levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.Л. Мнацаканян,  (К.п.н., доцент каф. социальной и педагогической информатики, Российский государственный социальный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ  2015

Сетевая образовательная среда

В статье рассматриваются вопросы использования сетевых образовательных технологий для задач стоящих перед системой образования. Выделены дидактические возможности и педагогические особенности сетевого взаимодействия, которое является важным ресурсом инновационного образования.

Ключевые слова: Сетевая образовательная среда, сетевые технологии, сетевое взаимодействие, проектирование, образовательная деятельность.

На сегодня актуальным направлением в образовательной среде вуза, является введение сетевого обучения, связанного не только с активным развитием информационных технологий, их дидактическими возможностями, но и важными задачами обеспечения качественного непрерывного образования, формирования успешной конкурентно способной личности. Так же необходимым компонентом в развитии теории и практики организации учебного процесса  образовательного учреждения любого уровня является использование сетевых образовательных технологий, представляющих собой составную часть информационно-образовательной среды учебного заведения. Поэтому главным условием нормального функционирования данной среды образовательного учреждения становится наличие квалифицированных педагогов, которые используют эту среду для организации учебного процесса с элементами инноваций.

Не менее важным условием повышения качества образования также, является переориентация системы образования к самой личности обучаемых, повышение  значимости личностных результатов обучения. Обучение должно формировать такие мотивы деятельности, в условиях которых обучаемые могли с наибольшим энтузиазмом реализовать свои познавательные и творческие потребности, интересы, служить самореализации личности для эффективного социального и профессионального утверждения молодого поколения.

Сетевая образовательная среда обеспечивает подготовку и консультационное сопровождение специалистов в сфере инновационной деятельности, создает условия для широкого применения электронного, дистанционного обучения, обеспечивает процесс непрерывного образования для программ различных уровней подготовки и объемов. Сетевая технология является важной базой использования сети Интернет, предоставляющая доступ не только к информационным и учебно-методическим материалам, а она также обеспечивает среду для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

В настоящее время сетевое взаимодействие может обеспечивать доступность высококачественного образования всех категорий людей, это и открытость образовательных организаций, вариативность образования, оказывающее большое значение в повышении профессиональной компетентности педагогов.

Необходимо отметить, что сетевое взаимодействие является важным ресурсом инновационного образования, которое способствует:

  • распределению ресурсов  общих задач деятельности;
  • проявлению инициативы каждого конкретного участника;
  • осуществлению прямого контакта участников друг с другом;
  • выстраиванию многообразных возможных путей движения при общности внешней цели;
  • использованию общего ресурса сети для необходимых нужд каждого конкретного участника.

Существует большое количество сетевых технологий, которые можно было бы использовать в учебном процессе. Однако, по ряду причин, применение данных технологий в сфере образования не слишком распространено.

При всем большом многообразии форм и технологий обучения, используемых в образовательном процессе, преимущество поучают те технологии, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемых, где в явном виде может быть представлен «продукт» этой деятельности, оцененный преподавателем и сокурсниками, а также востребован в учебной или практической деятельности.

Особое место среди них занимает технология проектной учебной деятельности, основой которой являются познавательные навыки обучаемых, умения самостоятельно структурировать и актуализировать свои знания, умения увидеть, обосновать  и успешно решить проблему [1].

Умения, которые вырабатываются обучающимися в ходе проектирования, способствуют развитию многих жизненно важных умственных и практических действий, таких как:

  • выявление потребностей, способствующих усовершенствованию предметного мира, улучшению потребительских услуг;
  • понятие поставленной задачи, требований, которые представляются к выполненной работе;
  • составление планирования конечного результата работы и представление данной работы в вербальной форме;
  • оценивание результатов на достижение планируемых результатов, в соответствии с трудозатратами и новизной, объемом и качеством выполненного;
  • проектирование, составляющее основупрофессиональной проектной деятельности, индивидуальность проектировщика и.т.д.

В условиях сетевого взаимодействия у каждого обучающего ставится­ индивидуальная задача - это управление собственным образованием, проектирование своего личного образовательного результата. Теперь он должен сам выбирать оптимальный маршрут и средства, принимать во внимание вероятные риски при получении образования.

Использование сетевых образовательных технологий может оказывать быстрое, эффективное и очень плодотворное содействие в организации самостоятельной работы студентов. Традиционно в вузовской подготовке на выполнение самостоятельной работы выделяется столько же учебного времени, сколько отводится на аудиторную работу, этим можно подчеркнуть важность данной формы обучения. Преподаватели на лекционных, практических (семинарских) занятиях, лабораторных работах ориентируют студентов на самостоятельную работу как на одну из важных форм учебно-познавательной деятельности, в результате которой происходит формирование мотивационной основы деятельности студентов, а также развитие умений применения полученных знаний в незнакомой ситуации. Поэтому участие студентов в сетевых сообществах является эффективной формой для организации самостоятельной работы (выполнение домашнего задания к очередному занятию, работа индивидуально или коллективно над проектом, самостоятельная подготовка к аттестации, занятия в элективном курсе другой школы, получение дополнительного образования, самообразование). Преимущество такой работы по сравнению с обычной учебной деятельностью, можно охарактеризовать таким важным параметром, как  отсутствие временных рамок отдельного учебного модуля. Результаты своей деятельности вне занятий также, фиксируются в сетевой среде, студенты могут открыть доступ к ним как для своих сокурсников, так  и преподавателей.

Данная деятельность имеет свои особенности и возможности, которые не всегда присутствуют в других видах учебной деятельности. М.Л. Кондакова и Е.Я. Подгорная выделяют следующие характерные особенности применения сетевых технологий в образовательном процессе, обладающие свойствами [2]:

  • Гибкости, адаптивности (возможность выполнения задания в индивидуальном темпе);
  • Интерактивности (возможность обучения в диалоговом режиме всех участников образовательного процесса);
  • Асинхронности (возможность реализации технологии обучения независимо от времени, по удобному расписанию);
  • Открытости (обучающим предоставляется доступ ко многим источникам учебной информации, такие как, электронные библиотеки, базы данных, электронные ресурсы различных организаций и образовательных учреждений и др.);
  • Массовости (эффективности технологии обучения не зависит от количества обучающихся);
  • Доступности (возможность равного обеспечения получения задания независимо от места нахождения и проживания).

Рассматривая дидактические возможности и методические функции таких технологий можно сказать, что они способствуют более полной реализации информационного взаимодействия образовательного процесса, формированию новых моделей и технологий в организации учебной деятельности, способствуют условиям, которые повышают эффективность самостоятельного учебного процесса обучающих.

Так же можно отметить, что возможности данных сетевых ресурсов помогут в значительной степени дополнить перечень тех материалов, которые можно эффективно применять, как для учебной деятельности, так и для самообразования. В этом направлении, отдельное внимание уделяется новым возможностям сети Интернет, а именно способам представления информации её гипертекстовость и мультимедийность, возможность эффективной организации поиска информации и другой широкий спектр использования интерактивных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие студентов с обучающей системой, а так же способствовать реализации новым подходам к обучению основанном на диалоге с компьютером.

Примером для организации образовательного процесса с использованием сетевых образовательных технологий можно рассмотреть сервисы Google,  использование которых позволяет открывать новые возможности, как для аудиторной работы так и за ее пределами. При использовании таких сервисов, каждый обучающийся может принимать участие в дискуссии, высказывать свое мнение, все это будет способствовать новым перспективам в учебном процессе.

Учебная аудитория, при использовании данных сервисов, позволяет значительно расширить свои физические границы до бесконечной интернациональной аудитории, рассмотрим некоторые из них [3]:

  • Gmail (является хранилищем электронной почты, служит  инструментом для поиска информации, осуществляет отправку мгновенных сообщений прямо из своих аккаунтов).
  • Календарь Google (позволяет обучающимся составлять свое расписание, планировать и обмениваться календарями и мероприятиями).
  • Google Talk (предоставляет возможность звонить своим знакомым и отправлять бесплатно мгновенные сообщения в любое время в любую точку мира).
  • Документы Google (возможность совместного использования документов, электронных таблиц и презентаций, организация совместной работы, как в пределах группы, так и всего учебного заведения в режиме реального времени).
  • Сайты Google (возможность совместной работы и централизованного хранения различных документов, связанных между собой, веб-информации, и др.).
  • Google Видео для учебных организаций (предоставляет возможность размещать видеофайлы и организовывать совместный доступ к ним, позволяющий учебному заведению использовать видео для внутреннего обмена информацией и эффективной совместной работы).

Для проведения вебинаров уже не нужно дополнительное оборудование или дорогостоящие видеосистемы — достаточно подключиться к социальной платформе Google+ и можно проводить занятия, в том числе подключая преподавателей и студентов из любой географической точки, а самые интересные лекции не только записывать, но и транслировать в режиме реального времени.

В итоге можно выделить несколько направлений использования сетевой образовательной среды, которая является: площадкой для организации педагогических дискуссий (обмен новыми педагогическими технологиями, обмен информацией по интересующим вопросам, темам, анализ ее, использование полученной информации в учебных и научных целях); платформой для создания дистанционного обучения (проведение телеконференций, лекций, семинаров, участие в которых объединяет учителей, учеников, как из разных регионов, так и разных стран; платформой для реализации сетевой исследовательской деятельности (организация различных совместных исследовательских работ среди обучаемых из разных регионов и стран); позволяет организовать: мониторинг внешкольной деятельности учащихся возможность для консультаций учащихся с педагогами или педагогов между собой, а также между учащимися разных школ и регионов, консультационную помощь школьникам и учителям из научно-методических центров; неформальное общение между учителями, учителями и родителями, учителями и учащимися, между администрацией школы и родителями и т.д.

В преподавательской практике встречается несколько видов домашних работ. В основном, это работа над текстом учебников и разных дополнительных источников информации (словарей, периодической печати, Интернет и т.д.); решение задач и выполнение упражнений, письменные работы, написание рефератов, докладов и т.д.. Использование сетевых технологий в организации домашней работы может также оказать быструю, эффективную, а главное плодотворную помощь в учебе.

Одним из таких сетевых средств, позволяющее эффективно организовать домашнюю работу является блог. Он способствует индивидуализации процесса обучения, а его «прозрачность» позволяет организовать творческий подход обучающихся к выполнению самостоятельных работ. В то же время, студенты, которые испытывают затруднения, всегда могут посмотреть, как выполняется работа его товарищами, попросить о помощи, консультации и оперативно получить ее. Использование блога позволяет так же наиболее эффективно способствовать формированию у обучающихся социальных и коммуникативных компетенций путем организации открытых обсуждений любых вопросов и принятия коллективного решения.

Рассмотрим некоторые возможности блога при выполнении домашнего задания:

Блог может служить площадкой для новостей, мультимедийных презентаций, ссылок на веб-ресурсы, видео и много другое. Этот материал будет доступен для студентов, как в аудитории, так и дома. При необходимости использование паролей может ограничить доступ и приватность блога. В блоге можно организовать онлайн-обсуждение по заданной теме. Комментирование материалов позволит обучающимся организовать учебную дискуссию, формирующую у них коммуникативные навыки, необходимые современному человеку в общении Интернет-пространства. В блоге можно создавать, редактировать и изменять свои публикации, т.е. любой пользователь может стать автором собственных заметок.  Работа в блогах позволяет учителю проведение консультаций в соответствии с расписанием в режиме он-лайн, обеспечивает систематическое наблюдение за освоением обучающихся предметного курса, проверку домашнего задания, контрольных и лабораторных работ, оценивать их, вести диалог со студентами по сети, учитывая их соответствующие индивидуальные особенности.

Реализация данных возможностей, а в частности ведения образовательного блога, предполагает владение высокого уровня информационной компетентности преподавателя, являющейся в настоящее время одним из важных требований, как к преподавателю, так и учителю информатики. Кроме этого, на педагога возлагается серьезная ответственность за материал, опубликованный в сети Интернет, размещенный обучающимися или им самим, т.к. особенностью блога является его открытость для всех пользователей сети.

Таким образом, использование сетевых технологий в образовательной деятельности позволит внести в структуру учебного предмета новые методы работы, создать условия для оперативной поддержки обучающихся, преподавателей на рабочем месте, а так же условия для проектной и самостоятельной работы студентов, внести новые средства исследовательской деятельности как элемента содержания обучения [4].

Для подготовки будущего учителя необходимо предусматривать в образовательном процессе широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий: дискуссий, семинаров в диалоговом режиме, деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий, представленных результат работ студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций. Для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся необходимо сочетать  перечисленные формы с внеаудиторной работой.

Сетевые образовательные технологии предусматривают широкое использование исследовательских и проблемных методов, применение полученных знаний, как в совместной, так и в индивидуальной деятельности, способствует развитию культуры общения, самостоятельного критического мышления, выполнения различных социальных ролей в совместной деятельности. Кроме того, эти технологии эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения. Обучаемые в полной мере могут проявить свои способности, им удается сформировать свою аргументированную точку зрения на решение той или иной проблемы, проявить свои творческие индивидуальные задатки, достичь определенных результатов в различных областях знаний, самоутвердиться в своих глазах и завоевать авторитет у однокурсников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зенкина С.В., Панкратова О.П. Аналитический обзор современных информационных образовательных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 1. С. 73-81.
2. Кондакова М.Л., Подгорная Е.Я. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций. М.: спортакадемпресс, 2005. 120 c.
3. Сугак Д. Б. Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза // Вестник спбгуки. 2012. № 3 С.77-82.
4. Сурхаев М.А. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среде: дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.02. – Москва, 2010. 332 с.


©  О.Л. Мнацаканян, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru