viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.А. Козырева,  (К.пед.н., доцент каф. коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, доцент каф. педагогики и психологии с курсом ПО КрасГМУ им. В.Ф.Войно-Ясенецкого, Красноярск)

Серия «Гуманитарные науки» # ЯНВАРЬ  2016

Компетентностный подход
Российская высшая школа в современных социокультурных условиях ищет свой путь интеграции в мировое образовательное пространство в соответствии с современными тенденциями реформирования.
Особую актуальность приобретает компетентностный подход, который предполагает формирование цели образования от результата.
Именно компетентностный подход является ответом на вопрос о том, как повысить качество профессионального образования, позволяет сделать образование более эффективным.

Ключевые слова: Компетентностный подход, образование, результат, цели.

 

В  современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе образовательного процесса в вузах. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся (традиционный, системный, деятельностный, личностно ориентированный, культурологический, аксиологический), так, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно (ситуационный, контекстный, полипарадигмальный, информационный, эргономический, компетентностный и др.).

Компетентностный подход представляет собой совокупность элементов традиционных подходов: культурологического [9]; научно-образовательного [18]; дидакто-центрического; функционально-коммуникативного и др. Он не является самостоятельной концепцией и опирается на понятийный аппарат и методологическую основу различных дисциплин.

Компетентностный подход сменил знаниево-квалификационныйподходподход в профессиональном образовании,при котором, профессиональная подготовка должна была соответствовать заданным квалификационным характеристикам специальности, а выпускник должен был удовлетворять квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам, перестал отвечать потребностям сегодняшнего дня [7].

Актуальность компетентностного подхода возросла в перехода к реализации ФГОС ВПО.

Компетентностный подход- это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [4; 5].

По мнению А.М. Новикова,«современное стремительное развитие компетентностного подходаобусловлено осознанием в обществе необходимости придания образованию деятельностной направленности» [15, с. 9].

Реализациякомпетентностного подхода принципиально изменила организацию учебного процесса, управление им и сами способы оценивания образовательных результатов студентов.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Он призван развить/сформировать у студентов набор ключевых компетенций, которые определяют и гарантируют освоение профессиональной деятельностью.

При компетентностном подходе основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Компетентного специалиста отличает критическое мышление: способность среди множества решений выбрать оптимальное, аргументированно опровергать ложные решения. Компетентность предполагает постоянное обновление знания, овладение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях [15].

Компетентностный подход призван повысить конкурентоспособность выпускников вузов.В нем упор сделан не столько на содержание, объем часов, процесс преподавания, сколько на ожидаемые результаты, которые необходимо получить на «выходе». Образование «от результата» на сегодняшний день является одной из основных стратегий модернизации высшей школы.

При компетентностном подходе развивается автономность будущего специалиста, ответственность при принятии профессиональных решений, повышается степень развитости профессионально важных личностных качеств на разных ступенях и уровнях квалификаций, формируются гуманистические ценности личности [7, с. 106].

А.М. Митяева рассматриваетпроектирование многоуровневого высшего образования и дает обоснование необходимости перехода отечественной образовательной системы в новое качественное состояние на основе реализации компетентностного подхода как методологического принципа [14].

Д.С. Ермаков определяет компетентностный подход как метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности [2].

По мнению О.Е. Лебедева, компетентностный подход является совокупностью общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [11].

Одной из первостепенных задач теоретического обоснования компетентностного подхода является определение используемых понятий и терминов: «компетентность» и «компетенция»[3, 8, 10, 13, 19].

Так, под профессиональной компетентностью понимается способность эффективно решать практические задачи по социализации развивающейся личности, обеспечению условий деятельностной интеграции личности в общество, что достигается прежде всего за счет развития ценностных ориентаций [3].

По мнению Э.Ф. Зеера, компетентность специалиста определяет его знания, умения и опыт. Способность мобилизовать их в конкретной социально-профессиональной ситуации характеризует компетенцию профессионально успешной личности [4, 5].

Как специально отмечает Л.М. Митина, понятие «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности [13, с. 46].

По Н.В. Кузьминой, способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется, и есть компетентность [10, с. 89].

В.А. Сластенин определяет профессиональную компетентность как результат освоения специальной деятельности, методов ее критериального анализа и механизм ее развития в процессе непрерывного профессионального образования и становления профессионализма в практической деятельности [20].

В педагогическом энциклопедическом словаре содержится такое определение компетентностей: компетентности -это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Теоретические компетентностиотражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах. Эмпирические компетентностиотражают внешние свойства предметов и явлений и имеют действенный характер, их конкретизация состоит в словах-терминах, символах, знаках, иллюстрациях, примерах. Эти компетентности - целостная универсальная систематизированная совокупность обобщенных знаний - базовые компетентности, что, по нашему мнению, подчеркивает их первичность по отношению к компетенциям и метакачествам [10].

По В.В. Серикову, универсальный подход к пониманию сущности компетентности состоит в том, что данная категория однозначно не соотносится ни с общим, ни с профессиональным образованием [20, с.35]. Компетентность позволяет человеку ориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных узкой специализацией, что обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, открытость к изменениям и творческому поиску, способность к самовыражению и самосозиданию, готовность и способность обновлять свои знания. Профессиональная компетентность - совокупность знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают соответствие требованиям определенной профессии, умение эффективно осуществлять профессиональную деятельность, проекция социального поведения специалиста[20, с.35].

В теоретическом плане профессиональная компетентность харак­теризуется уровнем развития квалификации. В эмпирическом плане профессиональная компетентность определяется степенью готовности специалиста к решению профессиональных задач разного уровня сложности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Компетенции- это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, способности человека реализовать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий в определенных условиях, без которых компетенции не могут быть реализованы. Ключевыми компетенциями являются политические, социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные, персональные и другие, и они же определяют реализацию специальных компетентностей [15, с. 210-211].

В современной отечественной и зарубежной педагогике и психологии [1; 9; 11; 16; 22] сформировались следующие подходы к определению компетенции. Компетенциярассматриваетсякак интегральное качество личности (характеристика человека) и как совокупность компонентов и аспектов деятельности человека, позволяющих ему успешно справляться с решением проблем.

Особого внимания заслуживают исследования И.А. Зимней. Автор понимает под компетенцией внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [6].

А.Г. Бермус подчеркивает, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к опреде­ленному кругу предметов и процессов, а компетентность соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [1].

По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональная компетенция–это совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [4; 5].

В.И. Байденко[10]отмечает, что компетенции отвечают требованиям профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей. Компетенции суть кон­текстная целесообразность, контекстное творче­ство, контекстно-ролевая самоорганизация, самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекция, самопозиционирование». Компетенции «встраиваются» в образовательный процесс посредством технологий, содержания, стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и между самими обучающимися [11].

Ориентация на компетенции не отменяет квалификационных характеристик специалиста. Они носят определенный прикладной характер, их функция проявляется в общей оценке соответствия квалификации специалиста занимаемой конкретной должности.Квалификационная характеристика определяет границы знаний и умений,  а профессиональные компетенции - что и как он должен делать. Они дополняют друг друга.

А. Г. Бермус [1] разработал трёхуровневую модель, включающую характеристику:

  • базового уровня компетенции, соответствующего общей ориентировке выпускника в будущей деятельности, знанию основных нормативов и требований, а также наличию общих представлений об образовательной ситуации в России и мире.
  • промежуточного уровня компетенции, соответствующего правильным действиям в некоторых типовых, стандартных ситуациях.
  • профессионального уровня компетенции, соответствующего морально-психологической (мотивационной), интеллектуальной и коммуникативной готовности к профессиональной деятельности.

Т.е., на основании всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы.

Компетентностный подход является императивом в ФГОС ВПО и концептуальным стержнем образовательной политики, выражается в представлении результатов обучения не в виде требований к уровню подготовленности по отдельным циклам дисциплин в формате «ЗУН», а в виде компетенций как способностей выполнять профессиональную деятельность в соответствии с заданными требованиями.

Уточнения в трактовках понятий, лежащих в основе компетентностного подхода, позволяет нам утверждать, что их содержание подвижно, не синонимично и четко дифференцировано.

Компетентностный подход направлен на освоение профессиональной деятельности, определенных трудовых функций будущего специалиста. Матрица компетенций образовательной программы определяет образовательные технологии и оценочные средства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бермус А.Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса // Педагогика. 2005. №10. С. 102-109.
2. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 39 с.
3. Захарова Л. Н., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. Н.Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 136 с.
4. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб.пос. для вузов по специальности «профессиональное обучение (по отраслям)»: рек. УМО вузов РФ /Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Э.Э.Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Моск. психолого-социальный ин-т. М.: МПСИ, 2005. 216 с.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 330 с.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.40c.
7. Коровин В.М. Реализация основных положений компетентностного подхода в образовательной деятельности российских вузов // Вестник Воронеж.гос. ун-та. Серия: Проблемы высшего образования. 2010. №1. С. 105-110.
8. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. № 12. С.57-60.
9. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2003. 256 с.
10. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119с.
11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии 2004. № 5. С. 3-12.
12. Лопанова Е. В., Лонская Л. В. Структурный анализ технологической компетентности педагога // Вестник Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2009. № 4 (3). С. 54-57.
13. Митина М. Л. Психология профессионального развития. М., 1998. 230с.
14. Митяева А. М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. 43 с.
15. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. С. 9-15.
16. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы / координатор проекта: А.Г. Каспржак. М.: Сентябрь, 2001. 240 с.
17. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. 506с.
18. Пиявский С.А. Научно-ориентированное обучение // Обновление российской школы: Докл. 4-й Всеросс. дистанционной августовской педагогической конф. (26 августа - 10 сентября 2002 г.) [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.eidos.ru/conf. - 26.05.2015.
19. Ревякина В.И. Магистратура – ресурс повышения кадрового потенциала Российских ВУЗов.// Вестник ТГПУ. Рубрика: Высшее педагогическое образование. Выпуск №10. 2011. С. 29–33.
20. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педаго- га // Педагогика. 2010. № 5. С. 35
21. Сластенин В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 49-74.
22. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. № 5. С. 55-61.
 



© 
О.А. Козырева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru