viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

А.З. Харитон,  (Доктор педагогики, профессор, Тираспольский Государственный университет, г. Кишинёв)

А.В. Мельничук,  (К.пед.н., доцент, Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь)

И.В. Колоколова,  (К.пед.н., доцент, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2017

Математико-статистические методы
В статье изложены некоторые рекомендации относительно применения в педагогических исследованиях наиболее подходящих для этих целей статистических методов. Рассматриваются конкретные примеры применения статистических методов.

Ключевые слова: Математико-статистические методы, педагогические исследования, педагогический эксперимент.

 

В  наше время происходит широкое применение математико-статистических методов в экономике, медицине, психологии, педагогике и т.д.

Заметим, что в педагогических исследованиях математико-статистические методы стали применяться сравнительно недавно. Об этом, в частности, свидетельствуют и учебники педагогики, психологии. В них очень редко можно найти раздел, посвященный применению МСМ.

Анализ научно-методической литературы с точки зрения применения МСМ показывает, что лишь во второй половине XX века замечается более интенсивное применение математикой статистики в педагогических исследованиях. Об этом, в  частности, свидетельствует книга авторов Gene V. Glass, Julian C. Stanlev: Statistical Methods in Education and Psyhology, Prentice-Hall, inc., Englewood Cliffs New Jersey, 1970 [3].

В бывшем Советском Союзе, в частности в России, заметно активизировалась исследовательская работа в области применения МСМ в педагогических исследованиях к 70 годам прошлого века. Стимулом этих исследований были работы: Фишер Р.: Статистические методы для исследователей, М., Госстатиздат, 1950 г.; Езикиель М., Фокс К.: Методы анализа корреляций и регрессий, М., статистика, 1974 г, а также первая по этой тематике докторская диссертация Ительсона Л. [6].

К концу XX века и начало XXI века исследовательская работа в области применения МСМ в педагогических исследованиях в России и бывших республиках Советского Союза значительно усилилась. Об этом свидетельствуют работы: [5], [9], [4], [10], [3], [8]. Среди названных работ имеются работы исследовательского характера, а также учебные пособия   [1], [2], [7].

Таким образом, в России, Молдове, Украине и других странах бывшего Советского Союза, где педагогические исследования по прежнему тесно взаимосвязаны, имеется достаточное количество публикаций относительно применения МСМ  в педагогических исследованиях. Вместе с тем начинающие исследователи в области педагогики, психологии, частных школьных методик, выпускники университетов по педагогическим специальностям встречают определенные трудности в применении МСМ.

Объясняется это тем, что в названных публикациях не излагается в достаточной степени методика применения МСМ с учетом недостаточной математической подготовки многих исследователей в области педагогики.

Возникла необходимость более детального изложения методики применения МСМ в педагогике, рассмотрения кроме основных теоретических  основ и конкретных примеров. Предложенная нами статья преследует именно эту цель.

Изложим некоторые  общие положения применения МСМ в педагогических исследованиях.

Математические, в частности статистические методы, применяются для выяснения закономерностей развития явлений в результате наблюдений, измерений отдельных их проявлений. Важное явление в педагогических исследованиях является педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент условно делится на несколько этапов: констатирующий эксперимент, сравнительный эксперимент, анализ полученных в результате эксперимента данных.

В экспериментальных науках, в отличие от теоретических наук, правильное применение математико-статистических методов для обработки полученных количественных данных является решающим условием подтверждающее или опровергающее выдвинутую гипотезу. Исследователь в области педагогики должен учесть, что в педагогических исследованиях такие явления как активность, пассивность, умения, навык, компетентность и т. д. не могут быть измерены как измеряются масса, расстояние, ускорение, площадь и т. д. В связи с этим в педагогических исследованиях применяются специальные статистические методы которые позволяют лишь приближенно оценить некоторые педагогические явления.

Собранные количественные данные в результате педагогического эскперимента располагают обычно в таблицах, которые принято делить на таблицы отношений  и таблицы рангов.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баева, Т. Применение статистических методов в педагогическом исследовании: Пособие для студентов и аспирантов. – М., 2001.
2. Ганина, О. Статистические методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. – М.: ГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
3. Гласс, Д. и Стенли Д. – Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1976.
4. Грабарь, М., Краснянская, К. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. – М.: Педагогика, 2007.
5. Гуртовая, Н. Роль и место методов математической статистики в педагогических исследованиях: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2004.
6. Ительсон, Л. Математические методы в педагогике и педагогической психологии: Дис. … д-ра пед. наук. – М., 1965.
7. Новиков, Д. Статистические методы в педагогических исследованиях. – М.: МЗ-Пресс, 2004.
8. Остапенко, Р. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях: Дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2011.
9. Чуйко, Л. Математические методы в педагогике как условие совершенствования качества образования: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2006.
10. Hariton, A. Teoria probabilitǎţilor şi statisticǎ matematicǎ. – Chişinǎu: UST, 2009.


©  А.З. Харитон, А.В. Мельничук, И.В. Колоколова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru