viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.Н. Кутейников, Т.С. Прахт, Д.Д. Шандлоренко,  (Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Санкт-Петербург)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2017

Педагогическая поддержка
В статье рассматривается вопрос педагогической поддержки адаптации студентов первого курса СЗИУ РАНХиГС. Описаны психологические критерии адаптации и динамика актуализации учебно-важных качеств. Проведено сравнение показателей адаптации в первом и втором семестрах в группах, где была реализована программа поддержки адаптации и в группах без таковой. В группе, где была реализована программа педагогической поддержки, зафиксирована динамика учебно-важных качеств, уровня адаптации и эмоционального интеллекта. Были выработаны педагогические рекомендации, ориентированные на поддержку процессу адаптации.

Ключевые слова: Педагогическая поддержка, эмоциональный интеллект, учебный процесс, адаптация к учебной деятельности, учебно-важные качества.

 

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio» (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни. [3, с. 14]. В более узком понимании, и именно этого определения мы будем придерживаться в настоящей публикации, «адаптация — это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.»  [3, с. 17].

Под педагогической поддержкой, как отмечал О.С. Гозман, следует понимать систему педагогической деятельности, включающую помощь обучающимся в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей. Соответственно, педагогическая поддержка адаптации к обучению – это процесс совместного с обучающимся определения его собственных целей, возможностей и путей преодоления трудностей в учении, с целью научить студента самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении.

Поддержка адаптации студента к учебному процессу является одной из безусловно актуальных проблем современной высшей школы. Причем речь должна идти не только об адаптации к увеличивающейся образовательной нагрузке, но и к быстро сменяющимся условиям окружающей социальной и психологической среды [6]. Успешная адаптация поступившего в вуз студента является обязательным условием его дальнейшего развития и становления как личности и как профессионала в будущем. Для поиска путей решения поставленной задачи должны учитываться: жизненные планы, интересы и ценностные ориентации поступивших в вуз студентов; должен проводиться анализ трудностей, которые студенты испытывают на первоначальном этапе пребывания в высшей школе; их уровень самооценки и способность к сознательной регуляции своих действий, эмоций и поведения (т.н. эмоциональный интеллект) [5, 7]. Но самым важным элементов мы предлагаем считать наличие соответствующей программы, ориентированной на педагогическую поддержку адаптации к учебе и выработки важных для учения качеств.

Итак, процесс адаптации студента к условиям обучения в вузе является важным этапом в процессе дальнейшего развития личности. Данная проблема подробно рассматривалась в работах: Баранова А.А., Березина Ф.Б., Василюка Ф.Е., Обозова Н.Н., Огаревой Е.И., Кудашев А.Р., Кутейникова А.Н., Красовского А.С., Реана А.А., Шадрикова В.Д., Климова Е.А. и др.

    Целью нашего исследования являлось изучение особенностей динамики процесса адаптации у студентов первого курса СЗИУ РАНХиГС, выявление зависимости адаптации от степени выраженности эмоционального интеллекта, определение других психологических факторов, влияющих на процесс адаптации и попытка разработать рекомендации, позволяющие осуществить педагогическую поддержку студентов в их адаптации к учебному процессу.

В исследовании мы исходили из положения, что адаптацию к обучению в вузе следует рассматривать комплексно по трем сферам:

  • нервно – психическая адаптация, определяемая индивидуально-психологическими особенностями (в наименьшей степени поддается коррекции);
  • социально - психологическая адаптация, т.е. адаптация в студенческой группе, к среде, к новому статусу, роли и т.д.;
  • адаптация собственно к учебной деятельности.

Следовательно, успешную адаптацию студентов можно представить как их включенность:

  1. в новую социальную среду;
  2. в учебно-познавательный процесс;
  3. в новую систему отношений.

В ходе исследования использовались следующие тестовые методики:

    1. МЛО «Адаптивность» (тест разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Черемятиным). Данная методика позволяет оценить показатели по 3-м шкалам:

  • Нервно-психическая устойчивость;
  • Коммуникативные особенности;
  • Моральная нормативность.

Также тест помогает вывести интегральный показатель адаптивных способностей. Следует отметить, что по данному тесту чем выше тестовые показатели, тем лучше считается результат.

    2. Тест на измерение уровня тревожности (тест Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина).

Данная методика позволяет измерять уровень ситуативной и личностной тревожности.

    3. «Социометрия».

Указанная методика дает информацию о внутригрупповых связях и иерархической структуре группы [8].

    4. Методика ЭмИн (диагностика эмоционального интеллекта) Д.В. Люсина.

Согласно теоретической модели, лежащей в основе опросника ЭмИН Люсина, в структуре эмоционального интеллекта можно выделить, с одной стороны, внутриличностный и межличностный компоненты эмоционального интеллекта (по направленности на свои или чужие эмоции), с другой стороны, способности к пониманию и управлению эмоциями. [7, с. 30].

    6. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан) позволяет провести диагностику двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. С помощью данной методики в ходе исследования были определены мотивационные импульсы студентов в достижениях и преодолении препятствий [8].

    7. «Исследование волевой саморегуляции», составители теста А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман. Методика позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции, как одного из компонентов эмоционального интеллекта личности. Уровень саморегуляции характеризуется в результате сопоставления таких свойств характера как настойчивость и самообладание. Владение навыком саморегуляции является одним из определяющих факторов успешной адаптации личности в изменяющихся условиях среды.

Исследование проводилось в два этапа.

Первая часть исследования (начальный срез) осуществлялась в начале первого семестра, второй этап – в конце учебного года. Для подтверждения достоверности отмеченных тестовых сдвигом использовался G-критерий знаков. Одна из учебных групп была назначена экспериментальной группой (52 человека), а другая (44 человека) – контрольной. Стимульное воздействие в виде серии специальных тренинговых занятий осуществлялось только в экспериментальной группе.

Наиболее выраженная динамика личностных качеств в экспериментальной группе была продемонстрирована по следующим описанным ниже показателям:

Тестовые показатели уровня нервно-психической устойчивости по группе повысились (различия были статистически значимыми), т.е. нервно-психическая устойчивость возросла. Также улучшились, хотя и в меньшей степени, показатели сформированности коммуникативных навыков и моральной нормативности. Общие показатели адаптивных способностей возросли.

В среднем по экспериментальной группе был выявлен высокий уровень ситуативной тревожности и низкий уровень нервно-психической устойчивости. В результате ряда бесед с оптантами, мы пришли к выводу, что полученные тестовые данные обусловлены тем, что из «обучаемого» студент становится «обучающимся», в его адрес транслируются новые для него экспектации, то есть теперь ему отводится более самостоятельная роль в процессе обучения. В высшей школе происходит переход студента из позиции объекта обучения в позицию субъекта учебной деятельности, что сопровождается динамикой компонентов психоэмоционального состояния [1, 4]. Было отмечено, что между первой и второй сессиями уровень ситуативной тревожности снизился.

Нами также было отмечено, что и уровень тревожности и адаптивность тесно связаны с успешностью усвоения норм и правил (по тесту МЛО), которые диктует новая группа. Впоследствии (на втором этапе исследования) нами было установлено, что по мере усвоения новых норм и правил наблюдается снижение уровня тревожности.

Что касается показателей социометрического теста, то социометрическая структура группы в течение года претерпела изменения. Выявленные «звезды» и «отвергаемые» не изменились, однако изменились внутригрупповые предпочтения между микрогруппами и увеличилось само количество микрогрупп.

При анализе показателей эмоционального интеллекта было отмечено следующее:

  1. Показатели эмоционального интеллекта студентов между первым и вторым срезом изменились в сторону возрастания.
  2. У студентов, которые были отчислены между первым и вторым этапом исследования изначально были более низкие показатели эмоционального интеллекта, ниже чем у остальных их сокурсников. Мы предлагаем объяснить данный факт недостаточным умением данных студентов разбираться в себе, в своей деятельности и поведении.

Относительно показателей мотивации достижения следует сказать следующее. И на первом, и на втором этапах исследования мотивация успеха является достаточно высокой (средние показатели по тесту составляют 176 и 198, соответственно). Но на втором этапе она все-таки выражена в большей степени (сдвиги статистически значимы). Интересным является тот факт, что у двоих студентов, отчисленных на протяжении первого курса, тестовые показатели были существенно ниже, чем у их сокурсников. Т.е., для них была более характерна мотивация избегания неудач.

Способность к саморегуляции у испытуемых выражалась в следующих показателях: настойчивость и самообладание, что соответствует таким качествам личности как уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, высокий уровень саморегуляции. Как это ни выглядит парадоксальным на первый взгляд, показатели настойчивости на протяжении учебного года статистически достоверно понизились. Судя по всему, это связано со все возрастающей стереотипизацией учебной деятельности (по крайней мере, на протяжении первого курса). Как известно, настойчивость проявляется в основном в тех ситуациях, когда постоянно возникающие трудности не являются стандартными. Показатели самообладания, как и следовало ожидать, на протяжении первого учебного года возросли.

Также после первой сессии (т.е. между первым и вторым этапами) забрали документы и отчислились из вуза три студента, которые имели самые негативные показатели нервно-психической устойчивости. Поскольку их индивидуальные показатели значительно отличались от средних показателей оптантов из экспериментальной группы, мы вычленили этих трех людей из экспериментальной группы и для них ввели отдельную группу. Т.о., в процессе сдачи экзаменов произошло расщепление выборки на неадаптивных (2 человека) и в разной степени адаптивных студентов (все остальные).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зобков, В. А. Отношение к учебной деятельности как целостная характеристика субъекта деятельности Текст. / В. А. Зобков // Психология отношений: XXI век: материалы VI международной научно-практической конференции. Владимир, 2008. - С. 100-102.
2. Ибрагимова Е.В. Тренинг как педагогическая поддержка личностного самоопределения студентов вуза. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Оренбург, 2007.
3. Краткий психологический словарь/ Под. ред С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. Ростов н/Дону, 2010- 318с.
4. Крюкова, Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения Текст. / Т. Л. Крюкова // Психологический журнал. 2008. - Т. 29, № 2. - С. 88-95.
5. Кутейников А.Н., Шандлоренко Д.Д. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации к учебному процессу. Фундаментальные исследования, №2, 2015, часть 22.
6. Реан А.А., Кудашев А.Р., БарановА.А., Психология адаптации личности. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2008.- 479 с.
7. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова - М.: Институт психологии РАН, 2009.- 351с.
8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. 2002. C.98-102.
9. Психологические исследования. URL: http://psystudy.ru (дата обращения – 10 октября 2015)
 


©  А.Н. Кутейников, Т.С. Прахт, Д.Д. Шандлоренко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru