viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

И.А. Левицкая,  (К.пед.н., зав. каф. экономики и управления, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, фил. в г. Междуреченске)

Серия «Гуманитарные науки» # ЯНВАРЬ  2016

Профессиональное становление
В статье приводятся промежуточные результаты первичной диагностики особенностей профессионального самоопределения будущих специалистовна этапепрофессиональногообучения. На основе характеристики различных аспектов профессионализации определены базовые компоненты и уровни профессиональногосамоопределения будущих специалистов. Проведена диагностика уровней сформированности и динамики развития изучаемых компонентовпрофессионального самоопределения. Конкретизированы субъектно-личностные особенности и социальные условия профессионального самоопределения на этапе профессионального обучения.

Ключевые слова: Профессиональное становление, профессиональное руководство, профессиональные диагностика, профессионализация, профессиональное самоопределение.

 

Профессионализация будущего специалиста как научная проблема затрагивает психологический, педагогический, социологический, философский,  социокультурный аспекты самоопределения личности, в структуре которого выделяют различные постоянно взаимодействующие компоненты (личностное, социальное, профессиональное и др.).

Проблема профессионального самоопределения остается актуальной не только в периоды выбора профессиональной деятельности и профессиональной подготовки в процессе обучения. Существование непрерывного профессионального самоопределения признается многими учеными (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.) [1, 2, 4, 6].

Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии, а осуществляется на всех стадиях профессионального становления, в том числе в процессе обучения. Данный процесс взаимосвязан с развитием самосознания, включает формирование системы ценностных ориентации, планирование и моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала и его проекция на собственный «Я-образ». Таким образом, профессиональное самоопределение является важной характеристикой социальной зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Определяющими для нашего изучения особенностей профессионализации являются исследования Э.Ф. Зеера [1], потому что профессиональное самоопределение актуально не только на этапе оптации (12-16 лет), но и на более поздних стадиях профессионализации личности, в том числе и на этапе профессиональной адаптации (18-25 лет) и построения карьеры.

Процесс профессионализации определяется разными аспектами профессионального самоопределения. Начальным этапом изучения профессионального самоопределения является выделение базовых компонентов, составляющих фундаментальную базу этого процесса.

Ценностный компонент предполагает самостоятельность оценочных  суждений, социально значимых принципов и установок в жизненном самоопределении. Концептуальный компонент определяет совокупность взглядов, принципов, убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Ориентационный компонент демонстрирует интеллектуальное осмысление социокультурных знаний, понимание своих жизненных ресурсов, способностей, самооценка, опыт рефлексивной деятельности. Операционный компонент отражает готовность и умение использовать знания, принципы, оценки в различных ситуациях социокультурной деятельности. Прогностический компонент выявляет способность применять знание во-ценностный и мировоззренческо-рефлексивный аппарат для предвидения, прогнозирования безопасных последствий деятельности инженера.

Нам определены уровни профессионального самоопределения: продуктивный (высокий), адаптивный (средний), критический (низкий). В обобщенном виде продуктивный уровень отличают следующие характеристики: ярко выраженные показатели, которые осознаются в полной мере, присутствуют в достаточной степени и четко фиксируются в ходе опытно-экспериментальной работе. На адаптивном уровне проявление показателей наблюдается в достаточно значительной мере, однако  количественные и качественнее характеристики проявлены не в полном объеме. Критический уровень обобщенно характеризуется  незначительной степенью  проявления показателей, что определяет их слабо выраженный  характер.

Генеральной целью исследования явилось выявление социально-личностных особенностей профессионального самоопределения студентов и диагностика уровней сформированности и динамики развития изучаемых компонентов  профессионального самоопределения.

Ценностный компонент профессионального самоопределения предполагает выявление системности и мотивированности оценочных суждений, социально значимых принципов и установок в жизненном самоопределении.  Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича[7], выбранная нами в качестве основы изучения данного компонента, подразумевает ранжирование списка ценностей на терминальные (ценности-цели, существующие на уровне убеждения) и инструментальные (ценности-средства, проявляющие в способах действий). Результаты изучения оценочного компонента (ранги ценностных ориентаций) позволили сделать вывод о преобладании среди  студентов таких наиболее  значимых ценностей-целей личности, как свобода, познание, активность (выбор первокурсников таким образом – ценности личной жизни) и интересная работа, материально обеспеченная жизнь и уверенность (выбор будущих выпускников – ценности профессионализма). Данный факт свидетельствует об изменении мотивации и стремлении студентов реализовать потенциал в профессиональной сфере[3].

Анализ ранжирования ценностей на уровне поведения студентов, а также их индивидуальных предпочтений, проявляющихся в выборе способов деятельности, характеризует эволюцию предпочтений ценностей-средств у первокурсников (независимость, рационализм, твердая воля) и студентов 4-го курса (широта взглядов, образованность и эффективность в делах). Следовательно, в процессе обучения в вузе происходит осознание студентами важности социокультурных знаний, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и профессиональных планах, умения применять знание во-ценностный аппарат в различных ситуациях социокультурной деятельности.

Тем не менее, представляется возможным выделить терминальные и инструментальные ценности, имеющие общий высокий ранговый номер предпочтений на всех курсах: среди первых – активная деятельная и продуктивная жизнь, познание и интересная работа; вторые – эффективность в делах, широта взглядов, рационализм, образованность. Данный выбор свидетельствует о доминирующей направленности студентов на ценности профессиональной самореализации,  ценности самоутверждения, ценности дела (соответственно  снижена установка на индивидуалистические и конформистские ценности, этические ценности, ценности общения, альтруистические ценности, ценности принятия других) [3].

Анализ концептного компонента  предполагает изучение характера взглядов, принципов, убеждений, способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. На данном основании мы провели диагностику уровня эмпатических способностей (по методике В. В. Бойко) и исследовали систему принципов и отношений студентов к прошлому, настоящему и будущему,  ближайшему окружению и социуму в целом, будущей профессии, собственные жизненные цели, нереализованные возможности и др. (методика «Неоконченное предложение»). Проективная методика «Неоконченное предложение» использовалась в данном исследовании в сочетании с жесткими методами, требующими однозначных, заранее предложенных ответов, поскольку помогает выявить неучтенные в стандартной процедуре явления. Данная методика была модифицирована нами исходя из сущности концептуального компонента и задачи исследования системы взглядов, убеждений, через призму которых проецируется индивидуальный способ видения жизни, мироощущения, способы мышления, потребности, ожидания и т.д. Помимо этого, мы также учитывали результаты педагогического наблюдения и анализа эссе студентов на тему: «Я-образ»: прошлое, настоящее и будущее», полученные в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования.

Изучение полученных данных на основе модифицированной методики неоконченных предложений, а также контент-анализ эссе студентов (результаты диагностики представлены в табл. 1) позволяет классифицировать представления и отношения студентов по следующим направлениям (контент-группам): учебная деятельность, отношение к себе, планирование жизни, нереализованные возможности, отношение к деятельности, отношение к людям. В соответствии с проективной методикой, для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие для студентов вузов.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Левицкая, И.А. Исследование профессиональной направленности личности на этапе профессионального самоопределения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки»- 2015,- № 11-12,- С. 89-95.
4. Маркова, А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. —Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
6. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
7. Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
8. Alenina E., Zyulina V.Problems and prospects of development of economic specialties in technical universities // ИзвестияМосковскогогосударственноготехническогоуниверситетаМАМИ. - 2010. - № 1. - С. 239-241.
 



© 
И.А. Левицкая, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru