viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Н.Б. Погибельская,  (К.физ-мат.н., доцент, МИЭТ, кафедра ОФ)

А.П. Погибельский,  (К.физ-мат.н., доцент, МИЭТ, кафедра ОФ)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Постиндустриальное общество
В статье раскрыта сущность понятия «ecтественно-нaучное образование» с различных точек зрения, рассмотрена значимость изучения естественных наук, указаны цели и перспективы развития ecтественно-нaучного образования. Автором представлено обоснование трансформации ecтественно-нaучного образования в нескольких смысловых аспектах.

Ключевые слова: Постиндустриальное общество, ecтественно-нaучное образование, ecтественно-нaучная картина мира, трансформация ecтественно-нaучного образования.

 

На фоне бесконечных разговоров о концепции постин­дустриального общества, экономическое благополучие развитых стран по-прежнему в решающей степени определяется высоким нaучным и инженерно-техническим потенциалом.

Неоднократные программные заявления российского руководства о необходимости инновационного развития отечественной экономики свидетельствуют о серьезной озабоченности будущим нашей страны в мире, которое находится в непосредственной зависимости от наличия прочного фун­дамента в виде качественного образования и сложившегося нaучного мировоззрения.

Выработка мировоззрения критически важна в условиях развитой системы манипуляции сознанием, имеющей место в современном обществе. СМИ, определяющие информационную среду, не прививают желание и умение объективно оценивать достижения науки и искусства, а лишь пропагандируют средневековое мракобесие. Их воспитательное воздействие направлено в массе своей не на развитие духовных качеств, необходимых для восприятия и вовлечения в научно-технический прогресс, а большей степени сосредоточено на бездумном потреблении конечных его продуктов. Техническая безграмотность в сочетании с жизнью в мире машин, привычка к прогрессу и утрата восприятия его как ценности приводит в конечном итоге к снижению аналитической деятельности и развитию патологических моделейповедения.

И  можно констатировать тот факт, что современные школьники испытывают серьезные трудности в освоении дисциплин ecтественно-нaучного цикла в силу устоявшейся фактоцентрической модели познания и слабо развитых способностей к анализу и выстраиванию причинно-следственных связей. Это обусловлено современным образовательным стандартом по физике в средней школе.

В настоящее время в школах и даже в технических вузах число аудиторных часов по физическим курсам сокращается. Реальный лабораторный практикум вытесняется компьютерно-виртуальным или сокращается вовсе.

К тому же, опциональность ЕГЭ по физике приводит к соответствующему преподаванию и изучению данного предмета – по остаточному принципу. В связи с чем, количество выпускников школ, выбирающих инженерно-технические специальности крайне мало.Хорошо это или плохо ?

Сегодня образование превратилось в необходимый и ключевой фактор экономического развития, основанного на знаниях; ее можно считать отдельной сферой национальной экономики, которая выполняет узловые цивилизационные функции, связанные с развитием и социализацией личности.

По мнению В.С. Степина, сегодня зарождается новый вид нaучной рациональности, при котором на первое место выходят не только объекты, субъекты и инструменты исследования, но и целесмысловые ориентации, которым следует исследователь [1].

Нaучная деятельность становится системным фактором, составляющей общей культуры, приобретает вид соединяющей ткани в ведущих областях человеческой жизнедеятельности [2].

Ecтественно-нaучные знания, в свою очередь, претерпевают значительные перемены, вносят собственный вклад в общечеловеческую культуру, состоящий из стратегий ecтественно-нaучного мышления, нaучной ментальности, нaучного мировоззрения и нaучной картины мира [3].

Остановимся на рассмотрении понятия «ecтественно-нaучное образование» (далее - ЕНО) и его концепций.

Согласно БСЭ, ЕНО «имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук — биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др.» [4, с. 102]. В качестве недостатка приведенного определения следует отметить несколько вольное перечисление «естественных наук». Например, математика, в настоящее время, не причисляется к области естественных наук.

Различными исследователями делались попытки дать определение ЕНО. Так, по мнению Н.А. Васильевой ЕНО представляет собой целенаправленную деятельность по формированию системы ecтественно-нaучныхЗУНов, опыта познавательно-практической деятельности и ценностных ориентаций. [5, с. 10]

С ней соглашается С.Е.Старостина, полагающая, что результатом ЕНО должен стать как приобретенный объем связанных ЗУНов, так и совокупность личностных качеств учащихся: способность к творчеству, критичность мыслительных процессов, ecтественно-нaучное мировоззрение. По мнению исследователя, ЕНО представляется «личностно и социально значимым, благодаря его огромному мировоззренческому, методологическому, содержательному и познавательному потенциалу» [6, с. 55].

В настоящее время существуют разные концепции преподавания ecтественно-нaучных предметов в общеобразовательной школе. Так, в соответствии с концепцией А.Г. Хрипковой, ЕНО следует начинать с интегративного курса по естествознанию, включающего конгломерат сведений по биологии, физике и химии [7, 8].

С данной концепцией спорит А.В. Усова, предлагающая «подход к изучению предметов ecтественно-нaучного цикла, основанный на опережающем изучении курса физики (начиная с V класса) и всей методической системы по реализации этого подхода» [9]

Сегодня для достижения значимых результатов в экономическом росте, нашей стране необходимо решить задачу по созданию нaучно-образовательной и инновационно-технологической инфраструктуры, соответствующей современным требованиям по возможностям обеспечения расширенного воспроизводства российских интеллектуальных ресурсов, нацеленную на генерацию новаций и их капитализацию посредством создания новых продуктов и технологий.

Формирование экономики инноваций, нацеленной на интенсивное развитие России, внедрение нанотехнологий и технологий ИТК, эффективное и бережное природопользование, энергосберегающие технологии, а также развитие перспективных исследований в военной и аэрокосмической сферах вызывают необходимость в приобретении принципиально новых знаний, которые можно получить лишь при изучении фун­даментальных наук и осуществлении фун­даментальных исследований, лишь результаты которых в состоянии гарантировать возникновение целиком новационных отраслей.

В развитых странах давно признана значимость приоритетного материально-финансового обеспечения фун­даментальных исследований не только для сохранения лидерства в сфере нaучно-технических инноваций, но и для обеспечения будущей безопасности.

Современность постин­дустриального общества ставит Россию перед барьерами: технологическим и нaучным [10]. Сущность технологического барьера заключается в отсутствии способности у многих российских инженерно-технических работников осваивать и реплицировать технологические новинки стран-лидеров. Сущность нaучного барьера проявилась в отступлении отечественной науки с занимаемых некогда ею передовых позиций. Оба обстоятельства привели к тому, что в высокотехнологичные сферы внедрились развивающиеся страны, ЕНО в которых оказалось по прошествии времени на достаточно высоком уровне, чтобы потеснить страны-лидеры в этой области [11].

Современное состояние отечественного ЕНО, по нашему мнению, неудовлетворительно. Его кардинальное изменение обусловлено необходимостью соответствовать современному уровню развития ecтественно-нaучных достижений, требованиям к уровню образованности личности, реалиям окружающего мира.Перенацеливание системы высшего профессионального образования (далее - ВПО) на реализацию компетентностного подхода при обучении студентов делает профессиональную компетентность выпускников основным результатом образования.

В современном российском образовании в условияхлавинорастущегоинформационного потока  основное внимание должно уделяться проблемам развития личности, способной работать в современных условиях, самостоятельно оценивать ситуацию с помощью достаточно богатого воображения и развитой на основе знаний научной интуиции принимать ответственные решения.

Компетентностный подход вовсе не означает отход от необходимости фун­даментальности образования. ЕНО, будучи частью ВПО призвано обеспечить формирование таких качеств выпускника, которые определены оказывают влияние на готовность обучающихся усваивать профилирующие дисциплин.

Повышение качества ЕНО выдвигает на первый план проблему трансформации ЕНО, которую следует рассматривать в нескольких смысловых аспектах – в разрезе эффективности, мотивации и методологии.

    В данной статье мы остановимся на обосновании трансформации ЕНО для студентовгуманитарного профиля.

Показателем эффективности ЕНО в высшей школе должно стать приобретение базовых компетенций, обеспечиваемое в рамках ЕНО посредством:

  • сформированности у выпускников вузов единых восприятия окружающего мира и ecтественно-нaучной картины мира;
  • формирования мышления и мировосприятия, которые основываются на базовых концепциях современной науки;
  • формирования интеллектуально развитого и технологически компетентного индивида, способного к осознанию природных феноменов, пределов допустимого воздействия на природу;
  • подготовка специалистов, способных к творческому мышлению, самостоятельному принятию решений, к осознанию как личной, так и коллективной ответственности за результаты деятельности.

Перейдем к рассмотрению мотивационного аспекта трансформации ЕНО.

Получение образования невозможно в отсутствии достаточно развитой мотивации обучающихся, которая должна быть основана на стабильном интересе к ecтественно-нaучным дисциплинам.

Ни для кого не является секретом, что за предыдущие десятилетия престиж ЕНО значительно пошатнулся, отношение студентов-гуманитариев к изучению ecтественно-нaучных дисциплин нельзя назвать позитивным.

При аргументации необходимости ЕНО, наиболее часто упоминаются следующие причины:

  • создание инновационных технологий вызывает потребность в получении кардинально новых знаний, которые может предоставить только фун­даментальная наука;
  • потенциальная возможность многократного выбора будущей специальности, поскольку возникает вероятность смены направления профессиональной подготовки;
  • усвоение научно-исследовательских методов, повышающее востребованность специалиста на рынке труда и вне сферы своей специальности;
  • более успешная адаптация к жизни в обществе высоких технологий, вследствие владения определенным базовым набором ecтественно-нaучных сведений и знаний;
  • ЕНО формирует критическое мышление, которое вкупе с наличием научного мировоззрения значительно затрудняет возможность внешней манипуляции, дает научные объяснения природным явлениям, имеющим сверхъестественное либо религиозное трактование.

Анализ вышеперечисленных причин позволяет высказать следующие предположения: для повышения мотивации студентов к ЕНО кроме новейших данных о достижениях естественных наук, в содержание ЕНО должно быть включено:

  • ознакомление студентов-гуманитариев с ролью естественных наук в процессах инновационного развития, демонстрация социальной важности ecтественно-нaучных достижений современности, пояснение места ecтественно-нaучного знания в разрешении стоящих перед человечеством глобальных проблем современности;
  • раскрытие сути и принципов методологии научного исследования, способствование владению указанной методологией на уровне практического применения;
  • выявление направлений интеграции различных ветвей научного знания,
  • демонстрацию вклада представителей естественных наук в формирование современных представлений во всем спектре научных достижений.

В результате проделанной работы неминуемо возникнет осознание того факта, что ЕНО является ценностным достоянием, стратегическим ресурсом и обязательным условие инновационного развития, уровень развития которого является определяющим фактором развития общества и качества человеческого потенциала в целом.

При рассмотрении проблемы трансформации ЕНО, следует подчеркнуть, что оно должно представлять собой единство содержательной, методической, квалификационной и материально-технической составляющих. В связи с чем, последний смысловой аспект трансформации ЕНО (методологический) заключается в соответствии содержания ecтественно-нaучных дисциплин современным образовательным технологиям.

По нашему мнению, можно выделить следующие направления трансформации:

            1. содержательной составляющей ЕНО:

  • определение соответствия современных достижений ecтественно-нaучного знания и содержания ЕНО в общеобразовательной школе;
  • установление соответствия образовательных стан­дартов общеобразовательной школы с вузовскими образовательными стан­дартами;
  • создание и внедрение в образовательный процесс учебно-методической литературы по дисциплинам ecтественно-нaучного цикла.

            2. методической составляющей ЕНО:

  • обеспечение условий по созданию ин­дивидуального подхода при обучении как к обучающимся, которые проявляют интерес к предметам ecтественно-нaучного цикла, так и к обучающимся с низким интересом к предметам ecтественно-нaучного цикла;
  • создание образовательных ресурсов нового типа (интернет-ресурсы, ИКТ и т.п.);
  • внедрение в процесс обучения современных образовательных технологий;
  • внедрение новых способов и методов оценки достижений обучающихся и результатов обучения.

            3. квалификационной составляющей ЕНО:

  • совершенствование системы повышения квалификации школьных педагогов в сфере ЕНО;
  • внедрение механизма, отвечающего за финансовое обеспечение преподавателей в сфере ЕНО.

            4. материально-технической составляющей ЕНО:

  • формирование качественно новой материально-технической базы для реализации ЕНО: специально оборудованные классы и лаборатории, современное оборудование и т.д.:
  • организация центров взаимодействия профильных школ и научно-технических вузов, в стенах которых станет возможным осуществление взаимодействия школьных педагогов и преподавателей высших учебных заведений.

Реализация указанных направлений трансформации ЕНО невозможна силами  лишь школы  и вуза. Действенную роль должны сыграть государственная образовательная политика, деятельность и авторитет ведущих специалистов в сфере среднего и высшего образования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Степин В.С. Теоретическое знание. - М: Традиция, 2000.
2. Бордонская Л.А. Связь науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя. - Чита, 2002.
3. Камалеева А.Р. Интегративный характер современного ecтественно-нaучного образования//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 3.
4. Ecтественнонaучное образование //Большая советская энциклопедия [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978, Т. 9.
5. Васильева Н. А. Становление ecтественно-нaучного образования в России в ХVШ - первой половине ХГХ вв. (до реформ 60-х гг.): автореф. дис. кандидата пед. наук. - Челябинск, 2008.
6. Старостина С.Е. Ecтественнонaучное образование: содержание и стратегические ориентиры развития//Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. том 1.
7. Хрипкова А.Г. и др. О создании интегрированного курса «Естествознание»// Биология в школе. 1988. № 5.
8. Хрипкова А.Г., Мягкова А.Н. Создание интегрированного курса - объективная необходимость// Биология в школе. 1990. №1
9. Усова А. В. Ecтественнонaучное образование в средней школе // Педагогика. 2001. № 9.
10. Горшенин В. Шестой технологический уклад: вызовы для России //Бизнес-Ключъ. 2010. №3-4 (40-41)
11. Карпенко О. М., Бершадская М. Д. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. - М.: Изд-во СГУ, 2009.
 



© 
Н.Б. Погибельская, А.П. Погибельский, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru