viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Т.М. Михайленко,  (Аспирант, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2017

Личность
В данной статье рассмотрены психолого-педагогические основы развития личности младшего школьника в игровой деятельности. Проанализированы понятия личность и личностные результаты. Даны их обобщенные определения. Выделены основные компоненты личностных результатов и их характерные особенности. Представлена структура личности и ряд положений, направленных на развитие личности младших школьников. Рассмотрены сферы личности и их особенности. Особое внимание уделено взаимосвязи структуры личности, основных направлений личностного развития, сфер психики младшего школьника и компонентов личностных результатов, которые представлены в виде схемы.

Ключевые слова: Личность, развитие личности, личностные образовательные результаты, младший школьник, качества личности, сферы личности, игровая деятельность, образовательный процесс.

 

Изменения, происходящие в мире в конце XX – начале XXI века, обусловили процесс модернизации в сфере образования. Была переориентирована на новые стратегические цели государственная образовательная политика. Изменения произошли в содержании образования, технологиях обучения, условиях организации образовательного процесса.

Актуальность проблемы формирования личностных образовательных результатов младших школьников, продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, формирования основ гражданской идентичности, развитию умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, развитию самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Понятие «личность» изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, психологией, педагогикой и др.

Рассмотрим понятия личность с точки зрения:

-  «индивидуума», так как на современном этапе развития общества личность рассматривается как субъект, стремящийся к самоопределению и самореализации;
- «носителя социальных ролей», так как социализация характерна для педагогики начальной школы;
- взаимосвязи  с деятельностью, так как именно в деятельности происходит развитие личности.

  • Под личностью понимается человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности (А. В. Петровский).
  • Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении (Б. Г. Ананьев).
  • Под личностью понимают, человека как участника историко-эволюционного процесса, выступающего носителем социальных ролей и обладающим возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя [4].
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В. А. Ганзен) [14].

Обобщая мнение ученых, под личностью понимается человек, как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении.

Развитие личности — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека [7].

Важно отметить, что общей теории личности и единства взглядов на становление и развитие личности в современной психологической науке нет. Поэтому сделаем акцент на теоретических категориях общей теории личности, значимых для дальнейшего изложения: структура психических свойств личности; деятельность как особый вид человеческой активности, обеспечивающий личностное развитие; социально востребованные черты личности.

В теории личности выделяются структурные компоненты психических свойств личности, которые функционируют в неразрывном единстве и определяют свойства личности, влияющие на особенности познания, деятельности, стиль жизнедеятельности человека.

Так, структура личности (динамическая функциональная структура личности К. К. Платонова  включает четыре иерархических уровня (подструктуры), которые в своей системной взаимосвязи определяют психический склад личности, функциональные возможности индивида:

  1. Уровень темперамента характеризует природные (биопсихические) возможности индивида, обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, возрастными и половыми различиями.
  2. Уровень особенностей психических процессов определяет характер индивидуальных ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, воли.
  3. Уровень опыта личности отражает знания, умения, навыки, привычки индивида.
  4. Уровень направленности личности определяет отношение человека к миру: интересы, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации. Направленность личности вместе с потребностями и Я-концепцией составляет основу самоуправляющего механизма личности, которая и обеспечивает ее становление [13].

Опираясь на структуру психических свойств личности, выделим ряд положений, направленных на развитие личности младших школьников.

    Во-первых, системообразующие свойства личности, которые определяют особенности познания, стиль деятельности и жизнедеятельности человека, относятся к уровню направленности личности. К ним, в частности, отнесены интересы, убеждения и взгляды, ценностные ориентации.

    Интересы – осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Часто интересы называют системой мотивов личности, ориентирующихся динамику развития этой личности и задающие главные тенденции ее поведения. В процессе формирования учебной деятельности младшего школьника формируются познавательный интерес – стремление к изучению, познанию окружающего мира. Формирование познавательного интереса является необходимым условием получения знания и развития способностей учиться, проявлять самостоятельность в приобретении знаний[15].

Убеждения, взгляды – субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми руководствуется человек. Убеждения, взгляды начинают формироваться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте необходимо вырабатывать в процессе обучения отношение ребенка к миру, его главные ценностные ориентации, так как идет увеличение объема знаний, начинает расширяться умственный кругозор, начинает складываться мировоззрение – взгляд на мир в целом, система представлений об общих основах бытия, устойчивая система взглядов и убеждений [15].

Ценностные ориентации – направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности. Именно ценностные ориентации являются сущностью и одновременно условием полноценной жизни человека. К ведущим ценностным ориентациям, которые формируются в процессе школьного образования, относят:

  • способность воспринимать образование (образовательные возможности человека);
  • сумму важных для общества норм, ценностей, которые становятся предметом усвоения [15].

    Во-вторых, личность – целостное психическое формирование, отдельные компоненты структуры личности взаимосвязаны. Становление и развитие направленности личности интегративно связано с другими подсистемами в структуре личности, в частности с подструктурой (уровнем) опыта личности.

Таким образом, педагогическая работа, направленная на развитие направленности личности младшего школьника, должна быть взаимосвязана с развитием у ребенка уровня опыта в структуре его личности, выражающегося в единстве знаний, навыков, умений, способов познания действительности младшего школьника.

    Деятельность – специфическая форма взаимодействия человека со средой, направленная на ее познание и преобразование. Деятельность от поведенческой активности отличает осознанность в постановке целей, рефлексивным использованием приобретенных умений, навыков, способов ее реализации.

Для фундаментальных отечественных психологических научных исследований (А. Н. Выготский, С. Л. Рубинштейн) основоопределяющим является положение о том, что «все качества, свойства личности, ее желания, цели, интересы и способности проявляются в делах этой личности, в разных видах ее деятельности» [9].

В различных видах деятельности, свойственных детскому возрасту (учебная, практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная, игровая), происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики, обеспечивающих их выполнение.

К ним относятся интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность, индивидуальность и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности. Рассмотрим их сущности, прежде всего в качестве целей развития школьника [5].

    Интеллектуальная сфера, характеризуется видами, стилем мышления, качествами ума, познавательными процессами, мыслительными операциями, умениями учиться, внепредметными и  предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний [5].

    Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни. Существенную часть мотивационной сферы школьника составляет мотивация учения. Под мотивацией учения понимается система целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности [5].

    Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями и чувствами, но также тревожностью и самооценкой [5] .

    Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива [5].

    Сфера саморегуляции характеризуется свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью; умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне [5].

    Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении [5].

По мнению многих ученых, одним из качеств зрелой личности, важным регулятором ее поведения является Я-концепция – «устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая или переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение» [16].

Ядром Я-концепция является способность личности к рефлексии, умение личности строить свои отношения с людьми и миром с учетом самоорганизации, саморегуляции, самореализации и самоуважения на основе самоконтроля и самооценки своих действий [16].

Деятельность, в которой ребенок младшего школьного возраста мог бы познать окружающий мир, многообразие отношений с другими людьми, научиться оценивать свои и чужие поступки, развить свои личностные качества, психологи, в первую очередь связывают с игрой.

Игра как вид деятельности направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Таким образом, организация в учебном процессе игровой деятельности младших школьников, направленной на их личностное развитие, предполагает, с одной стороны, осознание педагогом тех психических сфер, развитие которых обеспечивает конкретная игра, с другой – использование тех игр, которые обеспечивают комплексное развитие сфер психики ребенка.

В психологии категория «черта личности» отражает направленность ценностных ориентаций, способность определенным образом воспринимать действительность, предрасположенность к определенному типу поведения в широком наборе ситуаций (Г. Олпорт, Р. Кеттел) [12; 17].

Исследователи выделяют целый ряд черт, которые должны быть свойственны личности на новом этапе исторического развития, обеспечивающих развитие постиндустриальной экономики и персональную успешность в обществе XXI века: инициативность, интеллектуальность, лидерство, самодостаточность (предпринимательское поведение и организационное видение), коммуникабельность и способность эффективной работы в команде, ответственность (способность принимать решения и персональная ответственность) и др. [1].

Необходимо сделать акцент на то, что понятие «личностные результаты» не определяется однозначно. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные трактовки данного понятия.

Согласно стандартам второго поколения, под личностным результатом понимают мотивы деятельности, систему ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Внимание акцентируется, прежде всего, на самоопределении личности ученика, смыслообразовании, ценностной и нравственно-этической ориентации [8].

Под личностными результатами также понимают сформированность положительной «Я – концепции», опыта самопознания и личностной самооценки; сформированность основ российской, гражданской идентичности; начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины; сформированность мотивации к учению и познанию. В данном определении более четко, на наш взгляд, выделены основные критерии определения личностных результатов [6].

Личностные результаты с учетом особенностей возраста предполагают: становление самоопределения личности, формирование внутренней позиции школьника; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; системы ценностных ориентаций, в том числе морально-этической ориентации, отражающих индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные чувства и личностные качества, способность к моральной децентрации [18].

Приведенные определения личностных результатов дополняют друг друга, представляя данный феномен разными гранями.

Обобщение приведенных определений позволяет говорить о том, что под личностными результатами целесообразно понимать сформированность ценностно-смысловых ориентаций; основ гражданской идентичности; положительной «Я – концепции»; мотивации к учению и познанию; внутренней позиции [10].

Обобщенная характеристика основных компонентов личностных результатов представлена в табл. 1 [10].

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авзалова Г. Г. Формирование личности XXI века//Учитель. – 2009. - № 1. – с. 35-37
2. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека // Человек и общество. – Л.: ЛГУ, 1967. – Вып. 2. – с. 235-249.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. –134 с.
5. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 572с.
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39с. — (Стандарты второго поколения)
9. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971.
10. Михайленко Т.М. Педагогический аспект личностных результатов образования. Герценовские чтения. Начальное образование. Том 3. Выпуск 1. Начальное образование: соответствие стандарту. – СПб.: Издательство ВВМ, 2012. – 386 с.
11. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
12. Оллпорт Г. Личность в психологии / Г. Оллпорт. — М., 1998.
13. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
14. Различные определения понятия личность [Электронный ресурс] URL: http://allrefs.net/c14/3vvse/p10/ (дата обращения 05.01.2017)
15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
16. Трубайчук Л. В. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе. Монография. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 242с.
17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб. Питер Пресс, 1997. — 608с..
18. Черкасова Е. В. Развитие личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Психологическое обеспечение педагогического процесса в образовательном учреждении: проблемы, ресурсы, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 1-2 сентября 2011 года) / Под общ. ред. С. М. Шингаева. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 344 с.
 


©  Т.М. Михайленко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru