levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Э.М. Каримулаева,  (Кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 4-ДЕКАБРЬ  2011

Диалоговое обучение

Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и студента на умение вести диалог. Диалог, как организационный принцип коммуникативной деятельности, охватывает все сферы жизнедеятельности, считает автор статьи.

Ключевые слова: Диалоговое обучение, профессиональное взаимодействие, преподаватель, студент, система образования.

Педагогический процесс в высшей школе - это взаимодействие личностей, поэтому определяющим в профессионально-личностном развитии будущего учителя является его возможность выступать в роли субъекта процесса обучения. Стимулирование профессионально-личностного развития будущих учителей обеспечивается эмоциональным комфортом личностных проявлений участников педагогического процесса и реализацией их субъектной позиции при создании соответствующих педагогических условий.

Динамика развития отечественной образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных форм и методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.

Наиболее эффективной формой делового общения в большинстве исследований определен диалог, который представляет собой общение двух или более субъектов посредством языка.[3, с. 51]

    Диалог - форма речи, состоящая из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Смысл самого диалога – в его результате. Без контакта с другими людьми нет профессионального роста и обучения творческому, профессиональному диалоговому взаимодействию, являющемуся показателем социально-психологической приспособленности человека, уровня его коммуникативной компетентности, что является одной из основных задач современного образовательного процесса.
Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных.
Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и студента на умение вести диалог.

Диалог, как организационный принцип коммуникативной деятельности, который охватывает все сферы жизнедеятельности. Выдвижение диалога в качестве организационного принципа отражает тенденцию гуманизации деловых отношений; организуется межличностное общение равноправных партнеров. Как сложное социальное явление диалог может быть познан с позиции системного подхода, включающего в его характеристику гносеологический, социальный, лингвистический, педагогический и психологический аспекты.

Для общения и взаимодействия субъектов, с позиции диалогической методологии, характерны такие особенности, как равенство субъектов независимо от социального статуса и равенство в признании активной коммуникативной роли [4, с.54].

Словесное воздействие усиливается паралингвистическими и экстралингвистическими средствами общения, которые образуют выразительную сторону речи. Слияние словесного и оптико-кинетического действия составляют процесс воздействия одного субъекта на другой, и наоборот, воздействие эффективно, если в него включатся механизмы взаимопонимания: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь.

Необходимо также помнить, что в процессе диалогового взаимодействия коммуниканты играют различные социальные роли, и овладение, познание их – одна из основополагающих целей в процессе обучения студентов вести диалог.

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет выделить ряд подходов к феномену диалога в зависимости от его сущностных характеристик.
Диалог рассматривается как:

  • метод построения новой культуры личности (М.М. Бахтин, С.Ю. Курганов, Р.Ф. Литовский);
  • процесс особой специфической деятельности, в котором реализуется понимание, осмысление, эмоциональное воздействие субъектов процесса общения друг на друга (З.А.Васильева, В.С.Ильина);
  • особая коммуникативная среда (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин);
  • речевое общение (коммуникация), основу которой составляет речевая деятельность (Г.М.Андреева, Л.С. Выготский);
  • спор, обмен аргументами, дискуссия (В.Н.Курбанов, Л.Б.Туманова).

Модели диалогического общения, разработанные М.И. Лисиной и В.Я. Ляудис [3, с.20], подчеркивают направленность диалогического общения на развитие эмоционально-ценностных отношений студентов. Характерным признаком диалогического общения, по их мнению, является установление особого психологического климата, который отличается открытостью, доброжелательностью, взаимным доверием. Авторы понимают диалогическое общение как партнерское взаимодействие, направленное на объединение усилий с целью достижения общего результата. Результатом они считают сам диалогический процесс, само взаимодействие, подчеркивая, что это взаимное воздействие, а не одностороннее.

А.А. Вербицкий характеризует ситуации диалогического общения, как «ситуации предметной и социальной противоречивости, которая способна разрешиться только в диалоге» [2, c. 18].
Л.А. Петровская рассматривает диалог как дидактико-коммуникативную среду, которая обеспечивает смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности [9, с.86].
Н.В. Горбунова определяет диалог способом организации и интеграции делового общения. Любая профессиональная, деловая беседа является диалогом между партнерами, имеющими полномочия от своих фирм или организаций для разрешения профессиональных проблем.

Исследователь отмечает ряд функций диалога в профессиональном общении:
  1. взаимодействие работников одной профессиональной среды;
  2. совместный поиск, выдвижение и разработка идей;
  3. контроль и координирование начатых дел;
  4. стимулирование профессиональной и деловой активности [7, с.13].

Л.К. Гейхман и Т.М. Надеина, рассматривающие диалог как основу речевой коммуникации. [6, с.10-11]

Диалогизация является одним из существенных факторов эффективности воспитательного процесса. В работах современных исследователей раскрыт педагогический потенциал диалогового взаимодействия субъектов, показано его активное влияние на развитие психических функций личности (и прежде всего, мышления), социально значимых качеств будущего педагога, его способности к глубокому пониманию различных культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).
Особое значение имеет диалогизация сознания студента. Обучение умению вести диалог способствует последующему переходу от внешнего диалога к диалогу внутреннему (Л.С. Выготский), диалогу студента с самим собой, который становится стимулом его духовного развития, побуждает к самовоспитанию и самообразованию. Взаимодействие в условиях педагогического процесса зависит от позиции «ведущего» (преподавателя) и имеет четко обозначенные цели (развитие личности, формирование индивидуального опыта).

Диалог при его умелой, тактичной организации способствует активному формированию ценностно-смыслового и эмоционально-ценностного отношения студентов к объектам окружающего мира. [1, с.25-26] Диалоговое обучение предполагает сообучение, когда студенты и обучающий (преподаватель) являются субъектами учебного процесса. Преподаватель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Кроме того, оно основано на прямом взаимодействии студентов с опытом своих друзей, большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучающегося.
Для раскрытия сути диалога как принципа коммуникативной деятельности необходимо понять его своеобразие, которое заключается в одновременности действия-воздействия одного партнера на другого и действия-отражения, как ответного хода, в сменяемости позиций воздействующего и отражающего, во взаимной интеллектуальной активности в обменном характере действий.
Обучаясь профессиональному диалоговому взаимодействию как определенному уровню мастерства, студенты проявляют свои профессиональные качества на разных уровнях. В процессе обучения студентов профессиональному диалоговому взаимодействию важно научить их вести диалог с коммуникантом.

Содержанием педагогической деятельности становится не монологическое информирование, а вовлечение студентов в диалог. Для этого преподавателям следует специально развивать способность к диалоговому взаимодействию со студентами.

Вместе с тем, анализ учебной документации, беседы с преподавателями и студентами, педагогическое наблюдение показывают, что преподаватели не уделяют достаточного внимания формированию у студентов умений участвовать в диалоге, лишь 25% преподавателей используют методы интерактивного взаимодействия в педагогической деятельности.
Обучая студентов вести диалог, мы должны научить их не только правильно использовать различные социальные роли, но и выполнять определенные правила диалогового взаимодействия, которые гарантируют им успех коммуникации. Студенты, для которых овладение искусством вести диалог является основой профессиональной деятельности, должны понять, что эффективность диалогового взаимодействия зависит от многих факторов: социальных ролей коммуникантов, жизненных сценариев, биопсихических ресурсов личности, состояния и динамики особенностей собеседника, харизмы (личностных свойств), а также от средств экспрессии (интонации, телодвижения, мимики, жестов). И от того, в какой степени они смогут овладеть всем этим арсеналом знаний, зависит их уровень профессиональной компетентности, а значит и их будущее в профессии.
Функционально-ролевые и личностные позиции преподавателя и студентов в педагогическом процессе обуславливают индивидуальность их деятельностных проявлений и в целом определяют характер педагогического взаимодействия.
Возможность осуществления субъектного взаимодействия преподавателя и студентов в реальном процессе обучения решается посредством моделирования структурных компонентов - целеполагание, учебная мотивация, планирование совместных действий, способы преподавания и обучения, оценочные и коррекционные действия,  логическая взаимосвязь которых позволяет диагностировать полученные результаты и замерять динамику профессионально-личностного развития будущих учителей.

В процессе диалогового обучения на занятиях организуется индивидуальная, парная работа, в процессе которой изучаются различные источники информации, создаются условия для ролевых игр, творческой деятельности.[5, с.27] Использование этой технологии способствует формированию:

  • умения определять и отстаивать свою позицию;
  • ораторского мастерства и умения вести диалог;
  • лидерских качеств.

«Диалог – суть современной мысли», – подчеркивает В.С. Библер. В процессе учебного диалога преподаватель создает проблемные ситуации, но не дает окончательного решения. Над этими проблемами будет размышлять студент, который находится в роли исследователя.
Диалогическая форма общения предполагает смену коммуникативных ролей в пределах одного акта общения. Для диалогов важны умения ориентироваться в социальном контексте, т.е. студенты должны четко представлять, кто с кем говорит, о чем, с какой целью.
Коллективная структура взаимодействия в общении преподавателя и студентов, студентов между собой является учебной моделью деятельности профессионального сообщества. Такая работа, моделируемая в учебных условиях, предполагает определенное содержание, построенное проблемно и образующее контекст профессиональной деятельности. [8, с.25]

Образование призвано формировать универсальную личность, активную по отношению к миру, способную оценивать и выбирать. Соответственно преподаватели призваны развивать способность к суждению, самостоятельность и независимость мышления, постоянный интерес к происходящему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Т.С. Диалог как метод гражданского воспитания учащихся// Воспитание школьника. 2002 -№10. –С. 25-30.
2. Батищев Г.С. Диалогизм или полифонизм? // М.М. Бахтин как философ: Сборник статей - М.: Наука, 2002. – 125с.
3. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога. – М., 2002.
4. Бодалев А.А. и др. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 2007. - 164 с.
5. Вакуленко В.А., Уколова И.Е. Интерактивное обучение на уроках права// Право в школе.- 2004 -№1. –С.26-32.
6. Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход//Образование и наука. -2002. -№3.-С.9-13.
7. Каргиева З.К. Формирование профессиональной устойчивости у студентов университета будущих учителей. - СПб., 2003.
8. Панферов В.Н. Диалог и общение // Человек в мире диалога / Под ред. С.С.Гусева и др. – СПб., - 2001. - 317с.
9. Петровская Л.А. и др. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. 2003. - №2. - С.85-89.


©  Э.М. Каримулаева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru