viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

М.В. Баркетова,  (Аспирант, Саратовский социально-экономический институт РЭУ им.Г.В Плеханова)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Зарубежный опыт
В статье рассматривается проблема поиска современных методов и форм оценивания компетенций бакалавра в российском вузе как фактора повышения качества образования. В русле новой образовательной парадигмы анализируется опыт оценки образовательных достижений бакалавров в европейской и американской системах высшей школы. Предпринимается попытка показать возможные пути и условия применения зарубежного опыта оценки компетенций бакалавров в вузах Российской Федерации с учётом специфики социально-экономических и социально-культурных реалий российского общества.

Ключевые слова: Зарубежный опыт, парадигма образования, компетенция, компетентность, методы и формы оценки компетенций, качество образования , вузы России.

 

Oценка профессиональных компетенций бакалавра в российском вузе является активно дискутируемым вопросом в рамках проблемного поля повышения качества высшего образования [3;11;12]. Исходя из того, что компетентностный подход актуализирует требования развития личностного потенциала студента и повышения качества подготовки его к продуктивному самостоятельному действию в рамках будущей профессиональной деятельности и «образования в течение всей жизни» ( по рекомендациям Совета Европы [10]), изменяется и видение процесса оценивания учебных достижений [4;7].

Предполагается, что изменения должны быть связаны с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. В связи с этим, с одной стороны, идёт «переход от оценивания для контроля к оцениванию для развития [2,2925]; с другой стороны, возникает необходимость в конкретных методах формах оценки практических действий студентов и опыта «возможных рабочих ситуаций», что позволяет его проецировать на «аналогичные ситуации в практике своей будущей работы» [8, 184].

В этом плане оправдано обращение к сложившейся практике оценивания образовательных достижений бакалавров (для удобства будем равнозначно использовать слово «студентов») в европейской и американской системах высшей школы. Критический анализ зарубежного опыта позволяет , на наш взгляд, соотнести действенные формы и методы оценки компетенций с возможными путями и условиями их применения в российских вузах на основе учёта соответствующих социально-экономических и социально-культурных реалий.

Сразу следует отметить, что анализ зарубежного опыта оценивания компетенций позволяет констатировать наличие трёх основных появившихся независимо друг от друга методических подходов, реализуемых в США, в Великобритании, в Европе (более наглядно −во Франции и Германии).

Так, система оценивания компетенций в США соотносится, в первую очередь, с ориентацией результатов образования на готовность и способность выпускника применить их на практике по окончании вуза, или «поведенческий аспект» [13;15]. Оценивание в таком случае признаётся аутентичным, практико-ориентированным, призванным оценивать сформированность умений, навыков, личных достижений в саморазвитии и т.п. на основе ряда актуализации ситуаций, максимально приближенных к требованиям сферы профессиональной деятельности.

Рассмотрим для примера применение данного подхода к развитию компетенции общения на иностранном языке, которая:

1. на уровне Европы входит в группу определённых Парламентом Совета Европы ключевых компетенций, в частности, в «компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение более, чем одним языком» [10];

2. в рамках Международного исследовательского проекта PISA (Programme for International student assessment) рассматривается как межпредметная «читательская компетенция» [9];

3. в российском педагогическом дискурсе определяется И.А. Зимней как « компетенция в общении», соотносимая с группой компетенций, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы [6];

4. в рамках ФГОС ВПО компетенция предстаёт как СК-3 (социокультурная компетенция) на умение «выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка [12].

Оценивание данной компетенции в рамках рассматриваемого нами американского, поведенческого подхода, не предполагает контроля техники чтения, словарного запаса, знаний грамматики и т.п. − применяемый метод оценки (в частности, тестирование) «выводит» на проверку способности использовать иностранный язык (чтение, письмо, говорение) в конкретных ситуациях, требующих проявления профессионализма при работе с деловыми бумагами и деловыми партнёрами, собеседований (самопрезентации), а также для выстраивания карьеры, продолжения образования, самопозиционирования в социуме, обеспечения профессиональной мобильности и т.п.

В Великобритании, по наблюдениям В.И. Звонникова и М.Б. Челышковой, оценка компетенций студентов реализуется другим, «функциональным» , путем , который обусловливает учёт не только знаний и понимания (применения) их, но и ценностей, а также жизненных (функциональных) навыков [5]. В связи с этим, при оценивании учитываются пять аспектов компетенции.

Рассмотрим их для наглядности также применительно к российскому вузу (по возможности) в контексте описанной ранее компетенции общения на иностранном языке. Так, к примеру:

  • когнитивный аспект оценки направлен на проверку знания (грамматики, словарного запаса и т.п.) только в параллели с пониманием его роли для приобретения опыта общения;
  • функциональный аспект соотносится с оценкой способности студента наглядно продемонстрировать владение иностранным языком для решения каких-либо задач, проблем и т.п. в своей профессиональной области;
  • аспект оценивания нацеливает на проверку умений и характеристик студента, обусловливающих качественную реализацию компетенции общения на иностранном языке при выполнении будущей профессиональной деятельности (толерантность, эмпатия и т.п.);
  • аспект при оценке сформированности компетенции связан с принимаемыми студентом личностными и профессиональными ценностями, которые связаны с его способностью в процессе общения на иностранном языке принимать обдуманные решения в возможных жизненных или профессиональных ситуациях (корректность, вежливость, скромность и т.п.)
  • в плане оценки проверки характеризуется проявлением способности студента при общении на иностранном языке в будущей профессиональной деятельности быть уверенным в своих знаниях и умениях, преодолевать ошибки и неуверенность, адекватно воспринимая при этом замечания руководителей, партнёров, коллег и делать правильные выводы из данных замечаний, занимаясь самообразованием и саморазвитием.

Такое подробное рассмотрение и оценивание образовательных достижений студентов определяет признание в Великобритании инструментом оценивания, альтернативным тестированию, портфолио с учётом его возможностей оценивать как когнитивную составляющую компетенций студентов, так и реализовать личностно-центрированный подход в профессиональной подготовке. Интересно отметить, что такой подход для студентов является привычным, так как в школе учителями постоянно по определенному плану пишутся развёрнутые характеристики деятельности учеников и их образовательных достижений, проявленных за различные периоды времени (как правило, 1–12 недель).

Европейский подход к оцениванию компетенций студентов (в частности, во Франции и Германии) называют многомерным, что связано с акцентуализацией в нём двух основных направлений: личностного и коллективного. Первое направление связано с оценкой поведения, или сформированных поведенческих характеристик. Второе нацелено на проверку способности будущего выпускника эффективно содействовать организации продуктивной работы коллектива предприятия, фирмы и т.п. − в рамках своей модели поведения как одного из членов данного коллектива [1]. В связи с этим уже отмеченная нами компетенция общения на иностранном языке рассматривается как один из универсальных признаков готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности, и проверка её реализуется на знаниевом, функциональном и поведенческом уровнях. [15]. Приоритетное значение при этом придаётся накопительному характеру проаналированных и оценённых достижений студента, названными «файлами достижений».

Следует также отметить, что представление во ФГОС ВПО Российской Федерации академических, профессиональных, общекультурных, социальных и т.п. компетенций, на наш взгляд, заимствует в чём-то немецкий подход, особенность которого можно охарактеризовать как выявление и описание в начале каждого учебного плана ориентированной на сферу будущей профессиональной деятельности совокупности компетенций, значимых для каждого предмета и определяющих приоритетные области их изучения, а также перечень планируемых к усвоению знаний , умений и навыков. Данная совокупность включает предметные, личностные и социальные компетенции.

Так, уже отмеченная нами компетенция общения на иностранном языке соотносится с ОК-2,ОК-3,ОК-11, определяющими требования к грамотному выстраиванию устной и письменной речи, готовности к взаимодействию в коллективе; ПК-6, связанной со способностью использовать иностранный язык при разработке проекта и компонентов программного продукта.

Однако все эти компетенции оцениваются только на уровне знания, умения, владения (как правило, с помощью тестирования). Это не даёт возможности оценить поведенческие и личностные характеристики, а также большую часть социальных компетенций, не используется также технология накопления «файлов достижений» −что, в целом, значительно отличает российский подход к оценке компетенций не только от американского и британского, но и от европейского.

Представим предпринятый критический и наглядный анализ различных зарубежных систем оценивания компетенций в виде табл.1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамов А.В., Артемьева Г.Н., Махутов Б.Н.Система педагогического оценивания формирования компетенций у студентов высших учебных заведений:Учебное пособие.—Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013.—100с.
2. Бебина, О.И. Проблема оценки результатов обучения бакалавров∕ О.И. Бебина ∕∕Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всерос. научно-методич. конф. (Оренбург, 29-31 января 2014 г.).− Оренбург: Изд.-полиграф. комплекс «Университет», 2014.− С. 2924-2927.
3. Гуляев, В. Н. Парадигма качества современного высшего образования∕ В. Н. Гуляев, И. П. Логинов, В. П. Иванов ∕∕ Мир образования − Образование в мире.- 2016.-№ № 1 (61).- С.6-14
4. Ефремова, Н.Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов ∕ Н.Ф. Ефремова. – Высшее образование сегодня- 2011 . -№ 3, - С. 17-21.
5. Звонников, В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. — М.: Университетская книга; Логос,2009. - 272 с.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции− новая парадигма результата образования ∕ И.А. Зимняя ∕∕ Эксперимент и инновации в школе.- 2009. №2.-С. 7-14.
7. Кашкарова, Е. А. Диагностика профессиональных компетенций при подготовке бакалавров в области физического образования: дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.02 / Е. А. Кашкарова. − Санкт-Петербург, 2015. − 189 с.
8. Печенева, Т.А. К проблеме формирования компетенций выпускника вуза ∕ Т.А. Печенёва ∕∕ Science Time: международный научный журнал - 2016. - № (31).-С. 181-186.
9. Разуваева, Т. А. Оценивание иноязычной читательской компетенции учащихся в рамках компетентностного подхода: анализ отечественного и зарубежного опыта∕ Т. А. Разуваева∕∕ Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.-2011. Вып. № 24- С.756-761
10. Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006 г.: Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни —европейские рамочные установки: пер. с англ. Р. Синельниковой //Адукатар.−2008. −№1(13). −С.14-18.
11. Сибикина, И.В. Модели и алгоритмы формирования и оценки компетенций выпускника вуза: автореф. дис. ... канд. техн. наук. – Астрахань: АГТУ, 2012. – 16 с.
12. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата ∕∕ Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4
13. Федотова, Е.Е. Модернизация компетентностного подхода в общем и профессионального образовании США ∕ Е.Е. Федотова // Вестник АА-ЭП.- 2003. -Вып. 7. - С. 55-56.
14. Davies, А. Communicative Competence as Language Use∕ Alan Davies∕∕ Applied Linguistics- 1989. № 10 (2). P. 157-170.
15. Whiddett S., Hollyforde S. A practical guide to competencies: how to enhance individual and organisational performance // Chartered Institute of Personnel and Development, 2003. – 154 p.
 


©  М.В. Баркетова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru