viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

С.П. Акутина,  (Д.пед.н., профессор, Арзамасский филиал, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Арзамас)

Серия «Гуманитарные науки» # ЯНВАРЬ  2017

Конфликт
В статье рассматривается возможность разрешения конфликтов в условиях временного коллектива. Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на предмет умения конструктивного взаимодействия с детьми и коллегами в детском оздоровительном лагере с помощью создания экспериментальной Службы Примирения. Показаны направления деятельности Службы: конфликтологическая диагностика, личностное развитие отдыхающих, конфликтологическое консультирование, профилактическое направление службы по разрешению конфликтов в детском оздоровительном лагере, аналитическая работа конфликтолога во временном коллективе, научно - методическая деятельность.

Ключевые слова: Конфликт, временный детский коллектив, эксперимент, временно-сезонная экспериментальная Служба примирения.

 

Современное время - время столкновения интересов, противоречий, время конфликтов. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов и социальных групп. Проблема конфликтов исследуется многими отечественными учеными: конфликты в среде школьного коллектива изучаются В.М. Афоньковой, Е.А. Тимоховец; сущность конфликтов, причины возникновения в подростковых коллективах и молодежных группах - Б.С. Алишевым, В.М. Басовой, Т.В. Драгуновой,  Е.В. Первышевой, Т.А. Чистяковой, А.И. Шкиль; конфликты между обучающими и педагогами рассматриваются О.Н. Лукашенок, Н.Е. Щурковой; природа конфликтов во временном детском коллективе изучаются О.И. Копытиной, М.Л. Самойловой и другими учеными.

Образовательный процесс в современном детском лагере  характеризуется комплексом факторов, которые могут провоцировать повышение конфликтности: переполненность отрядов; разновозрастные группы детей; нехватка компетентных педагогических кадров; отсутствие методических знаний, опыта в решении трудных задач. Все  перечисленные факты ведут к возникновению конфликтов в условиях детского оздоровительного лагеря [1]. Психолого-педагогический процесс готовности педагогов к разрешению конфликтов во временном коллективе детей носит системно организованный характер [4]. Рассмотрим вопрос конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в детской среде на примере ДОБО «Ласточка» Нижегородской области*.

* В статье частично использовались материалы магистерской диссертации методиста лагеря Шмулевой Д.В., научный консультант – автор статьи.

Теоретическое изучение проблемы и анализ деятельности педагогов (вожатых) послужило основой экспериментального исследования. Эксперимент проводился в два этапа перед началом летнего оздоровительно сезона и в начале первой смены. В нем приняли участие педагоги (вожатые), претендующие работать весь летний сезон 2016 года во временном коллективе, которые были условно разделены на две группы -  экспериментальную и контрольную. В исследовании приняло участие 30 испытуемых в возрасте 18-22 лет (8 юношей и 22 девушки). Контрольная группа составила 15 человек: из них  - 5 юношей и 10 девушек, в  состав экспериментальной группы вошли 3 юноши и 12 девушек.

Отобранные педагоги (вожатые) являются как сотрудниками ДОБО «Ласточка», успешно отработавшие на базе детского отдыха несколько летних сезонов, так и молодежь, только что прошедшая «Школу вожатого». С вожатыми и будущими вожатыми была проведена первичная диагностика на предмет умения конструктивного взаимодействия с детьми и коллегами в условиях детского лагеря и возможности конструктивного разрешения конфликтов. Необходимо отметить, что у испытуемых был создан настрой на серьезную работу, так как каждому из них хотелось вступить в экспериментальную службу медиации, планируемую создать на базе ДОБО «Ласточка» по разрешению возникающих конфликтных ситуаций во временном коллективе.

Для изучения уровня готовности педагогов (вожатых) к разрешению конфликтов, возникающих во временном коллективе детей  и педагогов нами использовались следующие методики: «Тест на конфликтность» (методика Кноблох-Фальконетт); «Агрессивность межличностных отношений (методика А. Ассингера); «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» (методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (тест Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

«Тест на конфликтность Кноблох - Фальконетт» направлен на выявление внутренней конфликтности личности педагога, нерешительности и неуверенности в себе, потребности в постоянной опеке или наличие гармоничности, спокойствия, уверенности в себе, сбалансированности желаний и способностью грамотно разрешить конфликт в детском коллективе. Методика А. Ассингера «Агрессивность межличностных отношений» предназначена для диагностики общего уровня агрессивности личности и направленности агрессии, уровня корректности при социальных контактах. Методика позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении к окружающим, легко ли с ними может общаться. Третья методика «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) позволяет определить типические способы реагирования вожатого на конфликтные ситуации, выявить тенденции его взаимоотношений в сложных конфликтных условиях. Стратегии конфликтного поведения среди педагогов  исследовалась с помощью теста «Доминирующие стратегии конфликтного поведения». Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) было нацелено на снижение стереотипов и самоидеализации у педагогов детского лагеря. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента по методике «Тест на конфликтность Кноблох - Фальконетт» выявил, что 60% вожатых экспериментальной и 53,3% контрольной группы преобладает компонент «Гармоничность», что в свою очередь говорит об эмоциональном спокойствии вожатого, уверенности в себе, последовательности в действиях; в конфликтной ситуации такой педагог способен достаточно конструктивно решить конфликт во временном детском коллективе. Первичное исследование также показало, что 40% педагогов (вожатых) экспериментальной и 46,6% контрольной группы относят себя к категории «эгохватание», которая свидетельствует о внутренней конфликтности личности вожатого, склонности к нерешительности и неуверенности в себе, отсутствия уверенности, что он сможет разрешить конфликт между детьми. Проведение первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группе по методике «Агрессивность межличностных отношений» А. Ассингера дало следующие результаты: 26,6% вожатых экспериментальной и контрольной групп чрезмерно миролюбивы, вожатым не хватает решительности в действиях, так как это обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах. Первичное исследование проявления агрессивности  в межличностных отношениях показало, что 40% испытуемых экспериментальной и 33,3% контрольной группы - умеренно агрессивны,  успешны в педагогическом и детском коллективе, уверены в собственных силах. Излишней агрессивной формой поведения обладают 33,3% педагогов (вожатых) в экспериментальной группе и 40% - в контрольной группе. Такие педагоги (вожатые) пытаются стремительно подняться вверх по карьерной лестнице в условиях временного коллектива, найти поддержку у администрации лагеря, применяя жесткие методы взаимодействия с коллегами.

По методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса были получены следующие результаты: 13,3% в экспериментальной группе и 20% в контрольной группе испытуемых ведущей стратегией поведения выступает конкуренция; 33,3% в экспериментальной группе и 26,7% в  контрольной имеют ведущую стратегию в поведении - сотрудничество. Для 26,7% в экспериментальной группе и 13,3% в  контрольной для вожатых характерен тип поведения в конфликте – компромисс; 20% в экспериментальной группе и 13,3% в  контрольной имеют выраженный тип поведения в конфликте – приспособление; у экспериментальной группы - 6,7%, в контрольной группе - 13,3%  испытуемых ведущей стратегией является избегание, т.е. для них характерно стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным; стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Результаты методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса показывают о наличии у испытуемых обеих групп высоких показателей поведения в конфликте – «сотрудничество», так в экспериментальной группе показатель составил 33,3 %, в  контрольной - 26,7%, что является хорошей основой для разрешения детских конфликтов в условиях детского оздоровительного лагеря.

К тесту «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант) испытуемым было предложено необычное задание, которое заключалось в оценке степени использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. По соотношению двух доминирующих целей, отражающих направленность «на себя» и «взаимодействие с другими людьми», были представлены 35 метафорических суждений. По соотношению двух доминирующих целей, отражающих направленность «на себя» и «взаимодействие с другими людьми», выделяют следующие метафорические стратегии конфликтного поведения: тип 1. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа, как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими. Тип 2. «Акула» - силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй. Тип 3. «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели - нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями. Тип 4. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения. Тип 5. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Нами были получены следующие результаты: 6,7% в экспериментальной группе и 20% в контрольной группе по стратегии «Черепаха» - стратегия «ухода под панцирь», то есть отказа вожатого, как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с администрацией, педагогами, детьми; 13,3% в экспериментальной группе и 20% в  контрольной группе по стратегии «Акула» - силовая стратегия; 20% в экспериментальной группе и 13,3% в  контрольной группе по стратегии «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов: такие вожатые хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями; 26,7% в экспериментальной группе и 20% в  контрольной группе по стратегии «Лиса» - стратегия компромисса; 33,3 % в экспериментальной группе и 26,7 % в  контрольной группе по стратегии - «Сова». Результаты теста «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» наглядно показывают о наличии у испытуемых обеих групп высоких показателей по стратегии «Сова» так в экспериментальной группе показатель составил 33,3 %, в контрольной 26,7%, что демонстрирует идентичность показателей с результатами диагностической методики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

Проведенная диагностическая работа убедила в необходимости систематической деятельности по развитию готовности педагогов к разрешению конфликтов во временном коллективе детей [4]. Для разрешения конфликтных ситуаций в лагере была создана временно-сезонная экспериментальная Служба Примирения по примеру Школьной службы медиации [3]. Организация Службы Примирения реализовывалась в несколько этапов. Первый этап – подготовительно-организационный, характеризующийся выбором специалиста, готового взять на себя ответственность за создание Службы Примирения. В оздоровительном центре «Ласточка» координатором службы примирения выступил привлеченный специалист психолог-конфликтолог, имеющий соответствующие образование. Далее был реализован механизм создания Службы Примирения: набор кандидатов на роль вожатых-посредников службы примирения; организация и проведение вводного занятия для кандидатов в вожатые-посредники; отбор вожатых-посредников (по результатам собеседования и диагностики); обучение отобранных вожатых-посредников; разработка механизма деятельности службы примирения на базе ДОБО «Ласточка» [3,5]. В состав Службы Примирения были отобраны 15 вожатых, обладающих необходимыми личностными и профессиональными качествами для роли посредника (по результатам диагностики) и прошедших обучение по программе психолого-педагогической помощи педагогам в разрешении конфликтов во временном коллективе детей. На втором этапе разрабатывалось Положение о Службе Примирения, в котором закреплены основные аспекты ее работы, структура. На третьем этапе осуществлялась обучающая программа занятий для вожатых-посредников, которая  кроме отработки навыков конструктивного разрешения конфликтов, позволила оценить ресурс каждого из участников, сделать выводы о готовности выполнять обязательства посредника. На четвертом этапе непосредственно ведется работа Службы Примирения с конкретными случаями конфликтных ситуаций, а также сопровождение вожатых-посредников: супервизия во время проведения примирительных мероприятий; обсуждение и анализ результатов деятельности педагога (вожатого), трудностей, которые испытывает педагог при осуществлении посреднической деятельности; организация и проведение обучающих мероприятий для педагогического состава, направленных на взаимодействие участников Службы Примирения, отработку и развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций, психолого-педагогическая, социальная поддержка и поощрение педагогов (вожатых) [5]. На пятом этапе осуществляется рефлексивный анализ проделанной работы, подведение итогов в форме круглого стола, накопление практического и методического опыта по разрешению конфликтов во временном детском коллективе [1].

Служба Примирения лагеря оказывает существенное влияние на формирование конфликтологической компетенции педагогов, поскольку призвана не только урегулировать существующие противоречия, но и сопровождать и обучать отдыхающих  навыкам минимизации уровня конфликтности. В общем смысле, Службу Примирения можно рассматривать как методическое объединение специалистов, работающих в оздоровительном лагере: педагогов, вожатых, психологов - конфликтологов. Необходимо отметить, что основная роль в Службе Примирения отводится конфликтологу.

Деятельность психолога- конфликтолога ДОБО «Ласточка» комплексная и осуществляется по нескольким направлениям:

1. Диагностическое направление предполагает изучение индивидуальных особенностей личности отдыхающих для выявления причин возможного возникновения конфликтов, требующих тесного взаимодействия с воспитателем, вожатым и родителями (или лицами их заменяющими).

2. Направление деятельности, направленное на личностное развитие отдыхающих, включающее создание условий для их поддержки. В рамках данного направления конфликтолог выделяет группы детей, нуждающихся в помощи на основании собственных наблюдений, наблюдений воспитателей, вожатых, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий.

3. Конфликтологическое консультирование - оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса в решении актуальных задач успешного развития и позитивной социализации. Оно носит индивидуальной или групповой характер работы на общеотрядных мероприятиях; консультаций для родителей (информирование о трудностях адаптации ребенка в первый раз приехавшего в лагерь, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа развития, информирование об особенностях взаимодействия с детьми отряда, вопросам включения ребенка в жизнедеятельность лагеря и т.д.). С педагогами проводятся методические консилиумы по вопросам предотвращения конфликтов в лагере, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых конфликтных ситуаций [5].

4. Профилактическое направление по предотвращению возникновения конфликтов в лагере. Осуществляется разработка конкретных практических рекомендаций для педагогических работников, администрации, обслуживающего персонала, родителей, детей по профилактике конфликтов, проведение информирующих мероприятий о деятельности конфликтолога в лагере.

5. Аналитическая работа конфликтолога в детском лагере:  создание планов работы на смену, на день (неделю) и отчеты об их выполнении; индивидуальные диагностические материалы, которые хранятся до конца смены; учет консультаций отдыхающих, воспитателей, вожатых, родителей, анализ собственной деятельности.

6. Научно - методическая работа: знакомство с планированием работы детского лагеря; оформление результатов работы в социально-значимые проекты, развивающие программы, научные публикации по актуальным проблемам разрешения конфликтов во временном коллективе; участие в научно-практических и методических конференциях, круглых столах, семинарах; прохождение курсов повышения квалификации, курсов переподготовки при необходимости; обзор современной научной и методической литературы. Особое значение в деятельности Службы Примирения приобретает работа в экстремальных и критических ситуациях, когда необходимо оказать экстренную помощь детям, воспитателям, вожатым, родителям и администрации. Наличие кабинета конфликтолога и его многофункциональность позволяет решать ряд специфических задач, связанных с преодолением стрессовых нарушений и их последствий, в том числе:         нормализация эмоционального фона в детском лагере, обучение конструктивному поведению в стрессовых ситуациях.

Все направления профессиональной работы психолога-конфликтолога требуют методического и организационно-технического обеспечения. Методическое обеспечение составляют различные виды инструментария для осуществления диагностических процедур, материалы для проведения коррекционных программ и необходимый реквизит для различных форм работы. Выбор метода обследования - один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы конфликтолога. В настоящее время существует множество диагностических методик, поэтому необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов: имеющийся арсенал методик в кабинете конфликтолога носит разнонаправленный характер, охватывая все стороны жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях [2]. Служба Примирения - это альтернатива привычным способам разрешения конфликтных ситуаций в лагере. Использование данной примирительной технологии позволяет решать возникающие проблемные ситуации посредством организации конструктивного диалога между конфликтующими сторонами. После обучения в службе медиации по умению конструктивного разрешения конфликтов, работы в лагере на протяжении нескольких смен, было проведено повторное диагностирование участников эксперимента. Результаты повторной диагностики по тесту «на конфликтность Кноблох - Фальконетт» в экспериментальной группе  показали, что количество педагогов (вожатых), способных разрешить конфликт в детском коллективе с компонентом «Гармоничность» стало преобладать на 37 %,  в свою очередь снизилось количество испытуемых с компонентом «Эгохватание». Все участвующие в эксперименте вожатые смогли оценить своей уровень конфликтности в коллективе. При повторном исследовании по методике А. Ассингера «Агрессивность межличностных отношений» были получены  следующие данные: у 33,3 % в экспериментальной группе улучшились показатели по критерию – умеренно агрессивны, педагоги стали более уверены в собственных силах и появилась желание быть более успешным в коллективе коллег и детей. Существенно снизился показатель – «излишне агрессивны», вожатые пересмотрели свое поведение, поменяли мнение по методам достижения поставленных целей, стали готовы к решению детских конфликтов. Результаты повторного исследования диагностики предрасположенности  личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе улучшились показатели по стратегии «сотрудничество» с 33,3% до 46,7%, в контрольной группе также результаты по стратегии сотрудничества улучшились с  26,7%         до 33,3%, что может свидетельствовать, что педагоги (вожатые), отобранные по данному показателю, готовы искать новые решения в конфликтной ситуации, полностью, удовлетворив  интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. По стратегии – «избегание» в экспериментальной группе также произошли  перемены, ни один из испытуемых не придерживается стратегии в поведении «избегание». Изменились показатели в экспериментальной группе по стратегии «компромисс» с 26,7% до 34,1%, по стратегии – «приспособление» с 20%  до 12,8%, по стратегии – «конкуренция» с 13,2% до 6,4%. В контрольной группе данные остались неизменны. Результаты повторной диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения свидетельствуют о том, что и в экспериментальной, и в контрольной группах  произошли изменения в стратегий конфликтного поведения – открытой и честной конфронтации - «Сова» в экспериментальной группе показатель составил 46,7%, в контрольной - 32,9%; в стратегии компромисса – «Лиса»  увеличения показателя с 26,7 % до 35,1%, в стратегии сглаживания острых углов – «Медвежонок» с 20%     до 12,9 %, в силовой стратегии  - «Акула» снижение показателя с 13,3 % до 6,7%.

Таким образом, полученные результаты повторной диагностики   педагогов (вожатых) к разрешению конфликтов во временном коллективе детей, их стремление к новым условиям взаимодействия будет способствовать успешному профессиональному развитию в разрешении конфликтных ситуаций во временном детском коллективе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акутина С.П. Практика и проблемы организации детского отдыха и оздоровления в системе дополнительного образования детей и взрослых/ С.П. Акутина, В.А. Волгунов, Т.Т. Щелина // История, методология и практика современного образования в России: Монография; [под ред. Н.П. Ходаковой]. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. 182 с.; авт. 139-161
2. Горох, О. В. Медиация как метод разрешения конфликта в школьной среде / О.В. Горох. - Ананьевские чтения - 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: материалы науч. конф., 19-21 окт. 2010 г. / отв. ред. Л. А. Цветкова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2010 - С .109-111
3. Зинова, Е.Ю. Школьная служба примирения: от идеи к действиям/ Е.Ю. Зинова // Педагогическое обозрение. Ханты- Мансийск. - 2010. - № 10 (107). - С. 8-9.
4. Русанова Е.В. К вопросу о методах обучения педагогов конструктивным стратегиям преодоления конфликтных ситуаций / Е. В. Русанова // Научное сообщество студентов : материалы IX Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 194–196.
5. Харитонова И.В. Специфика разрешения конфликтных ситуаций в детском оздоровительном лагере / И.В. Харитонова, О.С. Осина // Материалы XIV научн. конф. ученых, аспирантов и студентов Мордовского гос. ун-та им. Н.П.Огарева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - С. 415 – 419.
 



© 
С.П. Акутина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru