viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Н.В. Иванов,  (К.ист.н., доцент, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары )

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Модернизация
Статья посвящена теоретико-методологическим проблемам изучения истории советской милиции в современных условиях. Показана роль модернизационного подхода в социально-гуманитарном дискурсе. Выявлены основные предпосылки изучения истории органов милиции в контексте модернизации советского общества. Намечены подходы по исследованию советской милиции как субъекта и объекта модернизации. Сделан вывод о том, что модернизационный подход способствует реализации принципа системности в изучении истории советской милиции.

Ключевые слова: Модернизация, советское общество, органы милиции, исследовательский подход.

 

Современное столкновение мировых держав, порожденное международными событиями 2014 года, приобретает все более выраженный ценностный характер. В России же отмечается интенсификация процессов возвращения к ее традиционным ценностям на фоне стихания разговоров о модернизации страны. В то же время результаты социологических исследований показывают, «что запрос на модернизацию в российском обществе существует. Другое дело, что представление и о сути данного процесса, и о способах его реализации весьма неопределенны. Но в целом можно говорить о востребованности российским обществом изучения модернизационной проблематики»[3]. Если говорить об историческом дискурсе, то долгое время применение модернизационного подхода «основной упор делало на изучении организационно-политической либо сугубо экономической сторонах модернизационных рывков»[2]. Все это актуализирует вопрос о познавательных границах данного подхода, о возможности включения в них новых объектов. Одним из шагов в направлении его эффективного решения может стать обращение к рассмотрению деятельности органов милиции в условиях модернизации советского общества. На наш взгляд, для этого существует целый ряд теоретических предпосылок.

Ключевой проблемой изучения модернизационного процесса в нашей стране является вопрос об его субъектах. «В России модернизационный прорыв всегда выступал как идеократический проект. Государство являлось не только главным, а единственным субъектом модернизации»[1]. Эта всеобъемлющая роль государства складывалась из множества ролей тех или иных органов государственной власти, каждая из которых вносила свой необходимый штрих. В данном контексте правомерно утверждать, что милиция – субъект процесса трансформации советского общества из традиционного аграрного состояния в современное индустриальное, который охватил 1930-е – первую половину 1980-х гг. Его наиболее общие черты наглядно прослеживаются в ряде организационных документов.

К моменту начала «развернутого наступления социализма по всему фронту» (1929 г.) на государственном уровне были определены и закреплены структура органов и основные функции рабоче-крестьянской милиции в Положении о Народном комиссариате внутренних дел, принятом ВЦИК и СНК РСФСР 24 мая 1922 г.[7]. В Положение о рабоче-крестьянской милиции, утвержденное постановлением СНК СССР от 25 мая 1931 г. № 390, были включены уже общие положения, определявшие рабоче-крестьянскую милицию как административно-исполнительный орган советской власти и как орган диктатуры пролетариата и нацеливавшие ее на охрану революционного порядка и общественной безопасности, необходимых для социалистического строительства[6].

Положение о советской милиции, утвержденное постановлением СМ СССР от 17 августа 1962 г. № 901, определило, что милиция является административно-исполнительным органом Советского государства, призванным охранять общественный порядок в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях, обеспечивать охрану социалистической собственности, личности и прав граждан от преступных посягательств, своевременно предупреждать, пресекать и раскрывать уголовные преступления, всей своей деятельностью служить народу[4].

В Положении о советской милиции, утвержденном постановлением СМ СССР от 8 июня 1973 г. № 385, милиция предстала как государственный орган, который, наряду с другими, стоит на страже общественного порядка, законности и дисциплины, участвуя тем самым в решении задач коммунистического строительства в стране[5].

Но милицию можно считать субъектом модернизации не только на основании того, что она представляла собой административно-исполнительный орган государственной власти. Следует учитывать, что модернизация, как «один из видов важнейших изменений человеческой цивилизации со времен промышленной революции XVIII в., включающий изменения в деятельности, поведении, процессе, содержании, структуре, системе и самой идее человеческой цивилизации»[9], объективно предполагает социальные перемены, которые, в свою очередь, неизбежно сопровождаются увеличением разного рода вызовов и угроз.

В этих условиях успех или неуспех политики модернизации будет в немалой степени зависеть от того, насколько государство сумеет обеспечить стабильный общественный порядок. Как видно из вышеприведенных положений, органы милиции была призваны, наряду с прочим, осуществлять охрану общественного порядка или, иными словами, «предупреждение и пресечение противоправных проявлений, защиту прав и свобод человека и гражданина, их имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью поддержания общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов, их дестабилизирующих»[8].

Кроме того, модернизационный подход позволяет выявить и изучить двойственный характер развития милиции, которая являлась не только субъектом модернизации советского общества, но одновременно и объектом преобразований. Причем последняя ипостась в большей степени была присуща позднеиндустриальной стадии модернизации советского общества, начиная с середины 1950-х гг. Так, в Положении о советской милиции 1973 г. было подчеркнуто, что каждый работник милиции обязан проявлять высокую организованность и культуру в работе, что в деятельности милиции должны широко использоваться методы научной организации управления и труда, передовой опыт охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, а также новейшие достижения науки и техники[5].

Говоря о милиции как объекте модернизации, следует иметь в виду, что данная черта проявлялась как в непосредственном виде, о чем шла речь в предыдущем абзаце, так и в опосредованном. В Положении о рабоче-крестьянской милиции 1931 г. было зафиксировано, что рабоче-крестьянская милиция в своей работе опирается на широкие трудящиеся массы. Положение о советской милиции 1962 г. определяло, что всей своей деятельностью милиция служит народу, поддерживает постоянную связь с широкими массами трудящихся и общественными организациями, опирается на их помощь и поддержку. В Положении о советской милиции 1973 г. было отмечено, что милиция, выполняя стоящие перед ней задачи, черпает силу из постоянной связи с широкими массами трудящихся, опирается на их помощь и поддержку. Модернизация советского общества, которое рассматривалось как опора деятельности органов милиции, не могла не оказывать своего влияния на их развитие, обуславливая появление в нем новых черт и изменений.

Подобный ракурс исследования позволяет восполнить ряд пробелов в истории российской милиции, особенно в части установления причинно-следственных взаимосвязей, дать комплексную оценку изменениям в образовательном уровне работников милиции, в системе их профессиональной подготовки, в научно-техническом обеспечении деятельности органов милиции, в организации ведомственной научно-исследовательской работы и т.п.

В заключение необходимо сказать и о том, что использование классической теории модернизации способствует реализации принципа системности в изучении истории советской милиции. В контексте модернизации советского общества развитие органов милиции на протяжении довольного длительного исторического периода предстает как целостный, сравнительно завершенный процесс, в котором отражены существенные аспекты взаимоотношений общества и власти, затрагивающие экономику, политику, идеологию и социальную сферу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Головашина О.В. Проблема субъекта модернизации в России // Ineternum. 2013. № 1. С. 33-46.
2. Костерев А.Г., Литвинов А.В. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы в контексте советской модернизации // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 403. С. 69-78.
3. Плискевич Н.М. «Path dependence» и проблемы модернизации мобилизационного типа // Мир России. 2016. № 2. С. 123-143.
4. Об утверждении Положения о советской милиции [Электронный ресурс]: постановление Совмина СССР от 17 авг. 1962 № 901 // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=35002&dst=100001#0. – Утратил силу.
5. Свод законов СССР. – 1985. – Т. 10. – С. 236–247. – Утратил силу.
6. СЗ СССР. 1931. № 33. Ст. 247. – Утратил силу.
7. СУ РСФСР. 1922. № 33. Ст. 386. – Утратил силу.
8. Хомяков И.Д. Проблемы понятия охраны общественного порядка как формы реализации правоохранительной функции государства // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4. С. 146-153.
9. Чуаньци Хэ. Развитие теории и цивилизационный процесс // Партнерство цивилизаций. 2012. № 1. С. 40-60.


©  Н.В. Иванов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru