levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Г.А. Магомедов,  (Соискатель каф. педагогики ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # 4-ДЕКАБРЬ  2011

Факторы

Девиантное поведение детей школьного возраста в национальном регионе сегодня приобрело особую актуальность в связи с тем, что стремительно размываются границы национально-ориентированного воспитания. Воспитание все более унифицируется, появляются наднациональные «интернациональные» не в лучшем смысле образцы и модели поведения. Преодолеть данные сложности в профилактике девиантного поведения способна целенаправленная совместная работа институтов массового воспитания.

Ключевые слова: Факторы, социально-педагогический, поведение, девиантное, подростки, национальный регион.

К  сожалению, современная теория воспитания, направленная на решение   проблем профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, не оставляет поле действия для решения «задач саморазвития».

Помочь подростку с девиантным поведением свободно и смело взглянуть на самого себя и «стать» во весь свой творческий рост должно воспитание, нацеленное на формирование его духовности. Деятельность человека (равно как и бездеятельность) совершается в обществе, где существуют нормы и правила, эту деятельность регулирующие.   Бытие,   не переходящее   положенных   обществом   границ, есть социально приемлемое бытие. Бытие за данными границами социально не приемлемо.

В конечном итоге заслуживает особого внимания призыв вышеуказанных философов не возлагать все надежды на «особые» технологии воспитания или на обновление внешних условий жизни подростка. Более оптимальным является процесс обращения к сознанию, душе подростка, осознанию смысла жизни как творения добра. Осознавая это, современная школа должна стать центральным институтом воспитания духовности. Естественно, что в самой школе должны произойти существенные коренные изменения ее социально-педагогического уклада.

Прежде всего, школа должна стать мостом, ведущим к новому устройству нашей духовности, нашего культурного мира, «так как, переводя каждого по этому мосту, можно что-то изменить в человеке» (90, с. 28).

Ведущими идеями в этом направлении, на наш взгляд, являются:

  • Последовательное освобождение школы от голого администрирования и насилия;
  • формирование нового культурно-образовательногомышления педагога-воспитателя;
  • приоритетность эмоционально-чувственного воспитания над рациональным, когда путь к спасению подростка от социального зла проходит не только через голову, но и, прежде всего, через его сердце.;
  • рефлексивное освоение учащимися новых гуманистических ценностей, а не их «насаждение» традиционнымиспособами слепого подражания и др.

Многих подростков с девиантным поведением по-прежнему притягивает низменное, асоциальное. Философский взгляд на проблему  подчеркивает: «Не в особенной притягательной силе этих низин следует  видеть причину  падения,  но  в слабости крыльев,  которые не могут поднять над ними душу» (В.В.Розанов). Подросток нуждается не только и не столько в конкретной помощи на пути выхода из сложившейся для него неблагоприятной ситуации, сколько в моральной поддержке педагога-воспитателя, благодаря которой у подростка появляются дополнительные силы, новая внутренняя энергия, способная продвинуть ребенка на преодоление внешних препятствий и трудностей в себе самом.

Принципиально важными для нашего исследования являются гуманистические идеи, связанные с проблемой ответственности и свободы человека как условия его воспитания и развития.

Под свободой обычно эмпирически понимают «свободу выбора». Мы свободны тогда, когда можем выбирать. Чем больше выбора, тем больше свободы. При этом свободой называется самоналичие выбора, во-первых, и, во-вторых, непредсказуемость того, что именно человек выберет. Таков эмпирический смысл термина «свобода».

К сожалению, возможность осуществить свободный выбор в конкретной ситуации у подростка с девиантным поведением ограничена. Во многом это объясняется той социальной ситуацией в обществе, в которой оказался человек вообще и подросток из группы риска в частности.

Современный подросток, зачастую освобожденный от патерналистской опеки со стороны общества и предоставленный самому себе, не только глубоко несчастен, но и представляет серьезную угрозу для общества. У человека в этом возрасте еще не сформированы навыки удовлетворения своих социальных потребностей собственными средствами. Другие обладают такими средствами, но не могут ими адекватно распорядиться. Полученные нами в ходе исследования данные показывают, что подростки с девиантно-криминальным поведением страдают особенно тяжелыми формами покинутости, которые характеризуются   тем,   что   у них   отсутствуют   не   только средства, но и сами социальные потребности, которые у него должны были сформироваться через самовоспитание.

В профилактической работе с такими подростками важно различать патерналистские запреты и принуждения от запретов и принуждений несвободы. Первые воплощают гуманистический опыт человечества, направленный на благо индивида и подготовку его к свободе. Вторые лишают жизнь подростка самоценности, превращают ее в средство для достижения чужих целей. Недопустимость такого смещения, готовность выступить на защиту человеческих прав и достоинств  подростка – вот, в чем заключается подлинный гуманистический патернализм педагога.

В связи с этим особую значимость в методологическом обосновании проблемы исследования приобретает идеологический, этический и жизненный принцип ненасилия, в основе которого лежит признание всего живого, человека и его существования, отрицающего принуждение, как способ решения нравственных и межличностных проблем  и  конфликтов.

Истинный гуманизм в воспитании возможен лишь в условиях реальной демократии и свободы. Вместе с тем, осуществление гуманистических идеалов и подходов к процессу профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних не может быть отложено на отдаленную перспективу. Сегодня все более осознается тот факт, что нет и не может быть такого уровня социально-экономического развития в стране, достижение которого само по себе обеспечило бы реализацию гуманистических идеалов. Сам процесс общественного развития по сути своей должен быть процессом роста и вызревания гуманистических начал, уважения к правам и достоинству личности, к ее свободе. В профилактической работе с подростками, страдающими различными формами девиантного поведения, необходимо преодолеть такие   стереотипы,   согласно   которым   жизнь   и достоинство современного подрастающего поколения может быть принесено в жертву будущего. Верным компасом преодоления таких стереотипов в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних является утверждение в воспитании гуманистической парадигмы развития личности.

Определенный интерес в контексте обеспечения психологического процесса педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением представляют подходы глубиной психологии, куда относятся психодинамические теории, описывающие структуру и развитие личности, исходя из ее внутренних, субъективно психологических характеристик (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон и др.). Поведение, с позиции данного подхода, является лишь эпифеноменальным проявлением сложной внутренней сущности индивидуума.

Особую ценность в плане психологического обеспечения процесса профилактики девиантного поведения несовершеннолетних представляют труды основателей гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мэй и др. В основе разработанного ими личностно-центрированного подхода лежит следующая гипотеза: «Индивиды обладают огромными внутренними ресурсами для самопознания и изменения своих Я-концепций, основанных установок и саморегулируемого поведения. Эти ресурсы могут быть привлечены, если удастся создать определенный климат, обеспечиваемый фасилитирующей психологической установкой».

В этой формулировке мы видим необходимые ресурсы, дающие шанс подростку с девиантно-криминальным поведением на полноценную жизнь.

По убеждению основоположников гуманистической психологии, есть три  кита,  которые составляют природу человека:

  • тенденция  к самодетерминации;
  • принцип саморегуляции;
  • существование внутреннего «Я».

Человеческая природа, по убеждению А. Маслоу, не так плоха, «как о ней принято думать». И поскольку эта «внутренняя природа, скорее, хороша или нейтральна, чем плоха, то нужно всячески поощрять ее и давать ей выход наружу, вместо того, чтобы подавлять. Позволив ей управлять нашей жизнью, мы обретем здоровье, успех и счастье».

Вместе с тем, подростки, страдающие различными формами девиантного поведения, в своем подавляющем большинстве отказываются от попытки самоактуализироваться и, не справившись с внешними обстоятельствами, пытаются адаптироваться к ним. По убеждению А. Маслоу, именно здесь следует искать истоки агрессивности подростков, других деструктивных форм их поведения. «Жажда разрушения, -подчеркивает А. Маслоу, - садизм, жестокость, злоба и т.д. - все это представляется не врожденными качествами, а скорее, жестокой реакцией на неудовлетворенность наших врожденных потребностей, эмоций и  качеств».

К сожалению, процесс самореализации подростка с девиантным поведением, как правило, идет не на фоне жизненного творческого поиска, созидания, а через психологические механизмы, такие как самообман, обвинение в своих неудачах кого угодно, но только не себя, слепое подражание псевдокумира и др. Так, выбирая те или иные психологические качества, механизмы и модель жизни, личность подростка в конечном итоге выбирает себя.

Принципиально важным в контексте нашего исследования является воспитание у ребенка такого интегративного психологического качества личности, как достоинство. Но в каждом из них оно может выразиться с разной степенью доброты, в зависимости от того, как человек использует свои возможности. Так, вследствие деградации личности достоинство может быть,  по существу, утрачено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова Е. Подросток в ситуации свободного развития. Ребенок? Человек!/ Е.Александрова //Педагогическая техника: Секреты пед. мастерства: Журн./ НИИ школ. Технологий. – М.: Школ. Технологии, 2004. -№1- с. 86-97.
2. Байярд Роберт Т. Ваш беспокойный подросток: практ. рук. для отчаявшихся родителей: (пер. с англ.) /Р.Т.Байярд; Науч.- внедрен. лаб. психопедагогики образования. – М.: Фонд «Мир». Акад. Проект, 2003.-206(1).
3. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. –М.: Наука, 1988. -270с.
4. Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. – М., 1972.
5. Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной общеобразовательной школы. Дисс. на соис. уч. ст. д.п.н. – М., 1972.


©  Г.А. Магомедов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru