viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

М.С. Ляшенко,  (К.пед. н., доцент, каф. иноязычной профессиональной коммуникации, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина )

А.Г. Амано,  (Магистрантка 1 курса, Факультета гуманитарных наук Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Психолого-педагогическая культура
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих преподавателей с точки зрения формирования психолого-педагогической культуры как компонента общей профессиональной культуры специалиста. В статье дается определение психолого-педагогической культуры, описывается компонентный состав, системообразующие факторы и существенные характеристики. В системе организационно-педагогических условий повышения уровня психолого-педагогической культуры авторы выделяют использование витагенной технологии. Особое внимание уделяется описанию этапов, механизмов и условий эффективного использования данной педагогической технологии. Авторы полагают, что высокий уровень психолого-педагогической культуры является характеристикой педагога нового типа.

Ключевые слова: Психолого-педагогическая культура, логико-смысловая модель, структурный компонент, организационно-педагогические средства, витагенная технология.

 

На современном этапе развития образовательного пространства, высшее образование ставит своей задачей не только профессиональную подготовку специалиста,  повышение  общего уровня культуры выпускника вуза. Процессы глобальной интеграции в сфере образования, инновационные процессы диктуют новые требования к выпускнику вуза, который должен быть готов решать  профессиональные задачи,  быть способным вести эффективный диалог, продуктивно взаимодействовать в поликультурном обществе, т.е. обладать компетенциями общекультурного, социального, профессионально-информационного взаимодействия. Требования общества и работодателей к специалистам с высоким уровнем общей и профессиональной культуры заставляют обратить внимание на определение путей повышения культурного уровня будущих специалистов. Формирование нового гуманистического сознания, в основе которого единство духовной, нравственной, интеллектуальной, физической жизнедеятельности человека, является основой создания нового типа гуманистического образования, ориентированного на человека как уникальную, духовно-природную, саморазвивающуюся систему [Вазина 2010:7].

Современная антропология рассматривает человека в трех измерениях: как существо природное, социальное и культурное.  Е.В. Бондаревская отмечает, что именно культура снимает противоречие между природными и социальными началами в человеке. Естественное вхождение человека в социум осуществляется только через культуру [Бондаревская 1995:30]. Поэтому одной из основных функций педагога в образовательном пространстве становится создание той культурной среды, которая будет обеспечивать единое пространство непрерывного личностно - профессионального саморазвития обучающихся и педагогов. Для осуществления этой задачи требуется педагог нового типа, обладающий высоким уровнем психолого-педагогической культуры. Психолого-педагогическая культура это значимое в социальном плане новообразование, характеризующееся сформированностью психолого-педагогического сознания, овладением определенной суммой психолого-педагогических знаний, позволяющих целенаправленно осуществлять целеполагание, планирование, исполнение, контроль, анализ, коррекцию и прогнозирование профессиональной деятельности. Психолого-педагогическая культура является подсистемой общей профессионально-педагогической культуры педагога. Психолого-педагогическая культура обладает сложной структурой и может быть представлена логико-смысловой моделью, где подсистемами  выступают аксиологическая, когнитивная, профессионально-образовательная, технологическая,  коммуникативная и регулятивная компоненты. Целостность составных частей обеспечивается прежде всего направленностью на определенный результат: система психолого-педагогической культуры, как и любая система, функционирует и развивается во имя достижения планируемого результата - формирование «человека культуры», специалиста-интеллигента.  Результат как итог целенаправленной деятельности по формированию психолого-педагогической культуры является системообразующим фактором,  создающим упорядоченное взаимодействие подсистем внутри самой системы. Отталкиваясь от ценностных ориентаций и мотивационных установок, проходя через систему познавательных умений психолого-педагогическая культура  в своем экстенсивном развитии тесно связана с профессионально - образовательной компонентой, сопровождающей процесс  формирования основных компетенций через  технологический компонент и творчество. Коммуникативный компонент обеспечивает эффективность становления психолого-педагогической культуры, выводит ее на стадию рефлексии и  регуляции своих состояний, которая в конечном итоге неразрывно связана с мотивационной стороной, такими существенными характеристиками личности как направленность, установки, побуждения.

Таким образом, создается замкнутая структура компонентов: аксиологический – когнитивный - профессионально - образовательный – технологический -  коммуникативный - регулятивный - аксиологический.

Структурные компоненты психолого-педагогической культуры не только взаимодействуют, но и взаимодополняют друг друга, создавая тем самым высокую степень целостности системы психолого-педагогической культуры.  Результативная деятельность, побуждаемая внутренними потребностями и, как результат, мотивацией, является системообразующим  тем необходимым и достаточным условием для возникновения,  становления и интенсивного развития системы психолого-педагогической культуры.

Психолого-педагогическая культура характеризует знание и понимание педагогом психологии той возрастной группы, с которой он работает  и в соответствии с этим умение анализировать и преобразовывать образовательное пространство с целью актуализации мотивации и саморазвития обучающихся. Ее существенными характеристиками мы считаем:

  • гуманистическую педагогическую позицию педагога по отношению к обучающимся, коллегам, родителям (аксиологический компонент);
  • профессиональную компетентность, общий уровень образованности и эрудиции (когнитивный, профессионально-образовательный компонент);
  • технологический уровень творческой самореализации, характеризующий креативное использование разнообразия педагогических технологий на этапах образовательного процесса (технологический компонент);
  • культуру профессионального поведения, включающую нормы нравственности и этики педагогической деятельности, различные стили общения и взаимодействия, способы саморегуляции (коммуникативный, регулятивный компоненты).

Следует отметить, что уровень психолого-педагогической культуры зависит от сформированности всех ее компонентов: аксиологической, когнитивной, профессионально-образовательной, технологической, коммуникативной, регулятивной. Компоненты, входящие в структуру психолого-педагогической культуры, одинаково важны для характеристики каждого учителя, хотя индивидуальность учителя, своеобразие его личности, особенности характера накладывают отпечаток на их проявление. Преподаватель, обладающий высоким уровнем психолого-педагогической культуры, будет ориентирован на общие принципы построения гуманистического образовательного пространства:

  • природосообразность, биоадекватность, предполагающие признание духовно-физического здоровья как универсальной ценности человека;
  • культурологический подход к образовательному пространству, обучение в контексте культур;
  • личностно-ориентированный подход, постулирующий уникальность, индивидуальность каждого;
  • личная ответственность человека за качество своей жизни, формируемая в процессе обучения технологиям построения собственной жизни в изменяющихся социально-экономических условиях;
  • субъект-субъектное взаимодействие педагога и студентов как условие создания эффективного образовательного пространства.

В системе методических, организационно-педагогических средств повышения уровня психолого-педагогической культуры в вузе нами были выделены в качестве наиболее эффективных следующие:

  • витагенная технологии обучения;
  • демократические, диалоговые способы взаимодействия педагога и обучающихся (принцип партисипативности);
  • вариативность в применении различных педагогических технологийс использованием инновационных методов организации учебного процесса в вузе;
  • проектирование как инновационный метод управления.

Формирование психолого-педагогической культуры студентов в  вузе осуществляется  на технологическом уровне разработанной нами дидактической модели, предполагающем внедрение в образовательный процесс  витагенной технологии,  в основе которой лежит метод  активизации жизненного опыта. В основе взаимодействия педагога и обучающихся должны лежать взаимоотношения на основе взаимного уважения, доброжелательности, сотрудничества, взаимопомощи. Мы полагаем, что использование в образовательном процессе витагенной технологии, разработанной К.А. Романовой, повышает уровень психолого-педагогической культуры обучающихся. Витагенная технология состоит из трех этапов: проблемно-целевого, проектно-поискового, рефлексивного и выполняет  аналитическую, проектировочную, мониторинговую, результативную функции. Теоретико-методологической основой витагенной модели является витагенный, или жизненный, опыт человека - опора на индивидуальный уровень развития субъекта при моделировании его дальнейшего саморазвития. К.А. Романова выделяет универсальные механизмы  витагенного опыта: внешний, определяющий необходимые и достаточные условия для гармоничного взаимодействия человека со средой, и внутренний, характеризующийся единством возможностей (задатков) и способностей человека [Романова 2005: 186]. Педагогу,   применяющему витагенную технологию в учебном процессе необходимо быть открытым (как учителю, так и ученику) собственным мыслям и переживаниям, способным открыто их выражать и транслировать в межличностное коммуникативное пространство;  быть готовым принять  и понять каждого ученика с его способностями и возможностями; быть способным к эмпатическому пониманию поведения каждого учащегося, обусловленного его внутренней позицией и индивидуальными особенностями. Витагенное обучение коренным образом видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания. Главной целью образования здесь является самоактуализация интеллектуально-психологического потенциала личности. А. Маслоу выделяет 14 характеристик «самоактуализирующейся личности», к которым относятся следующие: адекватное восприятие действительности; признание себя, других и природы; чувствительность к проблемам; желание одиночества и уединения; независимость от других; желание оценки своих действий; сочувствие или сострадание; уважение всех; нравственные качества; доброжелательное чувство юмора; творческий характер. Данные концепции характеризуют понятие «Я-концепции», отражающей  самовосприятие личности и включающей в себя когнитивный, эмоциональный, волевой компоненты.

Для формирования позитивной самооценки преподавателю необходимо овладеть следующими умениями:

  • умением понять и принять себя; умением понять и принять другого; умение произвольно направлять внимание на свои ощущения для их анализа и определения их характера;
  • регулировать свое общение, способность устанавливать эмоциональный контакт, что предполагает способность к эмпатии - постижении эмоционального состояния другого, путем эмоционального вчуствования в его переживания.

Только педагог, обладающий высоким уровнем психолого-педагогической культуры, может характеризоваться как чувствительный педагог нового типа.  Процесс формирования психолого-педагогической культуры педагога представляет собой взаимосвязанный непрерывный синтез когнитивного компонента (сознание, ум)  и аксиологического (чувства, совесть, ценности, мотивация), результатом которого становится преподаватель нового типа, чувствительный к  психолого-педагогическим изменениям  и способный привнести эти необходимые изменения в профессионально-образовательное пространство на коммуникативном  и технологическом уровнях.  Как результат, через компонент  педагогической рефлексии происходит регуляция и необходимая коррекция педагогической деятельности.

Только через внутреннюю культуру педагог сможет выстроить гармоничные и продуктивные отношения с обучающимися. Основываясь на чувствах (аксиологический) и мысли (когнитивный) педагог переходит к действию через коммуникативный и технологический компоненты, оценивает себя на этапе рефлексии и регуляции.

Сегодня ученые все настойчивее высказываются о необходимости перехода на принципиально новую образовательную парадигму, где человек, его развитие становится центром, ядром образовательного процесса, а культура (предметное содержание) является средством, обеспечивающим это развитие (К.Я. Вазина, Э.Ф. Зеер, В.П.Зинченко, В.Я.  Ляудис, М.К. Мамардашвили, Д.Б. Эльконин и др.).

Педагогическими условиями, обеспечивающими формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе являются следующие: готовность преподавателей к формированию психолого-педагогической культуры; мотивация педагогов на формирование психолого-педагогической культуры; учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов обучающихся; профессиональная направленность психолого-педагогических знаний; технологизация учебного процесса; субъект- субъектное взаимодействие педагогов и студентов;  мониторинг сформированности психолого-педагогической культуры.

 Для достижения поставленных задач педагоги нового типа должны обладать высоким уровнем психолого-педагогической культуры, в основе которой лежит  профессиональная компетентность, доброжелательность, терпимость, понимание обучающегося, готовность строить взаимоотношения на основах паритета и взаимного уважения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондаревская Е.В.Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания//Педагогика.- 1995.-№4.- С.29-36.
2. Вазина К.Я. Познание и духовно-нравственное сотворение себя.- Н. Новгород: ВГИПУ, 2010- 218с.
3. Ляшенко М.С.Научно-теоретические основы формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе.- Н.Новгород:ВГИПУ, 2010- 115с.
4. Романова К.А. Витагенная модель профессионально-экологического образования: монография.- Н.Новгород: ВГИПА, 2005.-360с.
 



© 
М.С. Ляшенко, А.Г. Амано, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru