viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

А.А. Ивахненко,  (Московский Педагогический Государственный Университет)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Профессиональная деквалификация
В настоящей статье рассматривается применение метода самонаблюдения для определения профессиональной деквалификации педагогом-музыкантом и формирования им духовно-нравственных основ для её преодоления. В роли смыслового ядра педагогического самонаблюдения используется критический анализ, с помощью которого педагог получает возможность находить внутренние причины потери своего интереса к профессии музыканта. В качестве духовно-нравственных основ музыкально-преподавательской деятельности приводятся традиционные для Российской культуры ценности Православия, послужившие стержнем для развития отечественного образования на протяжении многих веков.

Ключевые слова: Профессиональная деквалификация, самонаблюдение, педагогическое самонаблюдение, критичный подход, духовно-нравственные ценности, Российская культура, Православие, самосовершенствование, обучение музыке.

 

Проблема профессиональной деквалификации педагога в отечественной науке начала изучаться с конца 60-х годов ХХ века. Этому положили начало виднейшие отечественные психологи, исследовавшие вопросы общей, социальной и дифференциальной психологии, психологии профессиональных особенностей и нейрофизиологических параметров труда, а также педагогической психологии. Среди них К.К. Платонов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский и другие. Среди исследований по общей психологии важную роль в изучении проблемы профессиональной деквалификации сыграли работы С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Также большое значение для изучения проблемы профессиональной деквалификации имеют труды по профессиональной психологии Е.А. Климова, Э.Б. Абдуллина, А.А. Мелик-Пашаева, Ш.А. Амонашвили и других, чьи работы отражают в себе современное состояние изучения проблемы профессиональной деквалификации.

Важную роль в изучении проблемы профессиональной деквалификации сыграли исследования феномена “эмоционального выгорания”, начало которым было положено американским учёным Г. Фрейденбергером в 70-х годах ХХ века. Их целью было изучение психологического состояния здоровых людей, находящихся в тесном взаимодействии с эмоционально нагруженной социальной средой. Важно отметить, что на заре изучения феномена “выгорания” его развитие не связывалось с профессиональной деквалификацией, а ограничивалось рамками эмоционального состояния.

Современное понимание феномена “выгорания” сформировалось в результате исследований, проведённых американской исследовательницей К. Маслач. В её представлении эмоционально-психологическое “выгорание”– это «трёхкомпонентная конструкция, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личностных достижений» [4, с. 376].

Эмоциональное истощение возникает в результате накопления психофизической усталости, профессионального стресса.  Деперсонализация выражает обезличивание отношений с учеником и переход к обращению с ним как с объектом, а редукция личных достижений отражает негативное оценивание, ощущение собственной некомпетентности педагогом и падение значимости собственных достижений. В итоге процесс “выгорания” неизбежно становится причиной профессиональной деквалификации.

На основании этого мы делаем вывод о том, что профессиональная деквалификация педагога-музыканта:

  • это процесс, характеризующийся следующими признаками:
  • утратой личной заинтересованности в профессиональной деятельности и в успехах ученика;
  • отсутствием желания организационно поддержать деятельность ученика за пределами класса (тематические вечера, выездные концерты, музыкально-просветительские мероприятия и т. п.);
  • потерей представлений о профессии преподавателя музыки как о средстве самореализации в обществе, отсутствием интереса к профессиональному самообразованию и совершенствованию исполнительского мастерства, повышению теоретических, методических и исполнительских знаний;
  • пренебрежением творческой и духовно-нравственной составляющей профессии педагога-музыканта [9].

В последние годы серьёзной проблемой для преподавателя-музыканта стало «негативное влияние социально-педагогической среды и эмоционально-психологическое “выгорание”» [3, с. 41]. Из-за этого дезорганизуется работа педагога, ему становится трудно наблюдать за собой, определяя в себе то, что может препятствовать духовно-нравственному и профессиональному развитию.

    Самонаблюдение – это процесс «наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления» [2]. Объектами «для самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности» [2]. Важнейшей стороной самонаблюдения является рассмотрение и оценка собственных действий с духовно-нравственной точки зрения в опоре на традиционные ценности. Только с помощью этого приобретается возможность преодоления человеком обнаруженных в ходе самонаблюдения недостатков, «ибо дух есть сила самоопределения к лучшему» [6, с. 101].

    Педагогическое самонаблюдение – это особый вид долговременного педагогического наблюдения, когда преподаватель наблюдает за своей профессиональной деятельностью, её мотивами и результатами, а также оценивает собственный уровень профессиональной квалификации. Существенным аспектом педагогического самонаблюдения является духовно-нравственная оценка преподавателем своих профессиональных установок, способов их реализации, а также принципов личностного взаимодействия с учениками и их родителями. Именно благодаря этому педагог приобретает возможность корректировать свою работу и создавать необходимые условия для повышения собственной квалификации и результатов обучения учеников.

В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что для проведения педагогического самонаблюдения педагогу-музыканту необходимо составить его план и определённое время вести дневник. В данном плане должна быть отражена последовательность вопросов, ответы на которые преподавателю-музыканту необходимо получить посредством проведения анализа своей профессиональной деятельности и отношения к ней в опоре на традиционные духовно-нравственные ценности (так называемый духовно-нравственный самоанализ). С помощью этого у педагога-музыканта появляется возможность определения внутренних причин профессиональной деквалификации и их искоренения.

В дневнике же следует регулярно записывать ощущения, мысли, умозаключения и внутренние оценки своей профессиональной деятельности, которые бы помогали преподавателю музыки отвечать на сформулированные в плане педагогического самонаблюдения вопросы. Важно отметить, что именно внутренние оценки профессиональной деятельности, являющиеся результатом педагогической рефлексии, закладывают основу последовательного развития преподавателя-музыканта, его успехов  в обучении учеников и получения удовлетворения от работы.

Перед проведением педагогом-музыкантом педагогического самонаблюдения ему необходимо определить базовые духовно-нравственные ценности, в опоре на которые он сможет преодолевать в себе различные признаки профессиональной деквалификации. Исходя из многовекового опыта развития российского образования и культуры, основой для определения преподавателем базовых духовно-нравственных ценностей может служить принцип, по которому «главное дело – одновременно живо и священно. Оно требует от нас, чтобы мы не только выполняли “обязательное”, но чтобы мы созерцали, любили и служили» [5, с. 189].

    «Главное дело» в данном случае – это профессиональная деятельность педагога-музыканта, качество которой определяется его внутренним стремлением повышать уровень своей квалификации, преодолевать в себе те недостатки, которые мешают открытию новых творческих граней  музыкально-педагогической профессии, обретать исполнительское мастерство. “Живость” главного дела можно понять как преданность профессии, умение “жить своей работой”, опираясь на священные основы, среди которых любовь и уважение к людям, верность традиционным ценностям, а также готовность к самоотдаче.

Роль творческого созерцания для определения основных направлений педагогического самонаблюдения педагога-музыканта трудно переоценить, так как именно оно является основой творческого процесса, отражающей и объединяющей внешнюю и внутреннюю сторону бытия в сознании художника. При этом именно созерцание является тем начальным механизмом, с помощью которого преподаватель формирует творческую неповторимость своего стиля, как в педагогической, так и в любой другой профессиональной музыкальной деятельности. Важно отметить при этом, что именно отсутствие или потеря преподавателем-музыкантом потребности в творческом созерцании приводит к утрате интереса к своей профессии и разочарованию в ней, что является основным свидетельством профессиональной деквалификации.

Важнейшей стороной педагогического самонаблюдения, а, по сути, его смысловым ядром, является критический анализ педагогом-музыкантом своей профессиональной деятельности. Именно он предоставляет возможность преподавателю найти в себе те недостатки, которые приводят к профессиональной деквалификации и сконцентрироваться на её преодолении.

Целью использования педагогом-музыкантом критического анализа в педагогическом самонаблюдении является не бессмысленный поиск ошибок в работе с учениками и сопоставление их с методическими шаблонами, а избавление от внутренних препятствий, негативных профессиональных стереотипов, ложных поведенческих установок, проявляющихся в отсутствии духовно-нравственного начала в музыкально-преподавательской деятельности.

Отсутствие духовно-нравственной составляющей в профессиональной деятельности у педагога-музыканта обычно выражается такими признаками как:

  • отсутствие понимания музыки и обучения ей как формы нравственно-интеллектуального преображения личности;
  • отсутствие понимания музыкального искусства как важнейшей составляющей единого процесса духовного развития общества;    
  • отсутствие внутренней потребности приложить необходимые усилия для всестороннего профессионального и личностного духовно-нравственного саморазвития, используя потенциал музыкального искусства;         – отсутствие внутренней потребности предоставить ученику всю необходимую помощь для развития у него с помощью обучения музыке  важнейших духовно-нравственных ценностей и профессиональных качеств музыканта;
  • отсутствие ответственности за обучение ученика и демонстрируемые ему поведенческие установки, отражающие отношение преподавателя к музыке, культуре, духовно-нравственным ценностям и их месту в межличностных отношениях и обучении музыке;
  • отношение к своей профессии исключительно как к средству материального обогащения.

Первой задачей в реализации преподавателем-музыкантом критического анализа в ходе педагогического самонаблюдения должен стать поиск в себе тех или иных факторов, которые могут стоять на пути его профессионального развития и из-за которых может снижаться его интерес к обучению музыке. Кроме того, в число искомых причин необходимо включить потерю интереса к ученикам и воспитанию в них духовно-нравственных ценностей, необходимых для полноценного преподавания музыки.

Второй, но не менее важной, чем первая задачей является определение преподавателем музыки внутреннего “мерила”, с помощью которого он бы мог реализовать критический анализ, как в профессиональном поле, так и с духовной точки зрения. Чтобы не ошибиться в выборе данного критерия, педагогу-музыканту необходимо “взять на вооружение” проверенные веками православные духовно-нравственные ценности, послужившие стержнем для развития всей Русской культуры и государственности. Причиной тому является не только онтологическая связь всего российского образования с православными традициями прошлых веков, но и насущная необходимость в создании актуальной, не зависящей от внешних вредоносных воздействий, но при этом открытой для восприятия всех прогрессивных тенденций, системы музыкального образования в России, основой которой являлось бы самосовершенствование на основе традиций.

Именно данная необходимость позволяет нам утверждать, что активное использование преподавателем музыки критического анализа в рамках педагогического самонаблюдения является первоочередной задачей в деле преодоления профессиональной деквалификации педагога-музыканта. Это связано в первую очередь с важностью формирования духовного, “живого” отношения к своей профессии у молодых преподавателей и значимостью стимулирования их старших и более опытных коллег к обретению истинных ценностей в рамках своей профессии, что является залогом защиты первых от профессиональной деквалификации в будущем, а также её полноценного преодоления вторыми.

Необходимо добавить, что для преодоления профессиональной деквалификации преподаватель-музыкант должен иметь чёткое понимание того направления, двигаясь по которому он сможет добиться успеха в своей работе. Здесь важно помнить, что именно центростремительное направление является вектором профессионального развития. Подтверждением этого выступает тот факт, что музыка как искусство – это, прежде всего, духовная субстанция, значение которой познаётся через принятие её ценностей.

Центробежное же движение, то есть движение от духовного начала музыки к исключительному воплощению в ней человеческой самости является ложным путём, ведущим к неизбежной деквалификации. Именно снижение интереса к своей профессии, невозможность найти неоспоримой внутренней ценности в преподавании музыки, которые являются основными признаками профессиональной деквалификации, подтверждают порочность центробежного вектора [8].

Стремясь определить значение педагогического самонаблюдения для определения профессиональной деквалификации педагогом-музыкантом, уместно привести замечание Н.О. Лосского, в котором он отмечает, что «русские люди, заметив какой-либо свой недостаток и осудив его, начинают энергично бороться с ним и благодаря силе своей воли успешно преодолевают его» [7, с. 360]. Это подтверждает, что поиск в себе внутренних препятствий для гармоничного развития и самореализации личности является традиционным для всей Русской культуры и ментальности. Также из этого можно сделать вывод о том, что именно такой способ преодоления профессиональной деквалификации педагога-музыканта является весьма эффективным при опоре на Русские национально-культурные традиции и духовно-нравственные ценности Православия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гулыга А.В. Творцы русской идеи. – М., 2006. – 316[4] c.: ил. – (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 1013).
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. [Электронный ресурс] // URL: http://knigi.link/pedagogicheskaya-psihologiya-uchebniki/metodyi-issledovaniya-pedagogicheskoy-19212.html (дата обращения 26.07.2016).
3. Ивахненко А.А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: социально-педагогические аспекты. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2015. №1. Стр. 41. URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/ped_1-2015fin.pdf (дата обращения 25.11.2015).
4. Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: 2012. – 640 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
5. Ильин И.А. Книга раздумий. Я вглядываюсь в жизнь / Ильин Иван Александрович. – Минск, 2014. – 287 с.
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2012. 447 с.
7. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
8. Медушевский В.В. Духовный анализ музыки. Учебное пособие в двух частях. – 2-е изд. – М., 2016. – 632 с., нотн. пр.
9. Рапацкая Л.А., Ивахненко А.А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: причины и следствия. Международный научный журнал «Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/8/pedagogics/rapatskaya-ivakhnenko.pdf (дата обращения 07.11.2015).
 


©  А.А. Ивахненко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru