viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

В.В. Перцев,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Начальная школа
В частной коллекции краеведа В.А. Заусайлова хранятся материалы, которые очень важны для изучения истории становления народного образования в Елецком уезде второй половины 19 – начала 20 вв. Данные раритеты представляют собой отчеты о состоянии начальных училищ Елецкого уезда разных лет и предназначались для земского собрания. В них содержатся сведения о количестве учебных заведений в Елецком уезде, их материальном обеспечении, сведения об образовании и наградах учителей, количестве учащихся в различных училищах, их возраст и другая важная информация.
В данной статье рассмотрена подборка отчетов 151 начальной школы Елецкого уезда за период времени с 1889 – 1911 гг. Установлены и проанализированы многие важные факты из истории народного образования в Елецком уезде – время открытия начальных училищ и динамика этого процесса, изучена специфика работы попечительства, проанализирован состав педагогических работников и другие важнейшие аспекты работы начальных школ Елецкого уезда.

Ключевые слова: Начальная школа, училище дореволюционное образование в России, Орловская губерния, Елецкий уезд, история народного образования в провинции, культурно-образовательная среда.

 

C  гордостью в Ельце вспоминают писателей  И. А. Бунина, М. М. Пришвина, философов С. Н. Булгакова, С.Н. Булгакова, В. В. Розанова, первого наркома здравоохранения Н.А. Семашко, выпускника Елецкой гимназии Алексея Сергеевича Бутягина, ставшего в последствии ректором МГУ им. М.В. Ломоносова и др. Уникальная культурно–образовательная среда провинциального Ельца, подарившая миру такое огромное количество выдающихся людей, привлекала внимание многих исследователей. Ее рассматривали в различных ракурсах: историко – педагогическом (В.П. Кузовлев, В.Н. Мезинов, И. Б. Стояновская и др.) [1], литературно–краеведческом (Н. В. Борисова, Г. П. Климова, С. В. Краснова, А. М. Стрельцов), персоналистическом (М.В. Леонов, В.В. Перцев, О.А. Саввина и др.) [3].

В прошедшем, 2016 году, мы положили начало анализу отчетов о состоянии начальных училищ Елецкого уезда, хранящихся в частной коллекции краеведа В. А. Заусайлова. В томе 2 (№34) журнала «Психология образования в поликультурном пространстве» вышла первая часть проведенного нами исследования, касающаяся сведений о владельцах зданий начальных училищ, полезной площади учебных помещений, освещенности, наличия вентиляции, сведения о состоянии зданий и др. [2]. В данной статье мы продолжаем начатую ранее работу и анализируем такие аспекты начального образования в уезде как число обучающихся», процентное соотношение девочек и мальчиков, количество выбывших в ходе обучения и число окончивших полный курс, сведения об учителях, попечителях школ и др.

Основной причиной возникновения уникальной культурно-образовательной среды Ельца, несомненно, стало развитие народного образования, открытие в Ельце гимназий, открывших путь к высшему образованию и ставших центрами просветительства и культуры в городе. В ходе исследования этого явления появился даже термин «Елецкий образовательный феномен». В различных исследованиях ученых ЕГУ им. И. А. Бунина проводилось изучение уникальной культурно–образовательной среды Ельца, осмысление причин феноменального развития образования. В итоге благодаря работе ученых ЕГУ им. И.А. Бунина многие факты становления гимназического образования в городе были восстановлены. Вместе с тем история начальных училищ Елецкого уезда все еще остается малоизученной. Поэтому мы и прилагаем усилия для исследования в этой области и восстановления полной картины развития народного образования в Елецком уезде.

Число учащихся.

Общее количество обучающихся на 1910/11 учебный год в Елецком уезде составляло 10997 человек: 8911 мальчиков и 2086 девочек. То есть на одну девочку, получавшее начальное образование, приходилось примерно 4 мальчика. Наименьшее количество учеников, 14, то есть 12 мальчиков и 2 девочки обучались в Михайловской школе, Дрезгаловской волости. Это была вполне благополучная в материальном плане деревянная школа с железной крышей, состоящая из двух комнат площадью по 30 квадратных аршин каждая, оборудованная вентиляцией, отхожим местом, кухней и квартирой для учителя площадью 16 квадратных аршин. Еще одна из наименее укомплектованных учениками школ – Николаевская, Извальской волости, в которой обучались 18 человек: 16 мальчиков и 2 девочки. Это были две самые маленькие школы, количество учеников в которых было менее 20 человек. Общая картина распределения учеников по школам в уезде имела следующий вид: от двадцати до тридцати учеников обучались в 8 школах,  от тридцать до сорока – в 20 школах, от сорока до пятидесяти – в 18 школах, от пятидесяти до шестидесяти – в 17 школах, от шестидесяти до семидесяти – в 16 школах, от семидесяти до восьмидесяти – в 12 школах, от восьмидесяти до девяноста – в 17 школах, от девяноста до ста – в 7 школах, от 100 до 110 – в 9 школах, от 110 до 120 учащихся – в 7 школах, от 120 до 130 в 4–х школах, от 130 до 140 в 3–х школах, от 140 до 160 человек в 2–х школах, от 160 до 170 человек обучалось в 5 школах (Пушкарская, Воронецкой волости, Афанасьевская, Афанасьевской волости, Хмелинецкая 1-я, Извальской волости, Грунино-Воргольская, Ястребинской волости, Ольшанская, Ламской волости). Эти школы входили в число самых крупных в Елецком уезде. В среднем в них работали по 3 – 4 учителя. 174 человека обучались в Соловьевской школе, Соловьевской волости Примечательно, что все 174 человека были мальчиками и в Соловьевской школе не обучалось ни одной девочки [4, с. 34]. В Соловьевской школе работали 3 учителя. Всего же школ, в которых не обучалось ни одной девочки в Елецком уезде было 14. В трех школах обучалось по 1 девочке, еще в четырех по 2 девочки. Наибольше количество учащихся приходится на Казацкую, Казацкой волости и Стегаловскую, Стегаловской волости, в которых обучались 228 и 140 человек соответственно. В Казацкой школе обучались 179 мальчиков и 49 девочек, в Стегаловской 176 мальчиков 64 девочки. В Стегаловской школе обучалось самое большое число девочек из всех школ Елецкого уезда.  Количество педагогов было 6 и 4 соответственно. Эти две школы были самыми крупными в Елецком уезде. О Казацкой школе мы упоминали ранее, что же касается Стегаловской школы, Стегаловской волости, то судя по приводимым в таблице сведениям, эта была деревянная одноэтажная школа с железной крышей и тремя классными комнатами. Школа была хорошо отремонтирована, имела вентиляцию, отхожее место, кухню. Учителям предоставлялась квартира площадью 30 квадратных аршин (15,2 кв. м.).

Выбыло и не явилось на экзамен.

Общее количество выбывших, не окончивших курс начальной школы в Елецком уезде, по нашим подсчетам, составил 3933 человека – 3053 мальчика и 880 девочек. С учетом того, что общее количество обучающихся составляло 10997 человек: 8911 мальчиков и 2086 девочек, получается, что более 35% обучающихся не получили начального образования. Здесь следует внести существенное дополнение – речь идет только о данных за один, 1910 год. То есть всего лишь за один учебный год количество обучающихся сократилось на 35%. Среди мальчиков эта цифра составляет примерно 34%, среди девочек 42% [5, с. 101].

Вместе с тем, мы нашли 10 школ, в которых за год не выбыла ни одна из учениц, тогда как мы не обнаружили ни одной школы, в которой бы не было по крайней мере хотя бы одного мальчика, бросившего школу. Наибольшее количество бросивших обучение – 110 человек (89 мальчик и 21 девочка) мы обнаружили среди воспитанников Стегаловской школы, Стегаловской волости. Если учитывать, что обще количество обучающихся в этой школе составляло 240 человек (176 мальчиков и 64 девочки), то получается, что за 1910 год число учеников в этой школе сократилось на 45%. Вместе с тем, в абсолютном выражении, эта школа не представляла собой ничего выдающегося из общего числа. Так, например, в Яблоновской школе, Каменской волости, процент выбывших составил 96,6%: из 90 обучающихся (72 мальчиков и 18 девочек) бросили обучение 87 человек: 70 мальчиков и 17 девочек – т.е. продолжили посещать школу только 2 мальчика и 1 девочка. Трудно сказать о причинах такого явления в этой школе, возможно, не вполне благополучная материальная база: при достаточно большом числе обучающихся (90 человек) школа не имела собственного здания, соседствуя с церковными помещениями. И хотя сделана она была из кирпича и имела железную крышу, трудно представить каким образом могли проводиться занятия в школе, имеющей единственную классную комнату. В этой школе отсутствовала вентиляция, отхожее место и кухня. Для штата преподавателей из двух человек (2–х женщин) предоставлялась комната в 12 квадратных аршин (6 квадратных метров). Вполне возможно, именно материальные стеснения повлияли на столь высокий процент бросивших обучения в этой школе. Всего же мы насчитали 33 школы, в которых количество выбывших за год составило более 50% от числа обучающихся, 8 школ, с процентом выбывших более от 60% до 70% и четыре школы с процентом выбывших от 70 до 80%. Наименьший процент выбывших получился в Екатериновской школе, Извальской волости, где за год выбыло всего 6% учеников: из 32 обучающихся (25 мальчиков и 7 девочек) выбыло всего 2 мальчика. Мы нашли еще две школы процент выбывших в которых был менее 10%: Сапрычкинская, Краснополянской волости и  Телегинская, Становлянской волости. Все эти три наиболее благополучные школы можно считать малокомплектными (32, 42 и 62 обучающихся соответственно). Среди общих деталей, можно выделить следующие: они имели по одной классной комнате, уроки вели по одному педагогу. Возможно, именно благодаря исключительно личным качествам, работавших в этих школах учителей, и были достигнуты такие высокие, в общем сравнении, результаты, поскольку особыми материальными преференциями перед другими школами эти школы не имели. В графе «награды и благодарности» учителя из  Сапрычкинской, Краснополянской волости и  Телегинской, Становлянской волости школ, числятся в числе получивших награды и благодарности за свой труд. Что же касается учителя Екатериновской школы, Извальской волости, с самым низким процентом бросивших обучение (6%), то по всей видимости это был молодая учительница, которая, как значится в таблице, начала работу только в 1909 году и благодарностей пока не имела. Примечательно, что окончила эта учительница Елецкую женскую гимназию. Учительница из Телегинской школы, Становлянской волости тоже. По третьей учительнице данные отсутствуют.

Кончило.

Согласно приводимым в таблице данным, в 1910 г. благополучно окончили обучение 1344 человека – 1195 мальчиков и 149 девочек. Наибольшее количество выпускников приходится на Хмелинецкую 1–ю школу, Извальской волости, которую в 1910 году окончили 32 человека: 28 мальчиков и 4 девочки. В среднем же на каждую школу, по которым в таблице были предоставлены данные, количество выпускников составляло около 10 человек. Вместе с тем, мы начитали 67 школ, обучение в которых в 1910 г. завершили менее 10 человек. Наибольшее количество окончивших курс начальной школы приходится на Колодезскую школу, Каменской волости – 60% [6, с. 90]. По всей видимости, этот процент отражает процент учащихся, не только не бросивших обучение, но и к тому же успешно сдавших экзамены. Наименьшее количество окончивших мы обнаружили в Дерновской школе, Краснополянской волости и  Соловьевской, Соловьевской волости, процент выпускников которых составил всего по 2% в каждой, от сдававших экзамен. Вместе с тем, в таблице напротив Яковлевской школы, Тербунской волости стоит цифра 0% – процент окончивших. Здесь, правда, следует учитывать факт, что школа была открыта в 1910 г., вместе с тем, в таблице мы обнаружили по крайней мере еще 2 школы, также открытых в 1910 году (Новопоселенно–Ольшанская, Богатоплатовской волости и Солдатская 2–я, Казинской волости) в которых процент окончивших значился как 15% и 10% соответственно. Это говорит о том, что проучившись один год в начальной школе и успешно сдав выпускной экзамен, можно было получить документ, свидетельствующий об окончании начального образование. Это также свидетельствует и о том, что  в Яковлевской школе, Тербунской волости, за год обучения действительно никто не смог сдать экзамен и, видимо, ученики были оставлены на второй год и, таким образом, процент окончивших за год действительно составил 0%. С учетом того, что в 1910 году в начальных школах обучались 10997 человек: 8911 мальчиков и 2086 девочек, получается, что успешно окончить курс школы и сдать экзамены в среднем получалось у 12,2% обучающихся. Эта цифра отражает картину сдачи выпускных экзаменов.

Время открытия.

Самым первым начальным училищем в Елецком уезде следует считать Домовинскую школу, Предтечевской волости, открытую в 1842 г. В отчете не описывается история этой школы, можно только узнать, что к 1911 году это была вполне обычная в сравнении с остальными начальное училище. Обучались в нем одни мальчики (80 человек). Около 30% из них в течении последнего отчетного года перестали посещать занятия, а процент окончивших составил 11% – то есть вполне обычные, средние данные для начальных школ Елецкого уезда [7, с. 66]. Согласно приводимым в таблице данным, с 1905 года эта школа занимала новое здание – это была деревянная, с двумя классными комнатами, школа, с железной крышей, имевшая вентиляцию, отхожее место и кухню. В педагогическом штате состояли две учительницы, для которых была предусмотрена квартира площадью 25 квадратных аршин (12,25 квадратных метров). Здание было вполне пригодным для обучения и требовало лишь косметического ремонта – требовалось покрасить крышу и парты.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузовлев В.П., Перцев В.В., Саввина О.А. Развитие гимназического образования в Орловской. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. 236 с.
2. Перцев В.В. Анализ отчетов о состоянии начальных училищ Елецкого уезда // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. Т. 2 (№34). С. 78-85.
3. Саввина О. А., Леонов М.В. История Елецкой мужской гимназии. Люди и факты. Ч. 1. Преподаватели. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. 178 с.
4. Сообщение XXX елецкому уездному очередному земскому собранию о состоянии училищ в елецком уезде за 1894-95 учебный год. Елец: Типография А.А. Сланской, 1895. 169 с.
5. Сообщение XXXI елецкому уездному очередному земскому собранию о состоянии училищ в елецком уезде за 1895-96 учебный год. Елец: Типография О.А. Арцыбанова, 1896. 121 с.
6. Сообщение XXXIII елецкому уездному очередному земскому собранию о состоянии училищ в елецком уезде за 1897-98 учебный год. Елец: Типография И.М. Кочергина, 1898. 131 с.
7. Сообщение XXXX елецкому уездному очередному земскому собранию о состоянии училищ в елецком уезде за 1904-05 учебный год. Елец: Типо-Литография Н.П. Вавилова, 1905. 86 с.
8. Сообщение управы XLIV очередному уездному земскому собранию о состоянии начальных училищ елецкого уезда за 1908-1909 учебный год. Елец: Типография газеты «Голос порядка», 1909. 193 с.
9. Сообщение управы 45 очередному уездному земскому собранию о состоянии начальных земских училищ елецкого уезда за 1909-1910 учебный год. Елец: Типография газеты «Голос порядка», 1910. 84 с.
10. Сообщение управы 46 очередному уездному земскому собранию о состоянии начальных земских училищ елецкого уезда за 1910-1911 учебный год. Елец: Типография газеты «Голос порядка», 1911. 120 с.
 


©  В.В. Перцев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru