем стоит задача создания на каждом уроке условий способствующих формированию и развитию интеллектуальных способностей детей. В условиях этнокультурной среды происходит формирование и развитие у учащихся таких умений как самостоятельность в выдвижении и отстаивании учащимися различных предположении, способность анализировать и воспринимать окружающий мир путем движения от локального к глобальному, а также способность к импровизации.

Немаловажным фактором развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной среде является язык обучения. На роль и значимость родного языка в формировании интеллектуальных способностей, мыслительной деятельности указывал в свое время и один из корифеев отечественной педагогической мысли К.Д.Ушинский, который видел проблему в том, чтобы русские школы сделать по-настоящему русскими. В контексте вышесказанного большое значение имеет билингвальное обучение, организованное в образовательной системе Чеченской республике. Гимназия № 14 г. Грозного является одним из участником эксперимента, проводимого в Чеченской республике по данному направлению. Билингвизм» или «двуязычие» свойствен многонациональным государствам. Данное явление представляет интерес с точки зрения лингвистики, философии, педагогики и психологии. Как известно, психологический аспект языка в обучении тесно связан с мышлением. Язык является системой знаков, служащий формой проявления мыслительной деятельности и средством хранения имеющихся знаний. Понятно, что в процессе обучения на неродном языке, когда у ученика очень низкий уровень владения языком, то слово содержит в себе обозначающую функцию, т.е.отнесенность к тому или иному предмету и отсутствует анализирующая функция. И наоборот, когда обучение ведется на родном, доступном языке слово производит автоматическую работу по анализу предмета, передавая ему опыт поколений, который сложился в отношении этого предмета в истории данного этноса.          На наш взгляд обучение младших школьников должно происходить на родном языке, так как именно родной материнский язык является фундаментальной  базой,  основой развития личности ребенка. Анализ проводимого в республике эксперимента по билингвальному обучению математике в начальной школе, позволяет констатировать, что развитие интеллектуальных способностей младших школьников, их активность, качество формируемых математических знаний напрямую зависит от языка обучения.  Создание этнокультурной среды дома, в семье, в школе также нацеливает сознание детей на восприятие, уважение как этнических, так и общечеловеческих ценностей.

Интеллектуальному развитию младших школьников способствуют тексты на русском языке со вставленными словами на чеченском языке (Дени помогает старшим – Денисбаккхийчарна г1о до; Дени любит свою Отчизну – Денин шен Даймохк беза; Дени умеет дружить – Денига доттаг1алла лелало; Дени мечтает поступить в институт – Денин институте деша ваха ойла ю). Учитель читает такой текст, а дети, слыша русское слово, поднимают соответствующую ему картинку, такие упражнения способствуют не только быстрому переключению детей с одного языка на другой, но  развивают их интеллектуальный потенциал. Данная методика проведения уроков дает возможность ребенку не только понять необходимость использования русского языка на уроке, но ощутить свою принадлежность к определенной культуре, а так же способствует развитию толерантности у детей уже в начальной школе.Обучению "думать" на русском языке способствуют карточки с названием окружающих детей предметов на чеченском языке (фрукты – стоьмаш; книга – 1амат; тетрадь – тептар; учитель – хьехархо; карандаш – къолам; солнце – малх; ученик – дешархо; цветок – зезаг; айва – хьайб; морковь – ж1онк; персик – шаптал). Ежедневно, видя эти беспереводные названия, они учатся сопоставлять образ предмета непосредственно с русским словом. Такие карточки  расклеены в классе. Условия интеллектуального развития младших школьников на уроке русского языка создаются с целью формирование коммуникативной компетентности, как языковой, так и социокультурной. Добиться этой цели позволяет расширение образовательного кругозора учащихся. Условия способствующие, интеллектуальному росту младших школьников на уроке русского языка также формировались и с помощью создания проблемных ситуаций. Учитель использует следующие приемы создания проблемных ситуаций: проблемный вопрос перед чтением незнакомого текста, проблемное задание, позволяющее выдвинуть предположение, гипотезу.

Таким образом, обучая младших школьников русскому языку, на основе билингвального метода учитель стремится к тому, чтобы весь процесс обучения и усвоения знаний был направлен на формирование и развитие интеллектуальных способностей.

Условиями интеллектуального развития младших школьников в этнокультурной среде чеченцев являются игры и развлечения. Для детей игровые развлечения занимают большую часть времени. Игра, как условие развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной среде чеченцевповышает интерес  к окружающему миру, усовершенствует весь когнитивный потенциал, способствует социализацию детей в культуре этноса. В чеченских народных игровых развлечениях, отсутствовала  грань между играми.  Распространенную игру, как «альчики» - «г1улгех ловзар»  играют дети разной возрастной категории. Каждое из положений альчика имело свое название. Выигрывал тот, у кого альчик чаще становился при броске. Выигранные альчики составляли предмет гордости. Если их набралось много, то для них плели маленькую корзину. Если в альчики играли на льду, то игра велась таким образом, что необходимо было выбивать выстроенные на значительном расстоянии альчики противника. В  этнокультурной среде чеченцев  большой интерес у детей вызывают игры  шахматы и шашки. У чеченцев эта игра называется «дечиг г1улгаш» - деревянные альчики. Игра требует от игрока сообразительности, наблюдательности, определенной доли фантазии,умение ориентироваться в необходимой обстановке и др. игра в шахматы «х1аккех ловзар» является  условием развития интеллектуального потенциала детей Важная функция народных игр чеченцев  - развивающая, поскольку именно в детском возрасте закладываются основы личности детей в результате игр дети знакомились с основами производственных процессов, с окружающей их природой и животным миром, получали представление об основах социального устройства общества о взаимоотношениях в ней людей. При изучении интеллектуального развития младшего школьника необходимо обеспечить учителей и учеников объективной информацией об индивидуальных особенностях личности с точки зрения того, в какой мере они способствуют эффективной учебной работе.

Личность

Рисунок 1. Концептуальная модель развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной среде.
 

Разработанная нами концептуальная модель развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной среде.(рис.1) имеет своей целью как: развитие у младших школьников интеллектуальных умений, так и формирование у них мировосприятия и мировоззрения на безе этнокультурных ценностей. На наш взгляд к основным факторам развития интеллектуальных способностей  младших школьников в этнокультурной среде следует отнести:  семья,  обучение,  этнокультурная среда,  общение. Именно такой подход способствует формированию глобального сознания у учащихся. Они должны видеть и понимать многообразие мира, многообразие культур их знакомство с родной этнической культурой позволяет им принимать, понимать, уважать культуру народов России, культуру народов мира.

Таким образом, развитие интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной среде, способствует формированию личности, обладающей как развитым интеллектуальным потенциалом, так и чувством уважения, понимания и принятия мозаичных культур России и Мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуревич К.М., Горбачева Е.И.. Умственное развитие школьников: критерии и нормы. М., 2001. С.80
2. Давыдов В.В.. Российская педагогическая энциклопедия. Том 1, М., 2000. С.242.
3. Зенкова Л.Г.. Вестник ТГПУ (TSPUBulletin) 2012.4 (119).Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.
4. Мусханова И.В.,Батчаева Х.Х-М. Личность. Духовность. Нравственность. – Грозный, ГУП «Книжное издательство», 2015 г. С.-30.


©  А.Х. Яхьяева, И.В. Мусханова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru