levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.О. Черкашин,  (Научный сотрудник лаборатории социально-профессионального самоопределения Учреждения Российской академии образования Института содержания и методов обучения (УРАО ИСМО))

Серия «Гуманитарные науки» # 4-ДЕКАБРЬ  2011

Позиция

    Сфера экологии охватывает все стороны социальной жизни. Это обуславливает многообразие ситуаций самоопределения в сфере экологии. Поэтому формирование готовности школьников к самоопределению в сфере экологии является актуальной педагогической проблемой. Средством формирования готовности учащихся к самоопределению в сфере экологии являются профессиональные пробы. Они знакомят учащихся с экологическими аспектами будущих профессий и формируют у них опыт деятельности в сфере экологии. Такой опыт обеспечивает самоопределение учащихся в сфере экологии и создает благоприятные условия для развития познавательных интересов. В соответствии с этим подходом профессиональные пробы можно рассматривать как реализованную в форме учебного задания модель социальных ожиданий к будущему специалисту. Данный подход иллюстрирует профессиональная проба «Фитодизайн», которая включает экологические компоненты.

Ключевые слова: Позиция, сфера экологии, деятельность, самоопределение, старшеклассник.

Сфера экологии (экологическая сфера общества) охватывает все стороны социальной жизни, что обусловлено вещественными, информационными и энергетическими связями общества с живой и неживой Природой. Все осуществляемые отдельными индивидами, социальными группами и обществом виды деятельности, вписаны в экологический контекст [5]. Это предопределяет многогранность проблемных ситуаций экологического содержания, а, следовательно, и многообразие ситуаций самоопределения в сфере экологии, под которым мы понимаем выбор и утверждение субъектом деятельности своей позиции в проблемной ситуации в сфере экологии [4]. Решение этой проблемы создаст условия для преодоления противоречия между экологическими и социально-экономическими потребностями человечества. Поэтому формирование готовности школьников к самоопределению в сфере экологии является актуальной педагогической проблемой. Одним из средств, обеспечивающих готовность учащихся к самоопределению в сфере экологии, являются профессиональные пробы, в содержании которых представлены экологические аспекты профессий. Такие пробы не только знакомят учащихся с экологическими аспектами будущих профессий, но и формируют у них опыт деятельности в сфере экологии. Такой опыт не только обеспечивает учащимся самоопределение в сфере экологии, но и создает благоприятные условия для «развития познавательных интересов, теоретического сознания и мышления» [1], обеспечивая сознательный, обоснованный выбор старшеклассниками будущей профессии [6].

В основу профессиональных проб, в которых представлены экологические аспекты будущих профессий, положено знакомство учащихся с элементами профессиональной деятельности, которое помогает им соотнести собственные ожидания с социальными ожиданиями.

Любая деятельность (индивидуальная и групповая) в каждом своем акте осуществляется с учётом роли индивида как субъекта деятельности в данной системе социальных отношений, реализуясь в поведении, предписываемом этой ролью. Осуществляя разнообразную деятельность в сфере экологии, старшеклассники оказываются в ситуации затруднения, в которой проблемным компонентом оказывается противоречие между личностной позицией, реализуемой в деятельности, и адресованными им социальными ожиданиями. В этом случае старшеклассники включаются в самоопределение в сфере экологии, содержанием которого является соотнесение субъектной позиции как производной личностной позиции с социальными ожиданиями.

Социальные ожидания – это ожидаемые суждения, действия и поступки индивида, соответствующие его социальной роли [3]. Информация об адресованных индивидам социальных ожиданиях позволяет им как элементам социума соотносить свои действия с действиями других людей. Социальные ожидания включают идеализированные обобщённые нормы деятельности разных профессий. Эти нормы не всегда осознаваемы. Выбор профессии предполагает соотнесение своих ожиданий с образом профессионала [2].

Индивидам, характеризующимся той или иной позицией и выполняющим определённую роль, другие взаимодействующие с ними представители социума предъявляют принятые в данной социальной группе требования, касающиеся форм социального поведения, отношений, установок и т.п. Эти требования, предписания имеют форму ожидания определенного поведения.

Социальную роль можно представить как:
  1. совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов; в зависимости от их статуса или позиции и само поведение, реализующее эти нормы;
  2. характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса;
  3. ожидаемые от человека действия (права и обязанности), определяющие поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса, то есть положения, позиции в обществе с определёнными права и обязанностями.

Следовательно, социальные ожидания в сфере экологии – это адресованные старшекласснику требования социума к его позиции в сфере экологии, реализованные на субъектном уровне в деятельности различных видов в сфере экологии. Многообразие деятельности в сфере экологии обусловливает многообразие субъектных позиций и допускает классификацию социальных ожиданий в сфере экологии, адресованных старшеклассникам как субъектам деятельности в сфере экологии, по такому основанию как вид деятельности. Исходя из этого, можно рассматривать социальные ожидания, адресованные старшеклассникам как субъектам игровой, исследовательской, профориентационной, природоохранительной, здоровьесберегающей, эстетической и других видов деятельности в сфере экологии.

В соответствии с рассмотренным подходом профессиональную пробу в контексте самоопределения старшеклассников в сфере экологии можно рассматривать как реализованную в форме учебного задания модель социальных ожиданий к будущему специалисту. В процессуальном аспекте профессиональная проба – это ограниченный во времени акт деятельности самоопределения, содержанием которого является соотнесение учащимся личностной позиции с социальными ожиданиями к будущей профессии («примерка» социальных ожиданий). Профессиональная проба в сфере экологии – форма требований социума к индивиду в ситуации профессионального самоопределения, под которой мы понимаем ситуацию выявления и устранения противоречий между личностной позицией индивида и требованиями социума к индивиду как субъекту профессиональной деятельности в сфере экологии в будущем.

Профессиональная проба «Фитодизайн», в содержание которой включены экологические компоненты, иллюстрирует представленный выше подход и представлены в Приложении.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544с.
2. Ихсанов Р.Ф. Социальные ожидания как фактор профессиональной дезадаптации педагогов общеобразовательных школ: дисс. ... канд. психол. наук: Самара, 1999.
3. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.
4. Черкашин Е.О. Олимпиады по экологии как информационный ресурс социально-профессионального самоопределения школьников». Материалы XV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования». Брянск, 2010. С. 33–36.
5. Черкашин Е.О. Олимпиады по экологии как ресурс педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения школьников. // Журнал «Теория и практика дополнительного образования», 2010 – № 6 – С. 20–23.
6. Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. – Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей 1995.


©  Е.О. Черкашин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru