viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Д.А. Суарес Ромеро,  (Аспирант, инженерный факультет, Российский университет дружбы народов, Москва)

Ф.Й. Молина Роа,  (Аспирант, экономический факультет, Российский университет дружбы народов, Москва)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Педагогика
В статье предпринимается попытка анализа перспектив новой педагогической концепции образования в философском контексте. Отмечено, что важнейшей целью образования является формирование у учащихся общепринятых культурных ценностей и образцов поведения. Вместе с тем, серьёзная проблема современного образования заключается в нацеленности на знания, а не культурное развитие. Отсутствие интереса учащихся к общекультурному развитию приводит к избыточному обучению техническим знаниям в ущерб гуманитарным. По мнению авторов, необходимо придерживаться личностно-ориентированной модели развития учащихся, согласно которой нравственное развитие воспринимается как высшая цель и благо. Важнейшая роль в новой педагогической концепции отводится не только педагогам, но и родителям, социальному окружению учащихся. Таким образом, утверждается идея необходимости образования не только на гносеологическом, но и на аксиологическом уровне. Доказывается взаимосвязь и взаимозависимость познавательных и ценностных аспектов современной образовательной парадигмы.

Ключевые слова: Педагогика, философия образования, аксиология, гносеология, моральные ценности.

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия образования состоит преимущественно в формулировании критических обзоров образовательной теории, которая включает в себя многочисленные теории различной доступности и уровней сложности ‑ от простых методик обучения к многообразным теориям, связанным с социальным положением, политическими или религиозными взглядами. Потому можно сказать, что целью образования является создание образованного человека, соответствующего определённым интеллектуальным и морально-этическим критериям. Среди современных исследователей философских проблем образования можно назвать О.Е. Баксанского [Баксанский, 2010], А.П. Болховского [Болховский, 2013], Б.И. Коротяева [Коротяев, 2013], К. Робинсона [Робинсон, 2007], В.М. Розина [Розин, 2007] и др. Образование ‑ это главная и наиболее сложная проблема, которую когда-либо формулировали люди [Кант, 1991, 10-17]. Поэтому представляется важным получить представление о морали в образовании, чтобы затем продемонстрировать теоретическое развитие и выводы, которые должны стать ясны по итогам исследования.

Каждый человек складывается из собственного опыта в жизни и опыта взаимодействия с природой, из мировидения и концепции вселенной. Образование ‑ это посредник, через которого человек принимает участие в развитии своей культуры, оно должно предоставлять естественный план обучения, которое закладывало бы базовые представления о мире, в котором существует человек [Флорес, 1996, 19-21]. То, что должно стать понятным в развитии этого исследования, включает в себя важность выделения морали и вместе с ней общечеловеческих ценностей, являющихся основой всего человеческого существования и, следовательно, основой всего общества, и их важности для процесса образования.

Образование и педагогика

Образование обозначает методы, при помощи которых общество сохраняет свои знания, культуру, моральные и социальные ценности. Деятельностью в области образования занимаются обычно преподаватели, родители, церковь или любая другая социальная группа. Официальное образование ‑ это то, которое приобретается в школе или ином образовательном учреждении, где работают люди, специально подготовленные к этой деятельности. Образование представляет собой длительный и самостоятельный процесс развития индивидуума в определённой среде, в соответствии с нормами, которые приняты в данном регионе или в данной стране. Кроме того, образование является процессом социализации, взаимодействия с обществом, связанного со знаниями, умениями, ценностями, которые нужны человеку для жизни.

Одной из конечных целей образования является добиться развития учащихся, для чего прививаются культурные ценности и образцы поведения, принятые обществом. Для чего также достигается базовое согласие и обеспечивается творческое усилие и движение по направлению к более сложным и развитым формам жизни. В этом значении образование выполняет функцию хранителя на принципах гибкости и адаптации, гармонично направляя развитие общества. С другой стороны, педагогика изучает условия получения знаний, их суть и собственное развитие, но, прежде всего, исследует, чем владеют обучающий и обучаемый в процессе обучения. Подобные мотивы у педагогики позволяют целям, созданным образованием, сохраняться далее, поскольку именно она является исполнительницей тех адекватных теоретических моделей, которые служили бы достижению данных целей.

Современный кризис образования

Одной из целей, которые должны быть прояснены в данной работе, является демонстрация группы проблем, которые обнаруживает себя при работе на количественную эффективность (знания) без культурного развития (ценности). Современный образовательный кризис очерчивается по этому критерию. Образование должно быть универсальным обучением, сконцентрированным на том, чтобы обучаемый получал знания посредством личного и трудового развития, но, в то же время, чтобы обучаемый развивался по моральным критериям, которые позволяли бы ему достигнуть той полноты, которую предполагает образование.

Образование перестало обращать внимание на моральные ценности. Школа сейчас сосредоточена на авторитарном режиме, который мешает полноценному развитию учащихся, поскольку школьная практика игнорирует формирование поведения, связанного с социальным уровнем обучающегося. Образование не уделяет достаточно внимания культурным особенностям и обстановке страны, а также ключевым темам современного мира: философии, религии, искусству, этике, эстетике и т.д.

Отсутствие интереса к обучению определённым базовым навыкам, таким как описанные выше, коренится в избыточном обучении техническим знаниям, что ведёт к бедности речевых, устных и письменных, навыков, не способствует развитию навыков чтения, не поддерживает обогащение словаря, не обучает правильному самовыражению. Большинство учащихся на всех уровнях не могут правильно использовать официальный стиль языка и, в результате, не могут ясно выражать свои мысли. Учащиеся допускают грубые орфографические и стилистические ошибки. Наблюдая эту проблему, нужно предположить обучение, связанное с жизнью, питаемое средой, опытом, связью с социальным окружением и его осмыслением.

Официальная роль образования должна сосредоточиваться на личностном развитии, прежде всего, на развитии способности получать знания, на тренировке вдумчивого познания, на развитии критического подхода, на практическом формировании моральных ценностей. Полноценное развитие должно давать личности необходимость гибкости, для того чтобы она имела возможность подстраиваться под перемены, рождённые общественной динамикой. Это требуется от преподавателей, которые специализировались бы в особых областях педагогической практики и которые знали бы, как обучать этим областям, от преподавателей, которые были бы способны понимать особенности обучаемого и имели бы ясное понимание возможностей, предполагаемых обстановкой, в которой проходит процесс обучения.

Мораль как главнейший принцип человека

Реализация морали в каждый период неотделима от базовых принципов, или основных правил поведения, которые действуют в определённом обществе в совокупности и представляют социальное единство. Это не касается моральных принципов, созданных только в теории, хотя и могущих опираться на этические концепции. Это касается тех принципов, которые обретают форму в той же социально-практической деятельности и эффективно регулируют поведение членов общества. Эти принципы имеют, таким образом, двойственный характер. Во-первых, они отвечают определённым требованиям общества, во-вторых, будучи, базовыми, служат основой для норм, которые регулируют поведение в данном обществе в определённом направлении.

Моральные принципы появляются в связи с определёнными требованиями общества, а также они могут быть предметом теоретической разработки с задачей обосновать необходимость этих принципов и, что более важно, обосновать их силу. В периоды социальных, политических, образовательных кризисов, таких, как наш, моральные ценности также переживают кризис. Кризис определённых принципов решается их заменой другими, которые отвечают новым социальным условиям. Тем не менее, пока не созданы необходимые социальные условия для реализации принципов, которые заменят предыдущие, на какое-то время может возникнуть ситуация растерянности или неопределённости. Одним из базовых критериев в том, где используется мораль, является разум. При помощи разума проясняется, как человеческий ум как таковой действует сам по себе, без отклонений, вызванных страстями, инстинктами или личными интересами. Кто действует в согласии с этим разумом, определяет, каковы на данный момент касающиеся его требования человеческой природы.

В согласии с предыдущим, человек с моральной ценностью ‑ это тот, кто действует в согласии с собственными требованиями и склонностями с целью оставаться человеком. «Быть моральным» равнозначно «быть более человеком» (независимо от пола), быть более человеком ‑ значит, взять себе те качества, которые принадлежат по своей сущности самой природе человека, который размышляет над человеческой природой и раскроет требования, являющиеся основой прав и обязанностей каждого человека, таких как право на жизнь, на правду, на собственность и т.д. Человек может приобрести моральную ценность, когда следует моральным нормам или, в общем, когда исполняет этические нормы.

Ключевым в моральном поведении является свобода, ведомая моральными ценностями. Человек живёт в обществе, и потому оказывается под воздействием своего положения и воздействия таких институтов, как семья, школа, государство, церковь. Моральный поступок ‑ это тот, которому предшествует максима морального закона. Недостаточно вести себя в соответствии с законодательством, нужно вести себя по самому закону. Это действие по закону и по необходимости обозначает, согласно И. Канту, свободу и независимость, поскольку человек хочет жить удобно и приятно, а для этого необходимо, чтобы этот человек покинул царство лени и пассивного удовлетворения и встал лицом к лицу с бедами и утомлением, для чего и нужно придумать средства, чтобы освободиться собственными человеческими способностями и собственной волей [Кант, 1973, 45-67].

Следовательно, моральное действие предполагает, что в поступках субъекта существуют сознание и свобода. Настоящий моральный субъект ‑ это личность, но личность социальная, ведь осуществление морали ‑ это индивидуальное действие, но, в свою очередь, учитывая социальную природу личности, оно не может считаться делом сугубо индивидуальным, а также и потому, что принципы и нормы, определяющие моральное поведение, отвечают нуждам и интересам социума. Поведение в согласии с моралью, или моральное поведение, ‑ это некая заданная ситуация, которая не является чем-то полностью спонтанным или непредвиденным, напротив, оно существует как определённая возможность, заданная в человеческом характере. Иначе говоря, схема поведения человека не является случайной, до определённого момента она соответствует той манере реагировать на события и людей, которая постоянная и неизменна. Это означает, что нельзя отделить поведение личности от её положения в обществе, а также от общих и социальных форм поведения этой личности. В нём нужно видеть собственно неповторимые и вместе с тем стабильные формы деятельности, которым отвечает моральное поведение личности.

Мораль в узком смысле остаётся замкнутой в среде исключительно личностной, которая очевидно втягивает в себя условия собственно морали, а также ценности, которые формируются жизненными идеалами, личную идентичность, без которой невозможно достигнуть личностей зрелости и полноценности как главенствующей установки.

Сближение образования и моральных ценностей

Формирование ценностей в рамках педагогической работы ‑ трудная задача, так как не рекомендуется злоупотреблять определёнными действиями вроде чтения нотаций и навязывания. Нужно искать пути для этого процесса и для каждого социального пространства осуществлять живое общение с обучаемым, и при этом живом общении возникнет общее пространство для тех, кто в общение вовлечён. Они разделят нужды, мысли, ошибки и мотивации. Ценности формируются частично из содержания обучения. Но было бы наивно думать, что образовательная деятельность с аксиологическими целями разрешает также и проблемы, с которыми сегодня сталкивается наше сообщество. Существуют теоретические построения, основывающиеся на выводе о предпочтительном характере ценностей как факта преимущественно психологической природы, которая проявляет себя в поведении субъектов и которая может меняться в зависимости от культурных, социальных и иных условий, в которых находится тот или иной субъект. Среди современных исследователей аксиологии образования можно назвать таких авторов, как С.З. Гончаров [Гончаров, 2014], Е.В. Картамышева [Картамышева, 2013], А.В. Кирьякова [Кирьякова, 2015], Г.Н. Тараносова [Тараносова, 2015], Г.И. Чижакова [Чижакова, 2013].

Один из методов, используемых в обучении ценностям, ‑ это индукция как таковая, суть которой в движении от частного к общему. Посредством наблюдения за отдельными фактами действительности, их сравнения и разных экспериментов формулируются всеобщие моральные нормы. Дедукция ‑ другой метод, рекомендованный для обучения ценностям. Он состоит в том, что из некого закона, уже сформулированного, выводятся конкретные нормы поведения, которые можно было бы посчитать общечеловеческими законами. Суть морально-аксиологического обучения коренится в формировании ценностей, которые допускает моральное сознание, моральных чувств, привычек, которых требует общество познания [Мур, 1999, 17-21].

В морально-аксиологическом формировании важно иметь в виду, что моральное поведение характеризуется не только поступками, но также и системой взглядов, привычек и ценностей. В образовательной деятельности нельзя устанавливать рецепты, но необходимо учитывать отправные точки, зная и уважая индивидуальность каждого обучаемого, не важно ‑ детей или молодёжи. Они, будучи частью социальной среды, отвечают заданным привычкам и моделям поведения, оказываются под влиянием семьи, СМИ, спорта, культуры и т.д. Очевидно, что с образовательной среды посредством формирования ценностей можно улучшить гуманистический образ человека завтрашнего дня. Также важно иметь в виду, что всё, чему мы учим ‑ абсолютно всё ‑ всегда может формировать ценности, и когда формируются правильные оценки, они позволят ребёнку или молодому человеку адекватно ориентироваться в личной и общественной жизни. Конечная цель образования включает в себя развитие хорошего в людях, формирование людей, способных выбирать верную дорогу. Человек ‑ это то, что делает с ним образование [Кант, 1991, 24-31], и потому важна мораль как аксиологическая база, служащая основой педагогической практике.

Поддерживая И. Канта в мысли, что миссией обучения является развитие всех природных даров человека в надлежащем соотношении и связи с финальной целью, в той форме, которая позволяет человечеству двигаться в согласии с его судьбой, порождая поиск человеческого совершенства, под которым И. Кант понимал развитие талантов и моральных качеств. Следовательно, цель образования и цель человека ‑ это поиск развития человеческой природы, и цель эта включает в себя максимально возможное обретение данных способностей, которые и даны, чтобы быть развитыми самой волей человека или же самими собой.

Образование исходит из предпосылок человеческого развития, природного и морального. И. Кант в своей книге о педагогике утверждает, что в природных данных человека уже содержится склонность к добру без зародышей зла, что человек по природе своей морально ни добр, ни дурен, и что он имеет природные склонности ко злу. Отталкиваясь от этого, И. Кант заключает, что, будучи феноменом, человек по природе владеет тремя врождёнными склонностями: 1) животная склонность, или ‑ что то же самое ‑ иррациональная любовь к самому себе, которая предполагает представление о сохранении вида и представление о жизни в обществе; 2) предрасположенность к человечности (природному совершенству), или же рациональная любовь к себе, которая в основном включает желание быть равным другим в одном случае и превосходить других в другом случае; 3) предрасположенность к личностному началу, доброй воле, или же моральное совершенство [Кант, 1973, 45-67]. Все эти предрасположенности ведут к добру, но первые две могут получить извне некий изъян или дурное отклонение, которое подчинит себе всё развитие. Напротив, третью предрасположенность невозможно исказить. Следовательно, мы имеем утверждение, что человек добр по природе, в значении, что, будучи феноменом, он обладает природной предрасположенностью только к добру. Это не означает, что, будучи человеком, созданием, наделённым такой природой, он автоматически будет добродетельным, и также не значит, что ему не помешает никакое препятствие. Это всё значит, что для того, чтобы человек вернулся к добру, ему нужно дать образование, а у тех, кто предался злу, именно образованности и не хватает.

Всё сказанное выше относится к человеку как феномену, но далее здесь мы видим человека как ноумен, которому даны атрибуты свободы воли. Так как человек, наделённый этим состоянием, должен будет принять моральный закон как максиму поведения или оттолкнуть его, т.е. в данном случае, человек должен стать или совершенно добрым или совершенно дурным, всё же его долг ‑ быть добродетельным, и все должны рассмотреть возможность того, что быть добродетельными ‑ это обязательство, поскольку мы может быть таковыми. Из этого И. Кант заключает, что для нас необходима возможность, используя для этого действие нашей свободной воли, выбирать быть добрыми, хотя мы не понимаем, каким образом подобные действия могут быть осуществлены. Только сам человек может сделать это, и И. Кант утверждает, что, если не соблюдать таким образом свою добродетель, то не будет и никакой заслуги и, следовательно, с точки зрения морали, человек не станет ни добрым, ни злым [Кант, 1991, 73-79]. Возможно, определённая сверхъестественная помощь может и понадобиться, но приходит она к человеку, который сначала согласился на неё и который сумел ею воспользоваться. И только тогда можно было бы поверить, что он добр. Каждый раз, когда опыт показывает нам, что человек обращается к добру, благодаря образованию, также мы видим, и что такой человек оказывается способным быть свободным и вместе с этим добродетельным.

Гносеология и аксиология

Рассмотрев сформулированные И. Кантом идеи относительно педагогики, можно отметить с большой ясностью ту самозависимость, которая необходима и явно существует между гносеологией и аксиологией. Всё осуществлённое теоретическое развитие и все изученные категории в этой работе должны прояснить эту связь. Нельзя помыслить человека с абсолютной гносеологической зависимостью, не предполагая также аскиологической связи. Сам факт, что человек есть человек, предполагает, что его нужно полагать моральным субъектом с положительными или отрицательными ценностями, с культурой или без неё, ‑ но, в конце концов, моральным объектом [Кант, 1991, 73-79]. Важность образования заключается именно в том, чтобы давать себе отчёт в существовании человека, которому необходимо образование не только ради познания, но также и не только ради морали. Невозможно постичь мораль без мышления в образовании. Так как человеческое существо не рождается с заданной моралью, и только при своём развитии в обществе человек развивается как деятель, наделённый моралью, и качество его моральной структуры зависит от полученного им образования, из чего следует и замечание о полноценности, к которой должно стремиться образование.

Таким образом, аксиология как учение о ценностях в целом, рассматривающее и объясняющее существование и функционирование всего мира, созданного человеком, определённо важна для человеческой жизни и историко-социального развития человека. Аксиология по определению существует в мире, так как она развита настолько же, насколько развиты люди. Поэтому необходимо, чтобы аксиология играла базовую роль в развитии людей и чтобы она вносила свой вклад в полноценное образование. Образование отвечает за то, чтобы создавать условия, для которых это дело будет доведёно до конца. Необходимо, чтобы посредством аскиологии человек становился моральным, причём не только индивидуально, но также и на общественном уровне. И здесь различные социальные и образовательные организации и учреждения играют решающую роль в обществе, делая так, чтобы аксиология присутствовала везде.

ВЫВОДЫ

    1. Работники образования и родители должны прилагать усилия, чтобы развитие было счастьем для обучаемых, и наоборот. Обучаемый, в свою очередь, должен только прилагать усилия, чтобы совершенствоваться в области природной и моральной, а также стараться обрести собственную свободу с моральной точки зрения. Учитель, по И. Канту, ‑ это тот, кто способен сделать так, чтобы его ученики устанавливали связи между проблемами аксиологическими и гносеологическими.

    2. Цель образования заключается в сочетании праведности и свободы ‑ сочетании, в котором моральное совершенство является необходимым и первичным фактором, в который должна поместиться и свобода, но только в той степени, в которой она соотносится с моральным совершенством. Также образование станет ответственным за сохранение моральных принципов, которые педагоги, родители и учителя должны будут иметь, решая вопросы методов обучения и школьной политики, которые позволяли бы развивать учащихся для общества.

    3. Необходимость учиться моральным ценностям создаёт проблему с целым рядом связей, но, так как с теоретической точки зрения этот ракурс не рассматривается, необходимо, чтобы существовала предложенная методология, которую мы углубили, чтобы сформировать данный ракурс. Конкретно же целью работы являются размышления теоретического характера в области философии педагогики, которые вносят идею реализуемой модели педагогики с методологической точки зрения для морального развития учащихся. Эта модель также делает жизнеспособным преподавательский труд в образовательном деле как таковом.

    4. Чтобы преподавательский труд стал эффективным в аксиологической области, необходима нацеленность на личностную модель, которая включала бы моральные качества и которая базируется на теоретическом положении, что добродетель является высшим уровнем личностного развития. Тем не менее, с методологической точки зрения, необходимо выделить систему педагогических принципов, которая дала бы цельность модели, а сами принципы конкретизировались бы в учебном классе, в согласии с заданными требованиями общества. Инициатива, гибкость, а вместе с ними и профессиональный рост каждого преподавателя необходимы в его ежедневной трудовой деятельности, и педагогическая практика по-прежнему будет критерием правильности в формировании граждан, что и требуется обществом в наше время.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивный образ мира: Пролегомены к философии образования. М.: Канон+, 2010. 224 с.
2. Болховской А.П., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. №5. С. 80-85.
3. Гончаров С.З. Аксиология культуры в контексте образования // Человек в мире культуры. 2014. №1. С. 10-21.
4. Кант И. Критика практического разума. Эдиториал Лосада, Буэнос-Айрес. 1973.
5. Кант И. Педагогика. Эдиториал Акал, Мадрид, Испания. 1991.
6. Картамышева Е.В. Аксиология образования в современном обществе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №37. С. 10-12.
7. Кирьякова А.В., Мороз В.В. Аксиология креативности в контексте овременной парадигмы образования // Высшее образование сегодня. 2015. №2. С. 60-64.
8. Коротяев Б.И. Взгляд в будущее высшего педагогического образования с позиций теории педагогической философии. Луганск: Изд-во ЛНУ им. Т.Г. Шеченко, 2013. 260 с.
9. Мур Т.У. Введение в философию образования. Эдиториал Трийас, Мехико. 1999.
10. Робинсон К. Образование против таланта. М., 2013. 336 с.
11. Розин В.М. Философия образования: Этюды исследования. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. 576 с.
12. Тараносова Г.Н., Решетникова Е.А. Ценностные ориентиры современного образования в реалиях нового времени // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. №2. С. 211-215.
13. Флорес О.Р. О педагогике и познании. МакГроу-Хилл, Колумбия. 1996.
14. Фрондиси Р. Введение в фундаментальные проблемы человека. F.C.E., Колумбия. 1998.
15. Чижакова Г.И. Аксиология профессионально-педагогического образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. №2. С. 36-55.
 



© 
Д.А. Суарес Ромеро, Ф.Й. Молина Роа, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru