viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.В. Гриб,  (К.филос.н., доцент, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2017

Эмоциональный интеллект
В статье рассматриваются вопросы развития эмоционального интеллекта путем целенаправленного обучения. Программа обучения основана на поэтапном формировании отдельных компонентов, образовании интегративных знаний, умений и качеств в процессе специально организованного социально-психологического тренинга. Отмечен рост показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Показана возможность повышения выраженности отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, способности, уровень эмоционального интеллекта, ассертивность, тренинг.

 

В  процессе модернизации образования изменились требования к результатам образования. «Выпускник знающий» перестал соответствовать требованиям общества. На смену ему должен прийти «выпускник умеющий». И речь идет не только о профессиональных знаниях и умениях. Эффективность трудовой деятельности зависит как от профессионализма и мастерства, так и от способности устанавливать надежные и конструктивные отношения с широким кругом людей. Все чаще требуются сотрудники «коммуникабельные, стрессоустойчивые, адаптивные, умеющие  работать в команде». Именно такого коммуникативно компетентного выпускника ищет работодатель на современном рынке труда.

В психологии понятие коммуникативной компетентности связывается с эмоциональным интеллектом (ЭИ). Исследованием ЭИ занимались такие исследователи как: J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso, R. Bar-On, D. Goleman, R.E. Boyatzis, K.V. Petrides, A. Furnham и др.

Селавей и Мейер понимают ЭИ как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы. Они предположили, что ЭИ обусловливает наличие определенных способностей, которые участвуют в адаптивной обработке эмоциональной информации [6,87].

Големан понимал под  ним «такие способности, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться» [цит. по 6, с.88]. Бар-Он определял ЭИ как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [там же ].

В отечественной науке ЭИ изучают Д.В. Ушаков,  Д.В. Люсин, Е.А. Сергиенко, И.Н. Андреева, А.С. Петровская, М.А. Манойлова, Г.В., Д.В. Ненашев, И.С. Степанова, Е.А. Хлевная и др.

Если общий интеллект является фактором академической успеваемости, то высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет добиваться профессионального и жизненного успеха в целом.   Лица с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают рядом личностных особенностей, которые способствуют их коммуникативной компетентности и, следовательно, адаптации в сфере межличностных отношений, в сфере профессиональной деятельности и личных достижений. [1,7]. Эмоциональный интеллект может рассматриваться как предиктор способностей к руководству и эффективного поведения в организации. [3,4,5,6].

Экспериментальным путем выявлено, что лица с высоким уровнем эмоционального интеллекта уже на этапе выбора профессии предпочитают деятельность в социальной сфере. Умеренно высокий уровень ЭИ способствует эффективности деятельности в сфере «человек – человек», в частности в сфере обслуживания и  управлении. Руководителей с высоким уровнем ЭИ отличает бóльшая эффективность деятельности, гибкость в выборе стиля руководства и предпочтение просоциальных стратегий совладания. (Ненашев Д.В., Степанов И.С.).

Низкий уровень ЭИ способствует алкогольной и никотиновой зависимости, употреблению наркотиков, девиантному поведению и ухудшению взаимоотношений с окружающими. [1]. Такие люди податливы к внушению, манипуляциям, склонны к самообману, имеют «когнитивные прорехи» в восприятии реальности.

Результаты исследований, свидетельствующие о возможности целенаправленного развития эмоционального интеллекта, указывают на возможность произвольного повышения как его интегрального уровня, так и выраженности отдельных компонентов посредством внешнего, или тренингового, воздействия. (Гоулман Д., Манойлова Е.А. , Деревянко С.П., Люсин Д.В., Ненашев Д.В., Хлевная М.А.). К примеру, результаты эмпирического исследования Т.П. Березовской подтверждают возможность развития эмоционального интеллекта путём специально организованного обучения и воспитания [2]. Обнаружены статистически значимые различия по шкалам методики Н. Холла «управление эмоциями» и «распознавание эмоций других людей» в тренинговой и контрольной группах [9].

Целью нашего исследования было изучить возможность развития ЭИ в вузе, используя интерактивные технологии и методы обучения, разработать программу по развитию практических навыков по управлению и регуляции собственных эмоций и эмоций окружающих.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие эмоционального интеллекта может быть выстроено на основе поэтапного формирования отдельных компонентов в процессе специально организованного социально-психологического тренинга.

Были опрошены 87 студентов  третьего курса, 43 человека факультета менеджмента и 44  технического. Средний возраст опрашиваемых 19-21 год. Для диагностики  ЭИ использовался тест Н. Холла [8,с.57-59].

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии/ И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011.
2. Березовская Т. П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников // Когнитивная психология: сб. ст. Мн.: БГПУ, 2006. С. 16-20.
3. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психологический журнал. 2008. № 2.
4. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых .Дис….канд псих наук, Москва, – 2015
5. Ненашев Д.В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров: Дис. … канд. пед. наук. М., 2009.
6. Практический интеллект / Р.Дж.Стернберг, Дж.Б.Форсайт и др. – Спб.:Питер,2002
7. Степанов И.С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности (на примере лиц, занимающихся управленческой деятельностью). Дис…канд. псих. наук. Новосибирск, 2010
8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., Изд-во Института Психотерапии.2005
9. Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта// Вестник Государственного Университета Управления. 2012 г. №1. С. 188 – 191


©  Е.В. Гриб, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru