viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.В. Давлятшина,  (Аспирант, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, зам. директора по НМР КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Научно-методическое сопровождение
В статье раскрыто понятие «профессионально-личностное развитие» с позиций профессионального Стандарта педагогов, ФГОС ОО. Представлена сущность научно-методического сопровождения как целенаправленного процесса взаимодействия педагогов для реализации их профессионально-личностного развития. Смоделирована структура научно-методического сопровождения по направлениям видов деятельности сопровождающего и способов сопровождения. Раскрыто уровневое содержание (надпредметное, предметное, личностное) научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в общеобразовательной организации.

Ключевые слова: Научно-методическое сопровождение, профессионально-личностное развитие, профессиональный Стандарт педагога, ФГОС ОО, сущность, структура, уровневое содержание научно-методического сопровождения, общеобразовательная организация.

 

В  условиях реформирования системы образования, модернизации общеобразовательных организаций и реализации ФГОС ОО предъявляются новые требования к профессиональным компетенциям и личностным качествам педагога. Педагогическая наука характеризует современного учителя «как педагога-профессионала, широко образованного и культурного человека, гуманиста и интеллигента, реализующего инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения» [2, с. 107; 1, с. 77]. А.Н. Тубельский на вопрос, какой учитель необходим сегодня, отвечает: «...Нужны учителя, размышляющие над своим призванием» [14, с 235]. К характеристикам деятельности успешного педагога-профессионала Е.А. Ямбург относит «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений» [16, с. 89]. С позиций ФГОС ОО востребован учитель новой формации, новой ментальности, нового педагогического мышления, владеющий навыками рефлексии. Необходим учитель-стратег, который может моделировать и проектировать свою деятельность. Возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание образовательного процесса посредством критического, творческого осмысления и применения на практике достижений науки и педагогического опыта [4]. Актуальна в связи с этим подготовка педагогической общественности к внедрению профессионального Стандарта педагога и новой системы их аттестации, обсуждение национальной системы учительского роста. Делается акцент на непрерывное образование педагогов в профессии, горизонтальный карьерный рост учителей в условиях общеобразовательной организации. Таким образом, представления о современном учителе предполагают его профессионально-личностное развитие на рабочем месте. Для реализации этой актуальной задачи необходим кардинально новый подход к представлениям о сущности, структуре и содержании научно-методического сопровождения в общеобразовательной организации.

Изучив результаты исследований О.Б. Даутовой, А.А. Деркача, Е.О. Галицких, Э.Ф. Зеера, М.В. Левит, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, М.М. Поташника, В.А. Сластёнина, мы проанализировали содержание, структуру, критерии, уровни феномена «профессионально-личностное развитие» и сформулировали определение как синтез сущностных признаков данной категории. Профессионально-личностное развитие педагога рассматривается нами как динамический, целенаправленный, осознанный процесс качественных личностных преобразований, которые выводят на новый уровень саморазвития и самореализации его субъектный опыт профессиональной деятельности [3,°с.°18].

Профессионально-личностное развитие педагогов в современных условиях развития общеобразовательной организации требует сопровождения. В отечественной науке феномен сопровождения стал предметом осмысления в конце прошлого столетия и получил развитие в работах М.Р. Битяновой, О.С. Газмана, Л.М. Митиной как самостоятельной сферы педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования. «Сопровождение» трактуется ими как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора; как организация методической службы, главной целью которой является развитие субъекта. Понятие «сопровождение» в педагогической науке используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей [7]. Сопровождение предполагает обязательное взаимодействие различных субъектов и условно включает в себя, по мнению Г.И. Симоновой, три компонента: путника, сопровождающего, путь (маршрут), который они проходят вместе [11, с. 84]. Е.И. Казакова и А.П. Тряпицина отмечают, что использование термина «сопровождение» продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения [5, 14]. Л.Г. Тарита рассматривает методическое сопровождение как педагогический метод «обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности» [12,°c.27]. Анализ ее работ, посвященных проблеме определения роли и места методической службы, позволяет в качестве основной функции обновляющихся методических служб выделить функцию методического сопровождения педагогов, понимаемую как помощь профессионалу в формировании ориентации поля развития, ответственность за действие в котором несет сам субъект. Методическое сопровождение, выступая в единстве четырех компонентов: диагностики, информации, консультации, помощи в первичной реализации, относится к сфере непрерывного педагогического образования, поскольку его основной задачей является системное проектирование, дающее основания для развития всех субъектов [5].

При внедрении профессионального Стандарта педагога и ФГОС ОО учёными делается акцент на научный компонент сопровождения, что подчеркивает значимость готовности педагогов решать профессиональные задачи на основе научных достижений, а не просто на основе собственной интуиции, приобретенного опыта, методом «проб и ошибок». В связи с этим востребовано превращение методического сопровождения в научно-методическое. Главная особенность научно-методического сопровождения заключается в том, что оно выстраивается не масштабно и формально, а ориентируется на индивидуальные запросы, личностные качества и профессиональные потребности конкретного педагога.

М.Н. Певзнер, М.М. Поташник, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер отмечают, что инновационность научно-методического сопровождения заключается в персонифицированности и мобильности; способности учитывать динамику индивидуального развития педагога и всего педагогического коллектива; вариативности; «векторности»; навигационном характере; продуктивном взаимодействии субъектов сопровождения; оказании помощи педагогу при проектировании программы профессионально-личностного развития и реализации индивидуального профессионально-образовательного маршрута; опережающем характере и предоставлении возможности педагогу преодолеть профессиональные и личностные затруднения [10]. Названные преимущества акцентируют актуальность научно-методического сопровождения в сложившихся условиях модернизации образования, его ценностей и тенденций.

Исходя из системного видения процесса научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, М.Н. Певзнер трактует его как реализуемую в многообразных формах и технологиях систему взаимосвязанных функций, действий, процедур, методов, техник, мероприятий, обеспечивающих оказание квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры [8, с.31]. К исследованию механизмов управляемого сопровождения профессионально-личностного развития педагогов обращены труды Л.К. Гребёнкиной, О.Б. Даутовой, С.В. Кульневич, В.М. Лизинского, Н.В.°Мартишиной, Н.В. Немовой, М.М. Поташника, Л.Г. Тариты, А.П. Тряпициной. Они рассматривают научно-методическое сопровождение как деятельность, взаимодействие, помощь субъекту деятельности в решении жизненных проблем; консультацию, которую осуществляет специалист, указывая вектор профессионально-личностного развития педагогу и всему педагогическому коллективу. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя обозначено как научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста, талантливого сотрудника) и сопровождаемого (учителя), направленный на непрерывное саморазвитие учителя в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности учителя, что ведет к усовершенствованию природного, к поступательному восхождению в профессии [6]. Таким образом, мы отмечаем, что в научно-методическом сопровождении отражено, с одной стороны, ведущая функция обновляющейся методической работы в общеобразовательной организации, с другой стороны, взаимодействие сопровождающего с педагогом (группами педагогов) в общеобразовательной организации.

Такое многообразие точек зрения побудило нас обосновать и сформулировать в рамках нашего исследования рабочее определение научно-методического сопровождения как научно обоснованного специально организованного процесса взаимодействия субъектов сопровождения, направленного на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем, поддерживающее и восходящее профессионально-личностное развитие педагога. Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта педагога, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование. Таким образом, сущность научно-методического сопровождения заключается в организации целенаправленного процесса взаимодействия педагогов для реализации их профессионально-личностного развития.

Структура научно-методического сопровождения. Анализ исследований В.С.°Лазарева, М.М.°Поташника по теории управления в образовании позволил уточнить компонентный состав научно-методического сопровождения. В их работах структура представлена комплексом диагностико-аналитического, ценностно-смыслового, методического, прогностического блоков. В методическом блоке выделяется три модуля: информационно-методический, организационно-методический и практический (опытно-внедренческий) [9]. Содержание каждого блока определяет логику процесса научно-методического сопровождения в общеобразовательной организации и позволяет его рассматривать как технологию управления профессионально-личностным развитием педагогов (А.П. Тряпицына).

В контексте нашего исследования структура научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в общеобразовательной организации представляется нами как комплексная реализация видов деятельности сопровождающего и способов сопровождения: психологическая поддержка (фасилитация, модерирование, супервизия, помощь); организация педагогического взаимодействия (сотрудничество, сотворчество, соуправление, наставничество); подготовка к рефлексивной деятельности (диалог и полилог, консалтинг, опека).

Мы констатируем необходимость психологической поддержки педагогов в условиях реализации ФГОС ОО. На основе анализа результатов 356 анкет педагогов общеобразовательных организаций Восточного образовательного округа Кировской области нами были выявлены социальные, профессиональные и эмоционально-личностные барьеры, которые снижают эффективность или препятствуют их профессионально-личностному развитию. Среди социальных барьеров педагоги назвали низкий материальный уровень (86%), дефицит общественного признания профессии учителя(72%), отсутствие свободного времени (94%). Профессиональные барьеры педагогами представлены следующим комплексом: отсутствие условий для профессионального развития (64%), профессиональные затруднения в соответствии с требованиями ФГОС ОО (52%), дефицит внимания со стороны администрации (48%), психологический климат в коллективе (77%), снижение интереса к инновациям (48%), пассивная позиция в вопросах самообразования (49%), не готовность к самостоятельному построению индивидуальной образовательной программы (маршрута) продвижения в профессии и управление ею с использованием информационных и сетевых технологий (92%). Наиболее значимым видом барьеров профессионально-личностного развития педагогов является эмоционально-личностный барьер: психофизические и эмоциональные перегрузки (98%), состояние физического здоровья (49%), неуверенность в себе (48%), повышенная тревожность (54%), рассогласование личностных и профессиональных ценностей (32%).

В этом контексте актуальны следующие способы сопровождения: фасилитация, модерирование, супервизия, помощь.

    Фасилитация (стимулирование, вдохновение) рассматривается как процесс влияния на мотивацию профессионально-личностного развития педагогов, ценностного отношения к педагогической деятельности и усвоение смыслов как элементов личностного опыта; стимулирования потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.

    Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей педагогов и их способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями.

    Супервизия выступает как способ создания для сопровождаемых психологически комфортных условий в общеобразовательной организации для «лечения профессиональных болезней и исправления профессиональных ошибок» [8, с. 43].

    Помощь рассматривается как система действий по преодолению кризиса педагогического сознания и педагогической практики, идеалов и ценностей; как деятельность по достижению вершин педагогического мастерства в условиях общеобразовательной организации.

Организация целенаправленного педагогического взаимодействия в общеобразовательной школе связана с тем, что в современных условиях ее развития востребовано совместное решение общих задач ФГОС ОО. Появляется необходимость в создании принципиально новой системы профессионального сотрудничества педагогов на основе выбора, индивидуальных запросов, обновления содержания и совершенствования работы по общим проблемам и профессиональным интересам. При этом сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации.

В этом контексте актуальны такие способы сопровождения как сотрудничество, сотворчество, соуправление, наставничество.

    Сотрудничество выступает как общение, равенство во всем, взаимопонимание; принятие общих целей и путей, способов, средств их достижения; продуктивное взаимодействие в процессе продвижения в профессии и личностном развитии в школьном методическом образовательном пространстве.

    Сотворчество трактуется как система взаимосвязанных педагогических событий и ситуаций, направленных на развитие внутренних творческих возможностей; запуск механизмов самопознания, самовоспитания, самоутверждения и самореализации каждого участника сопровождения; выстраивание гармонии человеческих отношений; совместное создание, осмысление, оценка инновационного опыта профессиональной деятельности; расширение субъектного пространства личности.

    Соуправление определяется как процесс включения педагогов в проектирование и конструирование новых видов образовательной практики и научного управления этими процессами; создания предпосылок для выстраивания субъект–субъектных отношений, перехода к самоуправлению профессионально-личностным развитием и формированию профессионального и жизненного кредо.

    Наставничество представляется как осознанное взаимодействие по передаче профессионального, личного и социального опыта. На различных стадиях профессионально-личностного развития педагога наставничество формирует индивидуальное «акме» педагога путем поиска выхода из «кризиса профессиональных компетентностей».

В современных условиях развития общеобразовательной организации актуальна подготовка педагогов к рефлексивной деятельности. В контексте нашего исследования мы рассматриваем рефлексию как механизм продуктивного мышления; как особую организацию процессов понимания происходящих изменений в системе образования; как процесс самооценки ситуаций и педагогических событий; как фактор активного осмысления собственных действий и поступков других людей.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы убеждаемся в том, что:

  • организация научно-методического сопровождения, побуждающего к рефлексии, – одно из условий эффективного профессионально-личностного развития; стимул, обогащение и усиление профессиональных и личностных качеств педагогов;
  • способность к рефлексии – качественный показатель уровня профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации;
  • результаты рефлексии профессионально-личностного развития педагогов позволяют качественно оценить и определить стратегии научно-методического сопровождения в условиях общеобразовательной организации.

В этом контексте актуальны следующие способы сопровождения: диалог (полилог), опека, консалтинг.

    Диалог (полилог) – взаимно обогащающий процесс обмена информацией, совместного поиска истины, организации «коммуникативных стратегий узнавания» [1] и пространств межличностных встреч и сотрудничества участников сопровождения.

    Опека в рамках нашего исследования предполагает содействие эффективному решению задач ФГОС общего образования – перевод деятельности педагогов в инновационный режим совместного поиска рабочих ориентиров, обновления профессионального опыта, преобразования профессионально и личностно значимых смыслов; создание условий для успешного профессионально-личностного развития.

    Консалтинг трактуется как интеллектуальная деятельность по выявлению и анализу профессиональных и личностных проблем и выбору средств и методов по их разрешению; составлению программы профессионально-личностного развития педагога и проектированию его индивидуального образовательного маршрута; организации и проведению рефлексии.

Таким образом, рассмотренная структура научно-методического сопровождения в общеобразовательной организации по видам деятельности сопровождающего позволяет комплексно реализовать способы сопровождения, выбирая приоритетный в зависимости от особенностей и запросов субъекта сопровождения, от конкретной ситуации и педагогического события и, в конечной итоге, превратить сопровождение в управляемый и управляющий процесс.

    Содержание научно-методического сопровождения в общеобразовательной организации определяют требования Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ОО, концепции профессионального Стандарта педагога к его профессиональным компетенциям и личностным качествам. Современный учитель находится в ситуации постоянного самообразования непосредственно на рабочем месте: от него требуется принятие системы ценностей современного образования, осознание потребности модернизации и проектирования образовательного процесса с ориентацией на новые результаты, переосмысление своего профессионального опыта. В связи с этим содержание научно-методического сопровождения нами определяется на трех уровнях: надпредметный; предметный; личностный.

Научно-методическое сопровождение целей, смыслов, ценностей, приоритетов, современного мышления профессионально-педагогической деятельности педагога мы рассматриваем как содержание первого уровнянадпредметного. В школьном методическом образовательном пространстве посредством активных и интерактивных методов, технологий, форм научно-методического сопровождения активируется процесс осмысления педагогами ценностей, целей современного образования, педагогической деятельности. Цель этого уровня – раскрытие потенциала учителя, его способностей к самообразованию, саморазвитию, самовыражению, рефлексии.

    Второй уровень - предметный – определяет направления научно-методического сопровождения в предметной области компетентности педагога: знание предмета и методики его преподавания, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация обучающихся на осуществление учебной деятельности, знание и использование современных образовательных технологий, совершенствование организации образовательного процесса, развитие предметно-педагогической ИКТ-компетентности.

    Третий уровень - личностный - обеспечивает научно-методическое сопровождение в области интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального, психологического здоровья педагогов. Интеллектуальный аспект здоровья подразумевает способность педагога постоянно находиться в состоянии развития своего интеллекта и умения им пользоваться. Социальный аспект здоровья актуализирует способность педагога к оптимальной адаптации в изменившихся социально-экономических условиях, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности. Эмоциональный аспект здоровья заключается в способности педагога адекватно в соответствии с ситуацией выражать свои чувства и быть толерантным. Психологический аспект здоровья рассматривается как социальное благополучие, удовлетворение уровнем качества жизни, душевное равновесие, реализация жизненных планов. Уровневое содержание научно-методического сопровождения формируется на основе требований к базовым и новым компетентностям педагогов и определяет комплекс его функций: обучающую, консультационную, психотерапевтическую, коррекционную, адаптационную. Перечисленные выше функции связаны между собой и в своей совокупности обеспечивают результативность научно-методического сопровождения педагогического коллектива и каждого педагога [9, 16].

Мы убеждены в том, что раскрытые и конкретизированные сущность, структура и уровневое содержание научно-методического сопровождения открывают возможности для моделирования процесса научно-методического сопровождения эффективного профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС ОО и внедрения профессионального Стандарта.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Галицких, Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете [Текст] : монография / Е.О. Галицких. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 264 с.
2. Гребёнкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного образования [Текст] : монография / Л.К. Гребёнкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Рязань, 2006. – 224 с.
3. Давлятшина, О.В. Профессионально-личностное развитие педагогов в условиях общеобразовательной организации [Текст] : учеб.-метод. пособие / О.В. Давлятшина; под науч. ред. Е.О. Галицких. – Киров : Радуга – ПРЕСС, 2015. – 195 с.
4. Даутова, О.Б. Управление введением ФГОС основного общего образования [Текст] / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А Пивчук. – СПб. : КАРО, 2013. – 160 с.
5. Казакова, Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход) [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук 13.00.01 / Е.И. Казакова. – СПб, 1995. – 32с.
6. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2004. – 256 с.
7. Мардахаев, Л.В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2010. – №6. – С. 7–10.
8. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия [Текст]: монография / М.Н. Певзнер [и др.] / под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 316 с.
9. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст] : метод. пособие / М.М. Поташник. ? М. : Педагогическое общество России, 2011. – 448 с.
10. Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой [Текст] : метод. пособие / М.М. Поташник. – М. : Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.
11. Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся. [Текст] : монография / Г.И. Симонова. – Киров: ВятГГУ, 2005. – 320 с.
12. Тарита, Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе [Текст] : автореф. дис. … кан. пед. наук: 13.00.01 / Л.Г. Тарита. – СПб., 2000. – 22 с.
13. Тряпицына, А.П. Педагогика [Текст] : учеб. для вузов / А.П. Тряпицына [и др.]. – СПб. : Питер, 2013. – 304 с.
14. Тубельский, А. Н. Школа самоопределения: первый шаг: Из опыта работы коллектива школы № 734 г. Москва в первом экспериментальном учебном году: Материал для обсуждения: Часть I. – М. : ВНИК «Школа», 1989. ? 157 с.
15. Шумакова, К.С. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ [Текст] / К.С. Шумакова // Образование и наука. – 2008. – №7 (55). – С. 61?69.
16. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? [Текст] / Е.А. Ямбург. – М. : Просвещение, 2014. – 75с.
 


©  О.В. Давлятшина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru