viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Н.Н. Молитвина,  (Аспирант, фак. журналистики, каф. стилистики русского языка, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Автор
Статья представляет типы автора на примере современных литературных рецензий печатных и сетевых изданий. В существующих научных работах типы критиков и рецензентов выделяются по разным основаниям и отражают индивидуальный стиль, личные предпочтения, стратегии взаимодействия с литературой и действительностью. Автор предлагает обобщенные типы рецензентов, соответствующие глобальным текстовым интенциям и смене приоритетов в практике книжных обозревателей с аргументированного анализа, оценки и интерпретации до самопрезентации, рекламы и развлечения. Литературный эксперт, филолог в специализированных изданиях продолжает традицию аналитической журнальной критики в расчете на подготовленного читателя, предпочитая полемике или самопрезентации интерпретацию и оценку. Журналист, рекламщик — тип автора досуговых глянцевых изданий, совмещающих стратегии журнальной и газетной критики. Создание репутации писателя, продвижение новых имен и самопрезентация преобладают здесь над аргументированным анализом. «Оценщик» литературы, библиограф — автор списков, рейтингов, создающий короткие тексты на стыке мини-рецензии и аннотации, комментария, отзыва в новых сетевых проектах, намеренно сочетающий стратегии информирования и рекламы.

Ключевые слова: Автор, критик, рецензент, интенция.

 

C  появлением специализированных медиа, посвященных сфере досуга, в качестве новых площадок для рецензий и литературных обзоров и выходом рецензентов на массовую аудиторию неспециализированных медиа в практике книжных обозревателей меняется суть рецензирования и его форма. И хотя «толстожурнальное» и газетное, «тонкожурнальное», рецензирование всегда различались в отечественной традиции по цели, структуре, композиции, содержанию, языку, новая критика иначе представляет ситуацию на книжном рынке, отдает предпочтение коммерческим писателям, развлекательным и рекламным речевым стратегиям и малым жанрам.

Возникшие в 2000-е годы медиа наделяют литературную журналистику новыми свойствами: происходит смена приоритетов с полемики, просвещения, интерпретации, прогноза до подчеркнуто субъективной оценки, самопрезентации, развлечения. В то же время происходит универсализация, обезличивание текстов, когда каждый новый обзор или рецензия отражают формат издания вместо индивидуального стиля.

Модифицированным жанрам соответствуют типы авторов, выступающие в нетрадиционных для критиков литературно-художественных журналов амплуа. Образ, или тип рецензента, может служить убедительным основанием для типологии современных разновидностей рецензии.

Описывая автора художественного и публицистического текстов, исследователи различают образ автора и категорию автора.

Образ автора (в художественной литературе) определяется в сопоставлении с личностью писателя и фигурой повествователя. Это «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого» [Виноградов, 1971, с. 118].

Категория автора (в публицистике) определяется отношением к действительности и отношением к текстам. Объективное, субъективное, оценочное или безоценочное отношение, редко встречающееся в чистом виде, позволяет говорить об авторе-«пропагандисте», «полемисте», «редакторе», «летописце», «художнике», «аналитике», «репортере» или «исследователе» [Солганик, 2001, с. 76–80].

В критике, сочетающей качества публицистики и художественной литературы, образ и категория автора исследуются с разных позиций.

Сопоставляются фигуры литературоведа, критика и журналиста (обозревателя, рецензента). За литературоведом закрепляется место в академическом издании, критика отграничивается от журналистики и делится по статусу и задачам адресанта на профессиональную и дилетантскую. При этом различаются роли критика в литературном журнале и в массовой печати [Критика: эмоции, смысл, будущее, 2011].

Рассматриваются персональные коммуникативные и интерпретационные стратегии. Практика ведущих критиков рубежа XX–XXI веков иллюстрирует разнонаправленность литературного процесса, поиск новой идентичности — «критика-патриота», «постмодерниста», «критика-семиотика», «фантомной идентичности» или «журналиста в критике» [Говорухина, 2010, с. 286–415].

Описывается набор речевых масок, связанный с тактикой самопрезентации. Основываясь на ролевых перевоплощениях авторов, выделяются речевые маски критика-«врача», «учителя», «родителя», «библиофила», «блогера», «читателя», «ребенка», «свидетеля», «простачка» и «зануды» [Морева, 2014, с. 442–447].

Галерея портретов на основе статей и рецензий выстроена в монографии «Критика — это критики» С. И. Чуприниным. Герои С. И. Чупринина — критики старого и нового поколений: автор «критической прозы», «стилист» «шестидесятник» Лев Аннинский, «университетский», «профессорский» критик Анатолий Бочаров, «ментор» Наталья Иванова, «миноритарий» Илья Кукулин, «мечтатель» Андрей Немзер, «землеустроитель» Дмитрий Бак, «мыслящая единица» Лев Данилкин и другие. Критики нового поколения («последнего призыва») делятся С. И. Чуприниным по типажам (или маскам): эстет, хам, умник, смельчак, провокатор, сплетник, ерник, пижон [Чупринин, 2015, с. 433].

Альтернативный, хотя меньший по объему, цикл портретов в журнале «Лиterraтура» предлагает А. Г. Башкатова. С опорой на саморефлексию критиков и на стратегии их взаимодействия с литературой, читателем, действительностью здесь представлены «критик-инвентаризатор» Сергей Чупринин, «мифотворец» Валерия Пустовая, «вольнодум», «публицист» Владимир Новиков, «неклассический критик-деконструктор» Евгения Вежлян, «балаганный дед», «шоумен» Василий Ширяев, «критик-текстофил» Юлия Щербинина,  «критик-блогер» Евгений Ермолин, «трансгрессор» Александр Чанцев, «движущийся филолог» Сергей Оробий, «библиофаг», «интеллектуальный журналист», «профессиональный читатель» Ольга Балла [Башкатова, 2015]. Критик, по А. Г. Башкатовой, — сотворец и собеседник, миссионер и медиатор между автором и читателем. Критика — вызов, осмысление и полемика, средство самовыражения и воздействия на читателя, способ оценить качество текста и «вырастить» собственный, авторский жанр.

Под действием экстралингвистических факторов в современном медиадискурсе происходит изменение коммуникативных характеристик жанров. Рецензия — первичный для критики жанр — адаптируется под формат массовых печатных и сетевых изданий. Ее разновидности различаются по объему, содержанию, структуре, задачам, стилю изложения, образам адресанта и адресата. В том числе отличает современные рецензии интенциональность (как «способность текста отражать авторское коммуникативное намерение» [Клушина, 2012).

Остановимся подробнее на интенциях критиков, влияющих на коммуникативные характеристики рецензий, и посмотрим, о каких типах автора можно говорить в современной практике книжных обозревателей с большим или меньшим присутствием личности рецензента в тексте.

    Литературный эксперт, филолог («НГ-Экслибрис», «Кольта» и др.)

Тип литературоведа, эксперта, филолога складывается на страницах специализированных изданий, где преобладает подчеркнуто объективное, отстраненное, преимущественно нейтральное аргументированное повествование, сближающее рецензию с научным дискурсом (теорией и историей литературы). Интерпретация и оценка — традиционные задачи литературно-художественной критики — заметно влияют здесь на коммуникативные характеристики текстов. Беспристрастный наблюдатель, автор стремится объяснить исключительность произведения в контексте текущего литературного процесса, не допуская при этом излишне категоричных высказываний. Повествование от 3 лица преобладает над личными суждениями, страдательный залог — над действительным. Унаследованные от критики предыдущих поколений задачи эстетического воспитания и просвещения сказываются на логичности и подробности рассуждений, расшифровке терминов и критических параллелей. Эксплицитно выраженная, обоснованная оценка, иллюстрации-цитаты, объективная текстовая модальность, минимум домыслов, личных впечатлений и ассоциаций, широкий контекст, выраженные интертекстуальные связи, сложившиеся правила представления авторов, научный аппарат (от внутритекстовых и затекстовых ссылок до библиографии) и вопросно-ответная форма изложения (как полемика с писателями, читателями, коллегами) подчеркивают статус критического высказывания, даже ограниченного рамками малого жанра:

Трудно назвать стихи Горалик сложными с точки зрения выбранного языка, в этом смысле они вполне демократичны (что совпадает с ее стратегией автора-«многостаночника», да простится мне эта техническая метафора), но также трудно назвать их «простыми», так как они в явной и неявной форме соотносятся с самыми разными областями знания, от фольклористики до фармакологии, и «перемалывают» множество дискурсов, вскрывая неочевидные и тупиковые связи между ними. Например, эсхатологические мотивы в этих текстах становятся более выпуклыми на фоне нарочито сниженных или объективистских пассажей... (Денис Ларионов, «Кольта», 2015, 15 июля).

    Журналист, рекламщик («Афиша-Воздух», «Коммерсант-Уикэнд» и др.)

Экспрессивность, намеренное нарушение логики повествования и свободная композиция, категоричность оценок, интрига, узнаваемый идиостиль и выраженное присутствие рецензента в тексте характерно для другого «полюса» «тонкожурнальной» критики и литературной журналистики — с автором-обозревателем, журналистом, рекламщиком или пиарщиком. Этот автор открыт по отношению к читателю, легко становится на его сторону, позиционирует себя как скептика («Врач этот великий, побольше нас с вами, скептик...» — Лев Данилкин, «Афиша-Воздух», 2015, 30 окт.), добросовестного критика («К хорошей книжке придираться не хочется, но добросовестность не позволяет хвалить без оговорок» — «Афиша-Воздух», 2015, 8 июня) и лидера мнений («Подобную ситуацию... очень смешно описывал на собственном опыте Александр Чудаков в романе “Ложится мгла на старые ступени” (который мы не устанем пропагандировать, пока он не придет в каждый дом)» — «Афиша-Воздух», 2015, 8 июня). Его «восторженность» и «всеядность» (отличный нон-фикшн, лучший триллер, бестселлер номер один) невысоко ценится в профессиональном цехе, однако оправдывается новыми функциями газетной и сетевой критики: развлечением читателей, рекламой и выбором книжных новинок.

    «Оценщик» литературы, библиограф: автор списков, рейтингов, книжных полок («Теории и практики», «Букмейт» и др.)

Авторы популярных «списков» в печатных и сетевых медиа к числу рецензентов относятся весьма условно: короткие тексты по поводу книг пишутся на стыке мини-рецензии с аннотацией, комментарием, отзывом. «Полка» и «список» полностью подчиняется концепции автора, прямо или косвенно присутствующем в каждом высказывании. Авторские интенции при этом расходятся существенно (от информирования до рекламы, настойчивой рекомендации или антирекомендации) и зависят не только от объекта рецензирования, но и от статуса рецензента.

Опубликованный в 1950-х и изданный в пяти томах, этот исторический роман, первоначально написанный на тамильском языке, рассказывает историю Раджараджы Чолы Первого — одного из королей династии Чола, правившего в X–XI веках. Создание романа заняло у Кришнамурти три года и шесть месяцев — вероятно, его чтение займет столько же (не учитывая необходимость изучения языка) («Подвиг концентрации: 10 самых длинных романов», Ксения Васильева, «Теории и практики», 2015, 17 апр.).

Литературный критик Алиса Ганиева довольно давно переквалифицировалась в прозаики. Только что вышел роман «Жених и невеста», но посоветовать хочу в первую очередь дебютную повесть «Салам тебе, Далгат!» о дагестанском пареньке, бродящем по Махачкале. Повесть может показаться невнятно написанной, но это — импрессионизм с примесью экспрессионизма. Реплики персонажей в основном косноязычны, но так в Дагестане, где чуть ли не в каждом селении свой язык, и говорят. Короче, почитайте («Новая русская проза» — книжная полка Романа Сенчина в электронной библиотеке «Букмейт», август 2015).

В условиях коммерциализации литературы тематическая подборка и книжная полка позволяют найти компромисс между информацией и анализом, выстроенной иерархией современной словесности и комментарием заметных явлений.

Существенно отличающиеся один от другого типы авторов иллюстрируют основные стратегии книжных обозревателей современных специализированных, качественных, массовых печатных и сетевых медиа, отражают взгляд на критику как на искусство, науку и журналистику.

Заимствуя «самоназвания» из профессиональных дискуссий на страницах специализированных изданий, мы можем выделить обобщенные типы рецензентов, соответствующие основным форматам современной литературной журналистики и глобальным текстовым интенциям.

Рецензент-литературовед (литературный эксперт), филолог работает в специализированных изданиях, продолжающих традицию аналитической журнальной критики в расчете на подготовленного читателя. Убедительность, объективность, проблемность, близкий к нейтральному стиль и обширный контекст сближают его тексты с академическими исследованиями. Ведущие авторские интенции — интерпретировать и оценить книгу, разобрав идею, стиль, фабулу, сюжет, особенности характеров, творческую биографию автора, художественный и социальный контекст.

Журналист, рекламщик — тип автора досуговых глянцевых, «интеллектуальных» сетевых и печатных изданий, совмещающих стратегии журнальной и газетной критики. Создание репутации писателя, продвижение новых имен и самопрезентация преобладают здесь над аргументированным анализом. Повествование строится на «особых приметах» книги, скандальности, премиальности и запоминающихся с точки зрения аудитории фактах.

«Оценщик» литературы, библиограф — автор новых сетевых проектов, близких по задачам к информационной газетной критике и рекламе. Краткие оценки, поверхностные ассоциации, развлекательные ходы ориентируют читателя на книжном рынке, привлекают внимание, позволяют отразить не только художественную литературу, традиционно являющуюся объектом рецензирования, но и документальную. Этот тип автора чаще других работает с популярными среди читателей списками и рейтингами.

Образ рецензента складывается подобно образу автора в художественном произведении, но с меньшей условностью. Из разрозненных замечаний формируется целостное представление о специализации и творческой биографии критика, помогающее ориентироваться на книжном рынке не хуже высказанных автором прямых положительных и отрицательных оценок.

Равно важными для характеристики рецензентов остаются личность автора и созданный им образ, метод работы, иерархия ценностей, отношение к писателю и читателю, идиостиль.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Башкатова А. Г. По направлению к идеалу // Лиterraтура. 2015. Часть I. № 57. [Электронный ресурс]. URL: http://literratura.org/criticism/1299-anastasiya-bashkatova-po-napravleniyu-k-idealu.html.
2. Башкатова А. Г. По направлению к идеалу // Лиterraтура. 2015. Часть II. № 65. URL: http://literratura.org/issue_ criticism/1493-anastasiya-bashkatova-po-napravleniyu-k-idealu-chast-ii.html
3. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.
4. Говорухина Ю. А. Русская литературная критика на рубеже XX–XXI веков: дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. Томск, 2010.
5. Клушина Н. И. Интенциональный метод в современной лингвистической парадигме // Медиаскоп. 2012. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.ru/node/1242
6. Критика: эмоции, смысл, будущее // OpenSpace. 2011. 26 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://os.colta.ru/literature/events/details/22635/
7. Морева А. Н. Типология речевых масок в жанре литературной рецензии (на материале «Литературной газеты») // Вестник Нижегородского ун-та. 2014. № 1(1).
8 Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 3.
9. Чупринин С. И. Критика — это критики. Версия 2.0. М., 2015.
 



© 
Н.Н. Молитвина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru