levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Л.И. Гайдарова,  (Дагестанский государственный педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 4-ДЕКАБРЬ  2011

Социально-педагогические противоречия

Социально-педагогический характер противоречий в работе классного руководителя вызывает необходимость привлечения к сотрудничеству социального педагога, психолога школы, родителей. По мнению автора статьи, педагогическая диагностика семей позволяет не только отслеживать ход воспитания, но и предупреждать возможные отклонения в формировании личности школьника.

Ключевые слова: Социально-педагогические противоречия, общеобразовательная школа, воспитание, личность, социализация.

В  традиционной теории и практике образования задачей школы принято считать приобщение школьников к научным знаниям. Между тем, система народного воспитания с трудом вписывается в цель и содержание работы такой школы. В этой связи в Концепции государственной национальной политики, Национальной доктрине образования РФ, Законах РФ И РД «Об образовании» предусматривается многообразие типов и видов образовательных учреждений, вариативность образовательных программ; и одной из таких вариаций является национальная школа, в которой обучение ведется на двух языках (родном и русском) с высоким удельным весом родного языка и народной культуры и возможностями формирования этнического самосознания.

В этой связи национальная школа нами рассматривается как проводник государственной политики, направленной на сохранение этнической культуры, традиций образования и социального воспроизводства.

По утверждению аналитиков, полиэтничность, полилингвальность, поликультурность и полиментальность населения России задают российской образовательной школе как социальному институту, обслуживающему сложившийся социум, особый комплекс практических и научно-теоретических педагогических проблем, которые обобщённо принято называть национальными [2,3].

Планирование деятельности классного руководителя включает в себя ряд злободневных проблем и направлений работы, в числе первоочередных – работа с семьей. Цель работы классного руководителя в этом направлении – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Для реализации этой цели организуются следующие виды деятельности: сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную и групповую работу с родителями; сотрудничество с общественными и правовыми организациями. Такая работа организуется в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка; изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка; поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. Все эти аспекты деятельности составляют основу планирования работы классного руководителя.

Традиционно считалось, что для единства воспитательного влияния на ребенка школы и семьи, педагог должен максимально информировать родителей о том, как ребенок учится и ведет себя в стенах школы. В задачу педагога входит немедленное реагирование на любой проступок ребенка и информирование о нем родителей. За свою многолетнюю историю школа накопила определенный положительный опыт сотрудничества с родителями. Однако в этой деятельности накопилось немало промахов и противоречий, разрешение которых позволит школе повысить эффективность воспитательного процесса.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что ученые выделяют следующие противоречия и вредные традиции в функционировании школы:

  • авторитарный стиль педагогов, при этом авторитарность педагогов распространяется не только на учащихся, но и их родителей, что наносит немалый вред воспитательному процессу;
  • обвинительный уклон информации о детях; сообщая родителям накопленную негативную информацию о его ребенке педагог не задумывается о том, что тем самым расписывается в своем непрофессионализме;
  • попытки вовлечь родителей в карательные действия против ребенка – зачастую педагоги убеждены в том, что наказание самый эффективный метод воспитания, что создает дискомфорт в общении между педагогами и родителями учащихся, мешая продуктивному общению и сотрудничеству;
  • стремление переложить всю ответственность за издержки в воспитании детей на родителей, что также является свидетельством профессиональной беспомощности педагогов;
  • частые обращения к родителям с просьбой оказать материальную помощь школе;
  • бессистемность и спонтанность общения [3].

К приведенным противоречиям следует добавить недостатки, выявленные автором исследования из личных наблюдений и опыта работы в школе (руководство педагогической практикой в студенческие годы и в период преподавательской деятельности в вузе). Это следующие противоречия:

  • падение престижа педагогической деятельности в республике и в целом по стране;
  • отход от сложившихся опыта и традиций народной педагогики в воспитании подрастающего поколения;
  • игнорирование прогрессивного педагогического наследия народов Дагестана в современном воспитательном процессе;
  • игнорирование этнической системы нравственного воспитания, в частности, национального этикета и др.

Наблюдения за воспитательной практикой школ и анализ литературы по данному вопросу в специальной литературе позволяет определить основные принципы организации деятельности классного руководителя, обеспечивающие эффективность их сотрудничества с родителями:

  • равная ответственность педагогов и родителей за результаты воспитания;
  • этичность в обсуждении злободневных вопросов воспитания детей;
  • взаимопомощь в воспитании детей, отражающая заинтересованность семьи и общества в результатах воспитания [4].

Большинство проблем возникает по причине недостаточных умений педагогов и родителей строить отношения на взаимном уважении. В этом особую роль в современной воспитательной практике играет отход педагогов и родителей от требований этнической системы нравственного воспитания и национального этикета, которая является частью социального воспитания. В числе этих требований: конструктивные принципы народного этикета; дагестанский народный кодекс  чести и совести «намус»; принцип скромности и  толерантности; почитание старших, женщин, заботливое всеобщее внимание к детям; гостеприимство; куначество; соучастие молодежи; систематическое приобщение ее к этикету; предупреждение, преодоление грубости; вежливость, приветливость, предупредительность; приучение детей к строгому соблюдению требований этикета; выработка привычек и навыков культурного поведения; формирование искренности во взаимоотношениях; речевой этикет; ритуалы приветствия и прощания; речевой компонент приветственных действий; ритуалы встреч и прощаний; культура речи и внешнего облика; благопожелания; заклинания, молитвы, тосты; дети за столом и молодежь при старших; почитание старших, поклонение старшим, благоговение перед ними; иерархия отношений и строгость их соблюдения; этикетные параллели; народная (национальная школа обучения этикету [2]. Безусловно, педагог должен не только сам владеть этими нормами, но и включать их в программу педагогического просвещения, индивидуальных и групповых бесед с учащимися и их родителями.

Эффективность воспитательного процесса реализуема при условии, когда его организаторы в лице педагогов и родителей хорошо представляют себе, чем наполнено свободное время школьников, каковы их интересы, устремления. Для этого необходима взаимодополняющая информация о детях, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Взаимный обмен информацией может осуществляться как при индивидуальных беседах, так и в рамках педагогического всеобуча и просвещения родителей. В большинстве случаев проводниками педагогической стратегии в семье становятся ученики, сообщая родителям о том, что нового они узнали в школе, каковы достигнутые успехи и т.п.

При изучении семьи школьника педагога, прежде всего, интересуют следующие данные:
  1. Общие сведения о родителях и других членах семьи; жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность; нтересы к делам школы.
  2. Общие сведения о детях; возраст, интересы, уровень воспитанности.
  3. Воспитательные возможности семьи; уровень педагогической культуры родителей; микроклимат в семье; семейные традиции; ситуация семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

В изучении семьи мы придерживались точек зрения С.Г. Вершловского и М.Д. Махлина, которые особо выделяют в качестве объекта изучения следующие аспекты жизнедеятельности семьи:

  • а) мировоззренческие установки взрослых членов семьи, их желание и умение приобщать детей к своим взглядам и жизненным принципам;
  • б) трудовые достижения старших членов семьи; применяемые ими способы включения детей в труд;
  • в) нравственные установки и ценностные ориентации взрослых членов семьи и их влияние на детей; соотношение материальных и духовных потребностей в семье;
  • г) культура взаимоотношений взрослых членов семьи и ее влияние на стиль поведения детей; внимание к интересам, проблемам, переживаниям, успехам и неудачам детей;
  • д) эстетическая культура семьи: наличие эстетических интересов, направленное формирование эстетических вкусов детей в семье [1].

Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса, определения содержания педагогического просвещения в прикрепленных классах. В связи с этим педагогу целесообразно  изучить классификацию семей, имеющуюся в педагогической литературе. Так, Л.К. Гребенкина и Н.В. Жокина выделяют пять типов семей с различным уровнем нравственных отношений; профессор И.С. Клемантович подразделяет неблагополучные семьи на несколько групп (семья – санаторий, семья – театр, семья – «третий лишний», семья с кумиром, семья – «маскарад»).

В.Н. Гуров в своей монографии «Теория и методика социальной работы школы с семьей» выделяет следующие типы неблагополучных семей: конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений; педагогически несостоятельная семья; аморальная семья [4].

Л.И. Маленкова, изучая проблему взаимодействия школы и семьи, пришла к необходимости разделения семей в зависимости от вариантов намечающегося неблагополучия: семья однодетная; семья многодетная; семья с низким материальным обеспечением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам (безработица, низкая зарплата, алкоголизм родителей и др.); семья неполная; семья со сводными детьми; семьи с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи; семьи, умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей; семьи с жестоким обращением с детьми; семьи, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования [5].

Возможны и другие, известные учителю, варианты негативных условий и тенденций семейного воспитания, нуждающихся в корректировке со стороны школьных педагогов. Если своевременно не производить корректировку воспитательного воздействия усилиями школы через организацию педагогического просвещения родителей на высоком уровне, то приходится иметь дело с неблагополучными семьями.

В условиях национальной республики следует учитывать региональные, этнопсихологические и внутрисемейные особенности, которые существенно влияют на организацию педагогического просвещения родителей (Б.Ш. Алиева, К.П. Галянова, А.М. Магомедов, З.М. Магомедова, С.Т. Тучалаев,  Д.Г. Чупалова и др.).

Таким образом, регулярный мониторинг образовательных запросов семьи и их учет позволят образовательному учреждению (или отдельному педагогу) выстроить такой уровень сотрудничества и так организовать воспитательный процесс, при котором могут быть максимально полно раскрыты все интересы и склонности ребенка и его родителей и выстроены их индивидуальные образовательные маршруты.

Поскольку семья в настоящее время все больше становится автономной образовательной системой, необходимо выстраивать не только индивидуальный образовательный маршрут ребенка, но и ввести в педагогику понятие индивидуального образовательного маршрута семьи. Данное направление научно-практической работы представляется нам крайне актуальным и перспективным и в плане организации социальной работы в школе, в части конструирования портфолио семьи.

Детализация приведенных выше принципов позволяет утверждать, что в практике воспитания возникают зачастую неординарные ситуации, которые являются причиной недопонимания, как педагогами, так и родителями своих прямых обязанностей за воспитание детей. Педагоги несут не меньшую, а равную ответственность за воспитание, как и семья, поэтому не имеют права предъявлять каких-либо требований родителям. Оптимальный вариант сотрудничества – несение равной ответственности  за результат воспитания. При этом ответственность педагогов социально более значима, так как учитель это лицо, несущее государственную ответственность за социальное воспроизводство поколений. Ответственность педагогов за эффективность выполняемой профессиональной деятельности к тому же отражает гражданскую позицию учителя, его отношение к государству и обществу, как самого компетентного специалиста, вооруженного комплексом психолого-педагогических знаний, необходимых для подготовки подрастающих поколений, что особенно важно для родителей. Ответственность семьи сужена индивидуально-личностными интересами ее членов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вершловский, С. Хорошая школа: желаемая и реальная (аналитический отчет по материалам опроса родителей) [Текст] / С.Вершловский, Е. Королева, С. Паничев // Директор школы. - 2000. - №8. - С. 38-46.
2. Волков Г.Н., Мирзоев Ш.А. Народная педагогика. Программа для средних специальных и высших учебных заведений по профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров: Изд-во «Юпитер». Махачкала, 2000. - 40с.
3. Гликман И. Как сотрудничать с родителями школьников. / Сельская школа, №4, 2005. – С.45-47.
4. Гуров, В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. - Москва - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - 228 с.
5. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей [Текст]/ Л.И. Маленкова. - М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - 304с.


©  Л.И. Гайдарова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru