viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

М.Б. Синяговская,  (Преподаватель, ГБОУ г. Москвы "Многопрофильный лицей № 1501", МГТУ «СТАНКИН»)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Компаративистика
В статье исследованы вопросы становления современных образовательных систем в рамках Евросоюза, проведен анализ особенностей интеграции образовательных систем Евросоюза, сделан прогноз относительно их развития. Приведены основные задачи развития профессионального образования с позиций адаптации к быстро меняющимся условиям рынка занятости, рассматривается ретроспектива сотрудничества в части профессионального образования как самостоятельного направления общеевропейской деятельности и интеграционная активность в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: Компаративистика, сравнительная педагогика, профессиональное образование, Копенгагенский процесс, интеграция образовательных программ.

 

Рассматривая вехи европейской интеграции в сфере профессионального образования и особенности европейского рынка труда отметим, что вплоть до конца 1980-х годов было принято говорить только о национальных системах профессионального образования. Какого-либо серьезного посыла к началу международного сотрудничества в этой сфере, тем более, систематически поддерживаемого за счет государственных средств не было. В результате бурных процессов глобализации экономики и усилившихся процессов европейской интеграции ситуация сильно изменилась. Оказалось, что национальные системы профессионального образования находятся друг с другом в отношениях достаточно жесткой конкуренции, и им для преодоления разногласий необходимо выстраивать отношения международной кооперации. Вместе с пониманием необходимости кооперации пришло осознание важности совместного поиска и нахождения решений экономических и социальных проблем, стоящих перед Евросоюзом.

Международное сотрудничество в области профессионального образования неотделимо от таких общеевропейских постулатов, как «учиться у других», «избегать чужих ошибок» и «вырабатывать совместные решения проблем», которые стали неотъемлемыми максимами политики в области профессионального образования и образовательной практики.

Различные правительственные структуры, которые отвечают в своих странах за развитие образовательной сферы, в настоящее время стремятся поддерживать не только европеизацию национального профессионального образования, но и стимулировать в рамках своих национальных границ кооперацию теории и практики профессионального образования.

Сотрудничество в части профессионального образования, оформилось в самостоятельное направление общеевропейской деятельности после принятия странами Евросоюза «Брюгге-Копенгагенской декларации», которая предусматривает полную прозрачность реализуемых совместных программ, выполнение их в строго установленные сроки, а также признание единых квалификационных требований по профессиям всеми странами-членами союза [1].

В числе основных событий, позволивших начать Брюгге-Копенгагенский процесс, следует назвать следующие:

  • принятая Советом Евросоюза в марте 2000 года Лиссабонская декларация;
  • программа развития профессиональной мобильности, принятая в декабре 2000 года в Ницце;
  • итоговый доклад «Конкретные задачи для систем профессионального образования и обучения будущего», принятый Советом Евросоюза в марте 2001 года в Стокгольме;
  • общеевропейская конференция «Развитие сотрудничества в области профессионального образования и обучения», состоявшаяся в октябре 2001 года в Брюгге;
  • программа «Образование и обучение 2010», принятая странами Евросоюза в Барселоне в марте 2002 года;
  • состоявшаяся в июне 2002 года в Брюсселе конференция «Укрепление сотрудничества в области профессионального образования и обучения»;
  • принятые Советом Евросоюза в июне 2002 года резолюции по вопросам развития обучения в течение всей жизни и по вопросам развития умений и мобильности;
  • декларация по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе, принятая европейскими странами в ноябре 2002 года в Копенгагене.

Принятие в ноябре 2002 года Копенгагенской декларации стало началом реализации европейской стратегии по усилению сотрудничества в области профессионального образования, которую принято также называть «Копенгагенский процесс». В 2010 году, с учетом 8-летнего опыта сотрудничества на европейском уровне, страны-участницы Копенгагенского процесса, а также социальные партнеры из числа этих стран разработали стратегию на период 2011-2020 гг., которая учитывала прежние успехи, требования современного и будущего периодов, принципы и идеи Копенгагенского процесса. Принятию новой стратегии предшествовала обширная проверка деятельности в области профессионального образования в 27 странах-участницах, а также в Исландии, Норвегии и Лихтенштейне, которую осуществляло Европейское агентство по развитию профессионального обучения (CEDEFOP, European Centre for the Development of Vocational Training) [2]. Кроме того, сотрудники агентства учитывали опыт сравнительных исследований, проведенных в Хорватии, Турции и бывших республиках Югославии силами Европейского фонда по вопросам профессионального образования (ETF, European Training Foundation) [3].

В настоящее время в Европе 76 млн. человек в возрасте от 25 до 65 лет - что соответствует населению Италии, Венгрии и Австрии вместе взятых - не имеют ни низкой, ни какой-либо иной квалификации [4]. Большинство 18-24 летних молодых людей покидают стены общеобразовательных и профессиональных школ, не приобретя квалификацию [4]. Такая ситуация требует настоятельного изменения. Согласно расчетам CEDEFOP в ближайшем десятилетии с учетом темпов технического перевооружения практически всех отраслей экономики усилится спрос на специалистов, обладающих средним и высоким уровнем квалификации. Даже в тех сферах, где обходились специалистами с низким уровнем квалификации, будут востребованы специалисты со средним и высоким уровнем квалификации. Это означает, что люди с формально низкой квалификацией столкнутся в обозримом будущем с серьезными социальными проблемами. Кроме того, подобное развитие ситуации будет приводить к дальнейшей поляризации общества: растущая зарплата для высококвалифицированных сотрудников и ее сокращение для сотрудников без образования.

Современные учащиеся гимназий, профессиональных школ и колледжей в 2020 году войдут в профессиональную жизнь, которая будет длиться для них, по крайней мере, 30 лет, а некоторые специальности, которые пока существуют, уйдут в историю, иные появятся. В этой связи Европейский союз видит задачу для профессионального образования – научить молодых людей адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка занятости. Для этого те, кто формирует сегодняшнее образовательное предложение в странах Европы, должны лучше понимать, какие из существующих знаний, умений и навыков пригодятся учащимся в будущем и какие компетенции следует развивать в рамках сегодняшних квалификационных требований по профессии.

Более тесное сотрудничество на европейском пространстве необходимо между работодателями и образовательными учреждениями системы профессионального образования, что обусловлено требованием регулярного обновления содержания образовательных стандартов в целях более эффективного соответствия инфраструктуры и методов, используемых в профессиональном образовании, инновационному характеру современной промышленности, которая осваивает всё новые образцы технологий и постоянно совершенствует организацию труда [5].

Главной тенденцией предложения, исходящего с рынка образовательных услуг, является учет требований «зеленой экономики», то есть бережного использования невозобновляемых ресурсов и сохранения окружающей среды. Многие квалификационные требования по профессии учитывают экологический фактор, например, сокращение отходов производства, повышение эффективности потребляемой энергии. В будущем учет факторов «зеленой экономики» будет настолько же важен, насколько значимо в настоящее время умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями.

В обозримом будущем европейский рынок труда будет по-прежнему вынужден учитывать проблему старения наций, в результате чего от взрослых – особенно людей в возрасте – будет требоваться поддержание своих знаний, умений и компетенций на уровне, соответствующем современным производственным и технологическим требованиям. Для этого они должны будут повышать свою квалификацию в течение всей жизни, а это в свою очередь ставит перед системой профессионального образования задачу подготовки весьма гибкого по форме образовательного предложения, и создания действенной системы оценки полученных знаний в формате формального или неформального повышения квалификации. При этом очевидно, что будет активно использоваться дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий [6] (ИКТ) во время дистанционного или заочного обучения, которое позволит обновить и расширить имеющиеся у взрослых общие и профессиональные знания по профессии.

Интеграционная активность в сфере профессионального образования, пройдя несколько этапов, оформилась в виде Копенгагенской декларации в 2002 году. Принятие Декларации ознаменовало лишь начало нового общеевропейского образовательного процесса, в котором предстояло конкретизировать задачи в области профессионального образования, в области занятости, определить способы достижения большей мобильности учащихся, уточнить порядок признания квалификационных требований по значительному списку профессий. Для решения этих и многих других задач был сформирован Координационный совет и несколько Рабочих групп, которым предстояло действовать по основным разработанным направлениям. В результате в 2003 году появилась Европейская стратегия занятости, в том же году были определены направления экономической политики Евросоюза на период 2003-2005 гг., которые предусматривали увеличение инвестиций в образование, включая вопросы улучшения качества образования и обучения. Так, в 2004 году было принято Маастрихтское коммюнике, которое принято называть уточненным вариантом Копенгагенской декларации, потому что в нем сформулированы были принципы реформирования национальных систем профессионального образования, в том числе требование усилить взаимодействие между всеми участниками процесса на национальном, региональном и местном уровнях. В коммюнике была поставлена задача облегчения мобильности рабочих кадров и учащихся между странами, увеличение возможностей трудоустройства, расширение консультативной помощи в плане выбора формы и способа обучения. Основой реализации поставленных задач провозглашены были принципы добровольности, открытый метод координации, активное вовлечение в реализацию всех значимых проектов социальных партнеров, прозрачность деятельности и взаимное доверие.

В целях более активного вовлечения общественности в реализацию целей Копенгагенского процесса были созданы так называемые виртуальные онлайн-сообщества, в которых происходило обсуждение принятых решений, предлагались варианты решения тех или иных проблем. В работе виртуальных обществ принимали участие Европейские социальные партнеры, Европейский социально-экономический комитет, всего около 170 участников из 20 стран.

Основными механизмами реализации задач, сформулированных в Копенгагенской декларации, должны были стать:

  • более тесное взаимодействие между профессиональным образованием и высшим образованием;
  • создание национальных и общеевропейской квалификационных рамок;
  • осуществление мероприятий по стандартизации информации об уровне квалификации и профессиональном опыте занятых на территории Евросоюза (объединены условным названием Europass, дословно: Европаспорт).

Европаспорт в настоящее время представляет собой набор из пяти документов на одном из официальных языков Евросоюза, в том числе: резюме, в котором указывается полученное образование и имеющийся опыт работы; языковой паспорт, подтверждающий знание иностранных языков; паспорт мобильности; документ, являющийся приложением Европаспорта, в котором образовательное учреждение, обеспечившее начальное профессиональное образованием, подтверждает уровень знаний, полученных конкретным лицом, и аналогичный документ, выданный высшим учебным заведением.

Проведенный анализ научной литературы, итоговых документов Еврокомиссии позволил констатировать, что Копенгагенский процесс за прошедшее десятилетие способствовал осознанию значения профессионального образования как на европейском уровне, так и на национальном. Это наглядно демонстрирует содержание принятых за это время европейских директив и разработанных принципов, которые направлены на то, чтобы сделать процесс получения, присвоения квалификации более прозрачным, легче сравниваемым и проще переносимым из страны в страну, что в конечном итоге гарантирует гибкость и высокое качество европейского профессионального образования.

Последствия Копенгагенского процесса на образовательную политику стран Евросоюза были значительными и довольно скоро проявились. Такие важные процессы, как развитие национальной квалификационной рамки с учетом необходимости создания общеевропейской квалификационной рамки (EQR), стали возможны только в результате Копенгагенского процесса. Эти рамки, учитывающие не только профессиональное, но и высшее образование, ответственны за смену перспективы обучения – от ориентации на затраты к ориентации на результат. Процесс формирования рамок в значительной мере способствовал созданию транспарентной и гибкой национальной квалификационной системы, что сопровождалось внедрением нового метода обучения – peer learning(нем.: kollegiales Lernen) [7].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Синяговская М. Б. Механизм реализации Копенгагенского процесса и современные особенности развития европейской системы профессионального образования //Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №. 4 (41).
2. http://www.cedefop.europa.eu/ Дата обращения 12.12.2016
3. http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages/home Дата обращения 12.12.2016
4. Wessels W. Der Konvent: Modelle für eine innovative Integrationsmethode //integration. – 2002. – Т. 25. – №. 2. – С. 83-98.
5. Синяговская М. Б. Состояние и перспективы профессионального обучения по рабочим специальностям в странах Евросоюза //Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №. 5 (42).
6. Роберт И. В. Дидактика периода информатизации образования //Педагогическое образование в России. – 2014. – №. 8.
7. Синяговская М. Б. Особенности развития квалификационной рамки Германии в условиях европейской интеграции //Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №. 5 (42).
 


©  М.Б. Синяговская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru