levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Т.В. Махарева,  (Соискатель Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова)

Серия «Гуманитарные науки» # 4-ДЕКАБРЬ  2011

Профессиональная деятельность логиста

Предмет профессиональной деятельности логиста – проблемные ситуации в процессе производства, хранения или транспортировки промышленных изделий. Проблемная ситуация в области логистики – совокупность объектов и явлений, отраженных в сознании специалиста и обусловившая изменение производственного процесса, которое приводит к увеличению энергетических и/или материальных издержек производства, хранения и/или транспортировки продукции. В зависимости от содержания логистической деятельности выделены проблемные ситуации информационного (когнитивного) и организационно-исполнительского (деятельностно-практического) типа.

Ключевые слова: Профессиональная деятельность логиста, проблемные ситуации в области логистики.

Существует много видов деятельности, в которых решается задача получения не материального (вещественного), энергетического или информационного результата, о нужной субъекту ситуации. К таким видам относится логистическая деятельность, составляющая основу профессии логиста. Логистическая деятельность направлена на поиск оптимальных решений проблемных ситуаций, возникающих в процессе производства, хранения или транспортировки различных изделий*.

* Лингарт Йозеф. Процесс и структура человеческого учения, 1970. – С.326.

Иными словами предметом логистической деятельности являются проблемные ситуации, которые логист трансформирует (преобразует), оптимизируя (/минимизируя) энергетические и/или материальные издержки производства, хранения и/или транспортировки продукции. В психолого-педагогической литературе понятие «ситуация» встречается часто и в разных значениях*.

* Например, такие ситуации, как образовательная (Собкин В.С.,1998; Нечаев Н.Н.,1999), проблемная (Матюшкин А.М.,1972), задачная (Балл Г.А.,1990), наличная (Гальперин П.Я.,1998), эвристическая (Хуторской А.В.,1996), стимульная (Холодная М.А.,1997), экологическая (Медведев В.И.,2001), социоприродная (Зверев И.Д.,1993) и др.

С учётом существующих представлений производственной ситуацией будем считать актуализированный специалистом и отражённый в его сознании фрагмент производственной среды, которая может быть рассматривается как совокупность производственных влияний и условий, окружающих специалиста и обеспечивающих возможность тех или иных профессиональных действий.

Ситуацией логистического содержания будем считать совокупность объектов и явлений, связанных с производственной деятельностью определенного содержания и отраженных в сознании специалиста в области логистики в контексте системы его профессиональных отношений.

Проблемная ситуация в области логистики – это совокупность объектов и явлений, отраженных в сознании специалиста и обусловившая изменение производственного процесса, которое приводит (или приведёт) к увеличению энергетических и/или материальных издержек производства, хранения и/или транспортировки продукции.

С позиций системного подхода центральным компонентом ситуации выступает образ объекта (явления), отражающий в сознании специалиста как субъекта профессиональной деятельности то свойство объекта (явления), на которое направлена его деятельность*. Кроме того, ситуация как система характеризуется отношениями предмета деятельности, способами взаимодействия с ним и условиями, обеспечивающими эти взаимодействия.

* см. Психологический словарь, 2003. – С.434.

По отношению к цели, ради которой специалисты в области логистики включаются в профессиональную деятельность, а также с учётом специфики этой деятельности, проблемные ситуации логистического содержания следует рассматривать в качестве источника и основы профессиональной деятельности логиста, которые выполняют функции её предмета, средства и условия. По отношению к логистической деятельности как к процессу изучения, моделирования и преобразования проблемного компонента ситуаций, требующих минимизации издержек транспортировки сырья, хранения и транспортировки продукции, проблемные ситуации выступают предметом логистической деятельности и средством побуждения к ней.

По отношению к логистической деятельности проблемные ситуации, изученные и преобразованные специалистами, выполняют также важнейшую функцию средства подкрепления и мотивации профессиональной деятельности, обеспечивая преобразование и профессиональный рост субъекта деятельности. Добытые и усвоенные специалистами при разрешении проблемных ситуаций логистического содержания опыт и знания являются не главным, а дополнительным (но отнюдь не второстепенным!) продуктом профессиональной деятельности логистов. По отношению к логистической деятельности как к средству профессионального становления и развития специалистов в области логистики проблемные ситуации выполняют функцию фактора и условия активного и осознанного их включения в процесс профессионального становления в качестве его субъектов.

Обратим внимание на психологическое значение понятия «проблемная ситуация логистического содержания», содержанием которого является не инструментально выявленное изменение производственного процесса как таковое, а способность специалиста в области логистики воспринимать эти изменения как затрудняющие или препятствующие производству в заданном виде. Поэтому вызывающее отрицательные последствия изменение производственного процесса может превратиться в проблемную ситуацию только в сознании специалиста как субъекта профессиональной деятельности, прекращённой, приостановленной или изменённой в условиях данной ситуации.

Проблемная ситуация в профессиональной деятельности логиста – это субъективное состояние психического затруднения, вызванного противоречием между имеющимися профессиональными знаниями (опытом) и невозможностью их применения в новых условиях или же отсутствием необходимых знаний. Проблемные ситуации, возникающие в деятельности специалиста, могут быть понятными ему как субъекту логистической деятельности (т.е. определёнными), в которых он действует по уже известной схеме (т.е. репродуктивно). А могут иметь субъективную неопределённость, содержать неизвестное, требующее изучения и открытия нового. Такого рода ситуации называют неопределёнными, проблемными, и именно они переключают деятельность логиста в исследовательское русло*, обеспечивая тем самым продуктивность и профессиональный рост.

* Функцией исследовательской деятельности является вмешательство в поле раздражителей и его изменение (см.:Лингарт Йозеф. Процесс и структура человеческого учения, 1970. – С.326).

Функциональная многозначность проблемных ситуаций в контексте профессиональной деятельности специалистов в области логистики требует уточнения подхода к их рассмотрению. Реализация функции предмета логистической деятельности в контексте специально организованного процесса профессиональной деятельности обуславливает реализацию двух других функций возникающих в профессиональной деятельности проблемных ситуаций – средства и условия, являющихся вторичными и потому имеющих подчинённый характер. Поэтому проблемные ситуации логистического содержания следует, на наш взгляд, рассматривать преимущественно в качестве компонента профессиональной деятельности, который выполняет функции её предмета и средства побуждения к ней.

Типизация является важнейшим исследовательским средством. Наиболее известны психологическая классификация проблемных ситуаций, разработанная А.М. Матюшкиным на основе типов рассогласований психической регуляции действий, и педагогическая, предложенная М.И. Махмутовым для управления процессом проблемного обучения. Для типизации ситуаций логистического содержания можно использовать различные признаки. В зависимости от числа объектов (явлений), оказавшихся в поле внимания специалиста, можно разделить ситуации на простые (с небольшим числом объектов и связей) и сложные (с большим числом объектов и связей). По временнóму признаку – ситуации непродолжительные, средней продолжительности и продолжительные (длительные). По масштабу – локальные, местные, региональные, трансграничные, по возможности их преобразования – разрешимые и неразрешимые.

Рассматривая особенности проблемных ситуаций логистического содержания как предмета профессиональной деятельности логистов, заметим при этом, что речь идёт о широком круге ситуаций, охватывающем различные стороны промышленного производства, в которое в рамках специально организованного процесса включены логисты. Проблемной ситуацией логистического содержания следует считать, на наш взгляд, такое изменение производственного процесса, которое приводит к увеличению энергетических и/или материальных издержек производства, хранения и/или транспортировки готовой продукции или полуфабрикатов.

На основе общепринятых представлений о структуре отдельного завершенного акта исследовательской деятельности, включающего этапы распознавания, обследования и разрешения проблемной ситуации, мы разработали типологию, предназначенную для организации профессиональной деятельности специалистов в области логистики. Проблемные ситуации, обеспечивающие прохождение специалистами всех этапов логистической деятельности, мы назвали ситуациями полного цикла. Проблемные ситуации, включение в которые требует от специалистов прохождения отдельных этапов логистической деятельности, мы назвали ситуациями неполного цикла. В этой группе были выделены одноэтапные (распознавания, обследования и разрешения проблемы) и двухэтапные (распознавания и обследования, обследования и разрешения, распознавания и разрешения проблемы) проблемные ситуации.

В зависимости от содержания деятельности, при осуществлении которой возникла ситуация затруднения, вызвавшая у специалиста как субъекта логистической деятельности это состояние, нами были выделены следующие проблемные ситуации:

  • информационного (когнитивного) типа, в которых проблемным компонентом являются теоретические (декларативные) знания о производственном процессе. Эти ситуации возникают вследствие недостаточной осведомлённости специалистов для продолжения деятельности в новых обстоятельствах.
  • организационно-исполнительского (деятельностно-практического) типа, в которых проблемным компонентом являются практические (процедурные) знания, позволяющие обследовать и преобразовать проблемную ситуацию. Эти ситуации возникают вследствие недостаточного опыта логистической деятельности специалиста для её продолжения в новых условиях.

В таком контексте проблемную ситуацию можно рассматривать в качестве результата совмещения и реализации в деятельности двух групп различных возможностей – внешних по отношению к субъекту (объективных), проявляющихся в средовых свойствах и отношениях, и внутренних (субъективных), проявляющихся в готовности (или неготовности) специалиста к осуществлению профессиональной деятельности.

Новая ситуация всегда, так или иначе, сопоставляется с прошлым опытом специалиста, и чем более личным является этот опыт, тем сильнее его влияние. Поэтому не всякие изменения среды могут стать для специалиста источником проблемных ситуаций, а только те, к восприятию которых специалисты подготовлены соответствующим опытом логистической деятельности.

Итак, взгляд на проблемную ситуацию как на актуализированный сознанием специалиста как субъекта логистической деятельности фрагмент профессиональной среды, а на готовность к деятельности – как на состояние субъекта, позволяющее использовать все заложенные в ситуации возможности, свидетельствует о многомерности проблемных ситуаций как предмета деятельности специалистов в области логистики. Разработанная нами и представленная в данной публикации типология проблемных ситуаций логистического содержания может стать теоретическим основанием и средством изучения важного структурного компонента профессиональной деятельности специалистов в области логистики – её субъекта, исходный уровень развития которого может также рассматриваться в качестве предмета профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Собкин В.С. Писарский П.С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск V. — М.: Центр социологии образования РАО, 1998. — С. 96.
2. Нечаев Н.Н. Современная образовательная ситуация в России: тенденции развития // Вестник УРАО. – 1999. – № 1. – С. 3–13.
3. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект.- М.: Педагогика, 1990. – С.184.
4. Хуторской А.В. Взаимодействие эвристического и нормативного компонентов образования: анализ экспериментальных данных // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу (Сборник научных трудов). - М.-Серпухов, 1996. - С.154-158.
5. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — С.392.
6. Медведев В.И. Экологическое сознание : учеб. пособие / В.И. Медведев, А.А Алдашева. – 2-е изд, доп.. М.: Логос, 2001. – С.384.
7. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. - М., 1993.
8. Панов В.И. Введение в экологическую психологию / Учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИИ Школьных технологий, 2006. – С.184.
9. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. – С.189-193.
10. Психологический словарь, 2003. – С.434.
11. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – С.230.
12. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000. – С.141.
13. Гальперин П.Я. Психология как объект науки. – М.: Воронеж, 1998. – С.285.
14. Лингарт Йозеф. Процесс и структура человеческого учения, 1970. – С.326.
15. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.:Азбуковник,1999. – С.798.
16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, 1972. – С.37-45; 53.
17. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – С.168-171.
18. Казанцева Л.А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования: Монография. – Казань: Изд-во КГУ, 1999. – С.51-52.
19. Чистякова С.Н., Журкина А.Я. и др. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Методическое пособие. – М.: Филология, 1997. – С.10.
20. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. – С.149.


©  Т.В. Махарева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru