viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Н.В. Иванов,  (К.ист.н., доцент, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары )

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ  2017

Модернизация
Статья посвящена теоретико-методологическим проблемам изучения истории советской милиции в современных условиях. Показана роль модернизационного подхода в социально-гуманитарном дискурсе. Выявлены основные предпосылки изучения истории органов милиции в контексте модернизации советского общества. Намечены подходы по исследованию советской милиции как субъекта и объекта модернизации. Сделан вывод о том, что модернизационный подход способствует реализации принципа системности в изучении истории советской милиции.

Ключевые слова: Модернизация, советское общество, органы милиции, исследовательский подход.

 

Современное столкновение мировых держав, порожденное международными событиями 2014 года, приобретает все более выраженный ценностный характер. В России же отмечается интенсификация процессов возвращения к ее традиционным ценностям на фоне стихания разговоров о модернизации страны. В то же время результаты социологических исследований показывают, «что запрос на модернизацию в российском обществе существует. Другое дело, что представление и о сути данного процесса, и о способах его реализации весьма неопределенны. Но в целом можно говорить о востребованности российским обществом изучения модернизационной проблематики»[3]. Если говорить об историческом дискурсе, то долгое время применение модернизационного подхода «основной упор делало на изучении организационно-политической либо сугубо экономической сторонах модернизационных рывков»[2]. Все это актуализирует вопрос о познавательных границах данного подхода, о возможности включения в них новых объектов. Одним из шагов в направлении его эффективного решения может стать обращение к рассмотрению деятельности органов милиции в условиях модернизации советского общества. На наш взгляд, для этого существует целый ряд теоретических предпосылок.

Ключевой проблемой изучения модернизационного процесса в нашей стране является вопрос об его субъектах. «В России модернизационный прорыв всегда выступал как идеократический проект. Государство являлось не только главным, а единственным субъектом модернизации»[1]. Эта всеобъемлющая роль государства складывалась из множества ролей тех или иных органов государственной власти, каждая из которых вносила свой необходимый штрих. В данном контексте правомерно утверждать, что милиция – субъект процесса трансформации советского общества из традиционного аграрного состояния в современное индустриальное, который охватил 1930-е – первую половину 1980-х гг. Его наиболее общие черты наглядно прослеживаются в ряде организационных документов.

К моменту начала «развернутого наступления социализма по всему фронту» (1929 г.) на государственном уровне были определены и закреплены структура органов и основные функции рабоче-крестьянской милиции в Положении о Народном комиссариате внутренних дел, принятом ВЦИК и СНК РСФСР 24 мая 1922 г.[7]. В Положение о рабоче-крестьянской милиции, утвержденное постановлением СНК СССР от 25 мая 1931 г. № 390, были включены уже общие положения, определявшие рабоче-крестьянскую милицию как административно-исполнительный орган советской власти и как орган диктатуры пролетариата и нацеливавшие ее на охрану революционного порядка и общественной безопасности, необходимых для социалистического строительства[6].

Положение о советской милиции, утвержденное постановлением СМ СССР от 17 августа 1962 г. № 901, определило, что милиция является административно-исполнительным органом Советского государства, призванным охранять общественный порядок в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях, обеспечивать охрану социалистической собственности, личности и прав граждан от преступных посягательств, своевременно предупреждать, пресекать и раскрывать уголовные преступления, всей своей деятельностью служить народу[4].

В Положении о советской милиции, утвержденном постановлением СМ СССР от 8 июня 1973 г. № 385, милиция предстала как государственный орган, который, наряду с другими, стоит на страже общественного порядка, законности и дисциплины, участвуя тем самым в решении задач коммунистического строительства в стране[5].

Но милицию можно считать субъектом модернизации не только на основании того, что она представляла собой административно-исполнительный орган государственной власти. Следует учитывать, что модернизация, как «один из видов важнейших изменений человеческой цивилизации со времен промышленной революции XVIII в., включающий изменения в деятельности, поведении, процессе, содержании, структуре, системе и самой идее человеческой цивилизации»[9], объективно предполагает социальные перемены, которые, в свою очередь, неизбежно сопровождаются увеличением разного рода вызовов и угроз.

В этих условиях успех или неуспех политики модернизации будет в немалой степени зависеть от того, насколько государство сумеет обеспечить стабильный общественный порядок. Как видно из вышеприведенных положений, органы милиции была призваны, наряду с прочим, осуществлять охрану общественного порядка или, иными словами, «предупреждение и пресечение противоправных проявлений, защиту прав и свобод человека и гражданина, их имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью поддержания общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов, их дестабилизирующих»[8].

Кроме того, модернизационный подход позволяет выявить и изучить двойственный характер развития милиции, которая являлась не только субъектом модернизации советского общества, но одновременно и объектом преобразований. Причем последняя ипостась в большей степени была присуща позднеиндустриальной стадии модернизации советского общества, начиная с середины 1950-х гг. Так, в Положении о советской милиции 1973 г. было подчеркнуто, что каждый работник милиции обязан проявлять высокую организованность и культуру в работе, что в деятельности милиции должны широко использоваться методы научной организации управления и труда, передовой опыт охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, а также новейшие достижения науки и техники[5].

Говоря о милиции как объекте модернизации, следует иметь в виду, что данная черта проявлялась как в непосредственном виде, о чем шла речь в предыдущем абзаце, так и в опосредованном. В Положении о рабоче-крестьянской милиции 1931 г. было зафиксировано, что рабоче-крестьянская милиция в своей работе опирается на широкие трудящиеся массы. Положение о советской милиции 1962 г. определяло, что всей своей деятельностью милиция служит народу, поддерживает постоянную связь с широкими массами трудящихся и общественными организациями, опирается на их помощь и поддержку. В Положении о советской милиции 1973 г. было отмечено, что милиция, выполняя стоящие перед ней задачи, черпает силу из постоянной связи с широкими массами трудящихся, опирается на их помощь и поддержку. Модернизация советского общества, которое рассматривалось как опора деятельности органов милиции, не могла не оказывать своего влияния на их развитие, обуславливая появление в нем новых черт и изменений.

Подобный ракурс исследования позволяет восполнить ряд пробелов в истории российской милиции, особенно в части установления причинно-следственных взаимосвязей, дать комплексную оценку изменениям в образовательном уровне работников милиции, в системе их профессиональной подготовки, в научно-техническом обеспечении деятельности органов милиции, в организации ведомственной научно-исследовательской работы и т.п.

В заключение необходимо сказать и о том, что использование классической теории модернизации способствует реализации принципа системности в изучении истории советской милиции. В контексте модернизации советского общества развитие органов милиции на протяжении довольного длительного исторического периода предстает как целостный, сравнительно завершенный процесс, в котором отражены существенные аспекты взаимоотношений общества и власти, затрагивающие экономику, политику, идеологию и социальную сферу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Головашина О.В. Проблема субъекта модернизации в России // Ineternum. 2013. № 1. С. 33-46.
2. Костерев А.Г., Литвинов А.В. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы в контексте советской модернизации // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 403. С. 69-78.
3. Плискевич Н.М. «Path dependence» и проблемы модернизации мобилизационного типа // Мир России. 2016. № 2. С. 123-143.
4. Об утверждении Положения о советской милиции [Электронный ресурс]: постановление Совмина СССР от 17 авг. 1962 № 901 // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=35002&dst=100001#0. – Утратил силу.
5. Свод законов СССР. – 1985. – Т. 10. – С. 236–247. – Утратил силу.
6. СЗ СССР. 1931. № 33. Ст. 247. – Утратил силу.
7. СУ РСФСР. 1922. № 33. Ст. 386. – Утратил силу.
8. Хомяков И.Д. Проблемы понятия охраны общественного порядка как формы реализации правоохранительной функции государства // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4. С. 146-153.
9. Чуаньци Хэ. Развитие теории и цивилизационный процесс // Партнерство цивилизаций. 2012. № 1. С. 40-60.


©  Н.В. Иванов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru