VIP Studio ИНФО История ДПИ – дисциплина системообразующего цикла в развитие художественного восприятия студентов художественных направлений
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.Ш. Амиржанова,  (Омский государственный институт сервиса, кафедра «Дизайн костюма»)

Серия «Гуманитарные науки» # МАЙ-ИЮНЬ  2014

Ключевые слова: Народное искусство

В данной статье отражена проблема преподавания дисциплин системообразующего и вспомогательного цикла в развитие художественного восприятия студентов. Также автором приведена методика обучения, где главным материалом для дальнейшей проектной деятельности являются образцы традиционного народного искусства.

Ключевые слова: Народное искусство, восприятие, формообразование, дизайн, форэскиз, модуль, проектная деятельность.

Изучение основ традиционного народного искусства является на сегодняшний день одной из актуальных проблем, особенно в связи со стремительным и необратимым процессом исчезновения.

Основой обучения студентов художественных направлений является работа с теоретическим материалом и образцами традиционного народного искусства. При этом, несмотря на то, что умение видеть и логически осмысливать увиденное координируется в процессе изображения (зарисовки, форэскизы), т. е. на практике, все же основой успеха является правильное методическое руководство. Последовательность зрительных оценок на учебных занятиях по дисциплинам системообразующего и вспомогательного цикла, должна направляться преподавателем и подчиняться определенной системе.

Итак, в систему обучения студентов направления «Дизайн» по плану учебного процесса входят дисциплины, составляющие национально-региональный компонент, и спецдисциплины: «Искусство декоративно-прикладного искусства», «История костюма», «Проектирование в материале», «Дизайн-проектирование костюма», «Пропедевтика», «Академическая скульптура и пластическое моделирование». Из этого перечня необходимо выделить дисциплины системообразующего и вспомогательного цикла. Из перечня дисциплин к системообразующим в нашем исследовании относятся теоретические дисциплины, как «История костюма», «История декоративно-прикладного искусства» и художественно-проектную практику, поскольку данные теоретические дисциплины и учебная (производственная) практика в большей мере отражают проблему нашего исследования. Остальные спецдисциплины будут выступать в роли вспомогательных компонентов.

Так как выбранные нами учебные дисциплины выступают на равных, причем взаимодействуя между собой в ситуации, задаваемой системообразующей дисциплиной, необходимо уточнить связь между соединяемым материалом. В данном случае существует поэтапная связь, т. е. каждый компонент исполняет роль новой формы предъявления изучаемого материала. Характерно то, что между систематизирующим материалом устанавливается связь  и зависимость, постепенно происходит перенос знаний из одной области в другую, моделируется система развития художественного восприятия студентов.

Для совершенствования методики развития художественного восприятия посредством освоения основ традиционного народного искусства требуется определенная система обучения. Главными целями разработанных учебных программ по дисциплинам «История костюма», «История декоративно-прикладного искусства», «Художественно-проектной практике» являются выявление сути и  закономерности процесса развития традиционного народного и прикладного искусства и их влияние на проектную деятельность студентов направления «Дизайн».

Учебный предмет «Пропедевтика», входящий в состав вспомогательного компонента, кроме изучения основных теоретических понятий композиции, также ориентирован на специфику композиции в костюме, обусловленную особенностями материала и способами его обработки. В композиционном решении при проектировании костюма учитывается композиционное единство и структурная целостность плоских и объемных элементов и соотношение их с формообразующими аспектами, пропорциональное соответствие центра композиции и соподчиненности деталей, обобщенность стилистического решения всех элементов.

Такая дисциплина, как «Академическая скульптура и пластическое моделирование» в нашем исследовании будет выступать в качестве сопутствующего к проектированию. В процессе разработки происходит поиск разнообразных решений элементов в формообразовании костюма.

На дисциплинах специального цикла «Проектирование в материале» студенты получают общие сведения об основных  видах материала, их структуре, свойствах, узнают характеристику технологических процессов, знакомятся с разновидностями и приемами работы.

Основными задачами, которые решаются в рамках предмета «Дизайн-проектирование костюма», являются нахождение масштабности; определение пластического характера в формообразовании, целесообразности и гармоничности ее внешней формы; установление зависимости формы изделия от функционального назначения; поиск органической связи декора с конструктивной основой костюма и т. д. В процессе работы на практических занятиях по проектированию на каждом курсе осуществляются различные виды графических работ: эскизирование, которое связано с поисками художественно-пластического решения костюма; выполнение чертежа в определенном масштабе, необходимом для передачи реальных соотношений величин; светотеневая моделировка объемных форм в цвете (отмывка).

Приведем пример практического занятия в форме длительного проекта на четвертом курсе, которое предполагает взаимосвязь дисциплин системообразующего и вспомогательного циклов: история ДПИ, история костюма, пропедевтика, дизайн-проектирование, академическая скульптура и пластическое моделирование, проектирование в материале.

Тема проекта – «Выполнение проекта современного костюма с использованием элементов и конструкции традиционного народного искусства».
  1. На лекционных занятиях по дисциплине системообразующего цикла «История ДПИ», «История костюма» студенты познакомились с историей и основными этапами развития художественного ремесла Древних славян, с прикладным искусством Древней Руси и с декоративно-прикладным искусством России XVIII–XIX столетий. На лекционных и семинарских занятиях раскрываются особенности традиционного народного искусства, системы расположения орнаментальных мотивов и выявляются характерное и существенное во внешней стилистике по основным его аспектам. Приводя примеры, преподаватель должен проанализировать конкретные произведения народных умельцев. Условием, обеспечивающим художественное восприятие произведения народного и декоративно-прикладного искусства (на примере изделий ремесленного производства, русского народного костюма), активизацию творческих исканий, является выбор существенного, характерного, типичного и индивидуального и умение в дальнейшем передать в практической работе особенности наблюдаемого объекта и его элементов. Во внеучебное время в качестве самостоятельной работы (СРС) студенты осуществляют поиск научно-теоретического материала, проводят исследовательскую работу, осуществляют описание и анализ образцов прикладного искусства.
  2. На занятиях по пропедевтике подбирают варианты форматов, ритмического построения симметричной и асимметричной формы на основе орнаментальных элементов традиционного народного искусства.
  3. На практических занятиях по «Дизайн-проектированию костюма» студенты изучают принципы взаимосвязи объемно-конструктивной основы костюма; особенности проектирования декора с применением техники «ажур»; варианты использования возможности присоединения дополнительных декоративных элементов к основному объему.
  4. На лабораторно-практических занятиях по дисциплине «Академическая скульптура и пластическое моделирование» студенты разрабатывают модуль костюма в соотношении с декоративными элементами и с имитацией фактуры материала. Техника исполнения: объемное конструирование из бумаги, прорезная техника.
  5. На практических занятиях по учебной (художественно-проектной) практике в процессе самостоятельной работы студенты осуществляли сбор материала по народному костюму и декоративно-прикладному искусству, копировали эти материалы в виде этюдов и зарисовок с передачей объема при помощи светотеневой моделировки, а также прилагали тексты для описания. Вместе с тем осуществляли сбор музейной коллекции, участвовали в разработке кафедрального фонда для дальнейшего художественного проектирования современной одежды.
  6. На занятиях по дисциплине «Проектирование в материале» происходит актуализация темы проекта. В процессе беседы выясняется, что большинство студентов осознают важность задания, в котором им необходимо реализовать на практике не только свои умения и навыки работы с материалом, но и передать свои общие впечатления от изученных ранее образцов народного костюма и предметов прикладного характера. Также необходимо учесть выразительно-пластические элементы, найденные в предварительных учебных упражнениях на занятиях по спецдисциплинам. Определяются цели, задачи и этапы работы. Объектом работы является разработка проекта современного костюма в русле традиционного народного костюма. Применяемый материал свободный, т.е. будет зависеть от объемно-конструктивного решения. Техника исполнения также избирательна. В практической части в начале самостоятельной работы студенты подготавливают материал (определяют свойства и качество ткани), соответствующие инструменты, готовят рабочее место. Далее выполняют предварительный форэскиз основного проекта, затем готовят лекало и переносят его на рабочую поверхность и реализовывают свой замысел в материале. Проект начинают со сборки деталей, а затем в зависимости от техники исполнения используют различные приемы и инструменты.

После выполнения проекта сравнивают полученный результат с первоначальным замыслом (форэскизом), также применяют подлинные образцы народного традиционного искусства, делают выводы о ходе работы и подводят итоги [1].

Таким образом, главной целью представляемой нами методической системы является выявление специфических особенностей обучения студентов направления «Дизайн» и других художественных направлений определению характерных особенностей проекта, материала и составление оригинальных композиционно-пластических решений в русле традиционного народного искусства, направленных на развитие художественного восприятия и реализацию замысла в проектной деятельности. Для достижения выдвигаемой цели на занятиях по спецдисциплинам необходимо решение следующих задач:

  • обеспечить на занятиях системообразующего цикла самостоятельные наблюдения, восприятие и анализ произведения традиционного народного и прикладного искусства, в процессе которого усвоение новых теоретических знаний осуществляется как субъективное открытие студента с помощью преподавателя;
  • научить выявлять особенность, характерное и уникальное в предметах прикладного искусства на основе совершенствования наблюдения, познания, ассоциативного мышления и изучения его внутреннего мира;
  • сформировать у студентов способности выстраивать некоторые аналогии и закономерности развития конструкции, формы и элементов народного костюма;
  • научить использовать выразительные и пластические возможности элементов народного искусства для передачи замысла;
  • развивать умения и навыки работы с различными материалами в разной технике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амиржанова, А. Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направления «Дизайн» : учебное пособие / А. Ш. Амиржанова. – Омск : ОГИС, 2013. – 109 с.


©  А.Ш. Амиржанова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru