levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Л.В. Ступак,  (Кузбасская государственная педагогическая академия (Новокузнецк))

Серия «Гуманитарные науки» # 4-ДЕКАБРЬ  2011

Дилогическая речь

В статье описаны основные структурные компоненты устной диалогической речи, её становление и развитие у детей дошкольного возраста в процессе игры с куклой. Рассматривается роль куклы в диалоге, которая стимулирует реплики, формирование вопросительных конструкций, получение новой информации, побуждающей к выполнению действий и продолжению беседы.

Ключевые слова: Дилогическая речь, микродиалог, реплики - стимулы, запрос информации, речевая деятельность, интонационная выразительность диалогической речи, речевые штампы, кукла – собеседник.

Проблему диалога на современном этапе рассматривали многие исследователи В.С. Библер (1975г.), А.А. Брудный (1990г.), Ж. Дерриз (1993), В.Б. Куликова (1993г.), Б.Г. Соколова (1993г.). Диалог – это особый вид речевой деятельности, функции которого реализуются  в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик [15, с. 62]. Понятие «другого» [1], «ты» [2], т.е. собеседника, адресата общения, без которого не может реализоваться коммуникация самим своим существованием, вызывает к жизни феномен языка, с помощью которого осуществляется межсубъектное взаимодействие. Л.П. Якубинский рассматривает диалог как «разновидность человеческого поведения», указывая на «перемежающуюся» и «непосредственную» форму, в которой речь организуется определённым образом. Это вызывает собственно  языковые особенности диалога: краткость, реплицирование, быстроту действия, постоянную смену ролей, возможность недосказывания, обусловленную внеязыковым контекстом и т. д. [16 с. 27-36]. Процесс коммуникации не сводим  к простому обмену  сообщениями между индивидами, коммуникация – это особый вид деятельности, а именно: речевая деятельность [7]. Лаконизм вербальных средств в диалоге объясняется и их ситуативной восполнимостью -  важнейшей детерминантой  диалогической речи (В. Бернет, 1986, Т. Г. Винокур, 1955,  Л.С. Выготский, 1956, Е.А. Земская, 1981, И.А. Зимняя, 1978, О.А. Лаптева, 1976, О.Б. Сиротинина, 1983, Т.Н. Ушакова, 1992, Л.П. Якубинский, 1986). При этом особое значение имеет степень связанности речи с ситуацией, которая может быть различной: от неясно выраженной до случаев, когда речь восполняется ситуацией и сопровождает действия партнёров, имеет характер комментария. Фактор ситуации действует с фактором темы: если последний обусловливает обращение к определённому комплексу средств, то первый определяет саму возможность употребления того или иного средства. Согласованность поступков партнёров достигается адекватным кодированием и декодированием сообщений, т.е. процессами вербализации и восприятия понимания информации. Данные процессы в условиях диалога протекают параллельно, что и определяет их особенности. Диалог связан с такими видами речевой деятельности, как говорение, слушание, письмо, чтение. Диалогическая устная речь реализуется в процессе говорения и слушания. Она состоит из обмена высказываниями, которые немедленно воспринимаются. Участники диалога оказывают друг на друга сильное активизирующее влияние. Композиция диалога рассматривается как цельный речевой акт.

Структура диалога выстраивается из  обмена репликами, которые являются компонентами диалогического единства.  Одним из композиционных  элементов диалога являются вопросительные предложения,  которые определяют логико – семантическую характеристику последующей реплики  - реакции, побуждающей  к действию и речевой активности.  Вопрос – это формально выраженный запрос информации, при осуществлении которого  спрашивающий преследует две цели, исходную (заполнение информационной лакуны) и конечную (совершение того или иного акта) [12 c.18-19]. В  диалоге все вопросы идут от текста или от ситуации, но опосредованно через текст. Общие и расчленённые вопросы несут в себе определённую информацию и требуют лишь её подтверждения или отрицания. В альтернативных вопросах  имеется двойной объём информации и требуется её выбор. Специальные вопросы не содержат в себе содержание предполагаемого  ответа и требуют определённых знаний от адресата. Восприятие той или иной информации, заложенной в репликах коммуникантов в процессе  устного диалога, определяется выбором речевых средств, интонационной  выразительностью и произносительной стороной речи, через  которые выявляется смысл, подтекст  речи, коммуникационное намерение,  эмоциональное состояние говорящего  [4 c.4-5]. Результативность диалога зависит от восприятия  слушающего, понимания  темы беседы и логико-семантической структуры ответа.

Анализ проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста, основанный на данных современных психологических, педагогических и психолингвистических источников, позволяет рассматривать диалог в русле понятия «общение». Важными являются «условия общения», «формы общения» и «цели общения».

Появление речевых средств у детей в конце 1-го, в начале 2 –го года жизни возникает на базе довербального периода, когда экспрессивно – мимические и предметно – действенные средства достигли высокого развития и значительной сложности. Это обеспечивается наличием благоприятных биологических предпосылок, нормальным созреванием и функционированием центральной нервной системы. Однако  решающим фактором появления речи в процессе общения является стимулирующая среда человеческого окружения [3; 6]. Речевые средства общения появляются в онтогенезе  позднее всего, после того как экспрессивно – мимические и предметно – действенные средства общения уже достигли высокого развития и значительной сложности. Но, тем не менее, использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л.С. Выготский [2 с.26] указывал на тот факт, что общение, не опосредованное речью, или другой знаковой системой, возможно,  только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. Усвоение морфологической системы русского языка в периоде от трёх до семи лет [3; 13] характеризуется усвоением типов склонения и спряжения, системой окончаний, чередований в основах. К пяти годам фонетико – фонематическая система достигает своего высокого уровня развития и в дальнейшем она только совершенствуется. В этот период ребёнок овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие закономерности синтаксического и морфологического порядка. Усваиваемый язык для ребёнка становится родным. Ребёнок получает совершенное орудие общения и мышления. Дети учатся в процессе игровой деятельности задавать друг другу вопросы, решать конфликтные ситуации, используя приобретённые речевые средства.

По данным исследований  А.В. Чулковой (2008г.), вне обучения диалогические навыки развиваются неравномерно. В младшем и среднем возрасте происходит формирование отдельных диалогических навыков, которые затем определяют уровень развития диалогической речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Дети в возрасте трёх – четырёх лет не владеют распространёнными речевыми клише, но способны вычленять из речи взрослых необходимые речевые штампы и поддерживать беседу в пределах одного микродиалога, затем переключаясь на другую тему. К  четырём – пяти годам дети также испытывают трудности в поддержании беседы. В этом возрасте дети способны переносить речевые штампы в типичные ситуации, задавать серию вопросов, не соблюдая логической последовательности в построении предложений. Реплики – реакции становятся расширенными, побуждающими к продолжению беседы. Микродиалоги состоят из нескольких диалогических единств, объединённых одной темой. От предметно – практической деятельности в возрасте от трёх до пяти лет ребёнок переходит в игровую деятельность, где главным партнёром становится сверстник, а его заменителем игрушка или кукла. Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она – друг  в общении и в игре. Известно, что куклы имеют разные функциональные значения: кукла – малыш,  кукла,  имитирующая определённую профессию; кукла – воин, охотник, родитель, герой произведения, супермен и пр. Образ младенца вызывает естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, то есть повторить реальную жизненную ситуацию. Кукла - собеседник «провоцирует» формирование диалога [10].  Роль куклы в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка. Общение, в ходе которого развивается диалог, протекает на фоне игры со сверстником или игрушкой. К пяти - шести годам у детей появляется свобода общения. Дети сами проявляют инициативу в диалоге с взрослым и сверстниками.  А в процессе игры с куклой сами предлагают о себе что – либо рассказать кукле -  «собеседнику»  об увиденном, услышанном, используя в диалоге речевые клише (приветствия, прощания, поздравления), переносят и заменяют аналогичными в соответствующих ситуациях. Задают серию целенаправленных вопросов, в чёткой логической последовательности. Вопросы по своему содержанию могут быть направлены к воображаемому субъекту, к кукле. В таких игровых ситуациях ребёнок продумывает ответ за свою куклу и проговаривает от её лица, меняя интонацию, модуляцию голоса. Дети учатся составлять диалоги сложной структуры, состоящие из нескольких микротем.

Реплики – реакции имеют широкий  смысловой спектр согласия, несогласия, совета, просьбы и т.д. К семи годам наступает период совершенствования умений и навыков диалогической речи.  Вопросительные предложения носят специальный характер, требующий развёрнутого ответа с новой информацией. Побуждение к более сложным контактам, желание сотрудничества приводит к внеситуативно – деловому общению со сверстником или его заменителем куклой, «сказочным» персонажем. На смену сюжетно – ролевой игре приходит игра с правилами. Одной из ведущих во взаимодействии со сверстниками является морфологически и синтаксически освоенная диалогическая речь. Дети свободно используют штампы «речевого этикета», реплики в диалоге носят побуждающий характер, способные продолжить беседу на заданную тему. В этом возрасте дети способны договориться, придумать правила игры, решать конфликтные ситуации и т. д. Совершенствуется выразительность оформления диалогической речи. Полнота передачи и актуализация коммуникативной значимости информации повышается с помощью использования в диалогической речи всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодики, интенсивности, темпа, ритма, логического и словесного ударения, паузирования, тембра).  В диалогической речи в этот  возрастной период  оптимально используются  невербальные средства выражения эмоций, сопровождаемые репликами.

Итак, мы рассмотрели этапы становления диалогической речи у детей дошкольного возраста в анализе единой системы формирования диалога, реализуемой в ходе свободного  общения со сверстниками и взрослыми и в игровой деятельности. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста – это сложный многоуровневый процесс, формирующийся в ходе общения и коммуникативной деятельности на основе биологических и социальных предпосылок. Нарушения или искажения основных компонентов этого процесса могут привести к недоразвитию диалогической речи у детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов. – М.: Аст. Астрель, 2005. – 383 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; авт. коммент. М. А. Степанова – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472 с.
4. Дементьева О.В. Просодические характеристики и восприятие вопросительных высказываний (Экспериментально – фонетическое исследование на русского и французского языков): автореф. дис… канд. фил. наук. – Ленинград: Ленинград. гос. ун-т, 1988. – 16 с.
5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН, 1995. – 370 с.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
7. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. Методологические основы социальной психологии. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
8. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М.: 1986. – 275 с.
9. Лурия А.Р. Язык и сознание: монография. – Ростов н/Дону: Феникс, 1998.- 416 с.
10. Морозова Е. Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой: автореф. дис… канд. пед. наук. - Москва: Моск. гос. пед. ун-т, 2009. – 26c.
11. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2008. – 190с.
12. Почепцов О.Г. Семантика и прагматика вопросительного предложения (на материале английского языка). – Киев: Киев. гос. ун-т, 1979. – 24c.
13.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – М.: Владос, 2000. – 240 с.
14. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников : учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 220 с.
15. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. – М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. – 165 с.
16. Якубинский Л.П. О диалогической речи: избранные работы. Язык и его функционирование - М.: Наука, 1986. – 208 с.


©  Л.В. Ступак, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru