viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

М.В. Жмакина,  (Аспирант, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, ТОГИРРО)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Педагогическое взаимодействие
В статье рассматриваются изменения в сфере образования. В качестве одного из доминирующих факторов глобального социума, подвергающих коренным изменениям современное образование, выступает появление новых информационных технологий, новых коммуникативных практик, реализация которых осуществляется посредством новых информационных средств. Одной из таких инновационных коммуникативных практик выступает пиринговое взаимодействие, которое полностью изменяет все аспекты системы педагогических взаимодействий в школе.

Ключевые слова: Педагогическое взаимодействие, пиринговое взаимодействие, сетевое взаимодействие, профессионально-педагогическое взаимодействие, неформальное педагогическое взаимодействие.

 

Глубокие онтологические трансформации глобального социума приводят к изменениям каждого аспекта человеческой жизнедеятельности, особенно ярко проявляясь в сфере социального взаимодействия. Несмотря на то, что изменения – неотъемлемая составляющая существования любого живого организма, совокупности живых существ, человечества в целом, инструмент приспособления, адаптации всего живого, каждой личности к постоянно изменяющимся условиям социально-природной окружающей среды, еще никогда человечество не переживало столь динамические, столь масштабные, столь глубокие, онтологические трансформации.

Наиболее ярко социально-исторические, экономические, культурные изменения нашли свое отражение в педагогической сфере. Принимая во внимание огромное значение, которое играет национальное образовательное пространство для формирования личности, воспитания граждан государства, педагогика выступает инструментом сохранения, выживания нации. Соответственно, исследование влияния социальных изменений на личность педагога представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современных научных проблем.

Следует отметить, что современная система образования претерпевает многочисленные изменения на глобальном, национальном, профессиональном уровнях. В качестве одного из доминирующих факторов глобального уровня, оказывающих влияние на все аспекты жизнедеятельности личности и социума, выступает информатизация общества, интенсификация темпов внедрения современных интерактивных форм взаимодействия в образовательные процессы, в сферу педагогики. Одной из интерактивных форм взаимодействия в педагогической профессиональной среде выступает появление пирингового обучения.

Данная форма сетевого взаимодействия обладает рядом уникальных преимуществ, предоставляет педагогу дополнительные возможности повышения эффективности реализации образовательно-воспитательного процесса, повышения уровня собственного профессионализма, приоритетных профессиональных компетенций.

Вместе с тем, организация неформального сетевого взаимодействия педагогов на практике сталкивается с рядом проблем, негативных факторов, в качестве которых следует назвать дефицит «живого» общения, низкий уровень сформированности информационной компетенции отечественных педагогов, сложившиеся и функционирующие в обществе стереотипы и пр. Таким образом, с одной стороны, пиринговое профессиональное взаимодействие обладает высоким функциональным потенциалом, способствует оптимизации развития профессиональных компетенций, непрерывности саморазвития и самообразования, с другой, - практическое его внедрение в практику современной школы сталкивается с рядом проблем, актуальных вызовов. Принимая во внимание интенсивные темпы внедрения данной формы взаимодействия в педагогическую сферу в других странах, можно предположить, что в ближайшем будущем неформальное сетевое взаимодействие станет неотъемлемой частью отечественной системы образования, что, в свою очередь, выдвигает требования к изучению функционального потенциала пирингового взаимодействия, выявления проблем его развития в нашей стране, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Современная эпоха существенно отличается от всех исторических периодов, с которыми приходилось сталкиваться человечеству ранее: глобализация, обусловленные ей процессы повышения свободы перемещения людей, финансов, ресурсов; постепенное стирание границ между государствами и национальными культурными моделями, усиление интеграционных процессов, рост материальной культуры - все это сопровождается трансформациями самой системы взаимодействий людей друг с другом, изменениями форм их сотрудничества и кооперации. Появление новых медиа, ИКТ не просто дополняет социально-природную среду, но полностью изменяет ее, трансформирует все аспекты человеческой жизнедеятельности, приводит к появлению качественно новых форм взаимодействия, информационных обменов в сетевом обществе, включая пиринговое взаимодействие.

Как отмечает П. Закляков, «слово “peering” попало в русский язык совершенно недавно, и современными англо-русскими словарями оно переводится как равноправный информационный обмен» [2, с.82]. По причине отсутствия в русском языке смысловых аналогов для номинации качественно нового феномена сетевого взаимодействия стал использоваться термин «пиринг», который функционирует в научной литературе в качестве референта феноменов, реалий различных социальных отраслей.

В современной отечественной педагогической науке подход к пониманию пирингового обучения отсутствует. В рамках зарубежной педагогики под данной формой педагогического взаимодействия может пониматься «популярный концепт, который может подразумевать подход, канал коммуникации, методологию, философию и стратегию» [10, с.5].

Данная форма обучения направлена на активное вовлечение в образовательный процесс всех членов педагогического взаимодействия. В основе пирингового педагогического взаимодействия – равноправие всех его акторов, ярко выраженный субъект-субъектный характер коммуникации, направленный на достижение определенных педагогических целей, решение поставленных задач посредством использования самого взаимодействия, использования воздействия каждого коммуниканта на сетевое сообщество и, наоборот, воздействия сообщества на каждого из его членов.

На основании синтеза представленных подходов к пиринговому обучению, учета особенностей его организации и реализации в рамках данного исследования под пиринговым обучением понимается субъект-субъектная форма педагогического взаимодействия, направленная на достижение определенных индивидуальных изменений, изменение уровня знаний, умений, навыков, системы убеждений, формирование системы аксиологических модусов, определенных поведенческих паттернов, стереотипов посредством моделирования оптимальных норм коллективного сетевого взаимодействия, стимулирования коллективных действий, основанная на использовании современных ИКТ [10, с.6].

Данная форма обучения носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, однако, не может быть сведено к данному виду взаимодействия. В современной научной литературе под субъект-субъектным педагогическим взаимодействием понимается «процесс совместного, согласованного и конструктивного сотрудничества субъектов образовательной деятельности, направленного на достижение целей обучения»; «равноправный взаимообмен учебными смыслами между субъектами, который происходит в совместной учебной деятельности и опосредован межличностными отношениями» [5,с.52]. Другими словами, субъект-субъектное взаимодействие направлено на достижение определенных целей обучения, что существенно ограничивает сферу взаимодействия. Пиринговое обучение не ограничено определенными целями, тематика взаимодействия характеризуется высоким уровнем вариативности, гибкости, выступая в этом отношении более широкой категорией по отношению к субъект-субъектному взаимодействию.

Кроме того, субъект-субъектные взаимоотношения в педагогической сфере находят свою репрезентацию непосредственно при осуществлении совместной педагогической деятельности, подразумевают установление межличностных отношений в определенно физическом пространстве, пиринговое же взаимодействие не ограничено во времени и пространстве, дает возможности выбора между коммуникативной синхронией/ диахронией.

В качестве важного отличия анализируемых видов взаимодействия следует отметить тот факт, что установление субъект-субъектных отношений выступает как одно из приоритетных целей педагога, т. е., направлено преимущественно на обучающихся, выступает последним этапом развития взаимодействия между педагогом и обучающимся в цепочке: автономная позиция, объект воздействия, субъект объект-субъектного воздействия, субъект субъект-субъектного воздействия. Пиринговое же обучение направлено преимущественно на установление не столько педагогического, сколько профессионального взаимодействия, изначально носит субъект-субъектный характер.

Таким образом, несмотря на то, что пиринговое обучение имеет выраженный субъект-субъектный характер, оно не тождественно субъект-субъектному педагогическому взаимодействию, обеспечивая большую вариативность тематического наполнения коммуникации, его гибкости, отсутствия временных, пространственных ограничений.

Новая форма сетевого взаимодействия, внедрение пирингового взаимодействия в профессиональную педагогическую сферу представляет собой «современную высокоэффективную инновационную технологию, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться» [7]. Организация неформального пирингового сетевого взаимодействия позволяет оптимизировать процессы обмена знаниями, умениями, навыками, передовыми практиками организации и реализации образовательного процесса, обеспечивает распространение инновационных разработок, способствует активизации диалогов между представителями различных образовательных учреждений.

В качестве дополнительных преимуществ практического внедрения неформального профессионального взаимодействия следует назвать открытость системы, ее доступность, постоянное стремление к расширению, привлечению все новых акторов, что обеспечивает вовлечение во взаимодействие все новых специалистов в области педагогики, придает данной форме взаимодействия динамичность и гибкость. Другими словами, неформальное сетевое взаимодействие представляет собой «систему связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» [7].

Ярким примером успешно функционирующей системы пирингового взаимодействия может выступать Peer 2 Peer University, Пиринговый университет (P2PU) [11], действующая при поддержке Чикагской публичной библиотеки и направленная на оптимизацию взаимодействия в профессиональной педагогической сфере. Сайт предоставляет возможности организации профессионального взаимодействия в различных режимах, консультаций у специалистов сайта, а также обеспечивает доступ к многочисленным образовательным и научным ресурсам.

Тематика педагогических аспектов ресурса практически не ограничена, позволяя обсуждать любые аспекты как повышения эффективности процессов преподавания научных дисциплин, так и оптимизации взаимодействия с обучающимися, создания максимально удобных условий для каждого обучающегося. В качестве одного из примера гармонизации коммуникативного взаимодействия можно привести видеоматериал «Making a Claim About Variation» - «Формирование представлений о вариациях». Видеоматериал посвящен формированию у обучающихся представлений о вариациях, а также создание атмосферы доверия (confidence) в аудитории. Представление видеоматериала обеспечивает процессы обмена передовым педагогическим опытом на глобальном уровне, на уровне международного сотрудничества. Видеофрагмент сопровождается сопутствующими вопросами, пунктами для обсуждения со стороны педагогического сообщества, актуализируя интерес профессионального сообщества к данному вопросу, а также гиперссылками на практические рекомендации относительно организации обучения. Все представленные рекомендации составлены в соответствии с требованиями CA ELD Standards, что отвечает процессам оптимизации практического внедрения компетентностного подхода в практику отечественных учебных заведений, что представляется особенно актуальным в процессе интеграции отечественной образовательной системы в мировое образовательное пространство.

Таким образом, реализация пирингового взаимодействия позволяет интенсифицировать процессы обмена опытом, обеспечивает доступ к дополнительным материалам, дает возможность ознакомиться с практикой реализации образовательного процесса в ведущих странах мира, что, в свою очередь, обеспечивает оптимизацию внедрения компетентностного подхода, унификацию требований к уровню подготовки выпускников школы.

В качестве дополнительных преимуществ пирингового профессионального взаимодействия выступают следующие [6, с.58]:

  • адаптивность образовательных организаций, специалистов к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменения рыночной конъюнктуры, новые требования рынка, повышение уровня соответствия социально-экономическим, социо-культурным, образовательным потребностями общества;
  • концентрация деятельности акторов сетевого взаимодействия на своих ключевых профессиональных, академических компетенциях, уникальных процессах, протекающих в сфере образования;
  • существенное сокращение издержек на реализацию обмена профессиональным опытом, их рационализация;
  • исключение дублирования ряда функций участниками сетевого взаимодействия;
  • привлечение к реализации совместной академической, профессиональной деятельности компетентных акторов, обладающих необходимым ресурсным потенциалом;
  • повышение эффективности механизмов обмена информацией между участниками неформального сетевого взаимодействия, тиражирование передового опыта, инновационных практик;
  • реализация отношений добровольности и партнерства в процессе достижения определенных результатов, которые формулируются непосредственно самим специалистом, а не регулируются извне;
  • отсутствие пространственных, временных ограничений;
  • повышение уровня конкурентоспособности участников пирингового взаимодействия за счет возможностей использования сетевых ресурсов, узкоспециализированных профессиональных знаний;
  • повышение темпов оперативности, темпов генерации и трансляции специализированных знаний;
  • высокий уровень инновационной активности, готовность и стремление к изменениям в соответствии с требованиями постоянно меняющегося мира, роста требований к уровню профессионализма педагога.

Другими словами, в процессе реализации пирингового профессионального взаимодействия отмечается расширение круга профессионального взаимодействия, повышение продуктивности и качества результатов работы, сам специалист получает практически неограниченные возможности реализации профессионального развития, саморазвития, доступ к массивам профессиональных знаний, передовых, инновационных педагогических практик, технологий.

Вместе с тем, практическая организация пирингового профессионального взаимодействия сталкивается с рядом проблем, включая недостаток «живого» общения, свойственный виртуальному взаимодействию.

Кроме того, формирование новых практик коммуникативного взаимодействия субъектов обучения, «пиринговое» обучение в профессиональных сообществах требует от педагога, с одной стороны, высокого уровня сформированности информационно-коммуникативной компетенции, с другой, предоставляет педагогу дополнительные возможности повышения эффективности реализации образовательно-воспитательного процесса.

Несмотря на то, что высокий уровень сформированности ИКТ выступает актуальным требованием современности, закрепленным в рамках отечественных и международных нормативных актов, включая «Структуру ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» [9], по результатам исследований, проведенных в РГПУ им А. И. Герцена, к 2013 году лишь 24% педагогов систематически используют ИКТ в своей деятельности [4, с.197].

Следует отметить, что многие педагоги испытывают затруднения с процессом организации образовательно-воспитательного процесса посредством использования коммуникативных практик. Если такие инструменты, как презентации, использование проектов на сегодняшний день активно внедряются в практику преподавания, то обращение к пиринговому обучению, участие в профессиональных сетевых сообществах, неформальное повышение квалификации по-прежнему остается за пределами внимания отечественных педагогов. Между тем, появление и интенсивные темпы развития неформальных сетевых профессиональных сообществ выступает объективно существующим фактором, который оказывает огромное влияние на всю систему педагогических взаимодействий.

Под профессионально-педагогическим взаимодействием в современной литературе понимается «особая форма педагогического общения, выражающая субъектные позиции всех его участников, в результате чего происходит обмен смыслами, ценностями, способами деятельности, переживаниями, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, отношений, деятельности» [1, с.39] «профессиональное общение учителя со школьниками в процессе обучения и внеурочное время, соответствующее определённым критериям» [1, с.35].

Неформальное сетевое взаимодействие педагогов, реализация пирингового обучения активизирует педагогическое взаимодействие в режиме «педагог-педагог», обеспечивает дистанционные возможности обмена опыта между педагогами с целью повышения профессионализма. Вместе с тем, открытость организации дискуссии, ее массовый характер, наличие возможностей вовлечения большего числа членов позволяет активизировать процесс взаимодействия в режиме «педагог - коллектив».

Особенностями пирингового общения выступает его опосредованный характер, общностей целей, интересов как основа взаимодействия. Для общения в рамках новых коммуникативных практик характерно восприятие коммуниканта как партнера, осознание ценности каждого актора.

Данный вид профессионального взаимодействия требует от педагога регистрации на определенной площадке с указанием реального имени, фамилии, формирования собственной персональной страницы. Таким образом, общение в рамках персонального сообщества является не столь обезличенным, как Интернет-коммуникации в целом, что повышает ответственность каждого актора взаимодействия.

В процессе выстраивания личных взаимоотношений в рамках сетевого профессионального взаимодействия в виртуальное пространство переносятся все те отношения, которые господствуют в сфере реального отношения между педагогами, где становятся «ведущим фактором системы внутренних взаимоотношений и оформления “границ” сетевого сообщества обучающихся и учителей» [8, с.152].

Одной из сущностных характеристик профессионального взаимодействия между педагогами является гибкий выбор моделей публикации собственного контента и обменов опытом, информационными данными с другими. В рамках пирингового общения реализуются возможности публикации видео, заметок, фотографий, другого цифрового контента, взаимодействия на основании механизмов оценивания.

Таким образом, пиринговое взаимодействие выступает своеобразным инструментом неформального повышения квалификации педагогов, эффективным инструментом интернет-поддержки профессионального и личностного саморазвития педагога. Возникнув изначально в рамках непосредственно профессионального общения в режиме «педагог-педагог», в результате повышения уровня профессионализма данный фактор социальных изменений впоследствии оказывает влияние на взаимодействие в других режимах, включая работы непосредственно с обучающимися и их родителями, в применении новых форм, приемов, методов организации и проведения образовательных, воспитательных мероприятий. Кроме того, отмечается актуализация взаимодействия в режиме «педагог-коллектив» в процессе обмена профессиональным опытом, знаниями, передовыми образовательными практиками.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ерофеева А. В. Педагогический диалог в процессе изучения иностранного языка в вузе: Дисс. канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2014. – 143 с.
2. Закляков П. Пиринг// Системный администратор. - № 6 (10), 2004. – С. 82 – 85
3. Какун А.В. Формирование культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы: Автореф. дисс. канд.пед.наук. – М., 2009. – 18 с.
4. Колядка С. В. Подготовка педагогических кадров в условия информатизации языкового образования: проблемы и перспективы// Вестник Томского государственного университета. – 2015, № 393. - С. 196-203.
5. Линник Е.О. Сущностная характеристика понятия «субъект-субъектное взаимодействие»: психолого-педагогический аспект// Инновационные образовательные технологии. - № 4 (36), 2013. - С. 48 - 54.
6. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие как механизм интеграции образования, науки, производства и оценка его результативности: Дисс. канд. эконом. наук. – Томск, 2013. – 237 с.
7. Осяк С. А. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании/ Осяк С.А., Газизова Т.В., Колокольникова .У. Х., Лобанова О.Б., Храмова Л.Н., Коршунова В.В.// Современные проблемы науки и образования. - № 1-1, 2015. – С. 945
8. Сергеев А. Н. Становление и развитие сетевых сообществ педагогов в социальной образовательной сети: теоретические основы и практика реализации в ВГСПУ// Теория и практика общественного развития. - № 11, 2013. – С. 151 – 154.
9. Юсупова Д.А. Структура ИКТ-компетентности учителей // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – №3, 2014. – С.95.
10. Peer education and HIV/AIDS: Concepts, uses and challenges Report of a consultation cosponsored by UNAIDS Horizons/Population Council FHI Jamaican Ministry of Health PSI/AIDS Mark, PATH, USAID, UNICEF - UNAIDS Geneva, Switzerland 1999. – 43 р.
11. Peer 2 Peer University. P2PU. Электронный ресурс. Адрес доступа: https://www.p2pu.org/en/ (дата обращения 25 января 2017).
 


©  М.В. Жмакина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru