levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

О.Ю. Швецова,  (Кандидат культурологии, ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ  2015

Музыкально-педагогическое образование; цикл музыкально-теоретических дисциплин

В основу развития системы образования, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как, открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Современная ситуация в профессиональной педагогической деятельности характеризуется активным обновлением стандартов на всех уровнях системы образования. Профессиональные стандарты базируются на нормах, которые регулируют трудовые отношения и подготовку педагогических кадров, соответствующих современным требованиям. В статье процесс подготовки будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности рассматривается в условиях развивающейся образовательной среды. Обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены педагогические условия эффективности процесса формирования профессиональной готовности учителя музыки к преподаванию, представлены методические особенности музыкально-теоретической подготовки будущих учителей музыки к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Музыкально-педагогическое образование; цикл музыкально-теоретических дисциплин, педагог-музыкант, активные и интерактивные формы проведения занятий, Профессиональный стандарт педагога, Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция модернизации российского образования.

В  настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов. В 2015 году был принят Федеральный закон N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». С 1 июля 2016 года вводится статья 195.3. «Порядок применения профессиональных стандартов». [5,6] Новый закон гласит, что профессиональные стандарты обязательны для работодателей, если требования к квалификации сотрудника установлены законами или другими нормативными документами. В соответствии с данными требованиями претерпевает изменения и профессиональная подготовка в вузе. При формировании основной профессиональной образовательной программы нового поколения необходимо учитывать требования Профессионального стандарта. Основная цель модернизации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») состоит в приведении программ подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога. Исходя из этой цели, выпускник должен быть в полной мере готов к осуществлению своей профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций указанных в профессиональном стандарте.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, выделяет следующие обобщенные трудовые функции:

  • педагогическая деятельность образовательного процесса по проектированию и реализации в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, которая включает общепедагогическую функцию (обучение, воспитательную и развивающую деятельность);
  • педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ, которая включает трудовые функции – педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования и педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования, а также модули предметного обучения. [3]

В рамках вузовской подготовки будущих педагогов-музыкантов необходимо опираться на основные требования освоения основной образовательной программы основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в редакции Приказа Министерства образования и науки России от 29.12.2014 N 1644) к изучению предметной области «Искусство» (Музыка) предъявляет следующие требования:

  1. формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  2. развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
  3. формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
  4. воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  5. расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  6. овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. [4]

Таким образом, профессиональная подготовка будущих учителей музыки должна осуществляться с учетом Профессионального стандарта педагога и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к освоению основной образовательной программы общего образования в предметной области «Музыка».

Музыкально-педагогическая деятельность определяется спецификой музыкального образования. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства и сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания. Профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта в вузе должна способствовать формированию необходимых профессиональных компетенций для реализации поставленных перед учителем музыки задач. В комплексной профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта основополагающую роль играют музыкально-теоретические дисциплины – «Введение в гармонию и полифонию», «Сольфеджио», «Анализ музыкальных произведений», «История музыки». Музыка и внемузыкальная действительность, соотношение формы и содержания в музыке, музыкальные жанры и виды музыкального искусства, проблемы понимания музыки – без рассмотрения этих вопросов невозможна профессиональная подготовка учителя музыки.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного. [1] Ведущее место в процессе формирования профессиональных компетентностей будущего педагога-музыканта занимает проблемное обучение. Ученые выделяют следующие методы проблемного обучения: а) проблемное изложение материала преподавателем в лекциях (так называемые проблемные лекции); б) частично-поисковая деятельность студентов при участии преподавателя во время проведения семинарских и лабораторных занятий; в) самостоятельная под руководством преподавателя при написании рефератов, курсовых работ, дипломных проектов, а также при выполнении студентами исследовательской работы в научных кружках, в отраслевых лабораториях. Применение этих методов на учебных занятиях и в организации самостоятельной подготовки студентов способствует постижению содержания исследования и решения проблемной ситуации, выработке своего понимания и отношения к музыкальному произведению. Проблемные вопросы, задачи и ситуации, лежащие в основе проблемного обучения, порождают познавательную мотивацию и направляют мышление учащихся на поиск и открытие. Процесс изучения музыкально-теоретических дисциплин должен быть направлен не только на приобретение узко-теоретических знаний, но и на формирование ряда более широких профессиональных компетентностей, таких как общекультурная, художественно-эстетическая, коммуникативная. Студенты должны научиться находить взаимосвязи между различными явлениями музыкальной культуры, прослеживать процессы взаимовлияния смежных видов искусств друг на друга.

Дисциплина «Введение в гармонию и полифонию» рассматривает музыкальное искусство как целостную художественную систему. Целью курса является подготовка будущего учителя музыки к профессиональной деятельности, формирующая соответствующие знания, умения, навыки, необходимые для целостного подхода к анализу музыкальных произведений как к художественному явлению музыкального искусства. Данная дисциплина закладывает основы музыкально-теоретической грамотности будущего педагога-музыканта. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о современной акустической системе (натуральном и темперированном строе); масштабно-тематических структурах музыки; принципах оркестровки; жанровой классификации в музыке; основных музыкальных формах. Знать правила построения интервалов, аккордов, последовательностей; типичные структуры-формы вокальной, инструментальной, театрально-сценической музыки; принципы организации полифонической и гомофонно-гармонической музыки; особенности анализа произведений, рекомендованных для слушания в программе музыки в общеобразовательной школе; специфику содержания художественного образа произведения музыки. Уметь грамотно записывать музыку по правилам нотной записи, строить лады, гаммы всех видов, интервалы, аккорды и их последовательности; анализировать средства музыкальной выразительности; выявлять стилевые особенности типичных музыкальных форм; владеть языком теоретического анализа музыки.

Цель изучения «Сольфеджио» – воспитание активного музыкального слуха и музыкальной памяти, осознанного восприятия процесса развития музыкальной формы, аналитического мышления, навыков осмысленного выразительного и свободного исполнения, сознательного отношения к интонированию, чувства ансамбля и строя для дальнейшей профессиональной деятельности.

Изучение дисциплин «Анализ музыкальных произведений» и «История музыки» направлено на детальную теоретическую разработку ключевых понятий теории искусства, таких как произведение, жанр и стиль. Произведение, работа над ним, над его созданием или интерпретацией, а также его оценка составляют самую суть деятельности музыкантов. Учитель музыки общеобразовательной школы в своей повседневной практике должен быть профессионально подготовлен к тому, чтобы разобраться в данном конкретном произведении или фрагменте, грамотно и доступно разъяснить учащимся о композиторе, о содержании музыки, её стиле, дать необходимые комментарии к форме произведения, которая предназначается для хорового исполнения или для слушания.

В рамках изучения цикла музыкально-теоретических дисциплин реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, таких как:

Лекция с заранее запланированными ошибками.

После объявления темы преподаватель неожиданно сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа. После прочтения лекции студенты называют эти ошибки в течение 10-15 минут. После этого преподаватель предъявляет перечень ошибок.

Лекция – пресс-конференция.

Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.

Лекция вдвоем.

Предпочтительно выбрать тему, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности. Лекцию читают два преподавателя, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения.

Практикум в форме «Деловой игры».

Моделирование педагогической ситуации с сокурсниками на предложенные темы для разного контингента учащихся системы общего музыкального образования и системы дополнительного музыкального образования. При подготовке к практикуму важно учитывать возраст участников, для кого готовится данное задание, уровень их музыкального развития.

«Мозговой штурм».

Это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос для выяснения информированности и/или отношения участников к определенному вопросу, для получения обратной связи. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все. Участники должны знать, что от них не требуется каких-либо обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» эффективен при необходимости обсуждения спорных вопросов, стимулирования студентов для принятия участия в обсуждении, сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории.

«Музыкальная разминка»

– распевание на занятии «Сольфеджио» в определенном ладу по ступеням, интервалам, трезвучиям, тетрахордам.

«Эскиз».

Сочинение и запись двутактовых фраз и четырехтактовых построений в «вопросной» и «ответной» структурах.

Творческая работа

Сочинения, импровизация, подбор простейшего аккомпанемента и т.д.). В рамках творческой работы студентам предлагаются творческие задания: 1) сочинение одноголосного периода повторного/неповторного строения в двудольном или трехдольном метре с использованием пунктирного ритма, синкопы и др. ритмических формул с различными типами соотношения голосов (параллельным, косвенным, прямым, противоположным). Для выполнения творческой работы необходимо представить себе жанрово-образный строй предполагаемого сочинения, соответственно которому определяется: метр, размер, ритмическая пульсация, ритмический рисунок мелодии, тональность, звуковысотная линия произведения, тональный план. 2) подбор аккомпанемента к мелодии. Методика подбора на слух и методика создания аккомпанемента базируется большей частью на одних и тех же принципах.

Педагогу-музыканту в процессе своей практической деятельности постоянно приходится подбирать на слух и создавать аккомпанемент: 1) Подбор знакомых, услышанных ранее произведений. Это музыка к кинофильмам, радио и телепередачам, народная, танцевальная, которая может быть использована на уроках как дополнительная иллюстрация и во внеклассной работе. 2) Подбор сопровождения (создание аккомпанемента) к мелодиям школьных песен. Процесс подбора на слух связан с тремя основными моментами. Прежде всего, необходимо воссоздать звучание внутренним слухом и осознать звуковысотное и ритмическое воплощение произведения. Во-вторых, в процессе игры контролировать соответствие реального звучания слухомоторным представлениям и при необходимости исправлять допущенные неточности. При подборе музыкального материала для проведения занятий преподавателю рекомендуется ориентироваться на произведения, которые целесообразно использовать студентам в своей будущей практической деятельности.

В рамках изучения дисциплины «Введение в гармонию и полифонию» предполагается сочинение произведений с учетом полученных знаний о ритме, мелодии, фактуре, полифонических приемов, гармонии, музыкальной форме и жанрах.

Учитывая специфику музыкально-педагогической деятельности много времени отводится на самостоятельное слушание музыки. Поэтому при подготовке к практическому занятию студенту необходимо прослушивать музыку из рекомендованного списка произведений, выбирая именно те произведения, о которых будет идти речь в предстоящем семинарском занятии. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным, то есть, кроме того, что студент должен запомнить звучание произведения, нужно уметь дать ему следующую оценку: стилевое направление, композиторская школа, определение черт индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологических, языковых примет времени, касающиеся данного произведения. Таким образом, у студента должна сложиться общая картина развития истории музыки со знанием музыкальных стилей, композиторских школ, деятелей музыкального искусства, а также умением слушать и анализировать музыкальные произведения.

Технология организации самостоятельной работы предполагает на первом этапе управление деятельностью учащихся. На втором этапе – студент является субъектом образования и саморазвития за счет включения в рефлексивную деятельность. Механизм реализации данной технологии учит студентов выдвигать цель и задачи деятельности, определять способы и виды действий, способы самоконтроля и учета достижений. На заключительном этапе осуществлять коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии. [2]

Внеаудиторная работа студентов планируется с учетом методов интерактивной самостоятельной работы, таких как:

  1. Разработка мини-лекции по заданной теме;
  2. Составление словаря основных понятий по изученной теме;
  3. терминологического словаря;
  4. Разработка тестов, проведение тестирования и обработка результатов;
  5. Составление схем, таблиц по алгоритмам;
  6. Подготовка презентации.
Таким образом, в соответствии со стратегией модернизации образования значительно повышается роль педагога, что требует совершенствования его профессиональной подготовки. Потребность общества в высококвалифицированных специалистах отражена в законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Национальной доктрине образования Российской Федерации. Внедрение новых государственных стандартов во все уровни образования влекут за собой необходимость в постоянном развитии методической системы подготовки учителей музыки к профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года (утв.распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
2. Мониторинг качества образования. Учебно-методическое пособие /Трапицын С.Ю., Долматов А.В., Тимченко В.В., Жарова М.В., Бахмутский А.Е., Верховкина М.Е. / Под общей редакцией проф. В.П. Соломина – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. –261с.
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в редакции Приказа Министерства образования и науки России от 29.12.2014 N 1644).
5. Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).


©  О.Ю. Швецова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru