viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Х.Д. Айдоган,  (Аспирант, Российский Университет Дружбы Народов)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

СМИ
Статья посвящена важным качественным изменениям периодических изданий в постсоветский период, определив которые по итогам статьи автором были сделаны следующие выводы:
    1. печатные СМИ современной России стали естественными продолжателями традиций отечественной качественной журналистики, ориентированными на широкую массовую аудиторию;
    2. тенденции развития российского медиапространства подтвердили значимость печатных СМИ как выразителя интересов всего общества и средства сообщения максимально объективной информации.
Таким образом, автор сделал вывод о том, что печатные СМИ современной России, ориентированные на широкую массовую аудиторию и сообщающие максимально объективную информацию, стали выразителями интересов всего общества и ведущими инструментами формирования общественного мнения.

Ключевые слова: СМИ, пресса, периодическая печать, постсоветский период.

 

Oбщие сущностные характеристики постсоветских печатных СМИ объективно обусловлены сменой общественно-экономической формации, что отразилось на всех сферах жизни российского общества и не могло не отразиться на СМИ.

В середине 80-х гг. многие ранее действовавшие запреты были сняты пусть не законодательно, но провозглашенным лозунгом «что не запрещено, то разрешено» да и самим фактом проведения Апрельского Пленума ЦК КПСС, на котором резкой критике были подвергнуты предыдущие тенденции и факты в развитии страны.

Результатом стало резкое увеличение количества печатных СМИ.  Как отмечает Р. Овсепян, если в 1987 г. в стране выходило свыше 7,5 тыс. газет, в том числе около тысячи центральных, республиканских, краевых и областных, более 2,5 тыс. журналов, то в 1989 г. в стране насчитывалось уже 8800 газет, разовый тираж которых составлял 230 млн. экз., и 1629 журналов тиражом свыше 220 млн. экз. Через год тиражи газет возросли на 4,6%, а журналов – на 4,3% [3].

В марте 1990 г. была изменена 6 статья  Конституции СССР, которая монополизировала право на руководство советским обществом за КПСС. В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», отменивший цензуру и – самое главное - предоставивший широкие права на учреждение средств массовой информации. Таким образом, ликвидировалось монопольное право государства (а по сути – КПСС) на издание периодической печати.

В результате, по данным Госкомпечати бывшего СССР, на 15 марта 1991 г. в стране было зарегистрировано около 1800 газет и журналов, рассчитанных на общесоюзную аудиторию. Около 850 газет выходило впервые. В их числе 233 принадлежали редакциям и издателям, 291 – общественным организациям, 124 – ассоциациям, 99 – кооперативам, 55 – совместным предприятиям, 24 – партийным организациям, 25 – акционерным обществам, 19 – религиозным организациям.

Если учесть, что Министерство печати и массовой информации Российской Федерации к середине марта 1991 г. зарегистрировало более 600 изданий, а Моссовет – около 300, то всего в Москве к августу 1991 г. выходило более 2600 газет и журналов, половина из которых – новые [4].

Издания существенно расширились типологически. Появились газеты Верховных Советов республик,  областных советов народных депутатов, что в те годы было исключительно важным. Появились специализированные издания для бизнеса. Правда, подавляющее большинство новых изданий вскоре исчезли с рынка СМИ, не оставив сколько-нибудь значительных следов своего существования. Этому способствовали и начавшиеся вскоре радикальные экономические реформы. И все-таки конкуренция вызвала к жизни качественно новые издания: «Независимую газету», «Куранты», «Коммерсантъ» (с воскресным приложением), «Совершенно секретно» (ежемесячник) и др.

Как отмечает А.А.Грабельников, «сохранив свой знаменитый бренд, многие печатные издания в то же время представляют собой уже иные, новые газеты и журналы – и по содержанию, и по оформлению, и по принадлежности к издателю, и по читательской аудитории» [2]. Так, существенно обновляется редакционная политика ежедневной газеты «Московский комсомолец» и еженедельника «Аргументы и факты».

Неслучайно, шотландский ученый Брайан Макнейр называет развитие периодической печати в России с 1990 по 1992 гг.  «золотым» веком российской прессы», объясняя этот образ как количественными, так и качественными изменениями [1].

Итак, к сущностным изменениям в сфере печатных СМИ в постсоветский период относятся:

1. Ликвидация партийно-государственной монополии на СМИ, отмена цензуры, декларирование свободы печати, перерегистрация всех основанных в советские времена печатных СМИ в качестве независимых. В дальнейшем эволюция принадлежности печатных СМИ, как старых, так и новых, пошла различными путями: большая часть из них попала в зависимость от  капитала, часть осталась под государственным контролем или вернулась к нему, часть попала в руки самых различных собственников, небольшая часть осталась независимой.

2. Ликвидация партийной монополии на средства производства СМИ. Издательско-полиграфическая база также выходит из-под партийного контроля и становится независимой, однако в настоящее время многие издательско-полиграфические комплексы остаются под контролем государства.

3. Разрушение вертикальной структуры организации советских печатных СМИ. Типологическое разделение печатных СМИ на центральные, региональные и районные, а также многотиражные, осталось, но теперь скорее можно говорить о формировании горизонтальной системы организации постсоветских печатных СМИ.

4. Огромный количественный рост печатных СМИ и существенное расширение их типологического ряда, то есть появление большого количества изданий деловой, коммерческой, рекламной прессы, женских, молодежных, партийных, профессионально-специализированных изданий, вплоть до глянцевых журналов, не только ориентирующихся на богатых людей, но и формирующих определенный стиль жизни.    

5. «Регионализация» печатных СМИ, появление большого количества новых региональных и городских изданий, их ориентация на местного читателя и местную проблематику, в значительной степени уход от мировой и общероссийской актуальной общественно-политической информации и проблематики, отказ от участия в политической борьбе на общероссийском (федеральном) уровне. Международная и общероссийская информация в региональных изданиях, с одной стороны, занимает все меньшее место, а с другой, - становится все более мифологизированной и менее достоверной.

6. Резкое сужение объема центральной ежедневной прессы. Немногие еще остающиеся центральные ежедневные (или почти ежедневные) издания («Комсомольская правда», «Известия», «Труд», «Московский комсомолец») уже не в состоянии формировать полноценный актуальный информационный поток, ежедневную «информационную ленту» на всю страну из-за относительно малых тиражей.

7. Снижение в целом регулярности выхода печатных изданий. Это влечет за собой изменение характера информации, распространяемой печатными СМИ, которая становится все менее хроникальной, злободневной. С другой стороны, появляется все большее количество материалов аналитического характера, на «вечные» значимые темы, «житийных» материалов (биографии, интервью с известными людьми и т.д.). Конечно, невозможной становится и публикация продолжающихся материалов «из номера в номер», как в советской прессе.

8. Фактическая ликвидация вечерней прессы.

9. Существенный количественный крен в сторону бульварной прессы, появление всякого рода «желтых» изданий, ориентированных на сенсационные факты, подробности личной жизни «звезд» эстрады и шоу-бизнеса, мистических, астрологических, эротических и т.п. изданий.

10. Появление и широкое распространение новой модели редакции, состоящей всего из нескольких человек, достаточного для производства разного рода ставших очень популярными дайджестов из перепечаток центральной прессы. Отсюда в массе снижение качества производимой печатной продукции, информации, аналитических и других материалов (обилие непроверенных фактов, грубых фактологических ошибок в текстах на самую разную проблематику и т.д.).

11. Изменение характера информации, распространяемой СМИ. С одной стороны, информация стала гораздо более оперативной и многоплановой, но с другой стороны, существенно снизилось ее качество, она во многом стала ангажированной, корпоративной и мифологизированной, что, естественно, негативно влияет на уровень ее достоверности.

12. Появление «новой волны» в журналистике – большого количества неофитов, непрофессионалов (получивших образование в других областях знаний),  которые способствовали в массе общему снижению качества печатных текстов.

13. Формирование устойчивого рынка рекламы, играющей существенную роль в обеспечении нормального экономического функционирования всех печатных изданий

14. Перманентные сложности в работе редакций печатных изданий в соответствии с новой экономической моделью, в новых экономических условиях, которые провоцируют журналистов лоббировать за деньги интересы различных группировок, участвовать в экономических и политических информационных войнах.

15. Снижение влияния СМИ на массовую аудиторию и потеря ими авторитета. Сегодня население склонно скорее не доверять СМИ, так как интуитивно чувствует их превращение в немалой степени в средства массовой манипуляции общественным сознанием. Однако печатные СМИ в связи с глубокими традициями авторитетности качественной центральной прессы, сделавшей себе «имя» и «вес» еще в советские времена, а сегодня представленной изданиями универсального и практически общественно-политического типа («Московский комсомолец», «Аргументы и факты»), все же пользуются в целом несколько большим доверием читателей.   

16. Появление в СМИ большого количества новых жанров (дискуссии, «прямые линии», журналистские расследования, больший вес аналитических материалов), увеличение объема «жареных» публикаций на криминальные темы, увеличивающийся объем религиозной, суеверной и откровенно «мракобесной» информации о чудесах, магах, «потомственных ясновидящих», заклинателях, своеобразная «героизация» преступного мира, и, в то же время, обеднение общей жанровой палитры журналистики по сравнению с советской (практически отсутствие очерков, фельетонов).

17. Существенное сокращение по сравнению с советской прессой объема обратной связи с читателями, количества публикуемых писем и ответов на них. Ушли с газетных полос обсуждения с читателями различных тем, публикации читательских мнений и мнений авторов публикаций. Понятно, что это связано с бурным развитием коммуникации с аудиторией через электронные СМИ и интернет, тем не менее, некоторые издания, например, еженедельник «Аргументы и факты», делают ставку на общение с читательской аудиторией и весьма в этом преуспевают, допуская обсуждение публикаций на своих сайтах читателями.

18. Существенное преобладание в СМИ развлекательной функции из-за ориентации на рейтинги для более эффективного с коммерческой точки зрения размещения рекламы, деградация ряда их «сущностных» функций – коммуникативной, культурно-образовательной, просветительской и социально-ориентированной. Однако в сфере печатных СМИ на собственно развлекательной функции сосредоточиваются совершенно определенные СМИ, другие же (в том числе «уважаемые» центральные издания общеполитического характера) стараются выполнять как раз социализирующие функции, успешно совмещая их с развлекательностью.

19. В совокупности со своими чрезвычайно развитыми сетевыми версиями печатные СМИ занимают сегодня ведущее место в системе СМИ России.

Таким образом, печатные СМИ современной России стали естественными продолжателями традиций отечественной качественной журналистики, ориентированными на широкую массовую аудиторию, а тенденции развития российского медиапространства подтвердили значимость печатных СМИ как выразителя интересов всего общества и средства сообщения максимально объективной информации. Все сущностные изменения, произошедшие с периодической печатью в постсоветский период создали благоприятные условия для  выполнения печатными СМИ ведущей роли в формировании общественного мнения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. McNair B. Media in post-Soviet Russia: an overview//European Journal of Communications. vol. 9. 1994. – p. 32-49.
2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя: Монография. – М.: РУДН, 2008. – 341 с.
3. Овсепян Р. История новейшей отечесвтенной журналистики [Электронный ресурс] // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Ovsep/_07.php (Дата обращения 12.05.2015)
4. Печать Российской Федерации в 1998 году. Статистический сборник. М., 1999. 248 с.
 



© 
Х.Д. Айдоган, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru