viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Л.П. Качалова,  (Д.пед.н., профессор, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2017

Самостоятельность
Современное высшее образование ориентировано на подготовку квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, владеющих профессиональными компетенциями, умениями трансформировать полученные знания в профессиональную деятельность, обладающими навыками самостоятельного получения знаний, необходимых для профессионального роста и осуществления профессиональной деятельности. Постановка указанных задач выдвигает перед высшим образованием требование к такой организации процесса подготовки будущих специалистов, процесса обучения, которая наряду с формированием системы знаний, компетенций, оказывает влияние на формирование у студентов умений самостоятельно приобретать новые знания, применять их для решения возникающих проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью. В связи с указанным, актуализируется проблема определения подходов к оптимизации самостоятельной работы студентов, усиления ее роли, разработке средств и инструментария, форм и методов обучения, обеспечивающих органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин. Это определяет необходимость изменения подходов к учебно-методическому и организационно-методическому обеспечению учебного процесса. Одним из таких подходов является разработка силлабуса как методической основы организации самостоятельной работы студентов, обеспечивающего становление студента как полноценного субъекта обучения посредством имеющейся возможности самостоятельно пользоваться программными материалами, что позволяет формировать мотивацию учения, повысить качество образования.

Ключевые слова: Самостоятельность, самостоятельная работа, силлабус, функции силлабуса.

 

Современный запрос общества на подготовку специалиста ориентирует на решение задач, связанных с формированием готовности к постоянному обновлению имеющихся знаний, их применению на практике для решения профессиональных задач, формированием личности, обладающей критическим творческим мышлением, личности активной в достижении поставленных целей. В связи с этим перед системой высшего образования стоит важная задача организации образовательного процесса, предусматривающего акценты на организации самостоятельной работы, формировании самостоятельности, а самостоятельной работе студентов в процессе освоения учебных дисциплин придание ведущей учебной деятельности. Задача в том, чтобы студент из пассивного потребителя знаний перешел на уровень активного субъекта, который умеет сформулировать проблему, обосновать пути ее решения, аргументировать выбор путей и способов ее решения. Именно самостоятельной работе придается статус формы учебного процесса.

Самостоятельная работа студентов определяется как работа, в которой в специально отведенное время по заданию преподавателя осуществляется его самостоятельное исполнение [4, С. 15]; совокупность самостоятельной деятельности студентов, осуществляемой в учебной аудитории, вне ее либо в контакте с преподавателем, либо в его отсутствие [9, С.10–15]; форма осуществления самостоятельной познавательной деятельности, которая характеризуется личной инициативой ее организации со стороны студента в удобное время при опосредованном управлении со стороны преподавателя [12].

Различные трактовки понятия «самостоятельная работа студентов» зависят от того какой смысл содержания вкладывается в организацию этой деятельности и функционального потенциала самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов определяется как с позиции описания ее как вида деятельности, так и с позиции ее функционального целеообразования: формирование у студентов профессиональных компетенций, направленных на самостоятельное творческое решение проблем, возникающих в практике будущего специалиста; формирование необходимого объема и уровня знаний, навыков и умений [6, С. 240-243]; это любая организованная преподавателем деятельность студентов, направленная на поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний; вид учебной деятельности, предполагающий определенный уровень самостоятельности студентов; планируемая работа студентов, которая выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия, но при его методическом руководстве [1].

Можно обобщив эти толкования определить самостоятельную работу студентов как активная инициативно организуемая студентов деятельность, связанная с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы.

Определив определение понятия самостоятельная работа студентов мы выделяем в ней компоненты, которые позволяют проецировать ее на организационно-процессуальные аспекты образовательного процесса: мотивационный, деятельностный, рефлексивный. Мотивационный компонент самостоятельной работы студентов - мотивация познавательной деятельности, готовность к саморазвитию, самосовершенствованию. Деятельностный компонент самостоятельной работы заключен в планировании студентом своих действий, обосновании и выборе целей, способов выполнения самостоятельной работы. Рефлексивный компонент связан с вхождением студента в рефлексивную позицию по самоконтролю, прогнозировании корректив самостоятельной работы. Данные компоненты указывают на то, что самостоятельная работа студентов не должна рассматриваться как самостоятельной деятельностью студента по освоению дисциплины.

Это должна быть особая организация условий для самостоятельной работы студентов, которая подчинена цели «систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности, самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации» [7, С.10-11].

Пути совершенствования организации самостоятельной работы студентов связаны с ее методическим сопровождением и одним из средств является силлабус учебных дисциплин, в структуре которого заложена функция организации и планирования, стимулирования, контроля и самоконтроля, структурирования учебных дисциплин с условием введения самостоятельного блока «самостоятельная работа студентов».

    Силлабус - это учебно-методическая программа дисциплины, включающая в себя описание изучаемого предмета, цели и задачи, краткое содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии оценки и список основной и дополнительной литературы. Это краткая программа самостоятельной работы осваиваемой дисциплины, в которой для успешного освоения студентом курса содержится вся необходимая информация [2, С.143; 3, С.18; 10,С.163-167].

С точки зрения организации самостоятельной работы студентов силлабус обладает функционально-педагогическим потенциалом: функция уточнения понимания основных положений дисциплины, исправление ошибок в изучении отдельных тем [11,С.83]. В этой функции для студента заложена возможность и необходимость составить свой конспект изучаемой темы, дополнять его во время лекции. Педагогическое сопровождение в этом случае – алгоритм, который обозначен преподавателем; функция взаимодействия – предусматривается построение равноправных отношений на основе взаимных обязательств и ответственности в интеракции «преподаватель – студент»; функция контроля, выявляющая выполнение учебной программы по самостоятельной работе в режиме запланированного времени [10,С.165].

 В рассматриваемом конструкте силлабуса как средства организации самостоятельной работы студентов педагогические функции расширяются за счет акцента на самостоятельную работу: функция структуризации - организация самостоятельной работы структурируется и систематизирует процесс обучения; функция развивающая – развитие культуры ума, культуры самообразования, обогащение интеллектуальных способностей студентов; функция информационно-подкрепляющая состоит в акцентировании внеаудиторной самостоятельной работы студентов, подкрепляющей учебную аудиторную работу студентов; функция профессионального ориентирования – задания по самостоятельной работе носят профессионально-ориентированный характер; функция стимулирующей траектории – самостоятельный выбор траектории освоения учебной дисциплины, совершенствование навыков самостоятельной работы; исследовательская функция - «формируется новый уровень профессионально-творческого мышления» [5].

Рассмотрим структуру и содержание силлабуса по дисциплине «Педагогика». Он состоит из нескольких разделов. В первом разделе обозначаются цели изучения дисциплины (то есть раскрытие перед студентом главной цели – формирование системы знаний об объекте профессиональной деятельности будущего учителя), формулируются требования преподавателя (обязательное посещение аудиторных занятий, активное участие в обсуждении вопросов, предварительная подготовка к лекциям и семинарским занятиям, своевременное выполнение заданий, участие во всех видах контроля), конкретизируются результаты, которыми должен овладеть студент.

Во втором разделе силлабуса размещается план изучения дисциплины, в котором отражены темы, количество часов, виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. В третьем разделе силлабуса содержатся контрольные мероприятия и оценки, критерии оценки, виды и формы контроля, охватывающего все виды самостоятельной работы (самостоятельно и под руководством преподавателя). Критерии оценки самостоятельной работы студентов описываются по каждому из обозначенных (например, требования к написанию эссе – оценивается соблюдение структуры изложения, наличие анализа и оценки информации, изложение собственной точки зрения, четкое определение понятий, наличие примеров, изложение материала четко по структуре, которую задал преподаватель.

Четвертый раздел силлабуса включает описание видов самостоятельной работы, формы организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. В данном разделе необходимым элементом является четкое формулирование заданий, алгоритм их выполнения, четкий перечень аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы: коллективные и индивидуальные формы самостоятельной работы; конкретные задания, которые носят индивидуальный и коллективный характер. Представляется четкое разграничение аудиторной самостоятельной работы (выполнение упражнений и решение задач различного вида; контрольные работы, выступление с докладами, сообщениями и т.д.) и внеаудиторной самостоятельной работы (написание творческого эссе по определенному алгоритму, разработка презентации, проектное исследование и т.д.). В последнем пятом разделе указывается учебно-методическое сопровождение.

Содержательно-процессуальное наполнение силлабуса как средства организации самостоятельной работы студентов включено в четвертый раздел силлабуса и сосредоточено на разработке карты самостоятельной работы, сопровождающей освоение дисциплины и в которой показаны темы аудиторных занятий и самостоятельная работа по указанным темам.

Карта заполняется заданиями типа: заполнение таблиц (например, «Принципы целостного педагогического процесса», «Развитие дидактических идей в истории педагогики»); составление структурно-логических схем и листов сжатой информации по изучаемой теме (например, Принципы и методы обучения); конспектирование (по представленному перечню источников, в которых отражены, например, теория личности, теории поэтапного формирования умственных действий, теория развивающего обучения и др.; составление картотек, библиографических списков по определенной теме курса; разработка творческих проектов (например, «Школа для успеха»); анализ педагогических ситуаций, написание эссе; работа с книгой с оформлением результата в виде реферата, эссе, сообщения, аннотации, рецензии, сочинения и др.; написание курсовой или дипломной работы; поиск информации и ее обработка; работа с электронными носителями информации; решение задач и выполнение упражнений, творческое применение знаний и умений, конструирование и др. Выполнение указанных заданий сопровождается методическими рекомендациями, в которых четко сформулирована тема задания, цель его выполнения, инструкция и алгоритм выполнения.

В структуре силлабуса обязательным является указание сроков представления результатов самостоятельной работы, критерии их оценки также студенты известны, представляется алгоритмическое предписание по подготовке к занятиям и всем видам самостоятельной работы.

Для успешного выполнения заданий самостоятельной работы студентов необходимо создание условий: цели заданий должны быть понятны студентам; задания должны быть доступны, содержать алгоритмы их выполнения и методические рекомендации; форма контроля, критерии оценки и сроки сдачи должны быть четко определены и заранее известны [8].

Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов является тем управляющим механизмом, который обеспечивает активизацию познавательной деятельности, самостоятельное определение «самодвижения» студентов к решению поставленных задач.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белобородова Н.Е. Организация самостоятельной работы студентов по физике в формате «силлабус»// Вестник ПГПУ.- №5. – 2009. – С.108-111.
2. Гитман М., Гитман Е. План – проспект курса для студента или Что такое syllabus //Высшее образование. 2007.№10.С.43-48;
3. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №1 (13). С.19. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sillabus-kak-sredstvo organizatsiisamostoyatelnoy;
4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 126 с.
5. Измайлова М.А. Организация внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Методическое пособие. - М.: Дашков и К., 2008
6. Карманова Е.В. Опыт организации системы дистанционного обучения в вузе /Е.В. Карманова//Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве: сб. докладов 4 всерос. науч. практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Екатеринбург, 26-27 марта 2015 г. Екатеринбург: УрФУ, 2015.
7. Кривцова С.М., Пащенко Т.С. Организация самостоятельной работы студентов: Методические рекомендации для преподавателей. – Тюмень: ГОУ СПО Тюменский лесотехнический техникум. 2009 – 47с.
8. Нурманбетова Д.Н., Нефедова Л.В. Методические рекомендации по разработке силлабусов. Издание второе, переработанное и дополненное. – Астана, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2008. – 40 с.
9. Семенова В.Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Саратов: Новый Проект, 2013.
10. Шкунова А.А. Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов // "Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований". 2016. №6 (часть 1). - С. 163-167.
11. Шкунова А.А. Менеджмент: технология организации самостоятельной работы студентов: учеб. пособие. Нижний Новгород: Мининский университет, 2016.
12. Якушкина Л.П. Технология организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе. Дис. …канд.пед.наук, Орел, 2007. – 210с.
 


©  Л.П. Качалова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru