viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Е.В. Намсинк,  (К.пед.н., доцент, Омский государственный педагогический университет)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Воспитание
Статья знакомит с современным состоянием практики организации досуга младших школьников в условиях села. Рассмотрены как положительные, так и нежелательные варианты воспитания культуры досуга в семье; выявлены особенности и основные проблемы досуга школьников вне семьи. Автором отражены актуальные направления воспитания культуры досуга младших школьников, обоснована необходимость педагогического сопровождения досуга школьников в условиях сельского социума.

Ключевые слова: Воспитание, досуг, досуговая деятельность, культура досуга школьников, сельский социум, педагогическое сопровождение.

 

Культура досуга – это часть внутренней культуры человека, состоящая в единстве мотивационного, поведенческого и рефлексивного компонентов и предполагающая наличие у него определённых личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время [1].

Решение задач воспитания культуры досуга в младшем школьном возрасте вызвано необходимостью развития личности, её сензитивностью к подобному педагогическому воздействию. Формирующиеся в этот период базовые основания личности оказываются устойчивыми и существенно определяют дальнейшее развитие человека.

Особенности культуры досуга младших школьников обусловлены социально-экономическими и территориальными условиями, возрастными особенностями детей, стилем семейного досуга [1].

Особую остроту проблема формирования культуры досуга младших школьников приобретает в условиях сельского социума, который, по утверждению Л. В. Байбородовой [2], характеризуется ограниченными возможностями для выбора занятий и видов досуговой деятельности, бедностью общения, однообразием контактов и форм взаимодействия, и, как следствие, психологической незащищённостью ребёнка.

Специфике воспитания сельских школьников во второй половине XX – начале XXI века посвящен ряд диссертационных исследований, в которых нашли своё отражение общие вопросы воспитания и обучения (С. Н. Новиков) [3], характеристика социокультурного и образовательного пространства современной сельской школы, миссия сельской школы (В. Г. Бочарова, 3. А. Халюта) [4; 5], организация внеучебной деятельности школы в целях содействия жизненному самоопределению школьников (Е. Л. Булгакова) [6], социальный портрет современного ученика сельской школы, самоопределение выпускника сельской школы (С. А. Писарева) [ЦИТ. по 6], и другие.

В то же время недостаточно внимания уделено разработке вопросов педагогического сопровождения семейного досуга младших школьников в условиях сельского социума.

Исследование формирования основ культуры досуга младших школьников проводилось нами на базе начальных общеобразовательных школ Русско-полянского и Шербакульского районов Омской области. В исследовании приняло участие 52 ребёнка младшего школьного возраста и 96 родителей.

Анализ программ и планов воспитательной работы учителей начальных классов, а также программ дополнительного образования детей показал, что школа, работающая в условиях открытого сельского социума сумела сохраниться как образовательное, воспитательное, культурное и просветительное учреждение, занимающееся воспитательной работой не только с детьми, но и активно взаимодействующее с сельским социумом.

В ходе дальнейшего исследования был проведён опрос родителей младших школьников, который проходил в виде индивидуальной беседы (37 человек) и анкетирования (59 человек). В анкетировании участвовали те родители, которые сочли для себя эту форму опроса наиболее удобной. При опросе мы выявляли социальный статус родителей (работающие или нет), наличие в семье других детей, прародителей, уровень доходов семьи.

Нами было сформулировано 5 вопросов: Что Вы понимаете под досугом ребёнка? Кто, по Вашему мнению, должен заниматься организацией досуга ребёнка? Каким образом Вы организуете досуг своего ребёнка в семье? Какие проблемы организации досуга ребёнка существуют в вашей семье? В каких формах возможно сотрудничество семьи и школы по организации детского досуга?

Все опрошенные нами семьи относительно потенциала воспитания культуры досуга младших школьников были разделены на три группы:

    1. Семьи с высоким воспитательным потенциалом и оптимальным уровнем организации досуга детей. К данной категории отнесены семьи с двумя и более детьми, разным уровнем доходов, социальным статусом родителей (часто работающие отцы и неработающие матери), но преимущественно имеющие среднее профессиональное образование. Можно отметить, что в этих семьях достаточное внимание уделяется построению внутирсемейных связей, сохранению, развитию и преемственности традиций семейного досуга. Взаимоотношения между всеми членами семьи строятся на уважении к личности ребенка и любви к нему, что создаёт благоприятные условия для воспитания детей младшего школьного возраста. Как показали опросы, эти родители ждут от школы не только обучения и развития детей, но и интересного общения детей со сверстниками, совершенствования у них навыков поведения в коллективе, содержательного досуга. Такие родители часто выступают членами родительских комитетов и активными помощниками учителей в организации досуга школьников, подготовке и проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п., т.е. глубоко интегрированы в воспитательный процесс сельской школы.

    2. Семьи со средним воспитательным потенциалом и допустимым уровнем организации досуга детей. К данной категории отнесены семьи с одним и более детьми, средним уровнем доходов и работающим родителями, преимущественно имеющими среднее образование. В этих семьях воспитанием ребёнка занимаются родители и прародители, но основной упор делается на заботу о здоровье и уход за детьми. Построению внутирсемейных связей и традиций досуга не уделяется достаточного внимания, взаимоотношения строятся на взаимной моральной ответственности и любви к ребенку. Для большинства представителей этой группы школа – жизненно необходимый ресурс воспитания и «присмотра» за ребенком. Данная категория родителей ожидает от школы не только полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, но и организации интересного досуга. Отметим, что эта родительская группа, вряд ли сможет в силу занятости глубоко интегрироваться в воспитательный процесс сельской школы, активно посещать организуемые школой консультации, семинары и тренинги. В педагогическом взаимодействии с данной категорией родителей основной акцент делается на воспитание навыков правильной организации семейного досуга, жизнедеятельности семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.

    3. Семьи с низким воспитательным потенциалом и критическим уровнем организации досуга детей. К данной категории отнесены преимущественно многодетные семьи с низким уровнем доходов, неработающими или ведущими аморальный образ жизни родителями, преимущественно имеющими среднее образование. В этих семьях воспитанием ребёнка занимаются старшие дети и(или) прародители, присматривающие и ухаживающие за детьми. Построению внутирсемейных связей и традиций семейного досуга не уделяется достаточного внимания. Дети из таких семей находятся в тесном контакте с близкими родственниками, которые оказывают значительное влияние на их досуг. Школа рассматривается такими семьями как источник полноценного развития и обучения. Вместе с тем, данная группа родителей часто не включена в воспитательный процесс сельской школы, находится в позиции пассивных наблюдателей, не включаясь в работу по организацию досуга детей. Во взаимодействии с такими родителями основная задача состоит в установлении контактов, формировании представлений о родительских обязанностях, повышении педагогической культуры, в помощи родителям по устранению конфликтных ситуаций, по коррекции детско-родительских отношений и организации культурного семейного досуга.

Анализ результатов анкетирования и беседы с родителями показал, что: во-первых, родители и дети разобщены и мало времени проводят в общении друг с другом; во-вторых, позволил судить об относительной бедности досуговой деятельности в семье. Так, среди видов досуговой деятельности, родители чаще всего указывали просмотр телевизионных передач, прогулки на свежем воздухе, чтение книг, газет, журналов, пребывание за компьютером, игры с ребенком.

В целом опрос родителей младших школьников показал, что: во-первых, родители и дети разобщены и мало времени проводят в общении друг с другом; во-вторых, позволил судить об относительной бедности досуговой деятельности в семье. Так, среди видов досуговой деятельности, родители чаще всего указывали просмотр телевизионных передач, прогулки на свежем воздухе, чтение книг, газет, журналов, пребывание за компьютером, игры с ребенком.

Проведённое нами исследование позволило определить основные социально-педагогические проблемы родителей в области воспитания культуры досуга младших школьников в условиях сельского социума: недооценка роли культуры досуга в жизни семьи и ребёнка; представление о школе как об основном источнике и ресурсе досуговой деятельности при второстепенной роли семьи; недостаточное владение родителями разнообразными способами организации досуга ребёнка; отсутствие целенаправленной деятельности семьи по организации досуга ребёнка; недостаточная включённость семьи в сотрудничество со школой по организации детского досуга. К другим проблемам, типичным для сельского социума, можно отнести однообразие среды, относительную культурную бедность и социальную примитивность среды, ограниченный доступ к культурным и образовательным услугам, замкнутость и изолированность людей от внешнего мира, консерватизм сельских жителей.

Опросы младших школьников (1-4 классы) показали, что среди интересов и увлечений детей на первом месте стоят телевидение и компьютерные игры, далее – прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, игры, спорт, музыка и художественное творчество. Лишь незначительное количество опрошенных назвали в качестве основных увлечений книги (обычно их дома не более ста) и коллекционирование. Практически не встречались в ответах школьников такие занятия, как театрализованная и экологическая деятельность, техническое творчество, прикладной труд и туризм. К сожалению, младшими школьниками не назывались виды досуга, способствующие повышению эрудиции (посещение выставок, музеев, путешествия и т.д.), которые стимулировали бы их познавательную активность, способствовали бы освоению общечеловеческой культуры, исторических и литературных ценностей, формированию целостного детского мировоззрения. В ряде ответов дети отмечали, что занимаются в кружках при школе, однако практически никем из детей не назывались такие формы организации досуга как вечера встреч, творческие объединения, клубы, чья деятельность направлена на развитие коммуникативных умений, формирование способности использовать различные способы межличностного взаимодействия, повышение адаптивности к различным социальным ситуациям.

Для получения более полной информации о проведении семейного досуга младшим школьникам было дано задание выполнить два рисунка на темы: «Как я провожу свои выходные дни» и «Мои занятия дома в свободное время». Далее был поведён анализ фото- и видеоматериалов на тему «Досуг нашей семьи», предоставленных родителями младших школьников. Анализ полученных данных показал, что семейное представление о досуге ограничивается лишь отдыхом или отпуском, в то время как досуговая деятельность младших школьников должна носить образовательный, развивающий и воспитывающий характер.

В процессе участия в разработанной и реализованной нами совместно с учителями начальных классов образовательной программе, большинство родителей представили конкретные результаты-продукты совместной деятельности с детьми, среди которых можно выделить: создание проекта и фото-отчёта о проведении досуга с ребёнком, выпуск газеты «Традиция проведения свободного времени в кругу семьи»; дневник семейного досуга; календарь досуговой деятельности ребенка на год и другие.

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.

Воспитание культуры досуга младших школьников в условиях сельского социума определяется досуговым потенциалом образовательной среды. Сельский социум предоставляет ребёнку возможности для творчества, самовыражения, физического и интеллектуального совершенствования, но часто данные возможности остаются невостребованными в силу особенностей семейного воспитания, недостаточной степени заинтересованности и готовности родителей к организации досуга ребёнка, несформировавшегося стиля семейного досуга, социально-экономических и других условий.

Досуг младших школьников в условиях сельского социума характеризуется следующими особенностями: недостаточной наполненностью продуктивными видами деятельности; однообразием и бедностью содержания, преобладанием пассивных форм проведения досуга; отсутствием достаточного количества событийно значимых созидательных практик жизнедеятельности у детей; развлекательной, а не образовательной и развивающей направленностью; недостаточным соответствием индивидуальным склонностям и половозрастным интересам младших школьников; объектной позицией ребёнка.

Решение или смягчение проблемы воспитания культуры досуга младших школьников в условиях сельского социума, актуализирует поиск новых принципов организации деятельности сельской школы и форм более интенсивного использования педагогических ресурсов, социального окружения, внедрение модели педагогического сопровождения семей, заинтересованных в воспитании культуры досуга младших школьников. Такое сопровождение должно быть основано на взаимодействии педагогов и родителей в организации досуга младших школьников и пониматься как совместная, взаимодополняющая деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере реализует свой потенциал для решения общей задачи – развития ребенка как субъекта детской досуговой деятельности, воспитания внутренней культуры человека, позволяющей содержательно и с пользой проводить свободное время.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гарипов Л. Ф. Формирование культуры досуга младших школьников в процессе компьютерных игр: Диссертация ... канд. пед. н., - Москва, 2015.- 150 с.
2. Байбородова Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников: монография. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 88 с.
3. Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ средствами народного декоративно-прикладного искусства: Диссертация ... докт. пед. н. - Орел, 1995. - 349с.
4. Бочарова В. Г. Стратегия и механизмы влияния образования на социальное развитие села / В. Г. Бочарова // Сибирский учитель. - Новосибирск: НИПКиПРО , 2009. - № 2(62). - C.13-18.
5. Халюта З.А. Педагогические условия формирования и реализации миссии сельской школы: Диссертация ... канд. пед. н. – Омск, 2001. – 171 с.
6. Булгакова Е. Л. Организация внеучебной деятельности сельской школы как условие жизненного самоопределения школьников: Диссертация ... канд. пед. н. – Омск, 2007. – 223 с.
 



© 
Е.В. Намсинк, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru