viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

А.В. Бондаревская,  (Ст. преподаватель, Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого)

Серия «Гуманитарные науки» # ЯНВАРЬ  2017

Интенциональность
Интенциональность есть сложное психическое состояние, которое предполагает наличие разноориентированных составляющих и является основополагающей характеристикой человека как познающего субъекта и носителя языка. Представленная статья посвящена рассмотрению понятия «интенциональное состояние», а также установлению соотношения понятия «интерес» с интенциональным состоянием.

Ключевые слова: Интенциональность, интенциональное состояние, интерес, ментальное состояние, коммуникативное действие.

 

В  настоящее время существует тенденция к рассмотрению интенциональности в качестве центрального базового понятия в теории человеческой деятельности. В то же время некоторые ученые выступают против централизации понятия интенциональности в языковом поведении субъекта, утверждая, что интенциональность имеет меньшую значимость, чем социальное измерение [1], [2]. В любом случае понятия «личность» и «интенциональность» онтологически предполагают друг друга, хотя и не являются идентичными понятиями. Только человек как познающий субъект и носитель языка способен осуществлять интенциональные действия, в том числе и коммуникативные. Таким образом, интенциональность является кардинальной характеристикой субъекта познания и неотъемлемым компонентом его языковой картины мира, общей для всех говорящих на данном языке, который отражает определенный способ восприятия мира. Присутствие интенциональных состояний в сознании человека, а также его способность к вербализации этих состояний с помощью языковых средств в процессе его жизнедеятельности, прежде всего, обусловлено его онто-и филогенезом в рамках определенного социума как языковой общности. На наш взгляд, именно наличие этого факта и объясняет социальную природу интенциональных состояний.

Началом изучения природы интенциональных состояний человеческого сознания можно считать период средневековой схоластики, поскольку понятие «интенциональное состояние» теснейшим образом связано с понятиями «интенция» и «интенциональность». В Философском энциклопедическом словаре понятие «интенция» трактуется как намерение, направленность сознания, цель [Философский энциклопедический словарь 1989:218]. История данного термина насчитывает около тысячи лет. Данное понятие активнейшим образом использовали в арабском аристотелизме, в системе Фомы Аквинского и в последующей за ним схоластической традиции, которая разграничивала реальное и интенциональное существование объекта. Необходимо подчеркнуть, что в рамках этих концепций вводились понятия «первой» и «второй» интенций. Первая интенция (intention prima) есть акт интеллекта, направленный на внешний предмет, таким образом, объект первой интенции – это реальность, данная человеческому разуму. Вторая интенция (intention sekunda) коренится в самом разуме, это интеллектуальная рефлексия, объектом которой выступает уже содержание самого мышления. Она формируется через обращение к первым интенциям, изучая и сравнивая их, представляя собой логические законы, мысль вообще или ее форму, т.е. абстрактные понятия.

В феноменологии понятие «интенциональность» определяется как первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслообразующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений.

Термин «интенциональность» был введен немецким философом и психологом Францем Брентано для описания психических переживаний, а в частности для различия физических и ментальных феноменов. Ф.Брентано полагал, что ментальные феномены отличаются от физических тем, что обладают интенциональностью, поскольку сознание всегда есть отношение к чему-либо [3]. Наиболее полную трактовку понятия «интенциональность» мы находим в работе Э.Гуссерля, понимавшего интенциональность как направленность сознания на предмет (но не на значение), акт придания смысла (значения) [4]. Являясь одним из ключевых понятий феноменологии, «интенциональность» представляет собой особенное свойство убеждений, желаний и других психических процессов, выражает предметную направленность переживаний сознания.

Важным базисом для дальнейшего изучения интениональности в лингвистике было положение Э.Гуссерля о том, что предметы, присущие мыслям и переживаниям, как некоторое понятийное образование, находят свое отражение в языке [5]. Рассматривая интенциональность как основополагающую структуру cознания, многие зарубежные исследователи отмечают важность того, что любое суждение, любое познание формируется как высказывание [6]. Большинство исследователей сходятся в том, что интенциональность является важнейшей характеристикой человека, благодаря которой он может осуществлять действия, в том числе, коммуникативные [7]. Таким образом, интенциональность является основополагающей характеристикой человека как познающего субъекта и носителя языка.

В лингвистике понятие «интенциональность» получило широкое распространение благодаря работам Дж. Серля, который понимал под термином «интенциональное состояние» все многообразие форм направленных субъективных состояний сознания говорящего на объекты и положение дел в мире.

Дж. Серль пишет: «Если состояние S интенционально, то должен существовать ответ на такие вопросы: “О чем S”, “К чему относится S?”».

И далее: «Если я говорю, что “верю” и “желаю”, всегда можно осмысленно спросить: “Во что вы верите или чего вы желаете?”, и я не мог бы сказать: “О, я верю и желаю”, не имея в виду чего-либо конкретного». С точки зрения Дж.Серля, наша способность соотносить себя с миром посредством интенциональных состояний является более фундаментальной, чем язык. Так, животные, не имеющие языка и не способные осуществлять речевые акты, тем не менее, оба характеризуются интенциональными состояниями.

По мнению Дж.Серля, интенциональность «есть то свойство многих ментальных состояний и событий, посредством которых они направлены на объекты и положения дел этого мира» [8].

Дж. Серл считал, что важнейшая функция интенциональности заключается в детерминации действий человеческой деятельности. В качестве действий могут выступать высказывания, т.е. коммуникативные действия.

Некоторые ученые указывают на важность разграничивания первичной интенциональности /интенциональности сознания от вторичной интенциональности /интенциональности языка, так как язык служит для передачи первичных интенциональных состояний субъекта высказывания. Такой концепции придерживается В.А. Ладов. По его мнению, с помощью актов первичной интенциональности наше сознание способно, еще до обращения к материальным носителям (речи или письму), концентрироваться на внутренних интенциональных содержаниях. Интенциональность языка, наоборот, производна, и возникает при намеренном наделении изначально пустых знаков значением [9].

Дж. Серль приводит следующие интенциональные состояния: belief, fear, hope, desire, love, hate, aversion, liking, disliking, doubting, wondering, whether, joy, elation, depression, anxiety, pride, remorse, sorrow, grief, guilt, rejoicing, irritation, puzzlement, acceptance, forgiveness, hostility, affection, expectation, anger, admiration, contempt, respect, indignation, intention, wishing, wanting, imagining, fantasy, shame, lust, disgust, animosity, terror, pleasure, abhorrence, aspiration, amusement, and disappointment [10].

Важно отметить, что Дж.Серль не считает данный список окончательным или полным.

Мы относим к интенциональным состояниям и interest. Представляется очевидным, что интерес как интенциональное состояние, направлен на осмысление внешнего и внутреннего мира человека. Действительно, интерес является одним из очевидных проявлений наших интенциональных состояний. Ведь если кто-то испытывает состояние интереса, то это интерес к чему-либо, его интерес направлен на какой-либо объект, в нем присутствуют ноэзис как модус процессуальности интенционального сознания («я интересуюсь») и объективное содержание (ноэма) как конституированный в мышлении объект. Всегда можно осмысленно спросить: 1) Чем вы интересуетесь? и невозможно сказать Я интересуюсь, не имея в виду объекта интереса. Интерес всегда проявляется к чему-то. На наш взгляд, такие характеристики состояния интереса полностью совпадают с характеристикой интенционального состояния по Серлю, который писал: «Если состояние S интенционально, то должен существовать ответ на такие вопросы: « О чем S?». «К чему относится S?» [11]. Интенциональное состояние интереса всегда подразумевает объект, на который он направлен.

Рассмотрим пример из английского текста (объект интереса выделен курсивом с подчеркиванием):

(1) “I’ve always been very interested in politics, I’m interested in the country and I’m interested in the people of the country” [12]

В этом примере названы объекты интереса, это политика, страна, люди. Объекты интереса могут быть абстрактные, такие как время, действия, процессы, так и более конкретные – чья-то биография, определенный дом. Можно сказать, что объектом интереса может служить что угодно – люди, место, природа, ценности, вещи, любая информация.

Интерес является антропоцентрической категорией и несет на себе печать индивидуального отношения. В основе любого поступка, дела и любой деятельности лежит интерес. Он создает мотив деятельности, определяет ее конечные цели и тем самым все ее последующие фазы. Интерес представляет собой своего рода искру, дающую старт работе двигателя деятельности по квалификации иной деятельности, т.е. оценке. Естественно, и в основе, в стартовом импульсе ментальной и речевой квалификации факта также лежит интерес. Таким образом, можно заключить, что интерес является интенциональным состоянием и конституирующим признаком человеческого сознания, интерес всегда подразумевает предметную направленность сознания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Duranti, A(1992). “Intentions, Self and Responsibility: An Essay in Samoan Ethnopragmatics.” Responsibility and Evidence in Oral Discourse. Edited by J.H.Hill, J.T.Irvine, 24-47 Cambridge
2. Bois, J.Du (1992). “Meaning witjout Intention: Lessons from Divination” Responsibility and Evidence in Oral Discourse. Edited by J.H.Hill, J.T.Irvine, 48-71 Cambridge
3. Новейший философский словарь, -Минск 1998, с.168-169
4. Э.Гуссерль, Собрание сочинений, том III (1), 2001, Дом интеллектуальной книги, Москва
5. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1., с.311
6. Прехтль, 1999 “Введение в феноменологию Гуссерля”, с.141, Изд.Водолей
7. Фоллесдаль, Д. Понимание и рациональность [Текст] / Д. Фоллесдаль // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 18. – М.: Прогресс, 1986. – С. 139-159. – 392 с.:141
8. Серль Джон Р. (1986) Что такое речевой акт? Дж.Серль. - Новое в зарубежной линг-вистике. Вып.17.- М.: Прогресс/ c.65
9. Ладов В. А., 2003 Интенциональность в философии Д. Серла (Статья написана при поддержке РГНФ. Грант № 02-03-00041а)
10. Searle, John. 1969.Speech acts: An essay in the philosophy of language. Cambridge, England: Cambridge University.p.121
11. Серль Джон Р. (1987) Природа интенциональных состояний: Философия. Логика, Язык. М c.97
12. http://www.newstatesman.com/politics/2015/04/what-would-make-young-people-get-interested-politics
 



© 
А.В. Бондаревская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru