levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.С. Филимонова,  (Учитель изобразительного искусства, Астраханский государственный университет, МБОУ г.Астрахани ", Средняя общеобразовательная школа №4 им. Т.Г. Шевченко")

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ  2015

Школьник

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования определенного отношения ребенка к художественным ценностям и к процессу их создания. В качестве субъекта изобразительного искусства младший школьник реализуя стремление проникнуть в создаваемый образ, актуализирует творческую потребность, проявляя самовыражение как творческой личности. Творческая активность школьника ведет к повышению уровня его причастности к культурным ценностям, способствуя тем самым развитию личностной культуры. Формируемые при этом художественные потребности проявляются в реализации ими художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова: Школьник, изобразительное искусство, художественная потребность, творчество.

Многогранность развития ребенка в качестве одного из существенных элементов подразумевает процесс его художественного развития. Выступая как определенные количественные и качественные изменения, происходящие на основе целенаправленно создаваемых педагогических условий, художественное развитие проявляется в приобретенном и систематизированном художественном опыте как совокупности художественных представлений, образов и понятий,  определяющих отношение ребенка к процессу создания определенных произведений в рамках, в данном случае, изобразительного искусства.

Младший школьный возраст представляет собой весьма специфический период жизни ребенка. Его специфичность проявляется, прежде всего, в изменении его статусности и, соответственно, самоидентификации как особого представителя общества. В месте с тем, этот период является наиболее благоприятным для формирования определенного отношения к художественным ценностям и к процессу их создания. У младших  школьников еще не сформирована система ценностей, но интерес и стремление к знаниям оказываются доминирующими факторами его развития. С позиций развития субъектности человека [4] они находятся стадии персонализации, в рамках которой происходит превращение наиболее характерных для данного ребенка и ценностно значимых для других форм поведения в содержание его самосознания – представлений о себе. Исходя из этого, этот период детства представляется весьма благоприятным для художественного развития в области изобразительного искусства.

Как субъект изобразительного искусства, младший школьник стремиться проникнуть в тот образ, который создается им. Обретая для него ценность не только с позиции художественной значимости, создаваемое им произведение позволяет актуализировать творческую потребность, расширить поле художественной среды  и проявить самовыражение как творческой личности. Феномен «самовыражения» как проявление себя и своей индивидуальности как целостности, в художественном творчестве является одним из основополагающих. При этом необходимо учитывать, что для ребенка адекватной формой удовлетворения художественной потребности являются культурно выработанные средства.

Исходя из взаимозависимости культуры и творчества, между процессом проникновения младшего школьника в культуру и процессом его изобразительного творчества проявляются определенные закономерности. Творчество предстает в качестве специфического вида деятельности, порождающего нечто качественно новое, которому свойственны неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность [5]. Рассматривая личность в качестве субъекта деятельности, в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна указывется на то, что формирование личности происходит в деятельности и в общении, определяя характер как ее деятельности, так и  общения. Деятельность при этом предстает некой активной формой отношения человека к окружающему миру. Ее содержание составляет «целесообразное изменение и преобразование мира в интересах людей» [5].

Творческая активность школьника непременно ведет к повышению уровня его причастности к культурным ценностям, способствуя тем самым развитию личностной культуры. По своей сути творчество есть способ самобытия человека, благодаря чему происходит его формирование и развитие. Так, Г. Гиргинов сущность творчества раскрывает через преобразование наличного и субъективное воссоздание существующего [1]. Основой творчества выступает формирующееся у младших школьников художественное сознание, которое способно уже отражать определенные духовно-нравственные элементы, а также знания, навыки и умения, позволяющие реализовывать стремления ребенка к осознанию отношения ребенком к окружающей его художественной среде. Она способна стать для него развивающим образовательным пространством, раскрыть новые его возможности. Именно художественная среда как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые определяют формирование его художественных потребностей, способы и средства их удовлетворения» [3], позволяет сформировать целостность художественного сознания у детей уже на этапе начальной школы.

Содержание художественного сознания проявляется в определенной рефлексии по поводу изобразительного искусства. Его природа, язык, вкусы, художественные потребности и идеалы выступают ключевыми факторами развития ребенка. Поэтому художественное сознание должно быть сформировано для создания или полноценного восприятия объектов художественного творчества.

Потребность является одной из важнейших категорий художественного сознания. Она отражает необходимость реализации внутреннего состояния школьника. С.Л. Рубинштейн отмечал: «Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности… Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека» [2]. Проявляясь в стремлении и желании постигать сущность изобразительного творчества через гармонию внутреннего мира и окружающей его действительности. Сфера художественной потребности, ее функциональные проявления охватывают все виды искусств и связанные с ними направления художественного творчества.

Человеческие потребности представляются специфическими, качественно своеобразными образованиями, активно опосредующими своё отношение к окружающему миру. Педагогические аспекты потребностей нашли отражение в работах Ю.К.Бабанского, Л.П.Кичатинова, Б.Т.Лихачева и ряда других исследователей. В общем виде потребности трактуются как осознание необходимости человека в чем-то или ком-то. Поэтому художественная потребность предстает необходимостью активного сознательного взаимодействия младшего школьника с художественными предметами и явлениями, которые окружают его в реальности.

Как специфическая категория, художественная потребность находит свое выражение в развитии индивидуальных художественно-творческих способностей: способности в целостном познании мира художественных образов; способности чувственного восприятия окружающего мира; способности практического осуществления художественно-творческой деятельности; способности использования для реализации задуманного замысла в художественном творчестве специфических приёмов. Благодаря художественной потребности определяется направленность художественного восприятия, эстетического чувства, вызываемые ею переживания формируют эстетическое отношение и эстетическую оценку школьника к миру. Именно художественные потребности, выступая средством художественного и эстетического развития личности младших школьников, проявляется в реализации ими художественно-творческой деятельности.

По своей природе художественные потребности младших школьников предстают в качестве сложного системного образования личности, объективно-субъективного стремления к художественному и эстетическому восприятию и познанию произведений изобразительного искусства и связанной с ним художественно-творческой деятельности. Как результат происходит достижение положительных эмоций и удовлетворение высших потребностей личности. Поэтому художественная потребность, выступая объективной социальной необходимостью, есть одна из ключевых  характеристик творческой деятельности младшего школьника с позиции её значимости для него самого и общества. В данном случае речь идет о специфической познавательной деятельности, направленной на чувственно-образное восприятие художественных произведений, их понимание и «овеществление» вкусовых норм и эталонов в творчестве.

Художественная деятельность включает собственно действие, деяние и мышление, основанное на практике творчества. Она составляет содержание всех процессов творчества в искусстве. В свою очередь, специфика художественной деятельности младших школьников выражается в художественно-образном освоении окружающей их действительности, интегрируя в целостность познание, творчество и самовыражение в процессе своей художественной деятельности.

Изобразительное искусство есть особая разновидность художественной деятельности. Его основной задачей является достижение гармонии в развитии личности младшего школьника, формировании его художественной индивидуальности. В качестве детерминант этого процесса можно выделить следующие группы факторов:

  1. Мотивационная сфера – происходит формирование личностной направленности младшего школьника, которая обеспечивает целенаправленную активность художественной деятельности;
  2. Познавательная сфера - развивается художественное восприятие и художественное творческое воображение, мышление, память как основания проведения анализа, синтеза и обобщения художественного опыта;
  3. Эмоционально-оценочная сфера – происходит формирование особого эстетического отношения младших школьников к окружающей действительности;
  4. Операционно-исполнительская сфера – происходит формирование сенсомоторных умений, обеспечивающих быстрое и точное освоение новых технических приемов формирования художественного образа.
На основании этого изобразительное искусство может стать тем средством, которое обеспечивает формирование устойчивой художественной потребности, способной обеспечить удовлетворение младших школьников в деятельностном художественно-творческом участии в жизни класса, школы и общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гиргинов Г. Наука и творчество. — Москва: Прогресс, 1979. — 364 с.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2012. — 713 с.
3. Селянина Н. А. Художественная среда как явление / Н. А. Селянина// Человек и среда. — Свердловск: Уральский ун-т, 1975. — С. 23—28. с. 23
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000. — 416 с.
5. Советский энциклопедический словарь / Глав. ред. А.М. Прохоров. — М.: Изд-во Сов. энц., 1982. — 1599 с.


©  Е.С. Филимонова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru