viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

А.М. Фирсова,  (Д.пед.н., профессор, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», Нижний Новгород)

Е.В. Скатова,  (Аспирант, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», Нижний Новгород)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2017

Литературное развитие
В статье определяется специфика литературного развития педагогов дошкольного образования. Рассматриваются основные критерии литературного развития. Подробно описываются различные типы условий литературного развития педагогов и возможности системы повышения квалификации.

Ключевые слова: Литературное развитие, дошкольное образование, педагоги, методическая работа, профессиональное развитие, личностное развитие, литературное творчество, педагогическое образование.

 

Для обеспечения качественной реализации речевого, коммуникативного и литературного развития детей, являющегося одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образованием и профессиональной педагогикой, приобретает актуальность проблема литературного развития, как одного из профессионально значимых качеств личности педагога. Творчество является частью становления разносторонней и гармоничной личности педагога-профессионала. Развивающую направленность обучения, его эффективность обеспечивает творчески работающий педагог, осознающий сущность своей профессиональной деятельности и проявляющий способности к саморазвитию.

Литературное развитие педагогов определяется как возрастной и учебный процесс одновременно. Понятие «литературное развитие» рассматривается в работах Л.Г. Жабицкой, Н.Б. Бехтина, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, Л.В. Шамрей и др.

Ученые выделяют различные подходы к определению понятия, структуры и критериев литературного развития.

Н.Д. Молдавская [3] определяет литературное развитие как способность мыслить словесно-художественными образами, отмечая, что это возрастной и учебный процесс. Основным показателем литературного развития она называет понимание процессов образного обобщения и образной конкретизации в художественном произведении.

С точки зрения психологии, А. Маслоу [5] понимает литературное развитие как образование ассоциаций между словом и образом. Н.Б. Бехтин [2] указывает на необходимость наличия художественных эмоций, которые характеризуют правильность понимания замысла автора произведения, умения видеть более глубокие переживания, четко их осознавать, говорить о них, описывать их.

В рамках научно-методической школы В.Г. Маранцмана [1] подробно изучаются этапы литературного развития, особенности выявления и развития литературных творческих способностей. Понятие «литературное развитие» В.Г. Маранцман связывает с реализацией опыта эмоционального читательского восприятия в общем психическом развитии человека. Среди критериев выделяются как непосредственное читательское восприятие, так и начитанность, имеющийся объем литературоведческих знаний, эмоциональная отзывчивость, умение анализировать текст, мотивы чтения, читательское воображение. Л.В. Шамрей [4] отмечает, что динамика и качество развития культуры ребенка как читателя зависит от профессиональной деятельности педагога и системы литературного образования.

Для определения особенностей литературного развития как профессионально значимого качества личности педагов дошкольного образования необходимо обозначить основные компоненты литературного развития, рассмотреть условия и конкретизировать показатели литературного развития педагогов дошкольного образования во взаимосвязи с профессиональными задачами.

Литературное развитие имеет определенные структурные элементы. Первая ступень литературного развития представляет собой качественные изменения в эмоциональном восприятии, понимании и интерпретации литературных произведений. Вторая ступень связана с развитием интереса к литературному творчеству и собственной творческой деятельности, что является признаком сформировавшейся, зрелой личности.

Система повышения квалификации открывает большие возможности для литературного развития педагогов дошкольного образования, поддержания познавательного интереса и способностей к исследовательской работе.

Теоретические аспекты использования системы повышения квалификации как средства управления профессионально-личностным развитием педагогов дошкольного образования рассматривает ряд авторов: Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А Сластёнин и др.

Система повышения квалификации позволяет педагогам развивать творческие способности, быть готовыми к самопознанию и к самореализации, уметь ориентироваться на лучшие образцы мировой литературы при планировании образовательной деятельности дошкольников, подбирать для занятий по речевому развитию материал, соответствующий возрастным и общекультурным требованиям.

Для получения положительного результата в литературном развитии педагогов дошкольного образования необходимо создать определенные совокупности условий.

    Организационные условия несут мотивационную составляющую.

    Программные условия подразумевают получение знаний, выбор содержания учебного материала в рамках образовательной программы. Методические условия определяют способы деятельности и включают в себя репродуктивную деятельность, передающую эмоционально-ценностное отношение к миру и опыт самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, проведенный нами сравнительный анализ определений понятия «литературное развитие», представленных различными авторами, критерии и структурные особенности литературного развития, дает возможность представить обобщенную модель литературного развития педагогов дошкольного образования. Литературное развитие педагогов имеет определенную структуру. Первая ступень представляет собой качественные изменения личности педагога, формирующиеся посредством получения определенного объема литературных знаний и литературоведческих понятий, непосредственно чтения литературных произведений и профессиональных компетенций, в совокупности позволяющие понимать авторский замысел произведения и выражать эмоциональное отношение как читателя. Вторая ступень литературного развития включает в себя элементы вербальной креативности и собственно литературного творчества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беньковская Т. Е. Научная школа В. Г. Маранцмана: перспективные направления исследований // Universum: Вестник Герценовского университета, 2012, № 3. С. 177-183.
2. Бехтин Н. Б. Литературное развитие школьников. – М.: Прометей, 1989.
3. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976.
4. Фирсова А. М., Устинова Е. В. Проблема адаптации детей в начальной школе // Приволжский научный журнал, 2011, №4. С. 260-264.
5. Фирсова А. М., Скатова Е. В. Анализ использования проектной деятельности как фактор профессионального развития педагога // PROFESSIONAL SCIENCE. Materials of the I international research and practice conference May 31h , 2016, Los Gatos (CA), USA. Scientific public organization “Professional science”. 2016
6. Шамрей Л. В. Функциональные закономерности взаимодействия науки и искусства в школьном изучении литературы: Автореф. дис. … докт.пед.наук. – Санкт-Петербург, 1995.
7. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth: Penguin, 1971.
8. Stephen C. Looking for Theory in Preschool Education // Springer Science+Business Media B.V. 2012, Published online: 5 February 2012 Stud Philos Educ (2012) 31, 227–238 p.
 


©  А.М. Фирсова, Е.В. Скатова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru