viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.Э. Соловьева,  (Ст. преподаватель, ГБОУ ДПО Архангельской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности»)

Серия «Гуманитарные науки» # ЯНВАРЬ  2017

Дополнительное образование
В данной статье исследуется текущее состояние дополнительного профессионального состояния в России. Проводится анализ понятия и структуры дополнительного профессионального образования, выделяются характерные особенности и преимущества дополнительного профессионального образования перед другими видами образования.

Ключевые слова: Дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, программа, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка.

 

Становление дополнительного профессионального образования начинается в 1925 с момента создания Курсов директоров предприятий в Москве. В первой половине XX века необходимо было сформировать кадровый потенциал административно-хозяйственного руководства, инженерно-технического персонала, повысить квалификацию учителей и врачей. С этой целью были созданы курсы повышения квалификации, которые, в дальнейшем, под руководством Министерства Высшего и среднего образования СССР были преобразованы в институты повышения квалификации. В 70-е годы непосредственно  на предприятиях  было организовано курсовое обучение для получения новой специальности. Согласно статистике, в конце 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 Институтов повышения квалификации и институтов усовершенствования, 188 их филиалов, свыше 560 факультетов при вузах, свыше 600 различных курсов [9].

Под влиянием кризисных  экономических  явлений   90-х годов прошлого века  налаженная система дополнительного профессионального образования стала постепенно разрушаться. Закрывались институты, промышленные предприятия, увеличивалось количество безработных.  Однако, именно растущая безработица, необходимость в мобильной переориентации специалистов  стали предпосылками для возникновения системы дополнительного  профессионального образования на базе средних и высших учебных заведений. В современных условиях  программы  дополнительного профессионального образования реализуются вузами, колледжами, центрами и курсами повышения квалификации и имеют направленность на  повышение квалификации  и профессиональную переподготовку большого количества специалистов.  В настоящее время дополнительное профессиональное образование  направлено на «удовлетворение  образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [1, ст. 76, ч.1].

Проведенный нами анализ научной литературы показал, что нет единого мнения о  понятии «дополнительное профессиональное образование». О.И. Хомутов и А.В. Тюняев представляют дополнительное профессиональное образование как «целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных профессиональных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства» [8]. Этой позиции придерживается  и Н.С. Волкова [4,с. 413].  В то же время  Е.Л. Сысоева  трактует дополнительное профессиональное образование  как «профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [7, с. 21].   Ее мнение полностью   разделяют Т.О. Разумова, П.Р. Алиева и Ф.И. Мирзабалаева [5, с. 675].

Авторы словаря терминов и понятий дополнительного профессионального образования  Лямзин М.А. и Громкова М.Т. выделяют ДПО как непрерывный процесс повышения квалификации и понимают  его как «целенаправленное воспитание и обучение (подготовка), непрерывное повышение уровня профессиональных знаний, навыков и умений, формирование и развитие компетенций граждан в течение всей жизни для удовлетворения  профессиональных и образовательных  потребностей, адаптации к меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности, совершенствования профессиональной квалификации и подготовки к выполнению новых видов деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования» [6, с. 13].

Такое многообразие понятий не противоречит, а,  напротив,   дополняет и подчеркивает значимость данной дефиниции, показывая  многофакторность и многоаспектность дополнительного профессионального образования.

Следовательно, дополнительное профессиональное образование предназначено, в большей степени,  для обучения взрослых людей,  имеющих среднее профессиональное  или высшее образование с целью повышения  имеющейся квалификации или профессиональной переподготовки.  Это подтверждается требованием Федерального закона № 273-ФЗ  «Об образовании в РФ», в котором говорится, что «к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное образование и (или) высшее образование или  лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование» [1, ст. 76 ч.3].

На настоящий момент система дополнительного профессионального образования  представляет собой самостоятельный подвид дополнительного образования и, являясь частью  системы образования, продолжает вместе с ней постоянное развитие,  реформирование и модернизацию. В ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ  «Об образовании в РФ» говорится, что «дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование» [1, ст. 10. п. 6].  Соответственно, нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность образовательных организаций дополнительного профессионального образования, постоянно изменяется, обновляется и корректируется.

Дополнительное профессиональное образование, согласно Приказу Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 п. 6 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Порядок),  «осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» [2, п. 6].

Структура системы дополнительного профессионального образования  представлена нами  на рис. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499.
3. О дополнительном профессиональном образовании. Письмо Минобрнауки России от 09 октября 2013 г. № 06-735.
4. Волкова, Н.С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России в современных условиях // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 412-415.
5. Разумова, Т.О. Дополнительное профессиональное образование в рыночной экономике / Т.О Разумова, П.Р. Алиева, Ф.И. Мирзабалаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 65 (49). – С. 673-685. Режим доступа file:///C:/Users/1/Downloads/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-v-rynochnoy-ekonomike.pdf (дата обращения: 27.08.2016.).
6. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / Автор-составитель: Лямзин М.А., Громкова М.Т. – М.: ИРДПО, 2013. – 29 с. http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2016/02/slovar-terminov-i-ponjatij-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovanija.pdf. (дата обращения: 25.08.2016.).
7. Сысоева, Е.Л. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования граждан России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2013. – № 4(18). – С. 20-25.
8. Хомутов, О.И. Дополнительное профессиональное образование – цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России: [Электронный ресурс]/ О.И. Хомутов, А.В. Тюняев. – Электрон. ст. – Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa1998_1/pages/11/pap_11.html (дата обращения: 28.09.2016.).
9. Статья «История ДПО» // Союз дополнительного профессионального образования России: офиц. сайт. – URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=12635. (дата обращения: 20.08.2016.). – Загл. с экрана.
 



© 
Е.Э. Соловьева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru