viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

М.С. Ляшенко,  (К.пед. н., доцент, каф. иноязычной профессиональной коммуникации, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина )

А.Г. Амано,  (Магистрантка 1 курса, Факультета гуманитарных наук Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)

Серия «Гуманитарные науки» # ФЕВРАЛЬ  2016

Психолого-педагогическая культура
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих преподавателей с точки зрения формирования психолого-педагогической культуры как компонента общей профессиональной культуры специалиста. В статье дается определение психолого-педагогической культуры, описывается компонентный состав, системообразующие факторы и существенные характеристики. В системе организационно-педагогических условий повышения уровня психолого-педагогической культуры авторы выделяют использование витагенной технологии. Особое внимание уделяется описанию этапов, механизмов и условий эффективного использования данной педагогической технологии. Авторы полагают, что высокий уровень психолого-педагогической культуры является характеристикой педагога нового типа.

Ключевые слова: Психолого-педагогическая культура, логико-смысловая модель, структурный компонент, организационно-педагогические средства, витагенная технология.

 

На современном этапе развития образовательного пространства, высшее образование ставит своей задачей не только профессиональную подготовку специалиста,  повышение  общего уровня культуры выпускника вуза. Процессы глобальной интеграции в сфере образования, инновационные процессы диктуют новые требования к выпускнику вуза, который должен быть готов решать  профессиональные задачи,  быть способным вести эффективный диалог, продуктивно взаимодействовать в поликультурном обществе, т.е. обладать компетенциями общекультурного, социального, профессионально-информационного взаимодействия. Требования общества и работодателей к специалистам с высоким уровнем общей и профессиональной культуры заставляют обратить внимание на определение путей повышения культурного уровня будущих специалистов. Формирование нового гуманистического сознания, в основе которого единство духовной, нравственной, интеллектуальной, физической жизнедеятельности человека, является основой создания нового типа гуманистического образования, ориентированного на человека как уникальную, духовно-природную, саморазвивающуюся систему [Вазина 2010:7].

Современная антропология рассматривает человека в трех измерениях: как существо природное, социальное и культурное.  Е.В. Бондаревская отмечает, что именно культура снимает противоречие между природными и социальными началами в человеке. Естественное вхождение человека в социум осуществляется только через культуру [Бондаревская 1995:30]. Поэтому одной из основных функций педагога в образовательном пространстве становится создание той культурной среды, которая будет обеспечивать единое пространство непрерывного личностно - профессионального саморазвития обучающихся и педагогов. Для осуществления этой задачи требуется педагог нового типа, обладающий высоким уровнем психолого-педагогической культуры. Психолого-педагогическая культура это значимое в социальном плане новообразование, характеризующееся сформированностью психолого-педагогического сознания, овладением определенной суммой психолого-педагогических знаний, позволяющих целенаправленно осуществлять целеполагание, планирование, исполнение, контроль, анализ, коррекцию и прогнозирование профессиональной деятельности. Психолого-педагогическая культура является подсистемой общей профессионально-педагогической культуры педагога. Психолого-педагогическая культура обладает сложной структурой и может быть представлена логико-смысловой моделью, где подсистемами  выступают аксиологическая, когнитивная, профессионально-образовательная, технологическая,  коммуникативная и регулятивная компоненты. Целостность составных частей обеспечивается прежде всего направленностью на определенный результат: система психолого-педагогической культуры, как и любая система, функционирует и развивается во имя достижения планируемого результата - формирование «человека культуры», специалиста-интеллигента.  Результат как итог целенаправленной деятельности по формированию психолого-педагогической культуры является системообразующим фактором,  создающим упорядоченное взаимодействие подсистем внутри самой системы. Отталкиваясь от ценностных ориентаций и мотивационных установок, проходя через систему познавательных умений психолого-педагогическая культура  в своем экстенсивном развитии тесно связана с профессионально - образовательной компонентой, сопровождающей процесс  формирования основных компетенций через  технологический компонент и творчество. Коммуникативный компонент обеспечивает эффективность становления психолого-педагогической культуры, выводит ее на стадию рефлексии и  регуляции своих состояний, которая в конечном итоге неразрывно связана с мотивационной стороной, такими существенными характеристиками личности как направленность, установки, побуждения.

Таким образом, создается замкнутая структура компонентов: аксиологический – когнитивный - профессионально - образовательный – технологический -  коммуникативный - регулятивный - аксиологический.

Структурные компоненты психолого-педагогической культуры не только взаимодействуют, но и взаимодополняют друг друга, создавая тем самым высокую степень целостности системы психолого-педагогической культуры.  Результативная деятельность, побуждаемая внутренними потребностями и, как результат, мотивацией, является системообразующим  тем необходимым и достаточным условием для возникновения,  становления и интенсивного развития системы психолого-педагогической культуры.

Психолого-педагогическая культура характеризует знание и понимание педагогом психологии той возрастной группы, с которой он работает  и в соответствии с этим умение анализировать и преобразовывать образовательное пространство с целью актуализации мотивации и саморазвития обучающихся. Ее существенными характеристиками мы считаем:

  • гуманистическую педагогическую позицию педагога по отношению к обучающимся, коллегам, родителям (аксиологический компонент);
  • профессиональную компетентность, общий уровень образованности и эрудиции (когнитивный, профессионально-образовательный компонент);
  • технологический уровень творческой самореализации, характеризующий креативное использование разнообразия педагогических технологий на этапах образовательного процесса (технологический компонент);
  • культуру профессионального поведения, включающую нормы нравственности и этики педагогической деятельности, различные стили общения и взаимодействия, способы саморегуляции (коммуникативный, регулятивный компоненты).

Следует отметить, что уровень психолого-педагогической культуры зависит от сформированности всех ее компонентов: аксиологической, когнитивной, профессионально-образовательной, технологической, коммуникативной, регулятивной. Компоненты, входящие в структуру психолого-педагогической культуры, одинаково важны для характеристики каждого учителя, хотя индивидуальность учителя, своеобразие его личности, особенности характера накладывают отпечаток на их проявление. Преподаватель, обладающий высоким уровнем психолого-педагогической культуры, будет ориентирован на общие принципы построения гуманистического образовательного пространства:

  • природосообразность, биоадекватность, предполагающие признание духовно-физического здоровья как универсальной ценности человека;
  • культурологический подход к образовательному пространству, обучение в контексте культур;
  • личностно-ориентированный подход, постулирующий уникальность, индивидуальность каждого;
  • личная ответственность человека за качество своей жизни, формируемая в процессе обучения технологиям построения собственной жизни в изменяющихся социально-экономических условиях;
  • субъект-субъектное взаимодействие педагога и студентов как условие создания эффективного образовательного пространства.

В системе методических, организационно-педагогических средств повышения уровня психолого-педагогической культуры в вузе нами были выделены в качестве наиболее эффективных следующие:

  • витагенная технологии обучения;
  • демократические, диалоговые способы взаимодействия педагога и обучающихся (принцип партисипативности);
  • вариативность в применении различных педагогических технологийс использованием инновационных методов организации учебного процесса в вузе;
  • проектирование как инновационный метод управления.

Формирование психолого-педагогической культуры студентов в  вузе осуществляется  на технологическом уровне разработанной нами дидактической модели, предполагающем внедрение в образовательный процесс  витагенной технологии,  в основе которой лежит метод  активизации жизненного опыта. В основе взаимодействия педагога и обучающихся должны лежать взаимоотношения на основе взаимного уважения, доброжелательности, сотрудничества, взаимопомощи. Мы полагаем, что использование в образовательном процессе витагенной технологии, разработанной К.А. Романовой, повышает уровень психолого-педагогической культуры обучающихся. Витагенная технология состоит из трех этапов: проблемно-целевого, проектно-поискового, рефлексивного и выполняет  аналитическую, проектировочную, мониторинговую, результативную функции. Теоретико-методологической основой витагенной модели является витагенный, или жизненный, опыт человека - опора на индивидуальный уровень развития субъекта при моделировании его дальнейшего саморазвития. К.А. Романова выделяет универсальные механизмы  витагенного опыта: внешний, определяющий необходимые и достаточные условия для гармоничного взаимодействия человека со средой, и внутренний, характеризующийся единством возможностей (задатков) и способностей человека [Романова 2005: 186]. Педагогу,   применяющему витагенную технологию в учебном процессе необходимо быть открытым (как учителю, так и ученику) собственным мыслям и переживаниям, способным открыто их выражать и транслировать в межличностное коммуникативное пространство;  быть готовым принять  и понять каждого ученика с его способностями и возможностями; быть способным к эмпатическому пониманию поведения каждого учащегося, обусловленного его внутренней позицией и индивидуальными особенностями. Витагенное обучение коренным образом видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания. Главной целью образования здесь является самоактуализация интеллектуально-психологического потенциала личности. А. Маслоу выделяет 14 характеристик «самоактуализирующейся личности», к которым относятся следующие: адекватное восприятие действительности; признание себя, других и природы; чувствительность к проблемам; желание одиночества и уединения; независимость от других; желание оценки своих действий; сочувствие или сострадание; уважение всех; нравственные качества; доброжелательное чувство юмора; творческий характер. Данные концепции характеризуют понятие «Я-концепции», отражающей  самовосприятие личности и включающей в себя когнитивный, эмоциональный, волевой компоненты.

Для формирования позитивной самооценки преподавателю необходимо овладеть следующими умениями:

  • умением понять и принять себя; умением понять и принять другого; умение произвольно направлять внимание на свои ощущения для их анализа и определения их характера;
  • регулировать свое общение, способность устанавливать эмоциональный контакт, что предполагает способность к эмпатии - постижении эмоционального состояния другого, путем эмоционального вчуствования в его переживания.

Только педагог, обладающий высоким уровнем психолого-педагогической культуры, может характеризоваться как чувствительный педагог нового типа.  Процесс формирования психолого-педагогической культуры педагога представляет собой взаимосвязанный непрерывный синтез когнитивного компонента (сознание, ум)  и аксиологического (чувства, совесть, ценности, мотивация), результатом которого становится преподаватель нового типа, чувствительный к  психолого-педагогическим изменениям  и способный привнести эти необходимые изменения в профессионально-образовательное пространство на коммуникативном  и технологическом уровнях.  Как результат, через компонент  педагогической рефлексии происходит регуляция и необходимая коррекция педагогической деятельности.

Только через внутреннюю культуру педагог сможет выстроить гармоничные и продуктивные отношения с обучающимися. Основываясь на чувствах (аксиологический) и мысли (когнитивный) педагог переходит к действию через коммуникативный и технологический компоненты, оценивает себя на этапе рефлексии и регуляции.

Сегодня ученые все настойчивее высказываются о необходимости перехода на принципиально новую образовательную парадигму, где человек, его развитие становится центром, ядром образовательного процесса, а культура (предметное содержание) является средством, обеспечивающим это развитие (К.Я. Вазина, Э.Ф. Зеер, В.П.Зинченко, В.Я.  Ляудис, М.К. Мамардашвили, Д.Б. Эльконин и др.).

Педагогическими условиями, обеспечивающими формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе являются следующие: готовность преподавателей к формированию психолого-педагогической культуры; мотивация педагогов на формирование психолого-педагогической культуры; учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов обучающихся; профессиональная направленность психолого-педагогических знаний; технологизация учебного процесса; субъект- субъектное взаимодействие педагогов и студентов;  мониторинг сформированности психолого-педагогической культуры.

 Для достижения поставленных задач педагоги нового типа должны обладать высоким уровнем психолого-педагогической культуры, в основе которой лежит  профессиональная компетентность, доброжелательность, терпимость, понимание обучающегося, готовность строить взаимоотношения на основах паритета и взаимного уважения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондаревская Е.В.Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания//Педагогика.- 1995.-№4.- С.29-36.
2. Вазина К.Я. Познание и духовно-нравственное сотворение себя.- Н. Новгород: ВГИПУ, 2010- 218с.
3. Ляшенко М.С.Научно-теоретические основы формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе.- Н.Новгород:ВГИПУ, 2010- 115с.
4. Романова К.А. Витагенная модель профессионально-экологического образования: монография.- Н.Новгород: ВГИПА, 2005.-360с.
 



© 
М.С. Ляшенко, А.Г. Амано, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru