viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

А.С. Черноусова,  (К.филол.н., доцент, Пермский государственный институт культуры)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2017

Лексикон
В статье ставится проблема способности адекватного понимания художественного текста современными студентами. Эта способность во многом зависит от того, насколько богат и разнообразен словарный запас человека и насколько совершенны механизмы поиска слова в его внутреннем лексиконе. Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили автору поставить вопрос о необходимости продолжения словарной работы в процессе подготовки специалиста в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: Лексикон, речевой портрет современного студента, экспериментальное исследование, когнитивные процессы.

 

Постулат о том, что в современном обществе востребованы всесторонне развитые, образованные специалисты, умеющие контактировать и эффективно общаться в стрессовых условиях (например, при возросших информационных нагрузках и дефиците времени), четко формулировать свои цели и задачи, логично аргументировать собственную позицию, публично выступать перед многочисленной аудиторией, успешно вести переговорный процесс, преодолевая имеющиеся противоречия, предупреждать и разрешать возникшие конфликты, – не вызывает сомнений и споров. Все эти умения составляют коммуникативную компетенцию ‑ «способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманиюи формируются в ходе изучения русского языка в школе» [4, с. 27].

Одной из важнейших задач школьного курса русского языка является формирование и обогащение словарного запаса учащихся. Поиски эффективных методик пополнения словарного запаса учащихся занимают умы методистов и учителей русского языка. О необходимости этой работы говорили ученые еще в XIXвеке. Известны рекомендации Ф.И. Буслаева о развитии в дитяти «врожденного дара слова» и советы И.И. Срезневского преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений[6].

Определить в точном количественном выражении необходимый человеку словарный запас сложно. Однако всем понятно, что именно словарный запас человека является объективным показателем его образованности, уровня интеллектуального и культурного развития. Чем богаче и выразительнее речь человека, тем более глубокие мысли и тонкие оттенки чувств он способен передать. По разным данным ученых-лингвистов, диапазон «словарного запаса» разных людей очень велик – от 6 тыс. до 25 тыс. слов, что обеспечивает возможность свободно общаться и понимать друг друга.

Постоянные изменения, происходящие в языке, отражаются, прежде всего, на лексическом уровне. Огромное количество заимствований, уход из активного употребления слов, связанных с Советской эпохой, необходимость быстро передавать информацию – все эти процессы связаны с проблемой восприятия и понимания, которые определяются объемом и качеством индивидуального лексикона. Слова характеризуются определённой спецификой: они отличаются друг от друга по своему происхождению, степени их активности, сфере употребления и по их стилистической принадлежности.

Основной исследовательской идеей, подтолкнувшей к организации эксперимента, послужил вопрос о способности/неспособности современного студента правильно понимать и воспринимать текст поэтического произведения, включающего в себя не только общеупотребительные, но и другие лексические пласты. Обращение к речевому портрету языковой личности актуально по нескольким причинам, одна из которых – необходимость, как уже отмечалось, решения методических задач при обучении. Идея возникла после присутствия на занятии по литературе, в центре которого было творчество И. Бродского.

Безусловно, в лексикон современного молодого человека входят разнородные элементы: общеупотребительная лексика, просторечная, иноязычные единицы и т. п. Тезаурус студента составляют жаргонные слова, считающиеся специфической формой речевой реализации. В этих единицах отражаются социально-исторические условия жизни молодежного коллектива, уровень его культуры, моральные и нравственные установки, представления о жизненных ценностях, ориентирах, система оценок, событий, фактов, жизненного уклада и многое другое. Насколько широк и разнообразен словарный запас современной молодежи и насколько ее представитель может адекватно понимать художественные тексты – основной исследовательский вопрос, ответ на который предполагается найти в ходе экспериментального исследования.

Методика проведения эксперимента. В экспериментальном исследовании приняли участие студенты 1–2-го курсов Пермского вуза гуманитарных специальностей в количестве 30 человек. Возраст испытуемых – от 17 до 21 года. В качестве экспериментального материала были подобраны 20 слов из произведений И. Бродского ‑лауреата Нобелевской премии по литературе 1987 года, русского и американского поэта, эссеиста, драматурга, переводчика. Естественно, что художественное слово, или любое слово художественного текста, по характеру и объему передаваемой информации несколько, а иногда и существенным образом отличается от своего словарного прообраза, так как вызывает множество ассоциаций, мыслей, образов и представлений. Однако нас интересовало не выявление тех тончайших нюансов значения номинативных единиц и передаваемых образностью текста завуалированных смыслов, которые постигаются благодаря определенным когнитивным операциям и процедурам, задействованным в процессе восприятия текста, и привносятся благодаря структуре поэтического текста. Нас интересовало знание и понимание значений слов, которые встречаются в произведениях И. Бродского.

    Список слов следующий: Гедонист, Гипербореи, Гумно, Диссидент, Жерло, Капище, Мастак, Морось, Нумизматика, Пилигрим, Постскриптум, Ристалище, Свайка, Серафим, Фальцет, Фелюга, Херувим, Хронос, Хунта, Эмпирей.

Анкета состояла из 2-х частей – социологической (необходимо было указать возрасти направление подготовки) и собственно задания (напишите, как вы понимаете значения следующих слов).Конечно, подбирая слова, мы предполагали, что не все их них будут знакомы испытуемым, однако некоторые лексемы, с нашей точки зрения, достаточно часто используются (например, Гедонист, Постскриптум, Мастак) и должны быть понятны студентам. Подобранные слова не отражают важные для студентов фрагменты действительности, поэтому не так активны в их ментальном лексиконе и не часто актуализируются. Нас интересовала, естественно, не дословная дефиниция, а адекватное понимание значения слова.

Полученные реакции по каждому слову мы разделили на 3 группы:

А) определения, близкие к словарной дефиниции;
Б) определения, не совпадающие со словарной дефиницией и не позволяющие сделать вывод о знании значения слова (например, Гедонист – приверженец гедонизма или Гипербореи – самый Борей;
В) нет определения слову.

Экспериментальные данные представим в табл. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Залевская А.А. Двойная жизнь значения слова. Теоретическое и экспериментальное исследование. Saarbrücken: PalmariumAcademicPublishing, 2012. 278 с.
2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / отв. ред. Д.Н. Шмелев. М.: Наука, 1987. 261 с.
3. Кубрякова Е.С. «Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
4. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. 237 с.
5. Овчинникова И.Г. Еще раз о моделировании ментального лексикона билингва // Вопросы психолингвистики. 2009. № 10. С. 43–59.
6. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте: Из бесед И.И. Срезневского. СПб. : тип. Имп. АН, 1899. 183 с.
 


©  А.С. Черноусова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru