levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Т.Н. Саркисьян,  (Кандидат культурологии, доцент, «Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова», Институт морского транспорта, экономики и менеджмента).

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ  2015

Одаренная личность

На сегодня существует достаточно большая проблема развития и совершенствования личности детей, одаренных разнообразными способностями. В данной работе ставиться вопрос об определении, что понимается под понятием одаренная личность, что такое способности, дарование и как можно их описать. Отдельно выделяются основные этапы кризисных состояний в совершенствовании одаренной личности. Делаются выводы и даны рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих максимально благоприятно и безболезненно миновать кризисные этапы.

Ключевые слова: Одаренная личность, интеллект, творчество, кризис.

В  настоящее время каждый исследователь, занимающийся проблемами одаренности, пытается ответить на вечные вопросы: что такое способности, дарование и как можно их описать?

Что же заставляет нас оценивать личность как одаренную, талантливую? Не только то, что она может делать не по возрасту рано, но еще нечто – неуловимое, неожиданное, позволяющее интуитивно отличить одаренность от обученности или просто от общей культуры, впитанной вместе с атмосферой семьи. Признаки, о которых идет речь, индивидуальны и, вместе с тем, выражаются на языке общепонятных действий, умений и т.п. [1]

Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями, даже среди гениев. Поэтому можно предположить то, что мы привычно называем способностями – это признаки, симптомы одаренности.

Каждая жизнь неповторима. На определенных стадиях своего совершенствования люди испытывают различные влияния на психику и в целом на организм. Приспособление к происходящим воздействиям, а также аннулирование данных проблем составляют смысл специфических этапов здорового совершенствования личности. [2]

Л. Выготский сравнивал кризисные периоды с периодами переходными, когда в течение определенного времени наблюдаются серьезные изменения в личности, которые постепенно накапливаются на предыдущих этапах. Однако, для их выполнения необходим особый случай, резкий скачок, так сказать, переломный момент. Предыдущее состояние личности теряется, слабеет, раскрывая другую ипостась, в результате чего возникает новое восприятие окружающей среды, привнося новизну ощущений как в отношении себя с миром, так и с самим собой. Бывает, что эти периоды сравнивают в развитии с возрастными кризисами.

Данный термин звучит как синоним разрушения, тупика или катастрофы. Это нелегкий этап жизни, сопряженный с внутренней дисгармонией, когда корень страданий видишь в себе.

Понятие кризиса пришло в психологию из медицины. В переводе с греческого выражает исход, изменение, решение. Рассмотрим некоторые смысловые градации в данном контексте.

С медицинской точки зрения кризис означает сложное маргинальное состояние, переживаемое организмом.

Кризис рассматривается как перелом, изменения в жизнедеятельности, приводящие к переменам мировосприятия, во взглядах, в представлениях, в поведении. Это обычное проявление психологической специфики переломных этапов в ходе роста человека. Речь идет о возрастных кризисах.[3]

В другом контексте кризис означает психологическое нарушение в обычной жизни, обрамленное страданиями, депрессивными состояниями. Такое состояние может расцениваться как маргинальное между болезнью и психическим здоровьем. [4]

Следует отметить также, что кризис можно понимать как болезнь роста, характерная в особых социальных ситуациях.

Важно отметить, что кризисы и критические периоды – не совсем одно и то же. Критические периоды испытывают все люди, однако сильные кризисные состояния, сложности во взаимоотношениях, возникают не с каждым человеком.

Естественно, каждый человек испытывает нормативные критические этапы в развитии. Он сталкивается с некоторыми противоречиями, связанными с особыми факторами развития, жизнедеятельности.

Одаренность формируется, развивается на внеличностной почве, независимо от взросления личности. Чем она одареннее, тем труднее получается ей «увязывание» возможностей, стремлений, долженствований, развитие того, что определяет личностную базу его развития. Возможно, поэтому жизнь одаренных людей изобиловала кризисными состояниями в результате размышлений, стремления уяснить себе природу смысловых оснований бытия.[5]

С детства в большинстве своем выбираются не только профессия, но и образ жизни, а значит специфические условия, среда и способ личностного развития. Особенность личностного становления состоит в том, что индивид осознает свою особенность по отношению к другим, интегрируя себя таким образом в общество.

В начале ХХ столетия английский психолог Чарльз Спирмен пришел к выводу о том, что в структуре интеллекта человека взаимодействуют два фактора: общий – или G-(general) – фактор и специфический – или S-(special) – фактор. Последний свойственен только определенным конкретным видам деятельности. G-фактор является врожденным и не изменяется под воздействием деятельности и обучения. От него зависят творческие способности человека, в каком бы виде деятельности они не проявлялись. S-фактор активизируется только под влиянием соответствующей деятельности. Оба этих фактора всегда взаимодействуют, однако в одних человеческих способностях в большей, в других – в меньшей степени. В математических и языковых способностях, по мнению исследователей, соотношение равно 15:1 в пользу G-фактора.

Труд вбирает в себя как творческие, так и репродуктивные части, требуя креативности, планирования, контроля, а также особых навыков для достижения поставленных целей. В результате разочарование и, даже, скука могут возникнуть до усталости, тем самым остановить продвижение вперед к цели.

Труд нацелен на открытость, осваивание новых подходов деятельности для достижения намеченной цели.

Осознание сущности труда приходит как изнутри, т.е. от стремления осуществить желанные цели и возможности, так и извне – в ходе реализации жизненной перспективы.

Разрешить психологически критическую ситуацию – это значит перейти на следующий этап личностного развития. Поскольку одаренные личности отличаются легкостью в обучении, овладением знаниями, острота неразрешенного противоречия затушевана для них. Такое размытое противоречие может сказаться на отставании в развитии, привести к задержке на детском отношении к учебе.

Ссылаясь на биографические источники, следующий критический этап начинается примерно с 15-17 лет. Лейтмотивом здесь является внутренний выбор существенной идеи, основного содержания своего дела. Труд мастера зависит от его подхода к своему делу, – как и ради чего. А, по сему, может стать клеймом, поношением, гастарбайтерством, батрачиной, шедевром или добродетелью. Такое изобилие смыслов воспринимается по-разному, так как кризисная ситуация индивидуальна, дифференцирована как по остроте, так и по индивидуальному жизненному контексту.

Следует иметь ввиду тот факт, что в юношеском возрасте к критической ситуации в большинстве случаев приводят сложные жизненные обстоятельства, например, переутомление, болезнь, непризнание, неразделенная любовь, необходимость заработка и др. Данные ситуации позволяют задумываться над смыслом жизни, своим предназначением в этом мире. [6]

Нередко современные одаренные подростки перестают трудиться, останавливаясь на достигнутом. Другие, в поисках себя, стремятся выйти из «кризиса легкости», перебирая учителей, учебные заведения, а иногда, и различные религиозные ориентации. Как правило, это приводит к академическим отпускам. К сожалению, третья группа ребят может стать, например, шизоидными «трудоголиками», присоединиться к числу пациентов психиатров, а что еще хуже, сделать суицидальные попытки. [6]

Понятно, что не все одаренные подростки способны на подобное поведение. Обратим внимание, что имеется ввиду тот факт, где личность ищет выход из критического противоречия в своем профессиональном развитии, учитывая специфические обстоятельства, как личностные, так и жизненные. В результате личность становится жизнестойкой, принимая себя, а главное, желая реализовать себя.

Интересно заметить, что процесс выхода из кризиса в основном не рассматривается в источниках. Важно, чтобы содержание, смысл остались осознанными, сформировались, опробовались. Иначе, на их место «воздвигнутся» стандарты, эталоны, законы профессиональной конъюнктуры. Лучше, чтобы выработалось принятие самого себя, тогда можно избежать неуверенности, страха перед жизнью.

Таким образом, внутренняя скованность искажает возрастание одаренной личности, исчерпывает, истончает ее творческие ресурсы, накопленные на предшествующих этапах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Слово о книге // Сб. м-лов. Ред. – сост. Е.Лихтенштейн. – М., 1974.
2. Ревеш Г. Ранее проявление одаренности и ее узнавание. – Пер. с нем. – М., 1924.
3. Старчеус М.С. Музыкально одаренные дети и подростки. – М., 1996.
4. Старчеус М.С. Современные проблемы изучения способностей. – М., 1996.
5. Цыпин Г.М. Проблемы психологии творчества. – М., 1988.
6. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.


©  Т.Н. Саркисьян, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru