viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.В. Антонова,  (Ст. преподаватель, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», г. Москва)

И.З. Сковородкина,  (Д.п.н., профессор, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», г. Москва)

Серия «Гуманитарные науки» # ЯНВАРЬ  2016

Развитие; профессиональная культура; деятельность; труд; личность; саморазвитие; самосовершенствование; высшая школа; эффективный контракт в образовании
В статье рассматриваются вопросы развития личности преподавателя высшей школы в современных условиях. Особый интерес для нас представляют результаты проведенного исследования, которые позволяют нам сделать вывод о необходимости комплексного исследования актуальной проблемы для успешного развития преподавателей в условиях введения с 2017 года эффективного контракта в образовании, рассматриваемого нами как новая социальная ситуация, являющаяся исходным моментом для всех их изменений.

Ключевые слова: Развитие; профессиональная культура; деятельность; труд; личность; саморазвитие; самосовершенствование; высшая школа; эффективный контракт в образовании.

 

Качественное развитие современной высшей школы, превращение ее в институт создания и воспроизводства культуры,  невозможно без осознания огромной роли преподавателя как носителя научного знания и социального опыта общества. Преподаватели вузов – это не только субъекты профессиональной деятельности, ответственные за подготовку компетентных и востребованных на рынке труда  специалистов, но и одна из важнейших социально-профессиональных групп, являющаяся активным участником происходящих в стране политических, экономических и социальных изменений.

Высокий уровень профессиональной культуры преподавателей является одним из важнейших факторов, придающих новый импульс социально-экономическому прогрессу человечества. При этом личностный потенциал преподавателей, проявляющийся в их профессиональной деятельности, составляет национальное богатство любой страны. Профессиональная культура не создается  сама по себе.  Она проявляется как высшая степень развития профессиональной компетентности, сложное системное образование, представляющее собой совокупность общечеловеческих ценностей, профессиональных ориентаций и качеств личности, способов познания и технологий. Она выступает не только как элемент самой системы, но и как важная критериальная составляющая развития высшего учебного заведения. 

Потребность в комплексном исследовании проблемы обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. К числу объективных можно отнести изменение требований со стороны государства и общества к осуществляемой образовательной политике, связанной с повышением качества высшего образования, созданием эффективной системы профессионального развития  преподавателей, внедрением в вузах инновационных образовательных технологий и т.д. К числу субъективных – потребность личности в своем самосовершенствовании и самореализации, в  поиске и внедрении современных технологий обучения и воспитания студентов на основе устойчивых интересов и потребностей, связанных с творческим развитием, психологическим комфортом, модусом жизнедеятельности, основу которого составляют трудовые образования, детерминирующие характер труда.

В этих условиях особенно актуальным становится необходимость исследования данной проблемы не только с точки зрения понимания внешней предметной стороны, ориентированной на изменение преподавателем окружающего мира, но и внутренней, направленной на изменение самого себя и своего отношения к миру (А.К. Абульханова-Славская, О.С.Анисимов, Г.С.Батищев, Брушлинский, Ю.В.Громыко, В.П.Зинченко, Н.С.Злобин, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, В.М.Розин, В.И.Слободчиков и др.). Это представляет особый интерес для нашего исследования и позволяет рассматривать развитие личности преподавателя, его профессиональной культуры, с точки зрения саморазвития и самосовершенствования, самоизменения, принятия решений, определяющих выбор ценностей, целей и способов своей профессиональной жизнедеятельности.

Известный исследователь отечественной психологии Л.С.Выготский  утверждал, что развитие человека зависит от социальной ситуации, которая является исходным моментом для всех его изменений. [1, с.68] Разделяя его мнение, нам становится очевидным, что одним из таких важных моментов, который существенным образом может повлиять на развитие профессиональной культуры преподавателей, может выступить  эффективный контракт, который планируется внедрить в систему  образования с начала 2017 года.

По мнению В.И.Слободчикова  достижение субъектами труда вершин в профессиональной деятельности невозможно без создания для этого благоприятных условий, способствующих эффективному личностному развитию, овладению профессиональным мастерством, творческой и эффективной самореализацией в труде. [4, с.132]

Исследователи различных наук не раз подчеркивали уникальность и неповторимость личности. Так, например, вопросы создания условий для культивирования личности воспитанника и её самовыражения волновали Дж.Дьюи, А.Маслоу рассматривал самореализацию как проявление таланта, способностей и дарования личности, К.Роджерс уделял внимание  перспективам продуктивного личностного роста, Р.Бернс – формированию здорового самосознания и собственной позиции личности, овладение знаниями и опытом, способствующими профессионализму и развитию высокого уровня  культуры.

Исследование сущностного, содержательного, структурно-функционального и организационно-методического компонентов развития профессиональной культуры преподавателей позволило нам всесторонне исследовать актуальную проблему на феноменологическом, общем и частном уровнях и сделать вывод, что благоприятные внешние условия,  психофизиологические и социально-психологические качества личности, ее способности  влияют на  эффективное развитие профессиональной культуры преподавателя и его готовность к осуществлению своего труда.

Готовность к труду, как показано в исследованиях Е.А.Климова, А.К.Марковой и др. в значительной степени зависит от индивидуальных способностей человека. [2,3] Понимаемые как свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности, способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

С целью определения условий и факторов, влияющих на характер развития профессиональной культуры преподавателей, нами проведено эмпирическое исследование,  в основу которого положен интегративный субъектно-деятельностный подход, позволяющий рассмотреть деятельность преподавателя с точки зрения привлечения актуальных востребованных внутренних и внешних ресурсов в составе единой целостной системы развития и трудовой активности для достижения общей цели, отношения  ко всем сторонам осуществляемого труда, обуславливающих его самодетерминацию, самоопределение, саморазвитие и самореализацию.

Мы предположили, что  профессиональная культура преподавателя как результат личностно-профессионального развития человека на различных этапах его жизненного пути проявляется как интегративный феномен, объединяющий научно-познавательный, аналитико-конструктивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, деятельностный, регулятивный и коммуникативный компоненты, сформированность которых раскрывает сущность подготовленности и готовности успешно выполнять все функции труда.

Результаты проведенного эмпирического исследования, часть из которых мы описываем ниже, наглядно показали, что все преподаватели, которым мы предложили участвовать в анкетировании (возраст, пол и должности различны),  считают свой труд социально значимым. При этом, отвечая на вопрос о том, удовлетворены ли, по их мнению, обучающиеся и коллеги результатами их труда,  только 50%  ответили утвердительно.  Из числа всех опрошенных (100 человек) 63% считают, что  испытывают удовлетворенность от своего труда и  от результатов  этого труда, при этом лишь 4,5 % отмечают, что в образовательной организации обеспечиваются максимально возможные условия для оптимизации всех сторон труда.

Все респонденты считают, что хорошие взаимоотношения в коллективе снижают степень возникновения социально-психологических конфликтов и необходимо поощрять коллег за инициативу и продуктивные результаты труда. 90%  отмечают у себя высокую коммуникабельность и общительность и считают, что открытость и доброжелательность способствует взаимному сотрудничеству. При этом только 72% респондентов, как показывают результаты анкетирования,  всегда стараются найти общий язык с коллегами и не допускают агрессивности по отношению к ним, и 40% преподавателей считают, что коллеги всегда готовы пойти им навстречу.  50% преподавателей  отмечают, что всегда используют научно обоснованные подходы к осуществлению своего труда. 54 % из числа всех опрошенных   считают, что их мировоззрение в полной мере соответствует социальным принципам и нормам современного общества. 40%  -  что любят свой труд преподавателя и все делают для того, чтобы достичь в нем максимальных результатов, при этом 50% из числа всех опрошенных, считают, что часто устают от своего труда и это накладывает отпечаток на достижение поставленных целей и успешность реализуемых задач. Из числа всех опрошенных 45% преподавателей считают, что постоянно занимаются самообразованием и самосовершенствованием, так как считают свои знания сущности труда и субъекта труда недостаточными.

Таким образом, результаты исследования нам позволяют установить не только условия и факторы, предопределяющие успешность развития профессиональной культуры преподавателей, но и препятствующие ему, следствием чего снижается работоспоспособность, продуктивность труда, происходят негативные изменения психических качеств человека и утрачиваются ценностные ориентации в осуществлении профессиональной деятельности. Так, нами было установлено, что объективными факторами, негативно влияющими на успешное развитие профессиональной культуры преподавателей являются: недостаточная оплата труда и материально-техническое обеспечение профессиональной деятельности; низкий уровень социального статуса и престижности труда; несистемное и непрозрачное стимулирование труда; увеличение нагрузок и усиление экстремальности труда; недостаточное количество профессиональных работников, способных исполнить роль наставника и примера для подражания в значимый период личностно-профессионального развития.

К числу субъективных факторов, препятствующих личностно-профессиональному развитию преподавателей следует отнести снижение оценки перспектив профессионального роста и собственных потенциальных возможностей, способности влиять на свою жизнь; внутреннюю конфликтность, вызванную расхождением ценностных и нормативных шкал, недовольством собой и неуверенностью; чувство обиды, хроническую усталость и неудовлетворенность состоянием здоровья. Причем, следует отметить прямую зависимость  между возрастанием уровня проявления указанных негативных факторов  и уровнем профессионального мастерства.Повышенное чувство обиды, обусловленное недостаточным признанием способностей преподавателей, неудовлетворенностью оплаты труда при повышении требований к результатам деятельности, несоответствие принимаемых законов объективным условиям жизни, способно стать существенным препятствием на пути этапов развития профессиональной культуры преподавателей, привести к утрате заинтересованности в продуктивном труде.

Кроме этого, личностному развитию препятствуют излишнее усложнение профессиональных проблем, стандартный подход в их разрешении, затруднения при выполнении деятельности в ситуациях с отсутствием обратной связи и непредсказуемым результатом.  Также этому способствует боязнь получения отрицательных результатов труда и недостаточное развитие коммуникативных  и организационных способностей, что проявляется в недостаточном умении вызывать симпатию у окружающих, в более высоких показателях враждебности и агрессии, стремлении к оппозиционности в поведении, снижении собственной самооценки вследствие несоответствия сложившихся представлений о собственном «Я». Из-за низкого материального и социального статуса все это может явиться следствием возрастающих сомнений в собственной ценности как специалистов.

К субъективным факторам, влияющим на развитие преподавателей, следует отнести низкие показатели проявления творчества в работе, самооценки профессионального потенциала, способности менять свое поведение в зависимости от обстоятельств.

Таким образом, выделенные факторы, препятствующие эффективному развитию преподавателей, обуславливают проявления кризисных периодов, выражающихся в изменении темпа и направления развития в профессии и  сопровождающиеся перестройкой смысловых и операционных структур.

Подводя итоги вышесказанного, хочется отметить, что процесс развития личности  преподавателя в современных условиях следует теснее коррелировать с системой функционирования всей организации высшего образования, принимаемых ей организационных мерах и мерах регулирующего характера, связанных с требованиями трудовых модусов,  благоприятным психолого-педагогическим климатом в коллективе. Вспоминая слова Л.С.Выготского о том, что развитие человека зависит от социальной ситуации, мы утверждаемся в важности создания в вузах благоприятных условий социализации преподавателей, влияющих на эффективное развитие их профессиональной культуры и продуктивность труда.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. —М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с. — (Психология: Классические труды)
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. - М.:"Академия", 2004. – 304 с.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. Книга для учителей. М.: Просвещение 1993г. – 190 с.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии, психология человека:Введение в психологию субъективности.Учебное пособие для вузов. -М. : Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
 



© 
Е.В. Антонова, И.З. Сковородкина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru