levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Л.Г. Носкова,  (К.пед.н., доцент, Академия управления МВД России)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ  2015

Методы

Статья посвящена модели формирования речевой подготовки, при которой обучающий определяет процесс обучения, продумывает цели, готовит содержание, определяет формы и методы, средства обучения, а обучающийся в силу несформированности речевой подготовки воспринимает опыт, передаваемый ему при обучении.

Ключевые слова: Методы, формы обучения, модель формирования системы профессиональной речевой подготовки.

Понимание модели формирования системы профессиональной речевой подготовки сотрудников органов внутренних дел обусловливает ее содержание и включает методы обучения, формы, средства, с помощью которых достигается результат. Данная модель строится, опираясь на цели профессионального образования и учитывает ситуацию сложившейся системы образования;  социальные ожидания, интересы и потребности обучающихся (конкретной категории); инновационные изменения в теории и практике преподавания; современные тенденции в психолого-педагогической науке применительно к учебному процессу; открытость педагогической системы и ее способности к самоорганизации, предполагающей развитие и самосовершенствование [ 1].

    Модель – это образование системное, включающее взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки, реализация содержания которых помогает получить проецируемый результат: установочный – опора на имеющиеся знания и опыт обучающихся; знаниевый, содержащий общую информацию (включение ее в реальные ситуации с целью подготовки специалиста к функциональному усвоению знаний), профессионально-ориентированную - изложение информации с позиций профессиональной значимости; тренинговый – закрепление знаний и формирующий умения; исследовательский, направленный на развитие способов самостоятельной исследовательской деятельности; контролирующий, нацеленный на определение достигнутого уровня формируемой культуры.

Каждый из названных блоков включает в себя освоение знаний и умений как общего, так и профессионально-ориентированного характера. Содержание и отбор учебного материала определяют специфику его построения [2]. Без описательно-феноменологического элемента на обойтись, здесь заложена часть культуры, формы общественного сознания, сфера духовного. Второй пласт - нормативно-технологический – передача четких образцов, инструкций, которые предлагают алгоритмы профессиональной деятельности. Семиотический пласт раскрывает конкретное знание профессионала. В содержание изучаемого материала мы включаем и ценностно-ориентационный (право на собственное мнение по поводу получаемой информации) и смыслопоисковый (формирование творческого отношения к знанию) пласты.

Конкретная наполняемость обучения профессиональной речевой грамотности сотрудников ОВД в системе профессионального образования определяется требованиями, предъявляемыми к специалисту органов внутренних дел обществом и позволяющими установить показатели ее сформированности и уровни владения общей и профессионально-ориентированной речью. Мы выделяем четыре уровня сформированности речевой подготовки сотрудника ОВД: низкий (ограниченный), средний (достаточный), адекватный и высокий.

    Низкий (ограниченный) уровень проявляется в безграмотности (от 5 разнотипных ошибок на текст, включающий 60-80 слов); несоблюдение культурноречевых норм в устной и письменной речи (от 4 ошибок на тот же объем текста). Данный уровень характеризуется несформированностью элементарных языковых, речевых знаний. Это проявляется в недостаточных представлениях о стилистической разнице текстов, разности языковых средств и жанров, низком уровне информационной культуры, выражающийся в невладении различными видами чтения как способа извлечения информации; в неумении составить план текста, отражающий его логику и структуру; определить тему и основную мысль текста; сформулировать тезисы в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями; самостоятельно составить реферат, отвечающий теме, структуре и оформлению; точно, без отступлений от темы, изложить воспринятую при чтении или на слух информацию. Анализируя ограниченный уровень мы отмечаем недостаточно сформированые умения, позволяющие обучающемуся полноценно участвовать в диалоге, адекватно ситуации общения организовывать высказывание. Сотрудники ОВД, имеющие низкий уровень владения речью не придают значения соблюдению речевого этикета в ситуациях неофициального и официального общения, слабо демонстрируют уважение  к собеседнику и речевое самоуважение, эмпатию. Этот уровень не предполагает навыков публичного выступления, отличаясь репродуктивным уровнем контакта с аудиторией, что не подразумевает обратной связи, знания предмета речи и владения различными стратегиями и тактиками работы с аудиторией. Все признаки указывают на невозможность полноценного участия в дискуссии, обсуждении, отсутствие индивидуальной речевой манеры. Рассматриваемый уровень констатирует неготовность индивида к самоопределению, профессиональному образованию и самообразованию, что подкрепляется низкой мотивацией или ее отсутствием к достижению высоких результатов в обучении.

    Средний (достаточный) уровень речевой подготовки предполагает, что сотрудник ОВД владеет большей частью необходимых речевых знаний, умений и навыков, однако испытывает затруднения в использовании разнообразных средств языка для выражения мысли как в устной, так и в письменной форме, в разных жанрах и стилистике. Письменная речь рассматриваемого уровня содержит меньшее число ошибок (не более 4-х на указанный объем текста), также культурноречевых ошибок или недочетов. Устная речь обладает структурой, но присутствует небольшое число культурноречевых ошибок, иногда она алогична, не всегда выразительна. Носитель достаточного уровня речевой подготовленности способен составить план к тексту, определить его тему, основную мысль выделить, составить конспект, реферат, тезисы, но допускает ошибки в формулировании и структуре, не всегда выдерживая требования, предъявляемые к тексту, умеет организовать диалогическое общение, но не может презентовать себя. Средний уровень подразумевает умения работы с текстом на основе использования разного вида чтения; излагать воспринятую информацию при чтении или на слух почти в неискаженном виде. Рассматриваемый уровень предполагает не всегда последовательное проявление речевого уважения к собеседнику и речевого самоуважения, соблюдения этикетных и этических норм в различных – как официальных, так и неофициальных ситуациях общения, а также эмпатии. Представитель среднего уровня владеет навыками публичной речи, но не всегда устанавливает обратную связь при выступлении. В активе почти отсутствуют стратегии и тактики публичного выступления, есть чувство неуверенности, нет спонтанной ораторской речи, умения быстро корректировать собственное выступление, нет свободы в ведении дискуссии с постоянной логикой и убедительностью в суждениях, отсутствует своеобразие речи. Данный уровень является достаточным для участия в жизни общества, характеризуется потребностью в самореализации  и стремлением к самообучению.

    Адекватный уровень речевой подготовленности сотрудника ОВД указывает на наличие знаний, умений и навыков, необходимых для проявления функциональной грамотности, общекультурной и профессиональной компетентности. Он соответствует хорошей грамотности (до 2 негрубых орфографических, пунктуационных ошибок на рассмотренный объем текста; соблюдение норм культуры речи и стилистики (до 2 недочетов на тот же объем текста); умение составить текст на заявленную тему, в соответствии с определенным стилем и жанром. Адекватный уровень включает в себя умение работать с текстом на основе использования различных видов чтения, составление разного рода записей; свободное изложение как в сжатом, так и в полном виде воспринятой на слух или полученной при чтении информации на основе одновременного критического анализа; свободное владение диалогической и монологической речью; умение прогнозировать тактику речевого поведения собеседника и быстро перестраивать собственное речевое поведение. Этот уровень характеризует его носителя как проявляющего речевое уважение к себе и собеседнику, толерантность, способность к эмпатии, соблюдение социальных и статусных ролей в общении применительно к различным социокультурным ситуациям. Имеющий адекватный уровень речевой подготовленности характеризуется умением публичного выступления, демонстрирует обратную связь с аудиторией, обладает навыками ведения дискуссии, но не всегда логичен, хотя это общению не мешает. Обладает речевой индивидуальностью.

    Высокий уровень отличает сформированность общей и профессиональной речевой культуры. Устная и письменная формы речи отвечают нормам литературного языка, не содержат ошибок (допускается по одной негрубой орфографической, пунктуационной и речевой  на текст, объемом 80-100 слов). Речевая личность сотрудника ОВД данного уровня демонстрирует все необходимые умения и знания, указывающие на свободное владение языком и речью в различных стилистических и жанровых контекстах. Важными показателями рассматриваемого уровня являются умение творчески работать с аудиторией, используя различные приемы воздействия на слушателей, различные стратегии и тактики для достижения цели. Высокий уровень характеризует яркую индивидуальную речевую манеру, компетентное участие в дискуссиях, четкость изложения своих позиций, умение довести аргументы, доказательства для подтверждения мнения, демонстрирует красивую, логически организованную спонтанную речь во время обсуждения, может вести беседу на сложную тему. Данный уровень отражает осознанную мотивацию к грамотной речевой деятельности, высокую потребность к самореализации творческого и исследовательского характера, стремление к самосовершенствованию и компетентностному профессиональному росту.

С системой критериев и показателей сформированности речевой подготовленности тесно связана система критериев и показателей эффективности самого процесса ее формирования[3]. Системно-структурный,  функционально-деятельностный и организационно-композиционный показатели позволяют оценить модель обучения (деятельностно-структурно-функциональный критерий), процесс формирования речевой подготовленности на общеобразовательном, дисциплинарно-профильном и личностном уровнях (критерий инновирования), систему соположенных целей и задач (критерий целеполагания), эффективность комплексной технологии (интегральный критерий).

Проектирование педагогической системы профессиональной речевой подготовки сотрудника ОВД в условиях непрерывного образования, предполагает систему контроля и оценки учебных достижений. Технология  обучения опирается на развитие деятельности, а не на накопление фактов. Поэтому технологический инструментарий измерения достижений опирается на балльную шкалу, учитывающую вышеназванные критерии оценки в соответствии с уровнем владения речью, независимо от статуса обучаемого, предполагает ориентацию на каждого обучаемого в отдельности.

Контроль и оценка уровня сформированности речевой подготовленности осуществляется в условиях различных учебных форм. Инновирование процесса обучения в педагогической системе профессиональной речевой подготовки сотрудников ОВД выполняет социальную функцию, которая выделяет три аспекта в формировании и развитии общей и профессиональной речевой культуры: образовательного, профессионально-ориентированного  и личностного.

Под образовательным аспектом мы понимаем формы и методы, направленные на развитие общей речевой подготовки. Он реализуется на основе специальных дисциплин, формирующих владение языком. Методы – задача/исследование – диалог – игра. Каждый предполагает свои формы организации учебного процесса. Диалог активирует коммуникативную среду, появляются лекция-беседа, лекция-диалог, лекция-провокация, лекция вдвоем, проблемная лекция, лекция-интервью. Очень эффективен видеотренинг. Исследование как метод образовательного аспекта предполагает организацию учебного процесса как в учебное, так и во внеучебное время. Игра как один из методов образовательного аспекта предполагает проведение активных семинаров, предусматривающих всех участников обучения.

    Профессионально-ориентированный аспект предполагает формы и методы специальной подготовки обучающихся, в которых формируется уровень профессиональной речи. Он реализуется на протяжении всех лет обучения или периода курсовой подготовки в системе учебных занятий, формирующих профессиональную компетентность специалиста. Личностный аспект предполагает самообучение и самовоспитание обучающихся и требует организации учебной деятельности, где стимулом является собственное стремление к самосовершенствованию, самомотивация к обучению.

Профессионально-ориентированный аспект обучения основан на постоянном контроле за речью обучаемых на любой дисциплине. Личностный – на контроле собственных результатов и достижений.

    Инновирование обучения выступает в качестве интерактивной технологии, соединяя в образовательном процессе модели экстенсивного, продуктивного и интенсивного обучения – от передачи обучающимся как можно большего объема качественных знаний к профессиональной подготовке и формированию квалифицированного специалиста, к выработке осознанной потребности в непрерывном образовании, самосовершенствовании, саморазвитии, самовоспитании.

Каждая из обозначенных моделей основывается на создании активной речевой, коммуникативной среды, в которой диалог, полилог, текстовая деятельность становятся функционально значимыми; развивая общую культуру, формируя облик высокого профессионала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М. : Педагогический поиск, 2003. – 256 с.
2. Гусинский, Э. Н. Образование личности – М. , 1994. – 136 с.
3.Лазарева И. А. Интенсивный и экстенсивный методические подходы к обучению студентов юридических вузов на базе информационных технологий М., 2005


©  Л.Г. Носкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru