viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

А.С. Черноусова,  (К.филол.н., доцент, Пермский государственный институт культуры)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2017

Лексикон
В статье ставится проблема способности адекватного понимания художественного текста современными студентами. Эта способность во многом зависит от того, насколько богат и разнообразен словарный запас человека и насколько совершенны механизмы поиска слова в его внутреннем лексиконе. Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили автору поставить вопрос о необходимости продолжения словарной работы в процессе подготовки специалиста в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: Лексикон, речевой портрет современного студента, экспериментальное исследование, когнитивные процессы.

 

Постулат о том, что в современном обществе востребованы всесторонне развитые, образованные специалисты, умеющие контактировать и эффективно общаться в стрессовых условиях (например, при возросших информационных нагрузках и дефиците времени), четко формулировать свои цели и задачи, логично аргументировать собственную позицию, публично выступать перед многочисленной аудиторией, успешно вести переговорный процесс, преодолевая имеющиеся противоречия, предупреждать и разрешать возникшие конфликты, – не вызывает сомнений и споров. Все эти умения составляют коммуникативную компетенцию ‑ «способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманиюи формируются в ходе изучения русского языка в школе» [4, с. 27].

Одной из важнейших задач школьного курса русского языка является формирование и обогащение словарного запаса учащихся. Поиски эффективных методик пополнения словарного запаса учащихся занимают умы методистов и учителей русского языка. О необходимости этой работы говорили ученые еще в XIXвеке. Известны рекомендации Ф.И. Буслаева о развитии в дитяти «врожденного дара слова» и советы И.И. Срезневского преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений[6].

Определить в точном количественном выражении необходимый человеку словарный запас сложно. Однако всем понятно, что именно словарный запас человека является объективным показателем его образованности, уровня интеллектуального и культурного развития. Чем богаче и выразительнее речь человека, тем более глубокие мысли и тонкие оттенки чувств он способен передать. По разным данным ученых-лингвистов, диапазон «словарного запаса» разных людей очень велик – от 6 тыс. до 25 тыс. слов, что обеспечивает возможность свободно общаться и понимать друг друга.

Постоянные изменения, происходящие в языке, отражаются, прежде всего, на лексическом уровне. Огромное количество заимствований, уход из активного употребления слов, связанных с Советской эпохой, необходимость быстро передавать информацию – все эти процессы связаны с проблемой восприятия и понимания, которые определяются объемом и качеством индивидуального лексикона. Слова характеризуются определённой спецификой: они отличаются друг от друга по своему происхождению, степени их активности, сфере употребления и по их стилистической принадлежности.

Основной исследовательской идеей, подтолкнувшей к организации эксперимента, послужил вопрос о способности/неспособности современного студента правильно понимать и воспринимать текст поэтического произведения, включающего в себя не только общеупотребительные, но и другие лексические пласты. Обращение к речевому портрету языковой личности актуально по нескольким причинам, одна из которых – необходимость, как уже отмечалось, решения методических задач при обучении. Идея возникла после присутствия на занятии по литературе, в центре которого было творчество И. Бродского.

Безусловно, в лексикон современного молодого человека входят разнородные элементы: общеупотребительная лексика, просторечная, иноязычные единицы и т. п. Тезаурус студента составляют жаргонные слова, считающиеся специфической формой речевой реализации. В этих единицах отражаются социально-исторические условия жизни молодежного коллектива, уровень его культуры, моральные и нравственные установки, представления о жизненных ценностях, ориентирах, система оценок, событий, фактов, жизненного уклада и многое другое. Насколько широк и разнообразен словарный запас современной молодежи и насколько ее представитель может адекватно понимать художественные тексты – основной исследовательский вопрос, ответ на который предполагается найти в ходе экспериментального исследования.

Методика проведения эксперимента. В экспериментальном исследовании приняли участие студенты 1–2-го курсов Пермского вуза гуманитарных специальностей в количестве 30 человек. Возраст испытуемых – от 17 до 21 года. В качестве экспериментального материала были подобраны 20 слов из произведений И. Бродского ‑лауреата Нобелевской премии по литературе 1987 года, русского и американского поэта, эссеиста, драматурга, переводчика. Естественно, что художественное слово, или любое слово художественного текста, по характеру и объему передаваемой информации несколько, а иногда и существенным образом отличается от своего словарного прообраза, так как вызывает множество ассоциаций, мыслей, образов и представлений. Однако нас интересовало не выявление тех тончайших нюансов значения номинативных единиц и передаваемых образностью текста завуалированных смыслов, которые постигаются благодаря определенным когнитивным операциям и процедурам, задействованным в процессе восприятия текста, и привносятся благодаря структуре поэтического текста. Нас интересовало знание и понимание значений слов, которые встречаются в произведениях И. Бродского.

    Список слов следующий: Гедонист, Гипербореи, Гумно, Диссидент, Жерло, Капище, Мастак, Морось, Нумизматика, Пилигрим, Постскриптум, Ристалище, Свайка, Серафим, Фальцет, Фелюга, Херувим, Хронос, Хунта, Эмпирей.

Анкета состояла из 2-х частей – социологической (необходимо было указать возрасти направление подготовки) и собственно задания (напишите, как вы понимаете значения следующих слов).Конечно, подбирая слова, мы предполагали, что не все их них будут знакомы испытуемым, однако некоторые лексемы, с нашей точки зрения, достаточно часто используются (например, Гедонист, Постскриптум, Мастак) и должны быть понятны студентам. Подобранные слова не отражают важные для студентов фрагменты действительности, поэтому не так активны в их ментальном лексиконе и не часто актуализируются. Нас интересовала, естественно, не дословная дефиниция, а адекватное понимание значения слова.

Полученные реакции по каждому слову мы разделили на 3 группы:

А) определения, близкие к словарной дефиниции;
Б) определения, не совпадающие со словарной дефиницией и не позволяющие сделать вывод о знании значения слова (например, Гедонист – приверженец гедонизма или Гипербореи – самый Борей;
В) нет определения слову.

Экспериментальные данные представим в табл. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Залевская А.А. Двойная жизнь значения слова. Теоретическое и экспериментальное исследование. Saarbrücken: PalmariumAcademicPublishing, 2012. 278 с.
2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / отв. ред. Д.Н. Шмелев. М.: Наука, 1987. 261 с.
3. Кубрякова Е.С. «Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
4. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. 237 с.
5. Овчинникова И.Г. Еще раз о моделировании ментального лексикона билингва // Вопросы психолингвистики. 2009. № 10. С. 43–59.
6. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте: Из бесед И.И. Срезневского. СПб. : тип. Имп. АН, 1899. 183 с.
 


©  А.С. Черноусова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru