viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Т.П. Куприенко,  (Аспирант, Московский педагогический государственный университет)

Е.А. Дубицкая,  (К.п.н., доцент, Московский педагогический государственный университет)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Ксенофобия
В статье изложены результаты опытно-экспериментальной апробации специально разработанной программы, направленной на преодоление ксенофобических установок студентов педвуза. Показано, что целенаправленно организованное формирование когнитивного, операционального и психологического компонентов профессиональной готовности будущих специалистов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей в контексте преодоления их собственных ксенофобических установок с целью повышения уровня эффективности будущей профессиональной деятельности доказало свою результативность.

Ключевые слова: Ксенофобия, профессиональное образование, программа преодоления ксенофобических установок, студентов педагогического ВУЗ-а.

 

Как известно, ксенофобия является социально конструируемым феноменом и усваивается в результате социализации как негативное отношение к «чужим», приводящее к дискриминации лиц, попадающих в категории «чужой», «не свой». По этой причине минимизацию внутриличностных ксенофобических установок следует начинать с проработки собственных националистических, этнических и прочих проявлений и переживаний, привлекая к данному процессу формирование (при необходимости – корригирование) когнитивного и операционального компонентов профессиональной готовности будущих специалистов социально-педагогического и психолого-педагогического направлений.

Исходя из исследования содержания и степени выраженности ксенофобических установок студентов педвуза, можно заключить, что показатели наличия и выраженности ксенофобических установок студентов педагогического вуза невозможно считать идеальными, из чего становится очевидной целесообразность разработки и внедрения программы преодоления ксенофобических установок студентов педвуза [3].

Эмпирическую базу апробации разработанной нами программы составили 100 студентов IV и V курсов факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

Целью данной программы является формирование теоретических представлений о содержании толерантности как социально-психологического и социально-педагогического фено­мена; формирование навыков диагностики толерантности и умений использования психолого-педагогических методов в области эт­нической, религиозной и гендерной толерантности, а также содействие становлению у студентов ключевых профессионально-личностных компетенций.

В результате прохождения программы решаются следующие задачи:

1. Образовательные задачи (соответствующие когнитивному и операциональному компонентам профессиональной готовности).
2. Развивающие задачи (соответствующие личностному компоненту профессиональной готовности).

Разработанная нами программа преодоления ксенофобических установок студентов педвуза включает в себя три блока: диагностический, информационный и коррекционно-развивающий, рассчитанных на 36 академических часов аудиторной работы (2 академических часа в неделю в течение семестра).

В содержание диагностического блока входят стартовая (с целью определения входящих условий программы) и итоговая (с целью обоснования эффективности или неэффективности программы) психолого-педагогические диагностики общего уровня толерантности личности; форм и степени выраженности конкретных групп ксенофобических установок; степени социальной дистанции; типа этнической идентичности; общего представления студентов о сути феномена ксенофобии и путях ее преодоления.

    Информационный блок реализуется в течение 24 академических часов аудиторной работы в форме лекционно-семинарских занятий и направлен на достижение следующих образовательных задач программы: введение в предмет и проблематику социальной психологии и педагогики то­лерантности; ознакомление с основными психолого-педагогическими концепциями то­лерантности; формирование умений и навыков, необходимых для диагности­ки толерантности на различных уровнях функционирования; формирование умений и навыков, необходимых для разви­тия толерантности у различных групп.

Темы данного блока объединены (укрупнены) в четыре раздела:

«Раздел 1. Толерантность как психолого-педагогический фе­номен»,
«Раздел 2. Технологии диагностики толерантности»,
«Раздел 3. Психолого-педагогические методы формирования толерантности»,
«Раздел 4. Социально-психологический тренинг как техноло­гия формирования толерантности».

Структура лекций и семинаров в процессе реализации программы может быть выстроена разнообразными способами и с привлечением различных методов и средств обучения. В ходе нашего исследования содержание информационного блока было выстроено в соответствии с принципами и методами когнитивной технологии обучения М.Е. Бершадского, представляющей собой образовательную технологию, которая является общепедагогической предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание субъектом образовательного процесса окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе [1].

    Коррекционно-развивающий блок осуществляется в течение 12 академических часов аудиторной работы и направлен на достижение следующих образовательных и развивающих задач программы: формирование навыков практического применения психолого-педагогических методов развития этни­ческой, религиозной и гендерной толерантности; установок на толерантное взаимодействие и на необходимость создания толерантной среды, собственно преодоление внутриличностных ксенофобических установок у будущих специалистов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей; межличностной толерантности у студентов педвуза, выработке потребности и начальных умений исследовательской и моделирующей деятельности в области формирования толерантности.

Данный блок состоит из двух частей и включает в себя, соответственно, серию из четырех тренинговых занятий (в объеме 8 академических часов аудиторной работы) и двух практико-ориентированных занятий (в объеме 4 академических часов аудиторной работы), в которых основным методом работы является метод проблемных кейсов.

Содержание тренинговой части разработано с привлечением элементов тренинговых программ Г.У. Солдатовой «Может ли другой стать другом?» и А.Г. Козловой «Обучающий тренинг по формированию толерантности» и направлено на достижение следующих подзадач: осознание и трансформация индивидуальных этнических стереотипов; осознание имеющегося опыта дискриминации по признаку этни­ческой или расовой, конфессиональной принадлежности, разрядка связанных с дискриминацией чувств; осознание возможности выхода за пределы этнических стереоти­пов, работа с чувствами беспомощности, возникающими в ситуациях подавле­ния по признаку пола. [2; 5].

С целью закрепления практических профессиональных навыков в содержание коррекционно-развивающего блока были также включены практико-ориентированные занятия, основанные на работе с культурными ассимиляторами и проблемными кейсами, состоящими из описания практических ситуаций, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности будущих специалистов психолого-педагогического и социально-педагогических профилей.

Таким образом, избранный подход к структурной и содержательной организации программы способствует преодолению ксенофобических установок студентов педвуза и обеспечивает целенаправленно организованное и комплексное формирование каждого компонента профессиональной готовности будущих специалистов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей в рамках обозначенного в данном исследовании контекста:  когнитивного (соответственно, информационный блок программы), операционального и психологического (соответственно, коррекционно-развивающий блок программы).

С целью оценки эффективности разработанной и реализованной нами программы по преодолению ксенофобических установок студентов педвуза была проведена повторная диагностика содержания и степени выраженности ксенофобических установок. Для повторной диагностики использовались те же методики, что и на констатирующем этапе исследования [4].

Анализ данных, представленных на рис. 1, показал положительную динамику роста количества студентов с высоким индексом толерантности на фоне снижение количества студентов, продемонстрировавших низкий уровень толерантности, что говорит о повышении уровня толерантности, т.е. об определенном уровне преодоления ксенофобических установок студентов педвуза.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бершадский М. Е. Когнитивная технология обучения : теория и практика применения / М. Е. Бершадский. – М. : Издательство Сентябрь, 2011. – 256 с.
2. Козлова А. Г. Обучающий тренинг по формированию толерантности : учебно-методическое пособие / А. Г. Козлова, Н. Б. Лисовская, М. С. Игнатенко. – СПб. : Издательство РГПУ, 2009. – 1 электронный оптический диск (CD-ROM).
3. Куприенко Т. П. Исследование содержания и степени выраженности ксенофобических установок студентов педвуза / Т.П. Куприенко // Педагогика и психология : актуальные вопросы теории и практики : материалы IV Междунар. научн.-практ. конф. – 2015. – С. 82-86.
4. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. – М. : Издательство Смысл, 2008. – 176 с.
5. Солдатова Г. У. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии / Г. У. Солдатова, А. В. Макарчук. – М. : Издательство Генезис, 2006. – 256 с.
 


©  Т.П. Куприенко, Е.А. Дубицкая, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru