viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Н.А. Нефедова,  (Аспирант, Челябинский государственный институт культуры, каф. социально-культурной деятельности, преподаватель МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа», г. Лесной Свердловская область)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Активность
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре.
25 декабря 2014г. Путин В.В. утвердил «Основы культурной политики России» и отметил, что «культура – это главное, что дает любое общество, любой народ… Нам предстоит на деле вывести культуру на высоту общественного предназначения, добиться, чтобы она действительно стала естественным регулятором жизни, определяла поведение, поступки людей, влияла на их отношение к своей стране, семье, воспитанию детей». Стоит отметить, что в наше время с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Сущность духовности – приобщение человека к общечеловеческой культуре и ценностям как ориентирам самореализации [3, с.54]. Музыкальное искусство – одно из самых сильных средств, оказывающих на человека формирующее влияние. На протяжении всей истории человечества музыка активно использовалась в воспитании подрастающей личности. Она художественно и опосредованно отражает все стороны жизни, а, следовательно, может быть использована в качестве фактора воспитания целостной личности в современном социуме, а не только ее эстетической стороны. В статье уточняется понятие «Музыкально-творческая активность». Сущность исследуемого феномена заключается во взаимосвязи и взаимном дополнении составляющих компонентов музыкально-творческой активности: мотивационного, когнитивного, деятельностного, эмоционально-оценочного, коммуникативного; частично описаны педагогические условия.

Ключевые слова: Активность, творческая активность, музыкально-творческая активность, компоненты музыкально-творческой активности.

 

Проблема развития музыкально-творческой активности рассматривается нами в контексте развития музыкальных и творческих способностей подростка, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной, коммуникативной и творческой деятельности. Результат данной деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в этих процессах важны для развития подростка. В ходе музыкально-творческой деятельности раскрывается творческий, интеллектуальный потенциал, индивидуальность ребенка, создаются условия для активной самореализации и эстетического творчества, проявляется инициатива, самостоятельность, эрудированность в сфере музыкальной культуры, а также самообладание и коммуникабельность.

Исследователь Д.К. Кирнарская отмечает «Музыка – лучший педагог, который меняет способ мышления… она учит мыслить…»  [4, с. 443].

    Необходимо определиться с терминологической системой нашего исследования.

В словаре-справочнике исследователя В.С. Русановой развитие трактуется, как «объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека». Исследователь отмечает, что развитие в форме обучения и воспитания проявляется «как прогрессивное усложнение, углубление, расширение чего бы то ни было в человеке, как переход жизни и деятельности от низших форм к высшим. Развитие включает в себя физическую, физиологическую, психологическую, социальную и духовную эволюцию человека» [5, с.108].

В нашем исследовании мы полагаем, что развитие – это процесс качественных изменений в психике, интеллектуальной и духовной сфере подростка, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых факторов.

    Качественной характеристикой развития творческого потенциала подростков является его творческая активность.

Термин «активность» латинского происхождения, в буквальном смысле означает «деятельный, энергичный, инициативный».

В педагогических исследованиях данный термин рассматривается как важнейшая черта личности, которая состоит в способности изменения окружающей действительности в соответствии с потребностями личности, его взглядами и целями. Активность проявляется в труде, учении, творчестве и т.п.  

На сегодняшний день творческая активность – это объект изучения не только педагогов, психологов, но и социологов, экономистов, аксиологов и других специалистов. Сегодня насчитывается свыше 400 научно-исследовательских работ по формированию и развитию творческой активности. Такое многообразие исследований творческой активности на сегодняшний день можно объяснить прежде всего актуальностью и востребованностью данной темы.

Современные представления о природе творческой активности складываются на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований.

Существуют различные точки зрения на проблему развития творческой активности. С конца XIX века в российских и зарубежных психолого-педагогических исследованиях проблема творческой активности рассматривалась с точки зрения повышенных интеллектуальных возможностей: Дж. Селли, Л. Термен, Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Рензулли и др., а также личностных качеств человека: Ф. Баррон, Дж. Гетцельс, Дж. Карлсон, П.Ф. Каптерев, И.О. Овсянников, В.И. Экземплярский, Ц. Ломброзо, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Рождерс, Н. Роджерс и др.

Позднее в исследованиях нашли отражение  взгляды о наличии взаимосвязи между творческой активностью и интеллектом личности: Э. де Боно, Ч. Айян, С.К. Эскалон, А. Джексон, М. Хоув, Е. Сюлвальд, Р. Поу, Т. Вужжек, А. Анастази, а также научных трудах отечественных ученых: С.А. Аничкина, А.Н. Лук, Б.М. Теплова, А.М. Матюшкина, Н.С. Лейтес, Э.Чудновского, С.Юркевич, Н.Б. Шумаковой, Е.Л. Яковлевой, Н.А. Аминова, Е.И. Щеблановой, Н.В. Кочелаевой, Е.Н. Задориной, А.П. Тряпициной, Н.И. Фатеевой, Э.С. Чугуновой С.Д. Давыдова, Д.Б. Богоявленской, Н.Е. Лазарева, С.Е. Матушкина, Р.А. Низамова, А.А. Сизого, Я.А. Пономарева, Е.Ю. Романовой и др.

Существует еще один подход к проблеме творческой активности, основанный на синтезе личностного и деятельностного компонентов, возникший в первой половине XX века в отечественной психологии и педагогике. Он основан на синтезе личностного и деятельностного компонентов. «Личностное качество, проявляющееся в преобразовании окружающей действительности рукотворного мира, формируемое в результате приобщения к продуктивной деятельности, обогащаемой приобретаемым личностным опытом» [2, с. 14] (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, В.И. Кириенко, Б.Г. Ананьев и др.).

Творческую активность личности исследователь Б.М. Теплов рассматривал в связи со своеобразием психических процессов. Таких как: устойчивость творческого внимания; богатство воображения и зрительных образов; подвижность мышления и др.

Д.Б. Богоявленская рассматривает творческую активность, как внутренний психологическое ресурс человека, связанный с преобразованием и развитием деятельности, которое совершается по собственной воле.

Н. Е. Лазарев полагает, что творческая активность является интегративным качеством личности, состоящее из комплекса творческих способностей и мотивационной направленности личности на творческую деятельность.

Е.Ю. Романова характеризует творческую активность, как единство внутренних и внешних проявлений в качестве процесса, который начинается с творческого мышления и проявляется в активной творческой деятельности человека.

Мы полагаем, что творческая активность – это сложное многогранное понятие, интегрирующее интеллектуальные возможности и эмоционально-личностные качества человека, которые способствуют творческим достижениям в различных сферах жизнедеятельности.

Музыкальное искусство – одно из самых сильных средств, оказывающих на человека формирующее влияние. На протяжении всей истории человечества музыка активно использовалась в воспитании подрастающей личности. Она художественно и опосредованно отражает все стороны жизни, а, следовательно, может быть использована в качестве фактора воспитания целостной личности в современном социуме, а не только ее эстетической стороны, но и в формировании ее активности.

В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством воспитания. «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» [6].

Известный российский композитор Р. Щедрин считает, что музыка – это огромный мир, окружающий человека. «Как воздушное пространство, как солнечная система, такой же необозримый и бескрайний. Мы иногда даже не осознаем, какое большое место занимает музыка в нашей жизни. Не будь ее, человек просто не смог бы выразить всего богатства своих чувств, всей сложности и многоцветности их – от яркой, ослепительной радости до глубокой и безысходной скорби...» [8, с. 13].

По-нашему мнению, музыкальная культура играет огромную роль в развитии творческой активности личности, т.к. «музыкальное искусство является сильнейшим средством, оказывающих на человека формирующее влияние, оно способно раскрыть в личности творческую индивидуальность и интеллектуальный потенциал, создать условия для активной самореализации и эстетического творчества, открыть безграничные возможности для самосовершенствования и саморазвития личности» [1].

В последние годы в научно-педагогических исследованиях существует интерес к проблемам формирования музыкально-творческой активности молодежи. Изучая современные исследования стоит констатировать тот факт, что данный процесс недостаточно разработан.

В нашем исследовании под музыкально-творческой активностью мы понимаем интегративное качество личности, которое выражается в устойчивой потребности подростка в музыкально-творческой самоактуализации и самореализации, предполагая переход музыкальных задатков и творческого потенциала личности в деятельность, направленную на создание новых (для общества и личности) ценностей.

Различные аспекты формирования музыкально-творческой активности подростков проявляются:

  • в восприятии художественных ценностей (Н.А. Ветлугина, А.В. Катинене, Р.А. Тельчарова, О.П. Радынова);
  • в запасе музыкально-слуховых впечатлений (А.Л. Готсдинер, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, Э.Б. Абдулин, О.А Апраксина, В.Д. Остроменский);
  • в наличии собственного эмоционально-оценочного суждения о музыке (О.П. Радынова, Р.А. Егорова, Н.И. Чичерина, С.А. Фадеева, Е.В. Боякова);
  • владении теоретическим анализом музыки (Б.В. Асафьев, Н.Г. Гродзенская, В. Каратыгин, А. Кастальский, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский);
  • сформированность понятийного аппарата (Б.В. Асафьев, Л. Мазель, В.В. Медушевский, Е.Н. Нейкинский, Л.Н. Сохор, Б.М. Теплов);
  • наличии и развитость музыкальных задатков;
  • в элементарном импровизировании, в сочинении простейших мелодий и аккомпанемента (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, И.А. Дзержинская, Т.Г. Казакова, Н.Г. Сакулина);
  • в проявлении исполнительской инициативы, сопричастности (А.И. Буров, А. Введенский, С. Грузенберг, А.Ю. Козырева, О.И. Никифорова, И. Оршанский);
  • в активной продуктивной музыкально-творческой деятельности; склонность к самореализации (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Л. Яворский).

Мы полагаем, что только активная музыкально-творческая деятельность способна сформировать ценностные музыкально-эстетические ориентаций, эстетическое сознание и оказать решающее влияние на учащихся подросткового возраста.

В нашем исследовании мы рассматриваем музыкально-творческую активность   как совокупность следующих компонентов: когнитивного, мотивационного, деятельностного, коммуникативного компонентов, которые проявляются в содержании творчества, позиции, опыте и общении учащихся подросткового возраста (см. табл. 1.) ...

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Базиков, А. С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия: дис….доктора.пед.наук: 13.00.02 / А.С. Базиков. – Тамбов, 2002. – 386 с.
2. Зотова, О.Н. Формирование музыкально-творческой активности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом колледже): дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Зотова Ольга Николаевна. – Москва, 2003. – 200 с.
3. Калачева, Л. Музыка как фактор духовного развития личности школьника / Л. Калачева // Музыка и время. – 2007. - № 3. – С. 54 – 56.
4. Кирнарская, Д.К. Психология способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
5. Словарь-справочник для специальности 071401 – «Социально-культурная деятельность» / авт.-сост. В.С. Русанова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 176 с.
6. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: т.1 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
7. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие [Текст] / П.В.Халабузарь, В.С.Попов. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. – 224с.
8. Щедрин, Р. Музыка – это огромный мир, необозримый и бескрайний // Музыкальное просвещение. – 2007. - № 4 (44). – С. 1 - 18.
 



© 
Н.А. Нефедова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru