levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

К.Б. Сафонов,  (Новомосковский институт (филиал) Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева)

Серия «Гуманитарные науки» # 4-ДЕКАБРЬ  2011

Организация

    Статья посвящена анализу ценностных оснований деятельности современной организации. Рассматриваются особенности организационной культуры как определенной системы ценностей. На основании исследования обозначенных проблем делаются выводы о влиянии социальных ценностей на развитие организации. Влияние на систему организационных ценностей понимается как средство управленческого воздействия.

Ключевые слова: Организация, социальные ценности, система ценностей, организационная культура, управление.

В  современных условиях решающее значение как для общества в целом, так и для каждого конкретного социального института приобретают ценностные основания происходящих процессов, их верный анализ и своевременная корректировка. Это неудивительно. В настоящий момент имеется острая необходимость в поиске новых путей, которые смогут привести мировое сообщество к всеобщему благоденствию и процветанию. Данная необходимость обусловлена, прежде всего, происходящими в разных странах мира процессами, наглядно демонстрирующими несостоятельность существующих моделей развития, неравномерность распределения социальных благ. Вместе с моделями развития серьезной ревизии подвергаются и существующие системы ценностей. Именно поэтому рассмотрение понятия ценностей и ценностный (аксиологический) подход к пониманию общественной жизни занимают одно из центральных мест в современной социологической науке [1, с. 123].

Мировоззрение каждого из нас определяется разделяемыми ценностями, а также принадлежностью к той или иной социокультурной формации. Мы все есть часть культуры, главной особенностью которой является то, что она формирует привычную и приемлемую для определенной группы людей парадигму возможного образа поведения. Это обеспечивается путем усвоения новыми поколениями жизненного опыта предшественников, включения их в формировавшуюся столетиями систему социального и межличностного взаимодействия. Таким образом, культура является важным элементом национальной, межгрупповой и групповой организации и самоорганизации. Она, с одной стороны, обеспечивает единение людей и функционирование возникающих общественных групп, но одновременно именно культурные особенности в значительное мере являются фактором внутригруппового расслоения и возникновения подгрупп, особых образований, существующих на принципах, приемлемых и понятных только для их членов.

Говоря о связи культуры и организации, мы должны иметь четкое представление о содержании обоих этих явлений. Организация понимается, прежде всего, как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [2, с. 5]. Организация имеет свою композиционную структуру – совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого [3, с. 184]. Большую роль в формировании данных характеристик играет система социальных ценностей. Организации возникают, и практически одновременно с этим начинается процесс автономизации, в ходе которого они обособляются от остального общества, обретают собственную стратегию развития, в соответствии с которой формулируют тактические цели и оперативные задачи. Конечно, эта стратегия находится в русле особенностей развития конкретного социума, она не может выходить за рамки, которые общество определяет для самого себя. Автономия организаций заключается в их возможности выбирать одно из направлений социальной стратегии в качестве приоритетного и затем строить свою деятельность в рамках данной специализации. Объять необъятное нельзя, и деятельность организации, имеющей неизмеримо широкую стратегию действий, обречена на провал.

Основу социальной стратегии составляет система ценностей, в соответствии с которой происходит развитие общества, вырабатываются механизмы данного развития и пути его реализации. То же самое можно сказать и об организационной стратегии, которая строится на тех социальных ценностях, учет которых позволяет сформулировать и реализовать обозначенные планы развития и деятельности. Постепенно в организации начинает складываться собственная система ценностей, как привнесенных извне, т.е. разделяемых лишь некоторыми членами организации, так и выработанных во время процесса организационного развития и становления. И если индивидуальные ценности отдельных сотрудников так и остаются частью внешней среды, которая лишь отчасти взаимодействует с организацией и должна учитываться в тех или иных аспектах деятельности или развития, то собственные социальные и культурные ценности являются неотъемлемой частью внутренней среды организации, более того, составляют ее ядро.

Являющиеся основой организации социальные ценности формируют культуру организации и организационную культуру. На первый взгляд, эти понятия идентичны. Но это не так, поскольку они различаются уровнем проникновения в процесс регулирования действий членов организации. Культура организации есть совокупность ценностей и норм, разделяемых ее членами. Таким образом, она представляет собой объединение индивидуальных культурных ландшафтов всех членов организации. Поскольку «действиями человека в конечном счете управляют глубинные регуляторы – потребности и ценности, роль которых особенно велика в условиях универсального кризиса, в хаотической области динамики общества» [4, с. 22], индивидуальные ценностные системы становятся базисом для формирования организационной культуры. Но ее все же не стоит отождествлять с культурой организации, более ориентированной на внешнюю среду [5, с. 159].

Первоочередной задачей функционирования системы социальных ценностей является ее участие в регулировании осуществляемых индивидом действий. Совершенно очевидно, что каждый из нас имеет в своем сознании некий «эталон», с которым он может свериться при возникновении антиномичной ситуации. В большинстве случаев подобным эталоном являются культурные, религиозные или этические нормы поведения, разделяемые обществом и приемлемые индивидом в соответствии с индивидуальной парадигмой. Подобная парадигма является стержнем, на котором держится личность, при помощи него формируется индивидуальная нравственность, которая, в свою очередь, в большинстве случаев является нашей главной опорой при принятии решений в многочисленных и постоянно возникающих на протяжении всей жизни ситуациях морального или иного выбора. Оказываясь в организации, индивид не перестает быть самим собой. Он продолжает действовать, исходя из собственных представлений о должном и благе, о добре и зле, о профессиональной чести и личном достоинстве. Никакая сила не может стереть с человека отпечаток его неповторимой индивидуальности, напротив, чем активнее будет внешнее воздействие, тем более будут укореняться личностные характеристики, будет углубляться разрыв между системами общенормативных и индивидуальных ценностей, значимых для отдельного индивида и для общества в целом норм поведения.

Существующие в организации ценности не могут быть ей навязаны, не могут быть «спущены сверху» или утверждены волевым решением руководства. В значительном большинстве случаев перечисленные действия вообще не могут никак повлиять на процесс становления системы ценностей в организации, развития организационной культуры. Более того, это будет противоречить самой природе социальных ценностей, которые в социологии понимают как ценностные представления, принятые данной социальной группой и определяемые спецификой рода занятий и социальным статусом группы [6, с. 149]. Часто попытка привнести в организационную культуру некие элементы может быть очень негативно воспринята персоналом, что, в конечном итоге, приведет к отторжению всего нового, даже если это новое будет полезным с точки зрения управленческой стратегии и весьма приемлемым с позиции членов коллектива. В том случае, если изменения проводятся в уведомительном порядке, сверху вниз и без учета мнений всех входящих в организацию структурных подразделений и отдельных членов, конструктивность и прагматичность мышления, присущая абсолютному большинству современных людей, занятых на производстве и в сфере интеллектуального труда, может уступить место нерациональному и деструктивному желанию протестовать, так как важное решение было принято без учета конкретных мнений или представлено как свершившийся факт.

В современных условиях, когда любая организация открыта миру, она свободно обменивается информацией с другими коммерческими структурами, индивидами и профессиональными группами. В результате этого обмена происходит корректировка организационной миссии и стратегии, формулируются цели и задачи организации, ценности и нормы, на основании которых она действует. Данный процесс происходит с учетом всех особенностей культурного мировосприятия социума, тех планов, которые он ставит перед собой. Это может быть охарактеризовано как формирование системы организационной культуры с учетом социальных ценностей, которые являются своеобразной «визитной карточкой» конкретного общества, неотъемлемой частью господствующей национальной культуры, а также действенным средством регулирования деятельности современных организаций.

Система ценностей современной организации неразрывно связана с процессом управления – непрерывной последовательности взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля [2, с. 9]. Справедливость данного утверждения может быть подтверждена тем, что все вышеперечисленные функции являются прямым продолжением норм организационной деятельности и взаимодействия, имеющих под собой ценностные основания.

Анализ ценностных ориентаций любой части общества есть путь к пониманию основных характеристик общества в целом. Рассматривая аксиологические основания деятельности организации, мы одновременно анализируем систему ценностей социума, делаем выводы о путях и возможностях его развития. Управление не может происходить хаотически или вслепую, оно должно иметь под собой стратегически выверенную основу. Такой основой, способной не только оптимизировать происходящие в организации процессы, но и стать дорогой к обществу всеобщего благосостояния, может выступать система организационных ценностей, развивающаяся как важная и неотъемлемая часть ценностной сферы конкретного социума.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Громов И.А., Лукьянов В.Г. Методология научного познания и теория ценностей Э. Дюркгейма // Социологические исследования. 2010. № 8. – С. 123-132.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2005. – 216 с.
3. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 448 с.
4. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9. – С. 17-28.
5. Смолкин А.М. Менеджмент. Основы организации. – М.: Инфра-М, 1999. – 248 с.
6. Волков Ю.Г. Социология. – Ростов-н./Д.: Феникс, 2005. – 572 с.


©  К.Б. Сафонов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru